© Данная статья была опубликована в № 41/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 41/2004
  • «Холодная война»... что это означает?

    что это означает?

    Методическая разработка урока по теме
    «СССР в системе послевоенных международных отношений».
    9-й класс

    Цели урока
    выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
    развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументированно доказывать свою точку зрения;
    • развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;
    • отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
    формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Форма организации деятельности: работа в группах.
    Работа в группах — сотрудничество и взаимодействие; умение работать в команде востребовано на современном рынке труда.
    Класс делится на 2 группы.
    Учащимся предлагаются Правила для работы в группе:
    • Критикуй идеи, но не человека.
    • Поощряй участие каждого в обсуждении.
    • Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
    • Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
    • Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
    • Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
    • Ищи рациональное в высказываниях других.
    Основные понятия: холодная война, экспансия, конфронтация.
    Оборудование урока
    • карта «Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны»;
    • карточки с заданиями для учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Вводный этап

    1. Беседа с учащимися

    • Сформулируйте цели урока по названию темы.
    • Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?
    • Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?

    Выслушиваются ответы учащихся.

    2. Вступительное слово учителя

    Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация — подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной международной обстановки.

    Учитель.  Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество, — сохранить мир — нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.
    Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, — «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».
    Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава — США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.

    II. Объяснение нового материала

    Учитель. Итак, задача первая — выяснить понятие «холодная война». Как вы понимаете, что такое «холодная война»?

    Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты. Учитель дает каждой группе карточки с одинаковыми заданиями, схемой и двумя вариантами ответов.

     


    КАРТОЧКА 1

    Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки.
    а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»;
    б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»;
    в) запишите признаки в схему;
    г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь (оно должно быть кратким, отражающим суть);
    д) подготовьте выступление на 3 минуты по схеме.

    Вариант 1
    «Холодная война» — это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

    Вариант 2
    «Холодная война» — это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.

    Схема. Характерные черты «холодной войны»


    От каждой группы выступает один учащийся, который отвечает, используя заполненную группой схему, что означает понятие «холодная война».

    Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» — это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.

    Причины начала «холодной войны»

    Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) — СССР, третьи — обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват? Одна группа выступает в роли «западных» историков, другая — в роли «советских».


    КАРТОЧКА 2

    (группе «западных» историков)

    Задание: аргументированно докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».
    1. Подберите факты, подтверждающие:
    а) экспансию СССР после войны:
    • объясните понятие «экспансия» (словарь);
    •  покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);
    •  на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;
    • подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;
    б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:
    • испытание и усовершенствование ядерного оружия;
    в) практика усиления идеологической борьбы:
    •  создание Коминформа;
    • доктрина А.А. Жданова;
    • цель Коминформа.
    2.  Сделайте вывод — начните словами: «Данные факты свидетельствуют, что …»
    3.  Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку «СССР»:

     

    Таблица 1. Кто виноват?

    Страны Запада СССР
       

    4.  Подготовьте выступление на 7 минут, используя нижеперечисленные источники:

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ—начало ХХI в., 9 класс /8-е издание,
    М., Просвещение, 2002 / § 40, с. 284.
    Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России ХХ—начало ХХI в., 11 класс /8-е издание,
    М., Просвещение, 2003 / § 58, с. 260.
    Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран, 11 класс /под ред.
    А.О. Чубарьяна, М., Просвещение, 2000. С. 207.


    КАРТОЧКА 2а

    (группе «советских» историков)

    Задание: аргументированно докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».
    1. Для доказательства используйте следующие факты:
    • речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;
    • доктрина Трумэна;
    • план Маршалла;
    • ядерный шантаж.
    2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что...…»
    3.  Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»:

    Таблица 1. Кто виноват?

    Страны Запада СССР
       

    4.  Подготовьте выступление на 7 минут, используя нижеперечисленные источники:

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ — начало ХХI в., 9 класс / 8-е издание,
    М., Просвещение, 2002 / § 40, с. 284—285.
    Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России ХХ—начало ХХI в., 11 класс / 8-е издание, М., Просвещение, 2003 / § 58, с. 259—262.
    Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран, 11 класс / под ред. Чубарьяна А.О., М., Просвещение, 2000 / с. 200—201.


    Учащиеся подводятся к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.
    Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
    • Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда.
    • Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния.
    • Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений.
    • Образование военно-политических союзов.

    Последствия «холодной войны»
    для развития мировой политики

    Учитель. «Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств.


    КАРТОЧКА 3

    (обеим группам)

    Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики.
    1. Подтвердите фактами из учебников выводы (табл. 2).
    2. Впишите факты в табл. 2.
    3. Источники.
    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ — начало ХХI в., 9 класс /8-е издание,
    М., Просвещение, 2002 / § 40.
    Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России ХХ — начало ХХI в., 11 класс / 8-е издание, М., Просвещение, 2003 / § 58.
    Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран, 11 класс /под ред. Чубарьяна А.О., М., Просвещение, 2000 / § 20.

    Таблица 2. Последствия «холодной войны»

    Выводы Факты
    1. Раскол Германии
    2. Создание военных блоков
    3. Региональные конфликты
    4. Раскол мира на две системы
    5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР
     

     

    III. Заключительный этап

    Вопросы для закрепления
    1. Почему «холодная война» не переросла в «горячую»?
    2. Историки считают, что «холодная война» завершилась с распадом СССР и социалистической системы в 1991 г. Согласны ли вы с этим утверждением?
    Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
    Домашнее задание: проблемный вопрос: Холодная война продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.

     


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Схема. Характерные черты «холодной войны»

    Таблица 1. Кто виноват?

    Страны Запада СССР
    1. В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.
    2. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.
    3. «Доктрина Трумэна» — «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.
    4. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд долларов)
    1. Стремление изменить режим черноморских проливов.
    2. Возвращение Карского и Ардаганского округов.
    3. Совместное управление Танжером (Северная Африка).
    4. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном.
    5. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия).
    6. В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия — термоядерное.
    7.
    1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) — организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.
    8. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря — «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

    Таблица 2. Последствия «холодной войны»

    Выводы Факты
    1. Раскол Германии
    2. Создание военных блоков
    C
    3. Региональные конфликты
    4. Раскол мира на две системы
    C
    C
    C
    C
    5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР
    1949 г. — образование ФРГ и ГДР
    1949 г. — создание НАТО 1955 г. — создана Организация Варшавского договора
    1950—1953 гг. — корейский конфликт
    1945—1949 гг. — установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.
    Оформление основ советского блока
    (1949 г. СЭВ; 1955 г. — ОВД).
    Создание двухполюсного мира
    В США — кампания «охоты на ведьм». В СССР — «железный занавес»

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Документ. Из воспоминаний В.М. Молотова

    «В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, — Дарданеллы! Сталин: “Давай, нажимай! В порядке совместного владения”. Я ему: “Не дадут”. — “А ты потребуй!”
    ...Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: “Давай, нажимай!”»

    Ирина ФЕДОРЧУК,
    учитель истории
    СОШ № 2,
    п. Горноправдинск,
    Ханты-Мансийский АО

    TopList