© Данная статья была опубликована в № 36/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 36/2004
  • Четыре года за четыре урока

    Четыре года за четыре урока

    В рамках Всероссийского августовского педсовета, проходившего с 23 по 31 августа с.г. в научно-просветительском центре «Холокост», состоялся круглый стол «Четыре года за четыре урока» (История Великой Отечественной войны в школе), в котором приняли участие учителя Москвы, методисты, авторы учебников, музейные и научные работники, авторы мультимедийных и интернет-проектов.
    Перед участниками круглого стола стояли трудные задачи: решить, надо ли говорить детям всю правду о Великой Отечественной, выяснить отношение общества к этой проблеме, обменяться опытом урочной и внеурочной деятельности.
    Тема Отечественной войны 1941–1945 гг. в этом учебном году особенно актуальна в связи с грядущей годовщиной Победы. Представитель Института военной истории министерства обороны подчеркнул, что эта тема должна быть в школе составной частью героико-патриотического воспитания. Неоднократно отмечалось, что дети должны почувствовать себя, причастными к этой войне, а для этого они должны обладать наиболее полной информацией о ней. Интернет проект-акция, осуществляемая агентством «РИА-новости», «Наша победа. День за днем» – это воспоминание, даже, можно сказать, проживание каждого дня последнего года Великой Отечественной войны.
    Сайт акции http://www.9may.ru может быть использован как источник для изучения войны. Здесь опубликованы сводки Совинформбюро за последний год и семейные истории, которые присылаются участниками конкурса «Я – наследник Победы».
    Участники круглого стола пришли к выводу, что детям необходимо говорить правду о войне (хотя не всё еще известно); к тому же, по мнению многих учителей, к этому разговору детей необходимо готовить.
    Эта тема весьма интересна детям, ведь многие из них ощущают эту войну не только как историю своей страны, но и как историю своей семьи. Рассказывая детям о Великой Отечественной, нужно пытаться уйти от официоза, нужно поведать им то, что раньше умалчивалось.
    Учителя на круглом столе обменивались своим опытом преподавания истории этого периода, рассказывали о внеурочных разработках и проектах, помогающих в изучении темы.
    Однако школа не единственное место, где дети могут получить информацию о войне. Так, Центральный музей Великой Отечественной войны регулярно проводит уроки, показывает фильмы, приглашает в свои стены ветеранов, которые с радостью делятся воспоминаниями.
    Пожалуй, одна из основных задач учителей и родителей состоит в том, чтобы не обременять головы детей чрезмерными сведениями о войне, а дать им почувствовать свою причастность к событиям шестидесятилетней давности, не убить в них интерес к теме, которая стоит на грани истории и личной памяти.
    Участники встречи пришли к выводу, что тема Великой Отечественной войны должна быть предельно персонифицирована, активно воздействовать на чувства учащихся.
    И наконец, школа не должна быть единственным местом, где учащиеся могут узнать историю этой войны. Это должно быть делом всего общества.

    Анастасия ГОЛОВАТЕНКО

    TopList