© Данная статья была опубликована в № 01/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 01/2005
  • Башмак под вопросом...

     

    Башмак под вопросом...

    Занимательный экскурс в историю обуви

    Вспомогательный материал для внеклассной работы по истории культуры. Материал прислан на конкурс «Я иду на урок истории».

     

    А знаете ли вы, что мы ежедневно, сами того не подозревая, носим тысячелетнюю историю на своих ногах. Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки могли говорить, они рассказали бы нам много удивительного о своём путешествии во времени

    Древнегреческий актёр на котурнах
    Древнегреческий актёр
    на котурнах

    Ведь обувь, кроме своего прямого назначения — защищать ноги от холода, в древние времена выполняла и другие функции. Например, она могла рассказать о своём владельце: к какому роду он принадлежал, каков его материальный достаток, общественное положение.
    Археологи установили, что в древности каждый род имел свою форму обуви. Изготавливалась она из шкуры с задних ног убитых на охоте оленей и диких лошадей. В те времена обувь имела ритуальный  смысл. Так, для «посвящения в род» новому члену нужно было вступить в символический башмак «правильной» ногой, то есть правой. Отсюда и знакомое нам выражение «встать не с той ноги».
    До наших дней дошел обряд гадания с участием башмака, описанный В.А. Жуковским в балладе «Светлана»:

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали…

    Средства изобразительного искусства, вместе с «наукой лопаты» (археологией), помогают изучать историю развития обуви от древности до наших дней.
    Нам известно, что большинство жителей Древнего Египта ходило босиком, лишь парадный костюм дополняя сандалиями. Бедняки могли позволить себе обувь только из папируса или пальмовых листьев. Когда в начале XX в. знаменитый археолог Г. Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона, он увидел прекрасно сохранившуюся обувь. Среди одежды были обнаружены три пары сандалий из тонкой кожи, искусно украшенные золотом. Они имели простую форму без бортиков и задника, с загнутыми кверху мысами, и 2—3 тонкими ремешками. Обувь богато украшалась — ремешок имел форму лотоса и был покрыт самоцветами. На подошве мастер изобразил военную сцену и портреты врагов правителя, чтобы при ходьбе он мог попирать их ногами. Египтяне очень ценили обувь и берегли её. Сандалии носили в руках и надевали только в нужном месте.

    Образцы греческих сандалий
    Образцы греческих сандалий

    Обувь древних греков и римлян почти не отличалась. Основу её составляли всё те же сандалии, лишь с небольшим добавлением — завязками на ступне. У греков это были крепиды, состоящие из тонкой кожи и ременной шнуровки, доходящей до голени.
    В Древнем Риме обувь называли калиги. Форму обуви римляне заимствовали у галлов более 2 тыс. лет назад. Состояли калиги из прочной подошвы, гвоздей и ремней, которые плотно обхватывали ступню и голень. Легионеры Рима были сплошь обуты в калиги, поэтому это название закрепилось за военной службой вообще. Император Гай Цезарь, получивший прозвище Калигула, вырос в военном лагере и носил эту обувь, за что солдатами и был назван этим именем, что в переводе означает Сапожок.
    В Риме же появилось выражение, связанное с калигами, — «отбросить сандалии». Но речь здесь идет не о смерти, а о приглашении к столу. То есть гостя приглашали снять обувь и проследовать на трапезу. (Как мы помним, римляне обедали лежа, и обувь при этом им мешала.)
    Сандалии имели и социальные различия: сенаторы носили высокую обувь до половины ноги, из чёрной мягкой кожи с четырьмя ремешками — кальцеус. Поэтому выражение calceus mutare надеть кальцеус) означало — стать сенатором. Красный цвет обуви являлся почётным и предназначался для триумфаторов.
    Именно римляне впервые стали заботится о своих сандалиях — они втирали масло в кожу, чтобы обувь дольше служила.

    Цоколи

    Деревянные туфли-«галоши» XV в.

    Башмак. XVIII в.

    Цоколи
    Деревянные туфли-«галоши»

    XV в.

    Башмак.

    XVIII в.

    Придумали в Риме и возвышение для обуви — платформы (котурны). Чаще всего их использовали трагические актеры, чтобы выглядеть выше ростом и подчеркнуть значимость своей роли. Для изготовления платформ использовали пробку — лёгкий, но прочный материал.
    В период Средневековья в Западной Европе появились пулены — остроносая обувь, носочная часть которой с ХVI в. достигала 70 см; это зависело от общественного положения владельца. Так в Бургундии был введен специальный указ, по которому длина носка для различных сословий была строго регламентирована: простолюдины — 15 см, рыцари — 45 см, дворяне — 60 см. Чтобы сохранить форму, носки набивали конским волосом или мхом. Церковь это крайне не одобряла и считала такую обувь порождением дьявола. К задранным кверху носкам модники прикрепляли колокольчики или небольшие зеркальца, чтобы любоваться собой во время ходьбы. Цвет обуви тщательно подбирался к нарядной одежде — белый, пурпурный, из золотой кожи с драгоценностями. По форме пулены были одинаковыми для правой и левой ноги, что приводило к их растоптанности до невиданных размеров. Такую обувь называли «медвежья лапа». В начале XVI в. английский король Генрих VIII особым указом запретил носить башмаки шире 15 см.
    В это же время в богатых домах появляется первый аксессуар для обуви — рожок. В музеях хранятся рожки, украшенные изображениями животных и геральдическими узорами, представляющие собой произведения искусства.
    В средневековой Испании модницы заимствовали у мавров башмаки на высоких деревянных подставках. В Венеции они назывались цоколи и в высоту достигали 40 см. Такая обувь имела практический  смысл — после дождя на улицах была такая грязь, что цоколи являлись настоящим спасением.
    В период Возрождения пышный женский наряд завершался вычурной обувью на очень высокой (до 55  см) деревянной подставке. Деревянная подошва и верх туфель обтягивались сафьяном, шелком или расшивались бархатом.
    Важнейшая деталь обуви — каблук появился скорее всего благодаря стременам, т.к. именно он удерживал в них ногу. К XVII в. обувь на каблуке прочно вошла и в женскую моду. Каблук увеличивал рост, облагораживал осанку, делал фигуру статной. Высота каблука в это время достигала 10 см.
    Погоня за модным каблуком иногда оборачивалась и трагедией. Так известный дамский угодник Казанова в конце XVIII в. отмечал, что придворные дамы «подобно согнувшимся кенгуру перемещаются по комнате вприпрыжку, рискуя потерять равновесие и сломать себе шею». Но и здесь женщины в угоду моде нашли выход — они стали выходить на прогулку с тростью.
    В XVII—XVIII вв. особой гордостью мужского туалета были ботфорты — сапоги на каблуках с большими отворотами, которые украшались кружевом. Особый шик им придавали шпоры, крепившиеся при помощи ремешков и специальных пластин из кожи. Шпорам надлежало «падать» со звоном, для чего сильно скашивали каблук. Обычно надевали очень тоненькие, почти проволочной толщины шпоры с серебряными колечками, которые при ходьбе издавали приятный звон.

    Ботфорты. Конец XVII — начало XVIII в.

    Лапоть

    Ботфорты

    Конец XVII — начало XVIII в.

    Лапоть

    В XVIII в. в моду вошли полузакрытые туфли с бантами, пряжками, розетками, с квадратными носами. В плохую погоду сверху надевали кожаную обувь — без задников на деревянной подошве — предшественницу наших галош.
    Сам король Людовик XV (1715—1774), впервые надев такие туфли, отмечал стройность и красоту своих ног.
    Французский драматург Мольер очень точно подметил модные веяния: «От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, ленты!» Женские туфли «века галантности» без этих украшений нельзя представить. Обувь делалась из цветной кожи, парчи, бархата и имела высокий изогнутый каблук и узкую заостренную носовую часть.
    В конце XVIII в. возникает строгая классификация цвета: черная обувь — парадная, коричневая — для прогулок, красная и белая — только привилегия знатных дам.
    В период Французской революции каблук был отменён как пережиток. На смену пришёл лёгкий стиль античности, с обтягивающими ступню туфлями, которые прекрасно сочетались с воздушными туниками. Как правило, женская обувь была светлых тонов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.
    А что же в России? Как известно, с древнейших времен за ней закрепилось прозвище «лапотной». В «Повести временных лет» за 985 г. мы читаем: «Пошёл Владимир на болгар… и победил. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать — пойдем, поищем себе лапотников»».
    Лапти — обувь простого народа, известная ещё со времен язычества. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. По числу полос лыка различали лапти-пятерики, шестерики, семерики. После изготовления лапти опускали в горячую воду, где они приобретали свой желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2—3 пары лаптей за день. Надевали лапоть на специальный кусок ткани — онуч, который обматывали вокруг ноги и подвязывали оборами — верёвками из лыка или шерсти. Зимой для крестьянина лаптей хватало на 10 дней; летом, в страду — на 4. В связи с этим бытовала поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести».
    С появлением других видов обуви в лексиконе русских людей появляется само слово обутка (обувь), которое происходило от славянского корня «бут» — бедро.
    Ко времени возникновения городов формируется обувное ремесло. Уже в XII—XIII вв. в городах носили обувь, изготовленную из кожи. В своей конструкции она напоминала лапти, так как подошва из кожи крепилась на ноге с помощью ременной оборы. Богатые горожане носили более качественную обувь, украшенную вышивкой. Обувь была мягкой и не имела каблука.
    В начале XIV в. в моду входят сапоги — высокая обувь с глухими голенищами. Они вытесняют распространённые ранее мягкие туфли и поршни.

    Офицер драгунского полка в ботфортах. 1700 г.
    Офицер драгунского полка
    в ботфортах.

    1700 г.

    Само слово сапог произошло от древнерусского «соп» — труба, из-за трубовидного голенища.
    С сапогами на Руси связывали некоторые поверья. Так, в знак покорности новобрачная должна была разуть супруга в первую брачную ночь. Об этом упоминается в «Повести временных лет» в связи со сватовством князя Владимира к Рогнеде. Не желая идти за него замуж, своенравная невеста дала сватам такой ответ: «Не хочу разуть сына рабыни».
    Делались сапоги из телячьей кожи, из коровьего опойка (шкуры телят), из конской кожи, из юфти (тонкой кожи крупного рогатого скота); у богатых — из персидского и турецкого сафьяна.
    Традиционно сапоги носились до колен, спереди — выше, чем сзади, и служили вместо штанов для нижней части тела.
    Сапоги со времен Киевской Руси снабжали подковами, с множеством гвоздей по всей подошве; знать использовала для этого крошечные гвозди из серебра.
    Богатые горожане могли позволить себе сапожки из мягкой цветной кожи, расшитые жемчугом.

    …Высокий терем
    На крыльце стоит его старуха…
    На ногах красные сапожки.

    Здесь недаром упоминаются красные сапоги. Первоначальное значение этого слова было красивый, и лишь позднее оно стало обозначать цвет.
    Среди наиболее распространенных цветов были лазоревый, вишнёвый, зелёный; сапоги расшивались золотом, особенно на голенищах, изображениями единорогов, листьев, цветов.
    После окончания Ливонской войны (конец XVI в.) к сапогу добавляется каблук. Первые из них были наборные и назывались подборы. Женщины быстро оценили преимущество каблука, увеличив его до 12  см. Путешественник, посетивший Россию в те времена, писал, что «у девушек сапоги с очень высокими каблуками в четверть локтя длиною. В таких сапогах они не могут бегать, так как передняя часть носка едва достигает до земли».
    Сапоги в эти времена стоили 25—50 коп. Это была весьма внушительная сумма. На эти же деньги можно было купить 7 пудов ржаной муки или пуд коровьего масла. Мастера-сапожники дорожили своим ремеслом, поэтому с середины XVII в. стали помечать свои изделия специальным знаком — клеймом.

    Бальные дамские туфли из кожи и атласа

    Обувь на каблуке. Начало XVIII в.

    Бальные дамские туфли
    из кожи и атласа
    Обувь на каблуке

    Начало XVIII в.

    Наряду с сапогами русские люди обували башмаки, чёботы, ичетыги и валенки.
    Слово башмак на Русь пришло из тюркского языка. И была эта обувь принадлежностью не только женщин, но и мужчин. У царя Михаила Федоровича по Описи царского платья числились «башмаки шиты золотом волоченным, скобы серебрены…».
    Чёботами называли полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носками на каблуках; а ичетыгами — сафьяновые вышитые башмаки на мягкой основе.
    В холодное время года русские обували валенки — мягкие сапоги из сваленной шерсти овец.
    Н.В. Гоголь в повести «Вечера близ Диканьки» упоминает черевички. Эта обувь была популярна на Украине и в некоторых областях России. Женские узконосые сапожки на высоких каблуках шили исключительно из тонкой кожи чрева (живота) животного.

    Д. Левицкий. Смолянки. Фрагмент
    Д. Левицкий. Смолянки.

    Фрагмент

    С появлением западноевропейской моды, введённой Петром I, появляются в России ботфорты. В первую очередь они стали обувью военных. Эти сапоги из толстой кожи с широким раструбом выполняли и защитную функцию при столкновении с вражеской пехотой. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся ботфорты, по преданию изготовленные первым императором собственноручно.
    В XVIII в. самой модной обувью стали туфли с квадратными носами на высоком каблуке, с металлическими пряжками. Особы, приближённые ко двору, украшали обувь бриллиантами, её цена порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.
    Дамы носили изящные остроносые туфельки на высоком изогнутом каблуке, шитые из атласа или тонкой кожи. Высокий каблук изменял осанку, походку. Чтобы научиться красиво ходить, дамы брали уроки танцев. Вслед за Европой Екатерина II вводит в моду красные каблуки — признак знатного происхождения.
    В XIX в. платья значительно потеряли в длине, открыв мужскому взору женские ножки. И дамы перешли на безкаблучную обувь. Её шили из материи, и она имела форму лодочки; ленты, обвязанные вокруг щиколотки, придавали легкость и изящество походке. В книге «Искусство сохранять красоту» (1802) давался такой совет: «При всяком шаге ногу подавать вперед, держа пятку вверх поднявши, носки протянуть вниз и не спускать пяты ниже носка; не шататься и не торопиться».

    Женские ботинки на шнуровке. Начало XX в.

    Женские ботинки
    на шнуровке

    Начало XX в.

    Мужчины сменили тупоносую обувь на туфли-лодочки, которые полагались к бальному костюму (фраку).
    На протяжении этого века русская обувь практически не отличалась от западноевропейских моделей. В крупных магазинах двух столиц можно было купить продукцию ведущих производителей Европы.
    В 40-х годах XIX в. впервые появляется лакированная обувь. В следующем веке она займет прочные позиции среди модниц.
    С изобретением резины в 1803 г. привычными для европейцев становятся галоши как особый вид уличной обуви.
    В 50—60-х годах XIX в. в Европе открываются первые обувные фабрики. А в 1883 г. в Америке была зарегистрирована первая обувная машина.
    В начале XX в. обувь уже не являлась предметом особой роскоши. Машинное производство позволило увеличить объем продукции и расширить её ассортимент. Обувь становится предметом широкого потребления.
    В 20-е гг. в моду входят туфли из кожи рептилий, мужские полуботинки из шевро (светло-коричневой кожи).

    Детский сапожок. XVII в. Детские галоши из кожи. Конец XIX — начало XX в.
    Детский сапожок. XVII в.
    Детские галоши из кожи.
    Конец XIX — начало XX в.

    В 40-х появляются туфли на высокой подошве — танкетке, основу которой составляла пробка или дерево.
    В 50-е — стало модно носить ботинки на шнуровке и туфли на толстой каучуковой подошве.
    А в 60-е начинается бум на сапоги, которые носили со всеми видами одежды.
    70-е — возвращают модниц к обуви на платформе, ходить на которой было непросто.
    Мода меняется, совершая новый виток в своем движении, она старается нас удивить возвращением хорошо забытого старого.

    ЗАДАНИЕ
    Вспомните выражения, пословицы, поговорки, связанные с обувью, и объясните их смысл.

    Под каблуком (башмаком, сапогом).
    Два сапога пара, и оба на левую ногу.
    Сапоги всмятку.
    Сапожник без сапог.
    Сесть в галошу.
    Не лыком шит.
    Липовые лапти.
    Не будь лапотника, не было бы и бархатника (т.е. дворянина).
    Не лаптем щи хлебаем.
    Лапотная деревня (в переносном смысле — некультурная, нищая).
    Дело вести — не лапти плести.
    Откинуть сандалии.
    Лыко не вяжет.
    Сапоги каши просят.
    Все люди как люди, а мой муж как поршень (поршень — обувь шерстью наружу). Пословица из словаря В.И. Даля.
    Батрак обувь делает и обувает. Пословица из словаря В.И. Даля.

    ЛИТЕРАТУРА

    Буровик К.А. Красная книга вещей. М., 1996.
    Жуковский В.А. Баллады, поэмы. М., 1983.
    Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.
    След в истории. Каталог выставки. М., 2002.
    Короткова М.В. Культура повседневности. М., 2002.
    Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI—XVII столетиях. Смоленск, 2003.
    Повесть временных лет. СПб., 1998.

    Наталья ДОРОЖКИНА,
    учитель истории, г. Москва

    TopList