© Данная статья была опубликована в № 41/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 41/2004
  • У Парижа — ладья, у Лондона — крест, а что у Москвы?

    У Парижа — ладья, у Лондона — крест,
    а что у Москвы?

    Методическая разработка конкурса знатоков. 9-й, 11-й классы

    Современное содержание и методика исторического образования включают в себя поиск альтернативных вариантов к решению проблем прошлого, предполагают осознанный анализ учащимися возможностей исторического выбора и собственную нравственную оценку событий и деятельности личностей. Эффективность такого подхода в условиях сжимающегося объема учебного времени и стремительно увеличивающегося количества получаемой информации из разных источников во многом зависит от способности преподавателя заинтересовать и даже заинтриговать, удивить ученика. Здесь на помощь учителю могут прийти многообразные типы занятий и внеурочных мероприятий в форме игры. Они могут быть самых разных видов: деловые (игры-обсуждения, игры-исследования), ретроспективные — ролевые и неролевые (театрализованные, конкурсные, маршрутные), тренинговые (сюжетные игры, викторины, головоломки). Игра как часть жизненного опыта школьника важна и понятна ему, а полученные, закрепленные и обобщенные в ее ходе различные компетентности исходят из естественных потребностей учащихся, поэтому способны учитывать не только будущие, но и текущие их интересы.
    В рамках школьной предметной недели можно организовать и провести внеурочную игру «Занимательные моменты истории». Данная игра, основанная на определенных, достаточно «жестких» правилах, относится к тренинговому типу и проводится в виде соревнования (конкурса) команд. Преимущество ее заключается в том, что она интересна для школьников, не требует длительного времени для подготовки, проста в организации и не нуждается в особом реквизите. Важно также и то, что игра может быть как тематической, так и обзорной, учитывая возможности и желания учащихся. Конкурс подобного рода можно провести среди учеников как среднего, так и старшего звена.
    В состязании участвуют команды (4 и более) из состава отдельного класса, разных классов одной или разных школьных параллелей. Зрителями и одновременно участниками конкурса являются учащиеся соревнующихся классов. Игру организует и проводит преподаватель с помощью инициативной группы учащихся. Он же является ведущим. Для подведения итогов выбирается жюри из учителей истории или специально подготовленных учеников старших классов. Конкурсное время составляет от 40 до 60 минут (в зависимости от состава участников).
    Предлагаемая ниже разработка игры рассчитана на учащихся 9-х, 11-х классов, которые в целом уже получили исторические знания обобщенного характера.
    Главными целями игры являются:
    • развитие у школьников интереса к истории;
    • обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету;
    • развитие умений работы в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь);
    • совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а также в режиме «мозгового штурма».
    Оборудование. Конкурс проводится в большой аудитории или в актовом зале, который оформляется исторической атрибутикой той эпохи, которой посвящена игра. Необходимы два или три (в зависимости от числа участвующих команд) игровых стола, места для жюри и зрителей, исторические карты, портреты деятелей прошлого, хронометр, карточки различного цвета с заданиями разной степени сложности. Желательно использовать также музыкальную, а по возможности компьютерную и видеотехнику.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИГРЫ

    I. Подготовительный

    Предшествует конкурсу (одна-две недели до начала игры). В этот период идет подготовка тематики, технологии проведения; готовятся вопросы, задания, реквизит; разрабатывается сценарий. Важнейшее место занимает инструктаж, который должен включить в себя:
    1. Объяснение учителем игровой задачи, целей и темы предстоящего конкурса.
    2. Формирование команд, выбор капитанов и распределение ролей участников, изучение Памятки участника исторической игры:
    а) разберись, в чем состоит цель и каковы правила игры;
    б) выбери себе роль, исходя из своих интересов и способностей;
    в) внимательно изучи рекомендованную литературу, серьезно готовься к игре;
    г) при подготовке ответа на поставленный вопрос выдели его ключевые содержательные моменты, вспомни основное содержание эпохи, о которой идет речь, попытайся понять настроения, чувства людей, живших в то время. Это поможет тебе более точно сформулировать ответ;
    д)  проведи тренинг со своими партнерами по команде, научись действовать в ее составе, выдвигать и отвергать версии в условиях ограниченного времени и в режиме «мозгового штурма»;
    е) подчиняйся установленным правилам игры.
    3.  Индивидуальные и общекомандные консультации, изучение дополнительной литературы по теме.
    4.  Выбор состава жюри, ответственных за художественное и техническое оформление.
    5. Подготовка призов, дипломов.

    II. Вводный

    Проводится перед началом конкурса. Ведущий объясняет цели, задачи, возможности игры, создает соревновательный настрой, объявляет состав участников команд и жюри, напоминает правила и структуру конкурса.

    Название
    игрового тура
    Содержание, правила,
    критерии выставления оценок
    1. Отборочный Команды по жребию или по параллелям распределяются на отборочные группы (2—3 команды). Они занимают места за своими игровыми столами.
    Правила:
    1) капитаны команд поочередно выбирают карточки с номерами заданий, которые затем оглашаются ведущим;
    2) команда совместно обсуждает вопрос в течение 1 минуты;
    3) капитан указывает на участника, который будет давать ответ;
    4) если ответ правильный, то команда зачисляет на свой счет 1 балл, неправильный ответ очков не приносит; вопрос, оставшийся без ответа, может быть разыгран в следующем туре или в игре со зрителями;
    5) всего каждой команде предлагается ответить на 3 вопроса;
    6) в следующий тур не выходит команда, набравшая наименьшее количество баллов;
    7) при равенстве очков — ведущим задаются дополнительные вопросы до выявления аутсайдера.

    Игра со зрителями и болельщиками
    Проводится между турами. Ведущий задает вопросы, на которые зрители предлагают свои варианты ответа. Ответивший правильно награждается ценным подарком.

    2. Полуфинал Участвуют команды, вышедшие во второй тур конкурса.
    Правила (несколько трансформируются):
    1) теперь у команд появляется альтернатива: кроме обычного можно выбрать задание повышенной сложности (цветная карточка);
    2) за правильный ответ на этот вопрос команда может записать на свой счет 2 балла;
    3) в следующий тур выходит команда, набравшая наибольшее количество очков.
    3. Финал Участвуют команды, победившие соперников в предыдущем туре.
    Правила:
    1) вопросы выбирает и задает всем участвующим командам одновременно сам ведущий;
    2) необходимо дать ответ, затратив на него минимальное время (но не больше 1 минуты);
    3) первой отвечает команда, капитан которой раньше подал сигнал о готовности;
    4) в случае неверного ответа другая команда получает возможность без дополнительной подготовки дать свой ответ на поставленный вопрос;
    5) всего ведущий задает 6 вопросов;
    6) в случае равенства очков игра идет до выявления победителя, им является команда, набравшая большее количество баллов.

    III. Ход игры

    Игра проводится в три тура: отборочный, полуфинал и финал (см. правила выше). Вопросы, на которые должны ответить участники игры, не столько рассчитаны на знание конкретного исторического факта, сколько предполагают развитие логического мышления школьника, способностей обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, переносить общие сведения об эпохе на конкретное явление, событие. Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует активизации игровой деятельности и поддержанию устойчивого интереса учащихся.

    Вопросы
    отборочного тура и полуфинала
    конкурса знатоков истории

    (Звездочкой выделены вопросы повышенной сложности, за правильный ответ на которые команда может получить 2 балла)

    1. Во время Отечественной войны 1812 г., случалось, необразованные русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

    (Большинство русских офицеров
    по моде того времени в совершенстве
    знали французский язык
    и больше общались на нем, чем на русском.)

    2. Раньше купеческие союзы назывались гильдии, а как называли в России купца, изгнанного из гильдии?

    (Разгильдяй.)

    3. В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская правда» сурово наказывала за его порчу. А в начале XVIII в. наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое?

    (Борода.)

    4. У Парижа — ладья, у Лондона — крест и меч, у Пскова — рысь. А что у Москвы?

    (Герб Москвы —
    всадник Георгий Победоносец.)

    5. Этот человек одновременно мог носить три Звезды Героя Болгарии, три Звезды Героя Чехословакии, Звезду Героя Вьетнама. Кто же был этот интернациональный герой?

    (Л.И. Брежнев.)

    6*. 4 тыс. лет назад одним из любимых блюд китайских императоров было кушанье, которое готовилось по следующему рецепту: растирали рис, смешивали его со взбитым молоком, затем проделывали третью несложную операцию — и вкуснейшее блюдо было готово. Как это блюдо называется сейчас?

    (Мороженое.)

    7. Солдат какого рода войск в России называли «пионерами»?

    (Саперов.)

    8. В начале XVIII в. Александр Селкирк рассорился с командой пиратского корабля и был высажен на необитаемый остров. Под каким именем он стал позднее известен всему миру?

    (Робинзон Крузо.)

    9*. В феврале в Рейнской области Германии проводится народный праздник Бабий бунт. В этот день женщины выходят из дому с ножницами, которыми срезают символ немецкого мужского достоинства. Что же делают женщины?

    (Срезают галстуки.)

    10. В старинных рукописях часто употребляется название — Русское море, т.к. наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в XVIII в. Какое географическое название у этого водоема сейчас?

    (Черное море.)

    11. Их почетными прозвищами в России были: Благословенный, Освободитель, Миротворец. Назовите их имена?

    (Александр I; Александр II;
    Александр III.)

    12. Этот закон был принят в США в 1787 г., во Франции — в 1791, а в Великобритании не принят до сих пор.

    (Конституция.)

    13. У себя на родине их называли «морскими королями», а как их называли на Руси?

    (Варяги.)

    14*. В I в. н.э. римский император ввел очередной налог. После этого появилось выражение «деньги не пахнут». Что это был за налог?

    (Налог на отхожие места,
    выгребные ямы,
    общественные туалеты.)

    15*. В Средние века в Западной Европе утвердилось устойчивое словосочетание «сложить город», а как этот процесс в то время назывался на Руси?

    («Срубить город».)

    16. Его ввез в Россию Петр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила».

    (Картофель.)

    17. Население этого современного государства прирастает не естественным путем, а в результате продвижения по служебной лестнице или найма на работу. Что это за государство?

    (Ватикан. Обет безбрачия.)

    18. Более 1000 лет назад китайский фармацевт изобрел рецепт пилюль бессмертия: две унции растертой серы и одну унцию растертой селитры положить на сковороду, зажечь три стручка перца, потом добавить древесный уголь. Позже это снадобье стало применяться вовсе не для продления жизни. Что это такое?

    (Порох.)

    19. Русские купцы вывозили за границу товар под названием «рыбьи зубы». Что это был за товар?

    (Моржовые клыки.)

    20. В Средние века на рынках Италии за каждым менялой были закреплены деревянные лавки. Со временем они превратились в солидные учреждения, но сохранили прежнее название. Как они называются сейчас?

    (Банки.)

    21. По дошедшим до нас данным, в 525 г. до н.э. персы встретились в сражении с египетской армией. Чтобы ее одолеть, персы пошли на хитрость: солдаты передних рядов взяли на руки животных. Египтяне потерпели поражение. Что это за всесильные животные?

    (Кошки. Их египтяне считали священными животными и отказались стрелять из луков
    и бросать копья, боясь убить кошек.)

    22. Древние греки называли ее Ра, тюрки — Идель, а как называли ее русские?

    (Волга.)

    23. Еще 250 лет назад для разведения огня люди носили с собой коробочку с тремя предметами. Назовите их.

    (Огниво, кремень и трут.)

    24*. Английский король Генрих I ввел новую единицу длины — ярд. Он приказал считать ярдом расстояние между своим носом и... Покажите, где заканчивается ярд.

    (Большим пальцем вытянутой руки.)

    25. Во Франции их называли «люди оружия», а в России они служили в политической полиции. Кто они?

    (Жандармы.)

    26*. На флаге этого государства соединились прямой красный крест Святого Георгия, белый косой крест Святого Андрея, косой красный крест Святого Патрика. Что это за государство?

    (Соединенное Королевство
    Великобритании и Северной Ирландии.
    Святой Георгий — покровитель Англии;
    святой Андрей — Шотландии;
    святой Патрик — Северной Ирландии.)

    27. В английском городе Ноттингеме стоит памятник, вокруг которого всегда полно охотников за сувенирами, главными из которых являются лук и стрелы. Кому посвящен этот памятник?

    (Робину Гуду.)

    28. Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул — как «царь царей». Этот великий завоеватель сказал: «Впереди моего войска идет страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите хотя бы одну страну, которую он завоевал.

    (Темучжин или Чингисхан;
    Китай, Средняя Азия.)

    29*. Андрей старше Екатерины, та старше Владимира, он старше Александра и Анны. О каких таких «персонах» Российского государства идет речь?

    (Об орденах Российской империи.)

    30. Великий французский дипломат Ш. Талейран сказал: «Язык человеку дан для того...» Продолжите фразу.

    (…чтобы скрывать свои мысли.)

    31. Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне — чтобы измерять земельные участки». Что это за наука?

    (Геометрия.)

    32*. Однажды слепого древнегреческого поэта Гомера, который славился своим умением быстро находить ответы, подвели к не знавшим гигиены рыбакам, сидевшим на берегу моря и занимавшимся важным делом. Гомер приветствовал их: «Доброго здравия, друзья-рыбаки. Велика ли добыча?» Рыбаки отвечали: «Что поймаем — отбросим, что не поймаем — с собой уносим». Гомер не сумел разгадать эту загадку, а каков ваш вариант ответа?

    (Рыбаки ловили на себе вшей.)

    33. Когда заболевал скифский царь, он спрашивал гадателей, кто наслал на него болезнь. Гадатели называли имя человека. Если тот не сознавался в содеянном, царь созывал новых гадателей, и они повторяли гадание. Если они подтверждали обвинение, то обвиняемого казнили, а что делали, если вторые гадатели не подтверждали обвинение первых?

    (Казнили первых гадателей.)

    34. По сведениям древних греков, было четыре племени скифов: царские скифы — властвовали над всеми; скифы-кочевники — не сеяли хлеба, а разводили скот; скифы-пахари — сеяли и ели хлеб; скифы-земледельцы — сеяли, но не ели хлеб. Что же они делали с хлебом?

    (Продавали.)

    Вопросы
    финального тура игры

    1. В древнегреческой системе мер за основу измерения длины были взяты части человеческого тела. Самыми востребованными оказались ладонь и палец. Покажите, как греки измеряли расстояние с их помощью.

    (Ладонь = 4 пальца = 7 см и 7 мм.)

    2. Говорят, в Древней Греции были очень справедливые законы. Один из них гласил: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза», а к этому было добавлено: «а кто выколет глаз одноглазому, то...». Какое наказание следовало за это деяние? (… должен лишиться обоих глаз.)

    3. Сначала в Древней Греции монет чеканилось мало, даже самые мелкие из них — размером с рыбью чешуйку — ценились очень высоко. А где предпочитали хранить эти мелкие монеты греки, отправляясь за покупками?

    (Во рту, т.к. боялись потерять.)

    4. В Древней Греции правитель Харонд под страхом смерти запретил появляться в народном собрании с оружием, но сам однажды, преследуя врага, вбежал в здание собрания с мечом. «Ты нарушаешь свой собственный закон, Харонд», — крикнули ему. «Нет, я не нарушаю, а подтверждаю!» — ответил он и... Каким образом Харонд подтвердил свой закон?

    (Пронзил себя мечом.)

    5. В традиционном японском этикете сохранилось выражение: «Знай свой угол». О каком угле идет речь?

    (Угол поклона при встрече
    с другими японцами, занимающими
    разный социальный статус.)

    6. В 1500 г. у берегов Южной Африки один из участников морской экспедиции, не надеясь на успех возвращения на родину, описал свое путешествие, положил послание в башмак и повесил его на прибрежное дерево. В какое полезное приспособление превратились со временем подобные «башмаки»?

    (Почтовые ящики.)

    7. Посол императора Священной Римской империи в 1490 г. привез в дар Ивану III животное, которое обладало невиданной для русских способностью, что их очень напугало. Русские назвали его так же, как раньше называли большой кнут, которым пугали домашних животных, когда они забредали на чужую территорию. Что это за животное?

    (Попугай.)

    8. В XIX в. московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Москвичи стали называть их словом, позднее широко распространившимся в России. Как называли посетителей этого заведения?

    (Лодыри.)

    9. 4 августа 1922 г. провожали в последний путь великого изобретателя. В США и Канаде минутой молчания почтили его память не только люди, но и изобретенные им приборы. Какие приборы были отключены?

    (Телефонные аппараты. Белл.)

    10. На английском флоте еще два столетия назад, особенно после морских сражений, достаточно часто применялась странная процедура. Были распространены два ее способа:
    1) сильнейший удар молотком по темени; 2) опаивание ромом до потери чувств. С какой целью это делалось?

    (Обезболивание для проведения хирургической операции.)

    11. В феодальном Китае существовал обычай ранней помолвки мальчиков и девочек. Случалось, что будущие родители договаривались об этом еще до рождения детей. Такая помолвка могла считаться недействительной только в одном случае. Каком?

    (Если рождались дети одного пола.)

    12. В некоторых районах Руси возводились сооружения, к которым реально подходило название «избушки на курьих ножках». Что это были за «курьи ножки»?

    (Пеньки.)

    13. По древнему китайскому поверью, у него голова верблюда, глаза демона, уши коровы, рога оленя, ноги тигра, шея змеи, живот моллюска, чешуя карпа, а на голове — шишка, которая позволяет ему летать. Что это за чудовище, до сих пор почитаемое в Китае?

    (Дракон.)

    14. Арабы, совершая свои завоевания, назвали эту местность «пустыня». А как она называется сейчас?

    (Сахара.)

    15. Суеверные древние японцы считали, что, когда гигантский сом бьет хвостом по воде, возникают... Продолжите фразу.

    (Цунами.)

    16. Византийцы часто воевали с восточными славянами. Византийские полководцы при военных действиях летом строго следили за тем, чтобы у воинов с собой были мешки из бычьих или козлиных шкур. Для чего они были нужны?

    (Их надували при переправах
    через многочисленные славянские реки.)

    17. Легендарный греческий царь Эдип, странствуя по стране, встретился с чудовищем Сфинксом, которое останавливало всех проходящих и загадывало им загадку. Никто не мог ее разгадать. Сфинкс съедал их. Эдипу же удалось разгадать загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех ногах?» Каков ваш ответ?

    (Человек.
    Первый год жизни он ползает,
    в зрелом возрасте ходит на двух ногах,
    а в старости нуждается в посохе.)

    18. В Средние века часты были подделки хозяйственных документов. Чтобы избежать этого, договор о передаче земли от одного владельца другому переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Что с этим документом нужно было сделать дальше, чтобы в спорном случае доказать его подлинность?

    (Лист разрезали зигзагообразной линией,
    одну часть отдавали покупателю,
    а другую оставлял у себя продавец.
    При возникновении спора половинки документа
    нужно было сложить, чтобы они совпали,
    и тогда документ признавался подлинным.)

    19. Легендарный основатель мировой религии Будда однажды пригласил к себе на день рождения всех животных, какие только захотят прийти. Прибыло 12 зверей. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году правления. А какое животное правит миром сейчас?

    (Обезьяна. 2004-й — год обезьяны).

    20. Испанские завоеватели Америки, увидев какое-то злаковое растение, были поражены его урожайностью. Так зерновые в Европе не росли. Один из испанцев писал о них: «Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Какое растение произвело такое впечатление на европейцев?

    (Кукуруза.)

    IV. Заключительный

    Проводится в завершение игры. Ведущий предоставляет слово членам жюри, которые объявляют команду-победительницу, призеров конкурса, лучшего игрока, наиболее активного знатока среди болельщиков и зрителей. Происходит их награждение. По возможности сразу после игры (а при отсутствии времени — позже) проводится анализ мероприятия. Важная роль при этом принадлежит оценке конкурса самими учащимися, которые дают ее путем анкетирования по форме:

    1. Понятны ли были цели, задачи, правила игры?
    2.  Сумел ли ведущий игровым материалом и своей деятельностью заинтересовать, создать состязательный настрой?
    3. Что в конкурсе было наиболее интересным, запоминающимся?
    4.  Появилось ли желание больше узнать о занимательных моментах истории, прочитать дополнительную литературу, добыть новую информацию?
    5.  Имеется ли желание участвовать в следующем подобном конкурсе?
    6. Что требуется изменить в игре, чтобы сделать ее более интересной?

    Алексей МЕЛЬНИКОВ,
    учитель истории
    средней школы № 1 им. Н.М. Максимова,
    г. Нижнекамск,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

    TopList