© Данная статья была опубликована в № 40/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 40/2004
  • Колонка главного редактора

    У английского мыслителя XVII в. Томаса Гоббса есть сочинение «Левиафан». Этому мифическому библейскому чудовищу он уподобил государство.
    Пожалуй, нет такого злодеяния и преступления, которое не совершило бы в своей жизни то или иное государство ради достижения своих целей — для укрепления власти над подданными, для расширения своей территории, для обеспечения своей безопасности (реальной или иллюзорной, всё равно). А уж в XX столетии государство во многих странах превращается в супер-Левиафана. Оно в буквальном смысле миллионами уничтожает своих подданных ради абстрактной цели — установления «вечного рая на земле». Оно хочет навести тотальный порядок в этой несовершенной жизни — истребить «плохие» нации, чтобы «хорошим» жилось привольно на расширенном таким образом «жизненном пространстве». И этой цели, любому нормальному человеку представляющейся неисполнимой, оно, государство, почти достигает, развязывая кровопролитные мировые и гражданские войны.
    В чем тут причина? Историки и политологи высказывали и высказывают различные соображения на этот счет, приводят разные — экономические, политические, геополитические, культурные, психологические — причины.
    Все эти аргументы и доводы полезны и уместны, но всё же они не отвечают на основной вопрос: почему миллионы людей поверили и пошли за тиранами, отчего эти миллионы позволили им установить людоедские режимы, построить концлагеря и газовые камеры? Ведь любое государство без поддержки и любви подданных к себе не существует. А может, всё дело в том, что времена утверждения и процветания тоталитаризма сопровождались полным затемнением нравственного сознания этих самых «народных масс»? Это были эпохи искажения духовного образа человека, отдавшегося всецело грубому деланию внешней истории, забывшего о своем истинном призвании.
    Зададимся вопросом: прошли ли времена безраздельного господства преступного государства? Увы и ах! Эта институция всегда стремится к неограниченному расширению своих прерогатив. Что можем противопоставить этому мы, граждане и учителя? У философа Владимира Соловьева есть книга «Оправдание добра». Оправдывая, защищая и утверждая добро, мы ставим предохранители в сложное и опасное устройство, именуемое «Левиафаном».

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList