© Данная статья была опубликована в № 06/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 06/2005
  • Город, имя твоё существует!

    Город, имя твоё существует!

    Шумерская культура в литературных
    и исторических памятниках

    Интегрированный урок по литературе и истории. 5-й класс

     

    Шумерская культура очень древняя и по сравнению, например, с египетской не так широко освещена в учебных изданиях — этим обосновывается выбор темы интегрированного урока.
    Эпос о Гильгамеше является основным источником для изучения шумерской культуры, однако он труден для осмысления учащимися 5-х классов. Между тем история и культура этого народа вызывают живой интерес, что и подтолкнуло нас к разработке такого интегрированного урока по литературе и истории, который помог бы реализовать комплекс учебно-познавательных, эвристических и творческих умений и навыков пятиклассников.
    На трёхчасовом занятии решались задачи по закреплению таких умений и навыков, как постановка вопросов, выделение главного в различных текстах, формулирование полного, развёрнутого ответа, структурирование самостоятельно отобранной информации в краткое сообщение, работа с исторической картой, обобщение на основе полученных фактов. Одновременно с этим на протяжении всей работы по теме осуществлялось формирование навыка оценивания и самооценки.
    В итоге учащиеся смогли освоить большой по объёму, новый для них сложный материал; справиться с заданиями, требующими аналитических навыков работы, реализовать себя в различных видах урочной и внеурочной деятельности.
    Интегрированный урок может быть проведён в более простой форме. Этот вариант отличается тем, что основная работа осуществляется непосредственно на уроке, акцент делается на развитие умений самостоятельно работать со справочной литературой. Такой вариант урока может проводить один учитель — либо истории, либо литературы.
    Домашнее задание к уроку. Организуются 3 группы: знатоки мифологии, истории, географии, которые получают опережающее задание. Два человека получают индивидуальное задание по изучению священных ритуалов шумеров.

    ХОД УРОКА

    Гильгамеш. Скульптурное изображение

    Гильгамеш

    Скульптурное изображение

    Учитель истории (УИ). Вы уже знаете, что история народов запечатлевается в различных памятниках культуры. Вы также знаете, что памятники культуры бывают преходящими, а бывают и вечными, среди которых самыми ценными являются памятники письменной культуры. Шумеры, как и египтяне, тоже оставили о себе память в слове, в мудрых изречениях.
    Учитель литературы (УЛ). Не возвращай дьявола своему противнику. Отправляй справедливость своему врагу. Делай добро, будь добр во все твои дни. О сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
    УИ. Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих — какие из них принадлежали святым, а какие грешникам?
    УЛ. Не совершайте преступлений, и боязнь [вашего бога] не настигнет вас. Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека сочтены, все дела его лишь ветер.
    УИ. B этом последнем изречении и заключается проблема, которую мы должны сегодня решить. Для чего человек трудится, созидает, можно ли сказать, что дела его «лишь ветер»? (Запись на доске.)
    У вас уже прошли уроки по истории, литературе, на которых вы получили знания о создании мира и человека в представлении шумеров.
    Задача сегодняшнего урока — расширить знания о шумерской мифологии, о быте, нравах и обычаях шумерских городов-государств. Кроме того, вы должны будете закрепить свои навыки и умения по работе с различными источниками, картами, которые развивали в течение I четверти, и приобрести новые. Для этого вам предлагается выполнить ряд групповых и индивидуальных работ и защитить творческие проекты, приготовленные дома.
    Основные наши источники сегодня — эпос о Гильгамеше, энциклопедии и карты. С их помощью мы выполним три задания. Работы по заданиям будем оценивать вместе по критериям, которые лежат перед вами на партах.

    ЗАДАНИЕ I

    Фрагмент «Эпоса о Гильгамеше»
    Фрагмент «Эпоса о Гильгамеше»

    Юные мифологи изучили текст о Гильгамеше, уделили особенное внимание религии шумеров, пополнили свои сведения информацией из энциклопедий и сейчас расскажут вам о шумерской мифологии. Обратите внимание на критерии, которые они должны были учесть при выполнении задания:
    • умение отобрать из текста главную и интересную информацию;
    • стройная, логичная структура ответа;
    • самостоятельное осмысление материала, выраженное через оценку явления или факта, о которых сообщают;
    • грамотная речь;
    • умение ответить на вопрос.
    Задание для групп, сидящих на местах: после сообщения группы у доски вам будет дано время на то, чтобы сформулировать свой вопрос по той информации, которую вам предоставят. Выступающие должны ответить на ваш вопрос, а вы получите оценку за его формулировку. Посмотрите на отпечатанных листочках критерии оценивания вопроса:
    • вопрос к представленной информации;
    • вопрос, требующий не прямого ответа, а рассуждений;
    • правильное соединение частей вопроса (союз);
    • умение в вопросе отразить понимание полученной информации;
    • грамотная речь.
    Итак, слушаем знатоков по шумерской мифологии.

    Два ученика предоставляют дополнительную информацию о священных ритуалах, с которой они самостоятельно ознакомились, прочтя книгу о шумерской культуре. Информация должна быть облечена в оригинальную творческую форму.

    УИ. В мифах, гимнах, пословицах шумеры оставили нам сведения о верованиях, которые пронизывали каждую их мысль и поступок. Письменные тексты рассказывают о тщательно продуманных религиозных ритуалах, о пантеоне богов, о мрачном подземном мире. Кроме текстов, красочные изображения месопотамских религий существуют в виде многочисленных цилиндрических печатей, обнаруженных в руинах городов. Прокатанные по глине, они оставляют рельефные оттиски изображений богов, священных символов и простых смертных с их подношениями богам. О благоговении перед богами свидетельствуют статуэтки молящихся, широко раскрытыми глазами созерцающих божество.

    Приглашаются ученики, выполнившие индивидуальное задание.
    Одна минута даётся группам на составление вопросов, которые затем заслушиваются.
    Выступившие отвечают на эти вопросы.
    Таким образом происходит оценивание трёх видов работы на уроке: выступления группы, постановки вопросов, индивидуального выступления.

    ЗАДАНИЕ II

    Города-государства шумерской цивилизации

    УЛ. Кроме сведений о богах, священных ритуалах, тексты дают и другую информацию, в частности об обычаях, нравах народа, о городах, их устройстве и быте. Что касается шумерской культуры, то сведения о ней мы получили сравнительно недавно, в конце XIX в., благодаря усилиям не только археологов, которые раскопали в песках города и зиккураты, но и учёных-лингвистов, раскрывших тайну клинописи. Поэтому вновь можно повторить слова поэта, жившего в Уре: «Город, хоть ты разграблен, имя твоё существует». Одним из источников информации о шумерских городах явился эпос о Гильгамеше, который вы все прочитали, но исторические сведения представит нам группа историков. Они расскажут о быте, нравах, обычаях Урука, правителем которого был Гильгамеш.

    Критерии оценки группы историков:
    • умение отбирать интересную информацию;
    • умение её структурировать;
    • умение устанавливать связи между выделенными фактами, явлениями;
    • умение иллюстрировать материал;
    • грамотная речь.
    После выступления — оценивание по критериям.

    УИ. Необходимо дополнить наши знания о городах-государствах сведениями из других источников. Для вас подготовлены тексты, которые мы вместе прочтём вслух, затем каждая группа выделит в своём отрывке главную информацию и сформулирует её в предложение-суждение. (Учитель назначает в каждой группе чтеца или читает сам.)

    Учитель ещё раз повторяет задание. Оно выполняется устно: закрепляется навык I четверти — выделить главную информацию в тексте.

    1. В шумерской легенде рассказывается о чудовищах — полулюдях-полурыбах, которые познакомили жителей шумерских городов с письменностью, сельским хозяйством, обработкой металлов. В легенде рассказывается, что шумеры были очень удивлены этим даром богов, точно так же, как и сейчас удивляются историки, пытающиеся объяснить возникновение в высушенной, безлесной равнине между Тигром и Евфратом высокоразвитой шумерской цивилизации.
    2. Около 5000 тыс. лет до н.э. древние люди стали использовать воды Евфрата для орошения плодородной, но безводной равнины. Они разводили овец и коз в поросших низкой растительностью пустынных окрестностях, окружавших орошаемые поля, и собирали богатые уловы рыбы у берегов Персидского залива. Условия жизни были благоприятны для древних жителей этого района. Это обстоятельство во многом объясняет, что в последующем в Месопотамии поднялись такие мощные города, как Урук, Ур и Ниппур. Каждый из воздвигнутых из кирпича городов насчитывал десятки тысяч жителей.
    3. В то время, когда большинство населения Земли ютилось в пещерах и грубых хижинах, занимаясь собиранием съедобных растений, чтобы прокормиться, обитатели шумерских городов жили в развивающемся обществе, управляемом жрецами, лугалями, а потом и царями. Они научились собирать налоги, вершить суд, возводить величественные здания. Развитие земледелия, ремесла и торговли подтолкнуло шумеров к созданию письменности. Многочисленные школы писцов готовили образованных чиновников и посвящали их в секреты управления государством.
    4. Живое дыхание того далёкого мира ощущается в одной из археологических находок — Штандарте Ура (Каменная плита). С одной стороны на ней изображён царь, приготовившийся принять группу обнажённых и связанных пленников. Он восседает над плотными рядами солдат, шагающими на врага; ниже можно видеть царские колесницы, управляемые метателями дротиков. На обратной стороне изображены сцены мира, с пирующим царем и его приближёнными, а под ними люди, приносящие коз, рыбу, всякую снедь. Не ясно, что восхваляется на Штандарте Ура — мир или война, но он отражает соперничество между городами-государствами Шумера.
    5. По объяснению учёных, то, что способствовало расцвету городов, по всей видимости, привело и к их упадку. Активное орошение земель стало причиной их засоления и снижения плодородия. Постоянные столкновения между городами-государствами за владение лучшими землями и водою ослабили их способность отражать набеги внешних врагов. Даже несущая жизнь река оказалась непостоянным союзником, потому что её русло медленно перемещалось на запад, оставляя города погибать в пустыне. Сегодня только груды битого кирпича говорят о том, что здесь когда-то существовала великая цивилизация.

    ЗАДАНИЕ III

    Тексты с ошибками

    УИ. Теперь выполним другое задание: вам предлагаются тексты с ошибками на обобщение сведений о шумерских городах-государствах.
    Прочитайте текст, определите ошибку, объясните, в чём она заключается и исправьте текст.

    Критерии оценивания работы с текстом:
    • умение выявить ошибку;
    • умение объяснить, в чем заключается ошибка;
    • умение грамотно построить исправленное предложение;
    • умение полно ответить: связать все вышеуказанные части;
    • грамотность речи.
    Оценку получает тот ученик из группы, который отвечает.

    1. Урук — красивейший город Шумера. Все дома здесь построены из белого камня, добываемого поблизости. В ярких лучах солнца блестят купола храмов и дворцов, возвышаются стены, охраняемые лучниками, а на многочисленных площадях идёт бойкая торговля изделиями ремесленников.
    2. От пристани на реке Тигр готовится отплыть торговый корабль. Он загружен слитками меди и серебра. Шумерские купцы рассчитывают выгодно продать их в чужих краях. Ещё один корабль прибыл издалека: носильщики выгружают мешки с зерном, в котором так нуждаются жители Урука.
    3. О том, что жители шумерских городов владели письменностью, поведали многочисленные дощечки, найденные во время археологических раскопок. Они покрыты таинственными иероглифическими значками, которые рисовались специально заостренной палочкой, обмазанной краской.
    4. Дворцы, храмы, дома строили в Шумере из больших глиняных кирпичей. Топлива было много, поэтому кирпичи обжигали, а не сушили на солнце. Чтобы добыть древесину, снаряжали походы в далёкие труднодоступные египетские горы. Поэтому только в домах бедняков были деревянные двери.
    5. Жители шумерских городов отличались удивительным миролюбием. Имея сильную, хорошо вооружённую армию, они не совершали никаких завоевательных походов, используя её лишь для защиты своих городов. Врагов же у шумеров было мало, потому что нечего было захватывать в этой бедной полезными ископаемыми и выжженной солнцем местности.

    ЗАДАНИЕ IV

    Работа с картой Древнего мира;
    картами Египта и Шумера.

    УИ. Мы с вами уже учились читать условные обозначения на исторической карте, а сегодня будем сравнивать условные обозначения на картах двух государств — Египта и Шумера.
    Наша цель: составить представление об особенностях формирования и развития шумерской цивилизации; выявить различия между обозначениями на картах и установить причины этих различий; сформулировать особенности формирования и развития Шумера.

    Этапы выполнения задания

    1. Определить условные обозначения: а) границы государства; б) города и столицы; в) районы земледелия; г) полезные ископаемые; д) завоевательные походы.

    Пояснения к заданиям по условным обозначениям

    Обратите внимание:

    • на занимаемую государствами территорию в период их расцвета и на точность обозначения границ;
    • на обозначение столиц и других городов, а также на расположение городов относительно рек;
    • на территорию земледелия и её расположение относительно рек;
    • на обозначения полезных ископаемых и их месторождения на территории государств;
    • обозначения завоевательных походов.

    Группы получают задания для работы с перечисленными условными обозначениями и делают выводы.

    Итог работы: выявление особенностей формирования и развития Шумера по сравнению с Египтом (запись в тетрадь по истории):
    • отсутствие единого государства и единого правителя; нет чётких границ государства;
    • отсутствие столицы, изменение русла рек относительно городов;
    • более широкая полоса земледелия, низкие берега, бурные разливы рек, затопление земли;
    • отсутствие полезных ископаемых, необходимость их поставок (отсутствие гор в Шумере);
    • не велись завоевательные походы на соседние страны, однако случались военные столкновения между городами-государствами.

    УИ. Проделанная аналитическая работа с условными обозначениями является новой для вас, поэтому попробуем устно оценить себя и запишем критерии оценивания:
    • умение структурировать ответ;
    • умение выявить различия;
    • умение объяснить различия;
    • умение дать полный ответ;
    • речевая грамотность.

    УЛ. Выявленные особенности развития шумерской цивилизации можно подтвердить и эпосом о Гильгамеше.
    Группа юных географов самостоятельно изучила по тексту маршрут путешествий Гильгамеша и составила свою карту.

    Требования к работе, по которым она будет оцениваться:
    • точность определения географических ориентиров в художественном тексте;
    • правильное расположение выявленных географических точек на самостоятельно созданной карте относительно Урука;
    • правильное использование общепринятых условных обозначений на этой карте;
    • рассказ с опорой на сюжет и его демонстрация по карте;
    • правильное, аккуратное, красочное оформление работы.

    Выступление группы. Обсуждение и оценивание.

    УЛ. Когда учёные расшифровали клинописные таблички и познакомились с эпосом о Гильгамеше, все единодушно признали его выдающимся произведением героико-эпической поэзии не только Востока, но и всего мира. Некоторые даже утверждают, что это одна из вершин художественно-философской мысли, достигнутая более чем за тысячу лет до «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
    Вы проделали большую работу — проанализировали текст с разных точек зрения: в чём вы видите значение эпоса о Гильгамеше?

    Выслушиваются мнения ребят.

    УЛ. В заключение вернёмся к началу урока и решим проблему, которая была сформулирована.

    Учитель повторяет проблемный вопрос — ученики делают обобщение по теме.

    Вариант интегрированного урока

    Изучение эпоса о Гильгамеше

    Два урока посвящаются поэтапному изучению текста. Школьников нужно подвести к пониманию того, почему этот памятник входит в сокровищницу мировой литературы.
    Третий урок посвящён образу главного героя — Гильгамеша.
    Историческая справка учителя об аккадском варианте эпоса и открытии памятника. Сообщение о целях изучения эпоса о Гильгамеше — начало первого урока. Далее ученики делятся на пять групп и самостоятельно знакомятся с таблицами текста, выполняя задания; затем дети представляют выполненные задания, учитель по необходимости дополняет их. При этом делаются краткие записи в тетрадь, обобщаются полученные сведения.

    Изображение шумерского бога Солнца

    Гильгамеш борется со львом

    Изображение
    шумерского бога Солнца
    Гильгамеш
    борется со львом

    Работа по группам

    1. Знатоки мифов выписывают из текста имена основных богов (учитель должен проверить), ищут сведения о них в словарях и энциклопедиях (учитель приносит на урок «Мифы народов мира», Мифологический словарь и др.) и составляют о них краткие сведения, на втором уроке их представляют (в рисунках с комментариями, в загадках, рисуя схемы...).

    2. Юные географы выписывают названия мест действия (где жил герой, по каким местам путешествовал и т.д.) и рисуют карту царства Гильгамеша и его путешествий.
    В 5-м классе на уроках истории дети обучаются работе с картой, учителя оценивают точность обозначений контуров мест, ландшафтов и т.д., следя за правильностью выбранных знаков. Таким образом осуществляется межпредметная связь. Учитель приносит из кабинета истории карту с изображением Двуречья или контурные карты, чтобы детям легче было рисовать границы.
    Кроме того, когда группа будет представлять свою работу, то перескажет и сюжет — умение, необходимое на уроках литературы и в жизни.

    3. Юные историки выписывают те сведения, которые дают представление о жизни, быте, нравах, культуре шумеро-аккадских народов.
    Учитель приносит на урок книги или иллюстрации с изображением предметов быта, культуры шумеров, аккадцев, которые дети могут использовать при ответах. Они могут нарисовать и свои рисунки.
    Задание может быть представлено творчески, например в виде путешествия во времени, где происходят встречи с гончарами, пахарями, жрецами и др.
    4 и 5 группы — юные литературоведы. Они собирают сведения о героях — одна группа о Гильгамеше, другая об Энкиду: портреты героев, характеры, поступки, возможно, дают свою оценку. Героев можно нарисовать, включить в рассказ сценки-диалоги и другие творческие работы.
    Примечание: в хрестоматиях приводятся только отрывки из таблиц, поэтому учителю на первый урок необходимо принести полные тексты — либо И. Дьяконова, либо другие переложения.
    На третьем уроке рассматривается основной вопрос — почему Гильгамеш не хотел умирать? Вопрос философский, и поэтому требуется вновь обратиться к тексту: перечитать и глубоко осмыслить некоторые эпизоды, детали. На этом уроке лучше работать вместе, а результаты работы оформить в виде схемы, которая поможет не только усвоить новые для пятиклассника элементы конспектирования, но и провести аналитическую работу.

    Вопросы ученикам

    1. Обладает ли Гильгамеш чертами героя?
    2. Соответствует ли поведение Гильгамеша положению царя?
    3. Почему Гильгамеш хочет сразиться с Хумбабой?
    4. Какие ошибки совершают друзья после победы над Хумбабой?
    5. Почему Гильгамеш отказался от предложения Иштар стать её супругом?
    6. Что является ошибкой в его поведении с Иштар?
    7. Почему Энкиду умирает, а Гильгамеш, по мнению богов, достоин прощения?
    8. Какие чувства испытывает Гильгамеш после смерти друга?
    9. Какую тайну узнал Гильгамеш от Утнапишти?
    10. Исполнилась ли мечта Гильгамеша?

    Работа над проблемным вопросом

    Что такое бессмертие в представлении шумеров и каков путь к нему?

    Составление схемы-тезиса:

    Гильгамеш. Противопоставление черт характера
    Не имел равных по красоте и могуществу.
    Обладал чувством справедливости: желал победить всё зло в лице Хумбабы.
    Гордый: отказывается от даров Иштар.
    Жаждет бессмертия и готов ради этого на все.

    Голова Хумбабы
    Голова Хумбабы

    Честолюбив: битва с Хумбабой создаст ему «вечное имя», сделает бессмертным.
    Неразумно растрачивал свои силы на буйство.
    Дерзкий: не смиряется, бросает вызов богам.
    Проявляет мужество, признав собственное поражение.

    Гильгамеш, постигший мудрость, «устал и смирился».
    Учащиеся подводятся к выводу: герой меняется, пройдя множество испытаний как физических, так и нравственных. Он постиг мудрость, к которой стремится каждый человек. Цель жизни человека — обретение радости в том, что ты создал для людей полезного, что смог передать другим.
    Примечание. Запись представляет собой противопоставление черт характера при совершении тех или иных действий героя. Именно при такой работе с текстом ученикам становится ясно, что путь Гильгамеша к бессмертию лежит в противоборстве внутренних желаний и реальных поступков.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991.
    2. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. М.: Наука, 1983.
    3. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»: Шумеры. М.: ТЕРРА — книжный клуб, 1998.
    4. Древний мир: Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Издательство «Центрополиграф», 2001.
    5. Детская энциклопедия: Древний мир. М.: Дрофа, 1998.

    Марина ЯРОСЛАВЦЕВА,
    учитель истории
    Наталья ВАНЮШЕВА,
    учитель литературы
    (экономико-математический
    лицей № 29),
    г. Ижевск

    TopList