© Данная статья была опубликована в № 05/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2005
  • Монголо-татары и... компьютер

    Монголо-татары и... компьютер

    Интегрированный урок истории и информатики по теме:
    «Русь во времена монголо-татарского нашествия». 10-й класс.

     

    Эпиграф, написанный на доске
    Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.

    Цели урока
    Повторение пройденного материала по теме «Русь во времена монголо-татарского нашествия», практическое знание карты. Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов. Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.

    Оборудование
    Персональные компьютеры, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон, раздаточный материал к карте, именной кроссворд, алгоритм в виде блок-схемы.

    ХОД УРОКА

    Учитель информатики. Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока — продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. На уроке мы будем проверять ваши знания разными методами, чтобы продемонстрировать возможности информатики для охвата большого объёма материала. Вы будете работать в графическом редакторе, с тестом, исследовать информацию, представленную в виде алгоритма.
    Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что — бесчестие и позор?».
    Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте, на своих ошибках. И наша история должна учить всех нас. В этом заключается, на наш взгляд, её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
    Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы «Русь во времена монголо-татарского ига». Цель урока: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты.
    А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как начиналось в 1237 г. монголо-татарское нашествие на Русь.
    Учитель информатики включает первый видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском.
    Учитель информатики. Ребята, сейчас вы будете выполнять за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF, где находится заготовка (рис. 2), по следующему пути:

    Пуск Программы Стандартные Paint.

    Файл Открыть Карта.GIF

    Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо-татарами. На рис. 1 цветовой палитрой указан порядок окраски последовательности завоеваний. Вам также нужно будет надписать названия завоёванных княжеств.
    Учащиеся пересаживаются за РМУ (рабочее место учащегося) парами и в течение 7 мин. выполняют задание. Выполнившие работу раньше остальных получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) (рис. 4).
    По истечении времени картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП (рабочее место преподавателя) на экран видеопроектора (рис. 3). Анализ работы по карте проводит учитель истории.
    Учитель информатики. Знание основных событий и фактов вам поможет проверить тест, который можно запустить с рабочего стола — файл Тест.ехе.

    ТЕСТ

    Программа «Тест» содержит 30 вопросов. Из них случайным образом производится выбор 15 вопросов, получив ответы на которые, программа сама выводит на экран оценку.

    Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?

    • Мамай
    • Батый
    • Чингисхан
    •Тохтамыш

    Какой город монголо-татары назвали «Злым городом»?

    • Торжок
    • Рязань
    • Козельск
    • Владимир

    Основная задача баскаков на Руси:

    • сбор дани
    • управление русскими княжествами
    • распространение ислама на Руси
    • развитие торговых связей

    От налогов монголо-татары на Руси освободили:

    • дворянство
    • купечество
    • холопов
    • духовенство

    Сбор дани переходит к русским князям с:

    • 1327 г.
    • 1374 г.
    • 1380 г.
    • 1241 г.

    В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?

    • 1374 г.
    • 1382 г.
    • 1478 г.
    • 1327 г.

    Битва на реке Воже произошла в:

    • 1380 г.
    • 1377 г.
    • 1378 г.
    • 1365 г.

    Войско Мамая прекратило своё существование на реке:

    • Пьяне
    • Дон
    • Воже
    • Угре

    Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе:

    • Иване III
    • Дмитрии Донском
    • Иване Даниловиче
    • Александре Невском

    Что получил московский князь от хана Узбека в награду за подавление восстания в Твери?

    • Тверь и Новгород
    • Можайск и Коломну
    • Можайск и Переяславль
    • Новгород и Кострому

    Кому Русь выплачивала дань как преемнику Золотой Орды со второй четверти XV в.?

    • Казанскому ханству
    • Большой Орде
    • Ногайской Орде
    • Крымскому ханству

    Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

    • половцы
    • печенеги
    • византийцы
    • гунны

    Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?

    • Тверь
    • Новгород
    • Владимир
    • Рязань

    Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время «стояния» на реке Угре?

    • Узбек
    • Мамай
    • Ахмед
    • Тохтамыш

    Куликовская битва произошла:

    • 8 октября 1380 г.
    • 8 сентября 1380 г.
    • 8 сентября 1480 г.
    • 26 августа 1380 г.

    Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?

    • Узбек
    • Батый
    • Мамай
    • Чингисхан

    Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

    • Новгород
    • Смоленск
    • Чернигов
    • Москва

    Ям – это:

    • подать с плуга
    • сбор для поддержания почтовой службы
    • сбор для поддержания войска
    • подать с земельного надела

    Монголо-татары начали перепись населения Руси с:

    • Новгородской земли
    • Киевского княжества
    • Суздальского княжества
    • Рязанского княжества

    Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в:

    • 1237 г.
    • 1241 г.
    • 1223 г.
    • 1239 г.

    В каком году Иван III прекращает выплату дани ордынцам?

    • 1478 г.
    • 1374 г.
    • 1480 г.
    • 1327 г.

    «Стояние» на реке Угре было в:

    • 1380 г.
    • 1237 г.
    • 1480 г.
    • 1378 г.

    Серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками (в первый раз в пользу Руси, во второй – в пользу монголо-татар) состоялись на реке:

    • Непрядва
    • Пьяна
    • Вожа
    • Угра

    Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе:

    • Иване Даниловиче
    • Дмитрии Донском
    • Иване III
    • Данииле Александровиче

    Какой монголо-татарский хан в 1382 г. захватил и сжёг Москву?

    • Мамай
    • Узбек
    • Ахмед
    • Тохтамыш

    Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве?

    • выстрел
    • звуковой сигнал
    • поединок русского и ордынского богатырей

    Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь:

    • Ахмед
    • Мамай
    • Тохтамыш
    • Бегич

    Битва на реке Калке произошла:

    • 31 мая 1322 г.
    • 8 сентября 1237 г.
    • 1 сентября 1322 г.
    • 1 мая 1223 г.

    БЛОК-СХЕМА

     

    КРОССВОРД

    По горизонтали:
    1. При каком монголо-татарском хане Русь возобновила выплату дани Золотой Орде в 1382 г.?
    2. Хан, возглавлявший татарское войско в битве на реке Калке.
    3. Военачальник, возглавлявший монголо-татарское войско в Куликовской битве.
    4. Имя русского князя, помогшего монголо-татарам подавить восстание в Твери.
    5. Хан, подаривший московскому князю Новгород и Кострому.

    По вертикали:
    6. Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь.
    7. Какой русский князь призывал к единству в борьбе с половцами?
    8. Русский князь, прекративший выплату дани Золотой Орде в 1374 г.
    9. Хан, возглавивший монголо-татарское войско в нападении на Русь в 1237 г.
    10. Русский князь, решивший две задачи общенационального значения: объединение Руси и освобождение от ордынского ига.

    ОТВЕТЫ.
    По горизонтали.1. Тохтамыш. 2. Чингисхан. 3. Мамай. 4. Иван. 5. Ахмат.
    По вертикали. 6. Ахмат. 7. Мстислав. 8. Дмитрий. 9. Иван. 10. Батый.

    Работа с картой «ПОХОДЫ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ»

     

    Рис. 1. Цветовая палитра

    Рис. 1. Цветовая палитра

     

    Рис. 2. Карта-заготовка

    Рис. 2. Карта-заготовка

     

    Рис. 3. Правильно окрашенная карта

    Рис. 3. Правильно окрашенная карта

    На экранах высвечиваются оценки, полученные учащимися в результате тестирования.
    Учащиеся пересаживаются за парты.
    Учитель истории. Русские земли во 2-й четверти XIII в. попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.
    Включается второй видеосюжет.
    Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.
    Ученики (перечисляют).
    Достоверность, истинность, понятность, ясность, актуальность, ценность.
    Блок-схема имеет две ветви (варианта), на работу отводится 5 мин. Следуя по блок-схеме, ребята должны прийти к правильной дате. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.
    Анализ выполненного задания проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.

    Маргарита ХВОСТИКОВА
    учитель истории,
    В.В. НИКОЛЕНКО,
    учитель информатики
    МОУ «СОШ № 2», г. Гулькевичи

    TopList