© Данная статья была опубликована в № 40/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 40/2004
  • Застой – вредная остановка в движении

     

    ЗАСТОЙ – ВРЕДНАЯ ОСТАНОВКА
    В ДВИЖЕНИИ

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха застоя». 9-й класс.

    Цели. Урок должен помочь учащимся на основе обобщения материала по теме «Эпоха застоя» (дополнительная литература, документы, воспоминания современников, музыкальные произведения тех лет) определить особенности духовного развития страны в этот период и ответить на главный вопрос данного урока: в чем проявились застойные явления в жизни общества в 1960—1980-х гг.
    Форма проведения урока (проблемный семинар) выбрана не случайно, т.к. способствует не только более глубокому усвоению учебного материала, но и дает возможность сопоставлять, анализировать, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию.
    Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на 4 группы. Перед каждой группой в процессе подготовки к уроку ставится определенная задача, в соответствии с которой отбирается материал для сообщений, дополнительная литература, документы, музыкальное сопровождение.
    Таким образом, задача подготовительного этапа урока — организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся.
    Первая группа разрабатывает и готовит к уроку материал о развитии литературного творчества в 1960-х — начале 1980-х гг.
    Вторая группа работает по теме «Магнитофонная революция и авторская песня в СССР в 1960—1980-х гг.».
    Третья группа разрабатывает вопрос о правозащитном движении в СССР.
    Учащиеся самостоятельно подбирают материалы, готовят сообщения о личностях той эпохи.
    Задача учителя — помочь группам сориентироваться в многообразии литературы по теме и правильно отобрать материал.
    Четвертая группа — эксперты. Их задача — проанализировать и обобщить работу групп на уроке, а также сделать вывод по теме. В процессе подготовки к уроку они также знакомятся с документами тех лет, работают с газетными и журнальными публикациями, изучают различные точки зрения на проблемы духовного развития страны с позиции современника той эпохи и с позиции человека нашего времени.
    В качестве наглядности на уроке используются портреты А.Сахарова, А.Солженицина, А.Синявского, Ю.Даниэля, В.Высоцкого. Оформлена выставка литературы по изучаемой проблеме.
    На доске записывается определение: «Застой — всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо» (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912).
    В качестве эпиграфа к уроку взяты слова из Всеобщей Декларации прав человека (ст. 19): «Всякий человек имеет право на свободу убеждений и на свободное высказывание их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

    ХОД УРОКА

    Урок начинается с вводного слова учителя.
    Учитель. С началом брежневского периода в нашей стране (конец 1964 г.) партийное руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии так называемой «золотой середины», выработанной еще при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей: очернительства — с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций на ХХIII съезде КПСС в 1966 г. прозвучал призыв «давать решительный отпор фальсификаторам истории», требовательно относиться к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино, не показывать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм, упадничество, искажают отдельные этапы советской истории.
    После хрущевской «оттепели» наступил застой в развитии литературы и искусства.

    Учащиеся первой группы рассказывают об изменениях в литературной тематике, об усилении цензуры со стороны партийных и государственных органов. Их сообщения включают в себя биографические справки и отрывки из произведений А. Солженицина, И. Бродского. Учащиеся говорят о том, что, давая в своих произведениях справедливые оценки происходящего в стране, они и некоторые другие литераторы вынуждены были покинуть родину и жить на чужбине.

    После того как группа закончила выступление, учитель предлагает классу обсудить проблему:
    Что нового появилось в литературе 1960—1980-х гг.? Связано ли это с общественной жизнью страны в целом? С какими явлениями общества можно связать литературные новации? Почему? Какие трудности испытывали поэты и писатели того времени?

    После обсуждения вопросов слово предоставляется группе экспертов. Они подытоживают сообщения о развитии литературы в стране и называют черты застоя в данной области творчества: усиление цензуры, распространение госзаказов, запрет печатать произведения ряда зарубежных авторов, лишение возможности некоторых поэтов и писателей заниматься творчеством на родине, высылка их за границу.

    Далее учитель говорит о том, что специфической чертой культуры 1960—1980-х гг. можно назвать так называемую «магнитофонную революцию» и авторскую песню — новый музыкальный жанр.

    Разговор о данном направлении в культуре продолжают учащиеся второй группы. Звучит запись песни В.Высоцкого «Охота на волков», ребята рассказывают о жизни и творчестве поэта и исполнителя. Среди признанных исполнителей авторской песни — Б.Окуджава, Ю.Ким, А.Галич. Учащиеся рассказывают об их творчестве, слушают их песни.

    После выступления второй группы учитель предлагает на обсуждение классу вопросы:
    Какие проблемы поднимали в своих произведениях исполнители авторской песни? Почему творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. не потеряло своей актуальности и в наши дни?

    Результатом обсуждения вопросов становится вывод группы экспертов, которые называют черты, характеризующие обсуждаемую эпоху в данном виде творчества: обличение пороков общества в некоторых произведениях литературы и искусства, жестокая цензура со стороны партийных органов, «магнитофонная революция», появление авторской песни, творчество в эмиграции литераторов, вынужденных покинуть родину.

    Учитель. Основным правовым документом цивилизованного государства является Конституция. Для периода истории нашей страны, который мы с вами изучаем, это Конституция 1977 г. Статья 50 Конституции гласит: «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций». Однако факты и события, имевшие место в развитии духовной жизни страны, говорят о противоречии и несоответствии основного закона общества и действительности. В сложившейся ситуации зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже в середине 1960-х под воздействием «оттепели» возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные движения и организации.

    Третья группа учащихся рассказывает о диссидентском движении в СССР, о деятельности правозащитных организаций. Свой рассказ учащиеся сопровождают биографическими справками о А. Синявском, Ю. Даниэле, А. Сахарове. Итогом выступления этой группы является обсуждение классом вопросов, предложенных учителем:
    Как вы думаете, почему диссидентов было немного? Были ли выступления Сахарова и других правозащитников «бунтом одиночек»? О чем говорил этот «бунт»? Чем была вызвана твердая установка властей на подавление инакомыслия, ведь инакомыслящих было немного?
    Завершающим этапом урока становится деятельность группы экспертов, которые вместе с учителем подводят итоги урока, делают общий вывод и отвечают на главный вопрос семинара: в чем проявились признаки застоя в духовной сфере жизни общества?

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Миф о застое. — Л., 1991.
    2. Джефри Хоскинз. История Советского Союза 1917—1991 гг. — М., 1994.
    3. Дирк Кречмар. Политика и культура при Брежневе, Андропове, Черненко 1970—1985. —
    М., 1996.
    4. П.Вайль, А. Гелис. 60-е. Мир советского человека. — М., 1996.
    5. А.Д. Сахаров. Фрагменты биографии. — М., 1991.
    6. А.Д. Сахаров. Тревога и надежда. — М., 1990.
    7. В. Высоцкий. Человек, поэт, актер. — М., 1989.

    Татьяна БЕЛЯКОВА,
    учитель истории СОШ № 32,
    г. Великий Новгород

    TopList