© Данная статья была опубликована в № 43/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 43/2004
  • Колонка главного редактора

    Хотел бы я посмотреть на человека, который не любит выходных, праздников и каникул. Что ни говорите, а отдыхать всегда здорово!
    Наши избранники-думцы загорелись желанием упорядочить перечень праздников. В конце октября Комитет по труду и социальной политике подготовил законопроект, в котором предлагается упразднить «отдельные нерабочие праздничные дни, дублирующие иные праздники либо имеющие устаревшую идеологическую основу». Под это определение, прежде всего, подпадает 7 ноября.
    Помнится, сколько было сломано идеологических копий, выкрикнуто лозунгов, и все вокруг одной темы: нужно ли нашему народу отмечать день начала всевластия большевиков. Пошли даже на такой шаг — стыдливо заменили название праздника, теперь он называется День согласия и примирения.
    Зато на смену обветшавшему празднику, имеющему «устаревшую идеологическую основу», грядет другой, облаченный в новые, еще не потрепанные идеологические одежды. Он тоже будет носить звучное имя — День народного единства и отмечаться 4 ноября в память события, действительно оставшегося на скрижалях отечественной истории, — дня освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени в 1612 г.
    Кажется, выход найден. И волки сыты (то есть сторонники сохранения празднования Великого Октября должны быть довольны), и овцы целы (их идеологические противники могут вздохнуть спокойно — повеяло духом Московской Руси). Только вот вопрос: а как в современной беспочвенной исторической ситуации отнесутся к новому празднику наши сограждане? Не все ли им равно — что освобождение Москвы от польских интервентов в начале XVII в., что, к примеру, победа Владимира Мономаха над половцами в битве на реке Сале в 1111 г.? В раздавленной советскими идеологами исторической памяти мало осталось живых следов. И тем не менее есть ободряющие примеры. Несмотря на десятилетия гонений, православные верующие отмечали и отмечают Рождество и Воскресение Христово. Да и все мы каждый год отмечаем наш самый главный праздник «со слезами на глазах» — День Победы. Это непридуманные, выстраданные даты и события. Так, может быть, невзирая на любовь к выходным, и не нужно нам искусственного веселья и казенных речей в канун придуманных думскими политиками праздников?

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList