© Данная статья была опубликована в № 02/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 02/2005
  • Найти союзника и заключить договор

     

    Найти союзника и заключить договор

    Предлагаемый урок дважды проводился в 8-х классах Государственной столичной гимназии. В основе урока – самостоятельная познавательная деятельность учащихся, роль учителя носит прежде всего организационный характер. В сильном классе занятие может быть проведено
    за один час при условии поддержания высокого темпа работы.
    В слабом классе занятие может быть двухчасовым.
    В этом случае вопрос, предложенный в разработке в качестве домашнего задания, рассматривается на уроке.

     

     

    Разработка может быть использована при изучении международных отношений во второй половине XIX в. в курсе зарубежной истории для 8-го класса независимо от используемого учебника.
    Можно использовать урок в качестве итогового повторительно-обобщающего по курсу всеобщей истории XIX в. в 8-м классе.

     

    Цели урока:

    • сформировать представление об агрессивном характере внешней политики ведущих европейских стран в конце XIX — начале XX вв., причинах и последствиях этой политики;
    • развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени, самоконтроль и самооценка своей работы;
    • развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов;
    • развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.

    Для работы на уроке учащиеся должны быть разделены на шесть групп — по числу ведущих европейских стран-участниц военно-политических блоков: Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция. «Представители» каждой державы занимают свой стол, на который ставится табличка с названием государства и изображением его флага (герба).
    Основная задача, стоящая перед каждой группой, заключается в том, чтобы на основании анализа предложенной информации найти союзников среди других европейских стран и заключить с ними взаимовыгодный договор.

    Оснащение урока:

    • атласы по курсу всеобщей истории XIX в.;
    • таблички с названиями государств и их символикой;
    • раздаточный материал для каждой группы (см. Приложение):
    а) «Расстановка сил в Европе в конце XIX — начале XX вв.» (информация для анализа);
    б) карточка с заданиями и условиями их выполнения;
    в) организационная памятка;
    г) бланки договоров;
    д) бумага для ведения записей по ходу работы.
    Если учитель привлечёт нескольких учеников в качестве контролёров-помощников, то для их работы необходимы: справка для контролёров и оценочные листы.

    ХОД УРОКА

    I этап урока — организационный

    Задача учителя — подготовить учащихся к работе в группах. Для этого необходимо:
    1) подготовить рабочие места для групп;
    2) разделить учащихся на группы и разместить их в классе;
    3) подготовить раздаточный материал, атласы, бумагу, ручки, тетради.
    Всё это необходимо сделать до начала урока, чтобы сразу после звонка приступить к работе.

    Руководители внешней политики Российской империи начала XX в. граф В.Н. Ламздорф, А.И. Извольский, С.Д. Сазонов — сторонники создания Антанты

    Руководители внешней политики Российской империи начала XX в.
    граф В.Н. Ламздорф, А.И. Извольский, С.Д. Сазонов —
    сторонники создания Антанты

    II этап — актуализация опорных знаний в ходе проверки домашнего задания

    Задача учителя — помочь учащимся определить цель урока.
    Домашнее задание, полученное на предыдущем уроке: составить хронологическую таблицу «Важнейшие события мировой политики второй половины XIX в.»; на основании таблицы сформулировать и записать характерные черты международных отношений во второй половине XIX в. При выполнении задания учащиеся используют хронологическую таблицу, приведённую в учебнике, выбирая из нее важнейшие события, а также соответствующие разделы учебника. В ходе проверки домашнего задания должны быть названы такие главные черты международных отношений:
    • активизация борьбы за европейское и мировое лидерство;
    • рост агрессивности внешней политики ведущих европейских держав;
    • утверждение силы как главного средства разрешения международных проблем;
    • усиление натиска Запада на Восток.
    Обобщая ответы учащихся, учитель должен обратить их внимание на то, что, во-первых, определяющую роль в международных отношениях играют несколько наиболее экономически развитых или быстро развивающихся европейских государств и, во-вторых, действия этих государств оказывают влияние на все страны мира. Из сделанного вывода возникает проблема о характере этого влияния на ситуацию в мире. Учитель предлагает рассмотреть названную проблему на примере одного из важнейших событий мировой политики конца XIX — начала XX вв.: образования двух европейских союзов. Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока: «Образование союзов в Европе в конце XIX — начале XX в.». Связывая тему урока с поставленной ранее проблемой, учитель просит учащихся сформулировать цель урока (выяснить последствия образования союзов в Европе). Так как прежде, чем оценивать последствия образования европейских союзов, необходимо ознакомиться с их составом и задачами, план урока будет следующим.
    1. Состав союзов.
    2. Цели союзов.
    3. Характер союзов.
    4. Последствия образования союзов в Европе.
    Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают план урока (учитель может предварительно записать план на закрытой части доски).

    Время проверки домашнего задания 5—6 мин.

    III этап — усвоение нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся

    Перед началом работы учитель распределяет страны между группами.
    Задача учителя — организовать деятельность учебных групп и контролёров, помогать группам и контролёрам в работе, поддерживать высокий темп работы.
    Этот этап урока состоит из двух частей.

    1 часть — организационная (3—4 мин.). Учитель определяет роль контролёров, с их помощью раздаёт группам материалы, необходимые для работы, знакомит с правилами работы. Учащиеся знакомятся с содержанием полученных материалов и распределяют обязанности в группе (см. организационную памятку в Приложении).
    2 часть — выполнение учащимися предложенных заданий и проверка результатов их работы.
    В соответствии с карточкой заданий учащиеся выполняют задание l и зачитывают свои ответы. Учитель корректирует ответы групп, организует краткую запись ответов всеми группами, организует работу с дополнительными вопросами к заданию; контролёры оценивают результаты работы групп в соответствии с оценочным листом, могут быть оценены наиболее удачные выступления отдельных учащихся или ответы на дополнительные вопросы.

    Время работы над первым заданием 5 мин., проверка 4—5 мин.

    В соответствии с карточкой заданий учащиеся выполняют задание 2. Учитель вместе с контролёрами прежде всего организует правильное распределение времени на выполнение задания:
    4—5 мин. на изучение материала и 6—7 мин. на заключение договоров, помогает учащимся делить информацию на главную и второстепенную, находить компромиссные решения при выработке условий договоров, следит за корректностью поведения учащихся. В процессе поиска союзников, проведения переговоров и заключения договоров учащиеся могут свободно ходить по классу. После заполнения бланков договоров группы рассаживаются в новом порядке (в соответствии с составом союзов), зачитывают тексты договоров, отвечают на дополнительные вопросы к заданию. Контролёры оценивают результаты работы групп, учитель оценивает наиболее удачные ответы отдельных учащихся.

    Время работы над вторым заданием 10—12 мин., проверка 6—7 мин.

    IV этап — закрепление полученных знаний (5—7 мин.)

    1. Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают даты образования Тройственного союза и Антанты.
    2. Учитель предлагает учащимся составить и записать текст, обобщающий изученный материал. Текст строится в соответствии с планом урока (состав, цели, характер образовавшихся в Европе союзов и последствия их образования) и состоит из четырёх предложений (по одному на каждый пункт плана). В качестве проверки можно заслушать тексты, составленные слабым и сильным учениками, что позволит обратить внимание учащихся на необходимость грамотно формулировать свой ответ.

    Император Николай II и кайзер Вильгельм II во время переговоров на острове Бьёрке. Июль 1905 г.

    Император Николай II и кайзер Вильгельм II
    во время переговоров на острове Бьёрке

    Июль 1905 г.

     

    V этап — подведение итогов урока и домашнее задание

    Подводя итоги, учитель предлагает учащимся сделать вывод по проблеме, поставленной в начале урока (о характере влияния политики ведущих европейских стран на международную ситуацию), и оценивает качество работы групп и отдельных учащихся.

    Время на подведение итогов 3—4 мин.

    В конце урока учитель предлагает учащимся записать следующее домашнее задание: определите и аргументируйте свою точку зрения по следующему вопросу: образование военно-политических союзов в Европе — случайность или закономерность? В целях экономии времени домашнее задание можно записать до урока на закрытой части доски.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Содержание предлагаемой информации каждый учитель может изменить
    по своему усмотрению, включив более яркие и выразительные факты;
    при составлении информации можно использовать текст учебника.

     

    Расстановка сил в Европе в конце ХIХ — начале XX вв.

    Австро-Венгрия:

    • отстает от основных европейских стран по уровню экономического развития, но довольно сильна в военном отношении;
    • основное направление экспансии — Балканский полуостров (в 1908 г. — присоединение Боснии и Герцеговины);
    • основной конкурент на Балканах — Россия;
    • недостаточно сильна, чтобы противостоять России в одиночку;
    • наиболее тесные связи в Европе — с Германией;
    • по отношению к национальным движениям на Балканах позиция Австро-Венгрии совпадает с позицией Великобритании.

    Великобритания:

    • к началу ХХ в. теряет положение мирового лидера в экономике;
    • основной конкурент в Европе — Германия;
    • в европейской политике проводит линию на поддержание равновесия между великими державами, поддерживает Францию, чтобы не усилилась Германия, поддерживает Австро-Венгрию, чтобы не усилилась Россия;
    • сохраняет господство на морях, но опасается угрозы своему морскому владычеству со стороны Германии, которая создаёт свой военно-морской флот;
    • расширяет сферы влияния на Востоке (Афганистан и Иран);
    • соперничает с Францией из-за колоний в Африке.

    Германия:

    • в начале XX в. вырывается на первое место в Европе по уровню экономического развития;
    • имеет сильнейшую в Западной Европе армию;
    • создаёт мощный военно-морской флот;
    • основной противник в Европе — Англия;
    • готова сотрудничать с Россией против Франции, но опасается усиления России;
    • наиболее тесные связи в Европе — с Австро-Венгрией;
    • проводит активную экспансионистскую политику в Африке, Азии, на Ближнем Востоке;
    • расположена в центре Европы, окружена со всех сторон великими державами, следовательно, есть риск войны на два фронта.

    Италия:

    • после объединения переживает период экономического подъёма, но по сравнению с другими великими державами является относительно отсталой;
    • не имеет прямых противников в Европе;
    • наращивает военную мощь, но по сравнению с другими великими державами недостаточно сильна;
    • начинает политику колониальных захватов, основное направление — Северная Африка;
    • претендует на Тунис, но вынуждена уступить его Франции.

    Россия:

    • в начале XX в. переживает период экономического подъёма;
    • для развития промышленности нуждается в иностранных инвестициях;
    • защищает внутренний рынок от конкурирующих с отечественными германских товаров;
    • наиболее враждебные отношения в Европе — с Австро-Венгрией; основные причины вражды — борьба за сферы влияния на Балканах и враждебная России позиция Австро-Венгрии во время Крымской войны и на Берлинском конгрессе;
    • расширяет сферы влияния на Востоке (Афганистан и Иран);
    • расширяет сферы влияния на Дальнем Востоке.

    Франция:

    • потерпела сокрушительное поражение во франко-прусской войне, потеряла Эльзас и Лотарингию;
    • в стране популярна идея реванша: отомстить Германии за унижение, вернуть потерянные территории;
    • недостаточно сильна в военном отношении, чтобы справиться с Германией в одиночку;
    • проводит активную колониальную политику в Африке, где соперничает с Англией и вынуждена часто идти на уступки (передача Англии Суэцкого канала);
    • экономика быстро развивается, огромную роль в экономике играет финансовый капитал;
    • французские банки предоставляют кредиты многим странам, получая миллиардные прибыли.

    КАРТОЧКА

    Задание 1 (Время выполнения 5 мин.)

    1. Прочитать информацию о своей стране.
    2. Сформулировать письменно 2—3 основные внешнеполитические задачи данной страны.

    Дополнительные вопросы для итоговой беседы:

    а) Возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами самой страны?
    б) Есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны и других стран?

    Задание 2 (Время выполнения 10—12 мин.)

    1. Выделить среди внешнеполитических задач своей страны главную.
    2. Изучить материал о других странах.
    3. Найти себе союзников и заключить с ними договор.

    Дополнительные вопросы для итоговой беседы:

    а) Каким будет характер сотрудничества будущих союзников:
    • социально-экономическим;
    • научно-техническим,
    • военно-политическим?
    б) Какую главную цель будут преследовать участники союзов?
    в) Какими средствами будут добиваться победы над соперниками страны-участницы союзов?
    г) Какой вывод можно сделать о характере образовавшихся союзов?

     

    ОТВЕТЫ К КАРТОЧКЕ

    Задание 1

    1. Возможные варианты ответов о внешнеполитических задачах государств:
    • развитие экономики страны;
    • укрепление (сохранение, увеличение) международного статуса страны;
    • захват территорий;
    • установление (или сохранение) господства на определённых территориях;
    • борьба за сферы влияния на суше или на море.
    2. Главное внешнеполитическое средство решения этих задач — поиск союзников.

    Задание 2

    1. Состав союзов: а) Великобритания, Россия, Франция; б) Австро-Венгрия, Италия, Германия.
    2. Характер союзов — военно-политический. Цель союзов — господство в Европе и мире. Главное средство победы — война.

    Организационная памятка

    Для успешной работы вам необходимо выбрать:
    • человека, контролирующего время выполнения задания;
    • секретаря, записывающего ваши предложения;
    • человека, выступающего от имени группы.
    Критериям оценки вашей работы являются:
    • выполнение заданий за указанное время;
    • правильность выполнения заданий;
    • точность формулировок;
    • корректность по отношению друг к другу и участникам остальных групп.

    Справка для контролёров
    Критерии оценки работы групп:
    • выполнение заданий за указанное время;
    • правильность выполнения заданий;
    • точность формулировок;
    • корректность поведения участников групп.

    Возможный бланк договора

    Договор о заключении союза.
    Союзники:
    Цель договора:
    Условия договора:
    Общий противник:

     

    Вариант оценочного листа
    (Оценка проводится по 5-балльной системе.)

    Задание Критерии
    оценки
    Австро-
    Венгрия
    Велико-
    британия
    Италия Германия Россия Франция
    1 Время            
      Ошибки            
      Формулировки            
      Корректность            
    2 Время            
      Ошибки            
      Формулировки            
      Корректность            

     

    Надежда БЛОХИНА,
    учитель истории Государственной столичной гимназии, Москва

    TopList