© Данная статья была опубликована в № 36/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 36/2004
  • Д’Артаньян, Ришелье и миледи на уроке истории

    Номинация: «Информационные технологии на уроках истории».
    Материал для подготовки факультатива по теме
    «Франция в эпоху абсолютизма и герои А. Дюма». 7-й класс.

    Д’Артаньян,
    Ришелье и миледи
    на уроке истории

    «Что такое история?» — такой вопрос я неоднократно задавала учащимся разных классов. Большинство из них с прискорбием отвечали: «Даты», «Скучный предмет без перспективы практического применения в будущем»... К сожалению, отсутствие интереса учащихся к истории — это результат действия целого комплекса факторов: сухо написанные учебники, обусловленная стандартами образования необходимость изучить всё в минимальный объем времени, злоупотребление со стороны учителей традиционными уроками, слабая связь учения с личным опытом учащихся. Что можно порекомендовать учителю истории для решения данной проблемы? Конечно же, факультатив — он предполагает широкую свободу творчества педагога, возможность организовать более непринужденное общение и учесть интересы учащихся. Каковы же цели подобного мероприятия? В общих чертах — это углубление исторических знаний учащихся, расширение их кругозора, развитие эстетического вкуса, а также интереса к истории и к чтению исторической литературы; формирование умений обобщать исторические факты, сравнивать эпохи, анализировать документы, портреты, кинофильмы, составлять характеристики исторических деятелей, применять имеющиеся знания на практике; кроме этого, развитие умений доказывать свою точку зрения, вести дискуссию, выделять из слов учителя важное и второстепенное и т.д.
    В качестве примера я выбрала изучение истории Франции середины XVII в.: Госстандарт образования не предполагает глубокого изучения данного периода, а у ребят он вызывает большой интерес. Предполагается, что урок на тему «Абсолютизм во Франции» или аналогичный ему уже проведен и учащимся знакомы основные исторические личности: Генрих IV, Людовик XIII, Ришелье. Кроме этого, школьники должны были уяснить значение следующих терминов и понятий: абсолютизм, протекционизм, меркантилизм, гугеноты, «дворянство шпаги», «дворянство мантии». Однако большинство ребят знакомы с изучаемой эпохой не только по урокам истории, но и благодаря чтению художественной литературы и просмотру кинофильмов, которые являются незаменимыми помощниками учителя истории. Пожалуй, самым популярным произведением о правлении Людовика XIII и Ришелье является роман А. Дюма «Три мушкетера» и его одноименные экранизации; например, советский трехсерийный фильм (1979) с М. Боярским в главной роли.
    В целом данная экранизация романа соответствует общему духу эпохи, в ней верно переданы основные политические коллизии, социальные отношения, эстетические традиции. Как показали опросы, проведенные среди семиклассников нескольких общеобразовательных школ г.Смоленска, этот фильм видели подавляющее большинство учащихся и он вызвал исключительно положительные эмоции, поэтому в основе нашего занятия лежит комментированный просмотр эпизодов из этого фильма. Учителю необходимо подобрать фрагменты кинокартины таким образом, чтобы школьники, не отвлекаясь на основной сюжет, обратили внимание на детали, которые характеризуют историческую эпоху и актуализируют имеющиеся теоретические знания по данной проблеме.
    С помощью программы Adobe-Premier из фильма в формате МPEG 4 делаются необходимые вырезки и вставки, а факультатив проводится в кабинете информатики перед одним из PC; если компьютеры объединены в локальную сеть, то возможен и индивидуальный просмотр. Кроме технических наглядных средств обучения, необходимы и традиционные: политическая карта Франции в начале Нового времени, иллюстрация «Королевский мушкетер XVII в.» и, по возможности, портреты описываемых исторических деятелей (Генрих IV, Людовик XIII, Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем); необходим также и портрет автора романа А. Дюма.
    Каждый из эпизодов может выполнять одну из двух методических функций: во-первых, быть поводом для изложения новой информации, во-вторых, быть задачей, для решения которой необходимо использовать уже изученный материал. Так как длительность каждого эпизода не превышает 1 мин, а обсуждение и повествование учителя — 5 мин, виды деятельности учащихся будут сменяться весьма динамично, что дает возможность поддерживать внимание аудитории в течение долгого времени.
    Чтобы занятие прошло максимально эффективно, школьникам дается предварительное задание: повторить по тетради все записи, относящиеся к теме «Абсолютизм во Франции» (или аналогичной ей), и вспомнить наиболее яркие, по их мнению, эпизоды из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (восстанавливая в памяти самые любимые фрагменты кинокартины, учащиеся вспомнят и все остальные).

    Ход факультатива «Занимательная история» по теме
    «Франция в эпоху абсолютизма и герои А. Дюма»

    Анастасия ГОРИНА,
    г. Смоленск

    TopList