© Данная статья была опубликована в № 40/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 40/2004
  • «В чистой борьбе один на один»

     

    «В ЧИСТОЙ БОРЬБЕ ОДИН НА ОДИН»

    Древнегреческие спортивные призы были
    почетными и разнообразными

    Материалы для подготовки урока по теме «Олимпийские игры». 5-й класс.

    Традиция собирать на спортивные состязания участников из разных государств и награждать победителей особыми призами пришла к нам из Древней Греции. Современные олимпийские медали представляют собой в первую очередь почетный знак, а материальное вознаграждение обладатели первых трех мест получают на родине, так же как это было 2 500 лет тому назад. На спортивных играх в Элладе впервые появились награды, имеющие лишь почетное значение. Олимпийский оливковый венок стал вершиной спортивной карьеры. В то же время он был знаком особого покровительства Зевса, и это покровительство олимпионик переносил на родину, посвящая свой венок местному божеству.

    Среди множества игр, проводившихся в разных древнегреческих городах, выделялись четыре самые знаменитые и престижные: Олимпийские на Пелопоннесе в области Элида, Пифийские близ Дельф, Истмийские на Коринфском перешейке и Немейские в Арголиде. В них, как и во многих других, имел право выступить только мужчина — гражданин любого греческого государства.
    На этих четырех играх победители получали только венки. Олимпийский был оливковым, пифийский — лавровым, истмийский — сосновым, а немейский — из сельдерея. Ветви для венков брали со священных растений, например, в Олимпии с дикой оливы, росшей у храма Зевса (ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи, у которого были живы оба родителя).
    Венчание венком проходило в присутствии зрителей, съехавшихся на праздник из множества городов, а перед этим глашатай провозглашал имя награжденного и его родину, подобно тому как это делается теперь при вручении медалей. При выходе со стадиона поклонники окружали своего кумира, кричали и прыгали от радости, бросали ему цветы, несли до дома на руках.
    На родине победителей торжественно встречали, оказывали всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Сохранился афинский закон, по которому за победу на Олимпийских играх полагалось 500 драхм, а на других общегреческих играх — по 100 драхм. Такая градация отражает особое признание в эллинском мире Олимпийских игр. Вот как Элиан описывает прибытие в Афины олимпийского чемпиона Диоксиппа: «…Он торжественно, как это полагалось, въезжал в родной город; стеклось большое количество народу, и люди карабкались, куда попало, чтобы посмотреть на него».
    С конца VI в. до н.э. чествование победителя сопровождалось пением хора, который исполнял эпиникий — хвалебную оду, написанную по случаю победы соотечественника. Тогда поэты писали не только стихи, но и музыку к ним. До наших дней сохранились эпиникии Пиндара и Вакхилида, самых знаменитых авторов этого жанра поэзии. В V в. до н. э. многие города заказывали им оды по случаю побед их граждан на общегреческих играх, а иногда и на других состязаниях.
    Самым желанным для атлета было завоевание наград на всех четырех главных панэллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. По литературным и эпиграфическим источникам сейчас известно 46 периодоников. Самый знаменитый среди них, ставший надолго легендой для всех эллинов, был Милон из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н.э., потом еще пять раз завоевывал это звание в Олимпии и несколько раз на других играх.
    Одна из форм почестей олимпийского чемпиона состояла вправе поставить свою статую в священном округе Олимпии. Средства для заказа статуи выделялись либо родным городом победителя, либо богатым меценатом, а иногда и самим чемпионом, если он был из состоятельной семьи. Павсаний в «Описании Эллады» подробно рассказал о множестве таких статуй. Сейчас от них уцелели лишь несколько постаментов и римских копий с греческих оригиналов, например, изображение Киниска, уроженца города Мантинеи, с олимпийским венком в руке. В 460 г. до. н.э. он выиграл кулачный бой среди мальчиков, а его статую заказали знаменитому скульптору Поликлету.
    На постаментах подобных статуй нередко писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н.э., которую цитирует Павсаний; она находилась на пьедестале статуи периодоника Хилона из города Патры.

    Дважды в Олимпии в чистой
                      борьбе один на один я
    Между мужей победил, в Дельфах
                                столько же раз;
    Три я в Немее, четыре победы взял
                              в Истме, который
    Около моря лежит, Хилон, Хилона
                                                 сын,
    В Патрах. Когда ж на войне
             я погиб, всенародно ахейцы
    С славой меня погребли доблести
                                         ради моей.

    Статуи местных чемпионов стояли и в античных городах Северного Причерноморья. При раскопках Ольвии, находившейся при слиянии Южного Буга и Днепра, найден постамент подобной статуи III в. до н.э. Она изображала чемпиона по бегу Дионисия и находилась в ольвийском гимнасии, где проходили тренировки атлетов и проводились праздники в честь Гермеса, сопровождавшиеся состязаниями. Своей победой Дионисий завоевал право на установку статуи, а его отец, попечитель гимнасия, финансировал изготовление скульптуры.
    Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других празднествах, где завоевывали не венки, а иные призы. Это иллюстрирует мраморная стела из Афин с именем Александра, уроженца небольшого аттического городка Рамнунт. На стеле изображены призы, завоеванные им во II в. до н.э.: наряду с истмийским и немейским венками мы видим панафинейскую амфору — награду на афинском празднике, посвященном покровительнице города, и щит, полученный на состязаниях в честь Геры в Аргосе.
    Сейчас, из-за отсутствия каких-либо определенных данных, можно только предполагать, что атлеты из античных городов Северного Причерноморья ездили выступать в Олимпию. Относительно же вторых по значению Пифийских игр у нас имеются более определенные сведения. Сохранились надписи с упоминанием о том, как корабли с феорами — посланниками, возвещавшими о точной дате начала празднества, — прибывали в гавани Ольвии, Херсонеса и Боспора и там их гостеприимно встречали. Оратор Дион Хрисостом говорил о присутствии ольвиополитов на Истмийских играх в IV в. до н.э.

    Стадион. Дельфы
    Стадион.

    Дельфы

    Прежде чем принять участие в общегреческих играх, атлеты состязались на местных празднествах, сопровождавшихся спортивными соревнованиями. В античных городах Северного Причерноморья это были праздники в честь Гермеса, покровителя гимнасиев, в которых с юных лет тренировались атлеты; Аполлона, согласно мифам, побеждавшего в метании диска и в борьбе; Ахилла, особо отличавшегося в беге, и других богов и героев. Об этом мы знаем в первую очередь по спискам победителей, вырезанных на каменных стелах, некогда стоявших в гимнасиях и около стадионов. Увековечивание имен призеров было одной из форм античных почестей победителей.
    Самый большой из уцелевших подобных каталогов в Северном Причерноморье написан на беломраморной стеле из Горгиппии (совр. Анапа), входившей в состав Боспорского царства. В списке содержится более 200 имен победителей, выступавших на ежегодных праздниках в честь Гермеса в III в. до н.э. Там выделялись четыре возрастные группы: мальчики 12—15 лет, юноши 16—17 и 18—19 лет, взрослые старше 20 лет. В последней группе чаще всего побеждали мужчины 26—30 лет, а самому старшему победителю было 48 лет. Анализ имен, содержащихся в каталоге, показывает, как из мальчиков-призеров вырастали победители среди взрослых; например, имя одного бегуна сначала стоит в младшей, а затем в старшей возрастной группе. В Горгиппии, как и в других греческих городах, существовали целые династии атлетов-победителей, о чем говорят имена братьев, отцов и сыновей в упомянутом списке. Это можно установить, потому что греки, когда речь шла о гражданине, указывали не только его собственное имя, но также имя отца. Вероятно, победители происходили из состоятельных семей, члены которых могли уделять тренировкам продолжительное время.
    Надписи показывают, за победу в каких видах спорта получали награды граждане античных городов Северного Причерноморья. В их число входили все основные виды античной атлетики: бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину, борьба, кулачный бой, метание копья и диска, а также пентатлон, включавший все перечисленные виды, за исключением кулачного боя. Кроме того, устраивались конные состязания и соревнования в стрельбе из лука. Только в последнем нам известен конкретный результат победителя. В надписи IV в. до н.э. из Ольвии сказано, что Анаксагор пустил стрелу на 282 оргии, то есть около 540 м. Это значительно превышает современные рекорды в 440 м. Наверное, конструкция античного ольвийского лука позволяла достичь большей дальнобойности, чем у современных спортивных снарядов.
    Различалось несколько видов бега: простой на один стадий, двойной, при котором следовало, пробежав один стадий, вернуться к старту, шестерной, трижды повторявший двойной, и длинный, достигавший более 20 стадиев. Длина стадия на различных соревнованиях определялась по-разному, так как в древности не было единых для всех греческих государств мер длины; например, олимпийский стадий составлял 192 м, ионийский — 210 м, аттический — 177 м. Кстати, название современного стадиона происходит от этой древней меры длины: стадионом первоначально называли место, где размечены дистанции в стадиях, а затем постройку для соревнований. Античный стадион представлял подковообразное длинное поле, на котором были обозначены дистанции, места старта и финиша. На многих стадионах, например в Олимпии, трибуна с сидячими местами была небольшой и предназначалась только для почетных гостей, а остальные стояли вокруг поля стадиона. Большую заботу о зрителях проявляли устроители Пифийских игр; уже в IV в. до н.э. стадион окружили поднимающимися уступами скамьями, вмещавшими всех желающих посмотреть состязания.
    Греки очень ценили упражнения в борьбе, потому что в ней приводились в действие все мышцы и одновременно проявлялись сила, ловкость, находчивость. Копье метали и правой и левой рукой, иногда бросали два копья обеими руками. Диски различных диаметров также бросали обеими руками двумя способами: либо, как в наше время, на дальность полета, либо вверх, заставляя его вращаться и стараясь поймать его падающим плашмя.

    Состязания в беге. Прорисовка росписи на панафинейской амфоре (первая четверть IV в. до н.э.)

    Состязания в беге.

    Прорисовка росписи на панафинейской амфоре
    (первая четверть IV в. до н.э.)

    Афинские вазописцы иллюстрировали все виды атлетических упражнений. Вазы с этими сюжетами привозили во все города Северного Причерноморья. На них мы видим бегунов, борцов, кулачных бойцов, дискоболов, юношей с одним или двумя копьями, стрелков из лука и возниц на колесницах. Нередко рядом с атлетами изображены тренеры и судьи, а в руках атлетов нарисованы стригили.
    Стригилем, специальным загнутым в форме полумесяца скребком, счищали с тела масло и прилипшие к нему песок и пыль. Ведь эллины занимались атлетикой полностью обнаженными, предварительно натерев тело оливковым маслом и посыпав его мелким песком. Прилипая к коже, песок забивал поры и предохранял атлетов от простуды, а во время натирания маслом и песком происходил массаж и разогрев тела перед упражнениями или соревнованиями.
    Отправляясь на тренировку или на соревнования, грек подвешивал на шнурке, охватывавшем кисть руки, арибалл — небольшой сосуд с узким горлышком и венчиком с широко отогнутыми краями. Этим венчиком растирали масло, которое лилось из арибалла каплями или тонкой струйкой. В коллекции находок из Северного Причерноморья имеется немало керамических арибаллов, а также стригилей из кости, железа и бронзы.
    Победа на главных местных состязаниях была столь почетна, что о ней упоминали даже тогда, когда речь шла отнюдь не о спорте. Например, в Ольвии сохранилось несколько надписей первых веков нашей эры, в которых сообщается о поднесении даров богам и героям от военачальников-стратегов и архонтов — высших должностных лиц государства. Перечислены только их имена и должности, но в конце добавлено, что такие-то из них были чемпионами. Например, стратег Леонид был победителем в метании копья, архонт Еврисивий одержал победу в прыжках и в беге, а другой архонт, Пурфей, лучше всех бросил копье и диск.
    Эти надписи показывают, что в Ольвии продолжал культивироваться сложившийся еще в VI—V в. до н.э. идеал гармонично развитого гражданина, хорошо образованного и физически тренированного, способного принести пользу отечеству на гражданском и военном поприщах.
    Прекрасные античные статуи атлетов, а также богов и героев, моделями для которых служили реальные люди, показывают: какая гармоничная красота человеческого тела ценилась у эллинов. Они даже устраивали во время некоторых игр соревнования в красоте тела атлетов; этот вид состязания и упомянут в каталоге из Горгиппии.
    В 1875 г. на мысе Ак-Бурун (недалеко от Керчи) была открыта гробница, сооруженная в конце IV в. до н.э. В ней лежал знатный и богатый гражданин Боспорского царства, живший в его столице Пактикапее, которая стояла на месте современной Керчи. О высоком положении покойного говорили золотые вещи, в первую очередь великолепный головной убор, о военных подвигах напоминало его оружие, а о победах на атлетических состязаниях — почетный приз, завоеванный в Афинах на соревнованиях в беге.
    Этим призом была большая панафинейская амфора, наполненная славившимся в древности аттическим оливковым маслом. На одной стороне этой вазы нарисованы три бегуна, энергично помогающие себе взмахами рук, на другой стороне — Афина, шагающая между двух колонн, увенчанных статуями богини победы Ники и Эрота. Надпись гласит, что это «награда из Афин», данная при архонте, имя которого на вазе не уцелело. По стилистическим особенностям росписи одни ученые датируют амфору 40-ми гг. IV в. до н.э., другие считают ее на 20 лет моложе.
    С древнейших времен афиняне отмечали всенародным праздником день рождения покровительницы их города богини Афины. По преданию она родилась 28-го гекатомбеона, первого месяца аттического календаря, начинавшегося летом в новолуние после солнцестояния. Праздник назывался Панафинеями и справлялся ежегодно; с середины VI в. до н.э. его стали проводить особенно торжественно раз в четыре года, назвав Великими Панафинеями, в отличие от ежегодных Малых Панафиней.
    Важнейшую часть праздника составляла торжественная процессия, двигавшаяся через весь город к храму богини на Акрополе. Знаменитый афинский скульптор Фидий детально изобразил панафинейскую процессию на фризе Парфенона, главного храма богини. В празднике принимали участие посольства от многих греческих государств. В V в. до н.э., когда при Перикле существовал Афинский морской союз, каждое союзное государство доставляло жертвенных животных для грандиозного жертвоприношения олимпийским богам, которые, как считалось, незримо присутствовали на Панафинеях. В числе союзников были Ольвия, Нимфей и другие города, находившиеся на северных берегах Черного моря.
    В программу празднества, длившегося несколько дней, входили атлетические, конные и музыкальные состязания. В большинстве из них имели право выступать, наряду с афинянами, граждане любого греческого государства. Соперники делились на три возрастные группы: дети, юноши и взрослые.
    С середины VI в. до н.э. победители на Панафинеях получали в награду амфоры, наполненные оливковым маслом из плодов деревьев, произраставших в священной роще Афины. Роспись этих амфор, со сделанной до обжига надписью «Приз из Афин», исполнялась по одной веками сохранявшейся схеме: на одной стороне сцена состязания, за которое получена награда, на другой — фигура шагающей Афины в нарядном одеянии, со щитом и копьем в руках и шлемом на голове. Вероятно, богиня исполняет воинственный танец пиррихий в честь своей победы над гигантами. В программу Панафиней входило соревнование на лучшее исполнение этого танца. На вазах VI —V вв. до н.э. фигуру Афины обрамляли высокие колонны со стоящими на них петухами. Для греков, увлекавшихся петушиными боями, эти птицы символизировали неукротимый дух борьбы до победы.
    На каждые Великие Панафинеи лучшие художники по государственному заказу расписывали более 1000 амфор. По традиции, идущей с VI в. до н.э., роспись делали в чернофигурном стиле даже тогда, когда она давно уже вышла из моды. Однако кое-какие изменения все же проникали в манеру и композицию рисунка. В IV в. до н.э. вместо петухов на колоннах появились иные фигуры, а в надписи стали указывать архонта, при котором получена амфора; поэтому вазы, на которых полностью сохранились надписи, можно датировать с точностью до года. Например, найденный в Керчи на горе Митридат фрагмент амфоры с именем архонта Неайхма относится к 320 г. до н.э.
    Победители получали не по одной амфоре. В одной афинской надписи сказано, что за первое место в беге среди юношей полагалось 60, а за второе место — 12 амфор; взрослые получали еще больше. Призерам разрешалось продавать свои амфоры, которые пользовались спросом во всей греческой ойкумене. Недаром большинство панафинейских амфор обнаружено при раскопках за пределами Афин. В Северном Причерноморье их найдено более десятка, от многих уцелели лишь небольшие обломки. Часть этих амфор была приобретена эллинизированными варварами и попала в их могилы. Такова ваза с изображением кулачного боя из Елизаветинского кургана на Кубани. Она изготовлена в конце V в. до н.э. Художник нарисовал победителя, замахивающегося на упавшего противника, который, подняв руку, просит о пощаде. По античной традиции соперники встречались обнаженными, только кисти их рук обмотаны ремнями, игравшими роль современных боксерских перчаток. Справа стоит судья в нарядном плаще, в руке у него судейский жезл, а на голове венок. Слева за соревнованием наблюдает эфедр, очередной борец, который будет сражаться с победителем. В поднятой руке он держит еще незавязанные на кистях ремни. У всех мужчин есть небольшая борода, таким образом показано, что это состязание взрослой возрастной группы.

    Панафинейская амфора — награда кулачного бойца. Конец V в. до н.э.

    Панафинейская амфора —
    награда кулачного бойца.

    Конец V в. до н.э.

    В Херсонесе найдена бронзовая гидрия IV в. до н. э. с надписью «Приз из Анакий». Эта дорогая ваза служила наградой на афинском празднике, посвященном божественным близнецам Кастору и Поллуксу. Они славились как покровители коней, поэтому можно предположить, что херсонесит победил в каком-то виде конских ристаний.
    Из одной ольвийской надписи II в. до н.э. известно, что подобные состязания проводились в Северном Причерноморье. На Тендровской косе, называвшейся в древности Ахилловым Дромом, устраивались под патронатом Ольвии праздники в честь Ахилла, главного героя гомеровской «Илиады». Сюда съезжались эллины из многих греческих городов. Судя по находкам монет на Тендре, туда прибывали атлеты главным образом из городов, лежавших по берегам Черного моря. Найденная в ольвийском некрополе амфора IV в. до н.э., возможно, была призом на этих играх. На вазе изображен возница, правящий четверкой лошадей, а гирлянды из лавра, украшающие амфору, указывают на то, что она служила наградой на каких-то состязаниях. Победа в беге колесниц оценивалась на всех соревнованиях как самая главная.
    Итак, мы увидели большое разнообразие спортивных наград в древней Элладе и ее колониях на северных берегах Черного моря. Одни награды были лишь почетными знаками, другие представляли материальные ценности и денежные вознаграждения, третьи давали почетные права, например, поставить около стадиона или в гимнасии статую с собственным изображением, сидеть в театре и на стадионе на передних местах, предназначенных для первых лиц государства.

    Марина СКРЖИНСКАЯ,
    доктор исторических наук,
    ведущий научный сотрудник
    Института археологии АН Украины

    TopList