© Данная статья была опубликована в № 44/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 44/2004
  • Разоренный хозяин и ограбленный караванщик

    Разоренный хозяин
    и ограбленный караванщик

     

    6-2.jpg (2274 bytes)

    Материал может быть использован на уроках по курсу всеобщей истории в 10-м классе и на уроках по курсу обществознания в 11-м классе.
    Автор намеренно отошел от идеи жесткого планирования урока, в котором четко расписаны роли и действия учителя и учеников, для того чтобы оставить простор для самодеятельности учителя.

    6-3.jpg (2137 bytes)

     

    Методические пожелания

    Сельскохозяйственные работы
    Сельскохозяйственные работы

    Материалы к уроку состоят из текста для учителя, текста источника «Артхашастра Каутильи» и заданий для учеников. В тексте для учителя объясняются основные исторические реалии и процессы, а также даются ключевые понятия, рассматриваемые в источнике. Этот материал может быть объяснен учителем на первом уроке, а на втором он может предложить ученикам на основе изученного ими материала проанализировать статьи из источника. Учитель может начать изучение темы с работы над документом, попутно комментируя его.
    Ученики могут всем классом анализировать текст источника или работать с ним по группам. Для этого текст документа разделен на три тематических блока. Статья также содержит примерные задания для учеников.
    Ключевой момент данной разработки — самостоятельный анализ источника учениками. Таким образом реализуется задача личностно ориентированного образования, когда учитель выполняет лишь вспомогательную роль, а не стремится стать основным источником знаний. При этом продолжается работа над формированием навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческим документом. Кроме того, ученики имеют возможность не заучивать готовые факты, содержащиеся в учебнике, а могут прийти к самостоятельным выводам на основе анализа текста источника, специально адаптированного для школьников. Перед ними, таким образом, приоткрываются двери в мастерскую профессионального историка. В конце изучения темы сильным ученикам можно предложить самостоятельно написать очерк по отдельным аспектам истории Древней Индии.

    Материал для учителя

    Возделывание фруктовых деревьев. Скульптурная композиция из Бхархут

    Возделывание
    фруктовых деревьев

    Скульптурная композиция
    из Бхархут

    Термином «артхашастра» (в пер. с санскрита — «наука о пользе») в Древней Индии обычно называли сочинения, посвященные проблемам государственного управления, политическим, административно-хозяйственным и юридическим вопросам. Создание «Артхашастры», цитаты из которой приводятся в данной статье, приписывалось Каутилье Чанакье (IV в. до н.э.), советнику Чандрагупты Маурья, отсюда и ее полное название — «Артхашастра Каутильи». Чандрагупта Маурья основал государство Маурьев и правил Северной Индией около 322—312 гг. до н.э. После ухода Александра Македонского из Индии Чандрагупта возглавил борьбу индийцев против македонских ставленников. Вскоре вся территория северо-западной Индии оказалась под властью Чандрагупты, а после мирного договора с Селевком Никатором в 305 г. до н.э. Индия, в обмен на 500 слонов, получила и часть территории современных Афганистана и Белуджистана. Немалую роль в этих событиях играл и Каутилье Чанакье, который был министром Чандрагупты. Однако, как показали дальнейшие исследования, «Артхашастра» была написана в I в. н.э. и поэтому не могла быть написана Каутильей, хотя традиция приписывает ему авторство. Но поскольку содержание древнеиндийских трактатов было достаточно традиционным, «Артхашастра» может быть использована как исторический источник второй половины I тыс. до н.э.
    Это был важный период в экономическом развитии Индии. Именно во второй половине I тыс. до н.э. окончательно сформировались характерные черты социально-экономических отношений древнеиндийского общества, которые предопределили облик этого государства. В экономике Индии в это время прослеживается две основные тенденции: широко распространяется железо, которому сразу нашлось применение и в земледелии, и в ремесле, к тому же это был период быстрого роста городов. Постепенно они становятся центрами ремесла и торговли, хотя большая часть населения в это время, естественно, проживала в деревнях.
    В V—IV вв. до н.э. в Индии появляются клейменые монеты, главным образом медные и серебряные. Так, в «Артхашастре» описываются обязанности чиновников, которые следили за чеканкой монет и денежным обращением. В это время были известны и такие денежные операции, как заклады, кредиты, проценты.
    Во второй половине I тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие частной собственности на землю, окончательно фиксируется различие между понятиями «собственность» и «пользование». Одна из глав «Артхашастры» посвящена вопросу о заключении сделок и защите прав собственников различного имущества. Например, ни один человек не мог считаться собственником земли только на основании того, что он ее обрабатывал на протяжении длительного времени. Кроме того, все сделки, которые заключались не собственником, а пользователем, считались недействительными.
    Вообще же, земельный фонд страны подразделялся на несколько категорий — частные земли, общинные, государственные и царские. К государственным землям, главным образом, относились леса, пустоши, рудники и необрабатываемые земли. В зависимости от статуса земли законы различали взимаемые с них налоги: налог с царской земли и с частных участков.
    Законы, и в частности «Артхашастра», защищали право частной собственности, гарантом которой был сам правитель. К примеру, если спустя какое-то время украденная собственность находилась, то царь выступал гарантом ее возвращения прежнему владельцу. Кроме того, существовала статья, в которой говорилось, что «…похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».
    Все имущественные сделки внутри общины должны были совершаться при участии представителей государственной власти (полномочного представителя). Кроме наблюдения за законностью заключаемой сделки, эти чиновники стремились также обеспечить и поступление дохода в государственную казну. Так, если цена при продаже земли или оросительного сооружения во время торга между покупателем и продавцом оказывалась непомерно большой по сравнению с обычной ценой, то ее излишек должен был достаться не продавцу, а поступить в казну. А при нарушении правил заключения сделок, например при заключении ее без полномочного представителя, на обе стороны накладывался достаточно большой штраф, сама же сделка признавалась недействительной.
    «Артхашастра» предусматривала и такие ситуации, когда начинались тяжбы между несколькими соседними селениями по вопросу определения собственности на поля, каналы, леса и пр. В этом случае, согласно законам, земля не могла считаться чьей-либо частной собственностью и переходила в разряд государственных владений. Это, несомненно, заставляло общины тщательнее следить за состоянием пограничных знаков, ибо государство использовало любую возможность, чтобы распорядиться «землями без границ» по своему усмотрению. К царю также отходили и выморочные земли.

    Ворота ступы в Санчи
    Ворота ступы в Санчи

    Во второй половине I тыс. до н.э. значительная часть населения Индии была объединена в общины. В узком смысле община представляла собой объединение полноправных жителей деревни, т.е. собственников земельных участков; в широком — деревню, выступавшую как самоуправляющаяся единица и включавшую, подобно общине, и другие группы населения. Понятно, что любая община стремилась сохранить нетронутым свой земельный фонд и ограничить продажу индивидуальных участков, особенно если их хотели приобрести «чужаки», т.е. члены другой общины. Поэтому, согласно «Артхашастре», приоритет при покупке земли принадлежал родственникам бывшего владельца этого участка, потом его соседям, кредиторам и лишь затем «чужакам».
    При обсуждении таких важных для общины вопросов, как продажа и покупка земли, пограничные споры, особым весом обладало мнение старейшин, которые играли выдающуюся роль в любой общине. Согласно «Артхашастре Каутильи», в их обязанности входила также забота об имуществе детей, оставшихся сиротами, до их совершеннолетия.
    По дошедшим до нас источникам достаточно трудно судить о количестве семей, составлявших общину. Различные документы называют цифры от 30 до 1000 семей в составе одной общины. Во второй половине I тыс. до н.э. основной формой семьи была большая патриархальная семья, где ее главой, как видно из названия, был отец или муж. Женщина в это время полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак также становился своеобразной имущественной сделкой. Мужчина как бы покупал себе жену, и она становилась фактически его собственностью. Кратко характеризует положение женщины в Древней Индии поговорка: «В детстве она была под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей». В случае дурного обращения мужа жена могла уйти к его родственникам, к опекунам, к деревенскому старосте или к монахине, а в родную семью только в том случае, если там не было мужчин. Беспрепятственно в свою семью женщина могла вернуться только в случае смерти родственников, болезни, стихийных бедствий или в период беременности. За побег из дома на нее налагали штраф, нередко после этого женщина лишалась своего приданого. Она не могла оставаться наедине с посторонним мужчиной и фактически не была полноправным человеком.
    Значительной социальной группой в Древней Индии были рабы, которые подразделялись на несколько категорий в зависимости от способа их приобретения. Так, в одной из первых классификаций рабы делились на тех, «кто родился в доме», и тех, что были куплены и привезены из других стран. Кроме того, различались пожизненные и временные рабы. А в «Артхашастре» даже была статья, в которой предусматривался штраф для владельца, если он не освобождал временного раба за установленный выкуп. Потомков же временных рабов законы объявляли свободными. Таким образом, «Артхашастра» отразила попытку государства упорядочить статус рабов.
    Заметим, что характер рабовладения в Древней Индии был схож с ролью рабов в Египте и Месопотамии, т.е. рабство не играло значительной роли в социально-экономическом укладе древнеиндийского общества. В то же время рабство в Индии имело и ряд своих особенностей. Раб по своему положению был близок к наемному работнику. «Артхашастра» даже объединяет в одну группу рабов и кармакаров (наемных работников). Другой особенностью рабства в Индии было широкое использование рабского труда в домашнем хозяйстве. Это придавало ему патриархальный характер, что смягчало в целом положение рабов.

    Артхашастра Каутильи

    Заключение сделок
    Сделки считаются недействительными, если были совершены в отсутствие полномочного представителя (т.е. юриста), ночью, обманно, тайно, вне границ населенного пункта.
    Пусть считаются недействительными также сделки, совершенные несамостоятельными (недееспособными): сыном, зависящим от отца, отцом, зависящим от сына, братом, не имеющим семьи, женщиной, зависящей от мужа или сына, рабом, не достигшим совершеннолетия, преступником и калекой.
    Всегда считаются недействительными сделки, совершенные в состоянии гнева, горя, опьянения, потери разума или под принуждением. В этом случае и тот, кто совершал сделку, и свидетели облагаются штрафом.
    Сделка считается заключенной после того, как записаны и заверены полномочным представителем год, время года, месяц и день ее заключения.
    Обвиняемый не может возводить встречного обвинения, за исключением случаев драки и грабежа.
    Человеку не может быть предъявлено больше одного обвинения в ходе судебного разбирательства.

    Раздел имущества
    При отсутствии имущества у отца старшие дети должны заботиться о младших, за исключением тех, кто дурного поведения.
    Раздел имущества происходит только среди совершеннолетних. Наследство не достигшего совершеннолетия, за вычетом долгов, должно быть передано родственникам матери или деревенским старейшинам до достижения совершеннолетия, это же относится к находящемуся в отъезде.
    Женщина в 12 лет становится совершеннолетней, мужчина — в 16. Несамостоятельны сыновья, находящиеся под отцовской властью, пока живы отец с матерью.
    Тем, кто не обзавелся семьей, должно быть выделено столько же имущества, сколько и имеющим семью, также следует выделить сумму незамужним сестрам для выхода замуж.
    Раздел долгов происходит так же, как и раздел наследства.
    Пусть производится раздел имущества в присутствии свидетелей со словами: «Таково общее имущество, такова доля каждого».
    Имущество, приобретенное самостоятельно, не подлежит разделу, за исключением того, что было добыто с помощью имущества отца.
    Если отец совершает раздел своего имущества при жизни, то он не должен выделять кого-либо из детей, так же, как и оставлять кого-то из них без доли наследства.
    Пусть раздел происходит заново, если имущество было плохо поделено, если кто-то что-либо своровал, что-то было скрыто или было неизвестно в момент раздела.
    Имущество человека, не имеющего наследников, пусть возьмет царь, исключив из него средства для существования вдовы и необходимые (средства) для проведения погребальной церемонии.

    Утрата имущества и кража
    Если человек перевозил чье-либо имущество с караваном и был ограблен ворами, то он не должен возмещать потерянное имущество. Если он умер в пути, то его наследник не должен возмещать потерю имущества, если она произошла.
    Имущество, которое брали в долг, должны возвратить в том виде, в каком оно давалось.
    Если «заложивший себя» (т.е. отрабатывающий свой долг у кредитора) сбежит, то навсегда остается у кредитора.
    Продавец, не отдавший товар после того, как он был продан, облагается штрафом.
    Тот, кто подстрекает к воровству, говоря «Я беру на себя ответственность», пусть платит штраф вдвое больше того, кто своровал.

     

    Задания для учеников

    Слабым ученикам могут быть заданы простые вопросы, нацеленные на воспроизведение материала:
    • Когда заключенная сделка могла быть признана незаконной?
    • Кто должен был засвидетельствовать заключение сделки?
    • Могли ли во время судебного заседания рассматриваться сразу два обвинения, предъявленные одному и тому же человеку?
    • Мог ли отец завещать все свое имущество только одному из своих сыновей?
    • Кто наследовал имущество отца, не имеющего детей?
    Также ученикам могут быть предложены проблемные вопросы, ответ на которые можно найти, только используя данные источника:

    1. После смерти отца осталось пятеро детей. Мальчики — 10, 14 и 16 лет и девочки — 6 и 12 лет. Старший сын к этому времени занимался гончарным ремеслом в мастерской отца, который уже больше года в ней не работал, и поэтому сын потребовал, чтобы мастерская и все инструменты перешли к нему, а не делились между остальными детьми. Кто из детей получит часть своего наследства, а кто не сможет получить наследство в данный момент и почему? Что станет с их долей имущества? Имеет ли право старший сын выдвигать требование не рассматривать мастерскую в качестве имущества, подлежащего разделу.
    (Ответ. Свою долю наследства получат только совершеннолетние дети, т.е. девочка 12 лет и мальчик 16 лет. А остальные дети получат свою долю наследства только после наступления совершеннолетия, а до этого их имущество будет охраняться общиной и старейшинами. Старший сын не может потребовать отказаться от дележа мастерской.)

    2. Судебное разбирательство было посвящено рассмотрению дела о признании сделки недействительной. А история была такова: два общинника решили заключить сделку о продаже земли. Встреча состоялась поздно вечером в лесу, недалеко от деревни. Была подписана соответствующая бумага. Спустя несколько дней сосед сообщил, что один из участников сделки совершил ее под принуждением. Предположите, какое решение вынесет суд. Может ли эта сделка быть признана недействительной и почему?
    (Ответ. Суд обяжет заплатить штраф тех, кто заключал эту сделку. Сама же сделка будет признана незаконной, т.к. была заключена без полномочного представителя, ночью, не на территории общины и по принуждению.)

    3. Караванщик во время пути был ограблен и тяжело ранен. Хозяин имущества, которое перевозилось, потребовал возместить ему потери, мотивируя это тем, что он уже продал этот товар и теперь ему грозит штраф. Должен ли караванщик оплачивать украденное имущество? Почему хозяину товара грозит штраф?
    (Ответ. Хозяину товара грозит штраф, т.к. он теперь не сможет отдать проданный им товар. Караванщик же не обязан оплачивать имущество, утраченное вследствие ограбления.)
    Успевающим ученикам может быть предложено творческое задание: придумать рассказ, опираясь на знания, полученные после работы с источником. Например, описать случай, происшедший с торговцем, или представить и разыграть судебное заседание. Кто-то из учеников может рассказать биографию женщины, жившей в Индии во второй половине I тыс. до н.э.
    Как показывает практика, после таких уроков у учеников остаются достаточно яркие представления об истории той или иной страны, формируется навык самостоятельной работы с историческими документами. Кроме того, учитель имеет возможность занять творческой деятельностью весь класс, давая ученикам задания, соответствующие их уровню подготовки. При этом каждый из них становится активным участником увлекательного процесса исторического познания.

    Наталья РОССЕЛЬС

     

     


    СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

    Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. — М., 1973. С. 120—149.
    История Востока. / Отв. ред. В.А. Якобсон. — М., 1997. Т.1. С. 418—423.
    Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. – М., 1968.
    Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С.Канцельсона, В.И. Кузищина. – М., 1980. С. 75—111.

    TopList