© Данная статья была опубликована в № 34/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 34/2004
  • От total history к micro history

     

    От total history К micro history

    Internet-образы российской провинциальной культуры
    XVIII—XIX вв. и задачи научного краеведения
    Методический материал в помощь учителю для проведения занятий
    по краеведению.

    Развитие Internet, взрыв использования Word Wide Web в 1990-х гг. предоставили человечеству новую технологию научно-информационного обмена, которая кардинально изменила ситуацию в отношении не только любительского, но и профессионального изучения истории культуры, ее самобытного мира, природы культурных процессов, происходящих на континентальном, региональном, местном уровнях в повседневной жизни конкретного человека и общества.
    И вот первый результат — «новый профессиональный подход» к освоению этой технологии: в мартовском номере американского журнала «The History Teacher» («Преподаватель истории») за 2003 г. появилась программная статья о переходе студентов исторических специализаций университета Корнеги Меллон на новый учебный план: от изучения опубликованных исторических источников к оцифрованным, размещенным на сайтах Internet1.
    Последствия подобной Internet-интервенции в историческом образовании могут оказаться пагубными для самой исторической науки, национальной и мировой культуры. По словам одного из основателей Internet Винтона Серфа, «...Необычайная свобода самовыражения и доступность информации в Internet заставляют предположить, что Сеть может совершить революцию в общении между людьми»2.
    Предотвратить Internet-интервенцию в российском образовании можно с помощью самого Internet, его информационно-образовательных порталов «Гуманитарные науки» (Auditorium.ru), которые имеются в каждой базовой поисковой системе3.
    Обратимся к ресурсам российского сегмента Internet, ведущим и наиболее посещаемым поисковым системам Яndex и Rambler. В первой наиболее посещаемыми оказались 158 сайтов, во второй — 250 сайтов, содержащих разнообразную информацию по исторической проблематике, истории науки и техники, культуры, духовной и политической жизни общества в прошлом и настоящем.
    По отечественной истории в системе Яndех представлено 39 сайтов, в системе Rambler — 53; по всеобщей истории соответственно 31 и 55; по этнографии и региональной истории — 19 и 10; по этнологии, антропологии, генеалогии — 3 и 25; по историографии, источниковедению и методам исторических исследований — 13 и 23 сайта.
    Теория и методика обучения истории представлена в системе Яndex 5 сайтами, в системе Rambler — 7. История науки и техники соответственно 5 и 32; документоведение, документалистика и архивоведение — 4 и 10, книговедение — 4 и 7, музееведение — 3 и 10 сайтами.
    Каталоги электронных ресурсов по истории в Яndех содержат 14 позиций, в Rambler — 11 позиций. В каждом каталоге наиболее полно отражены материалы по отечественной истории и всеобщей истории. В каталоге Яndex они составляют соответственно 27,2 и 21,5%. В каталоге Rambler — 21,2 и 22,0%4.
    Cамыми известными среди пользователей, ежедневно посещаемыми Web-страницами по истории российской провинции и провинциальной культуры XVIII—XIX вв. являются проект двуязычной (англо-русской) цифровой библиотеки «Встреча на границах» — «Meeting of Frontiers» и проект PULMAN-XT.
    В 1997—1998 гг. в ходе дискуссии между членами Конгресса США сенатором Тедом Стивенсом (штат Аляска) и Джеймсом Биллингтоном, директором Библиотеки Конгресса, возникла идея создания российско-американской программы по изучению этнических, религиозных, экономических связей между Россией и Аляской с конца XVIII столетия, времени первых русских поселений на Аляске.
    Так появился сайт «Встреча на границах», он был открыт в декабре 1999 г. Сюда вошли аннотации и сами тексты более 2 500 экземпляров изданий, 70 000 изображений из коллекций редких книг, рукописей, фотографий, картографических материалов, фильмов, звукозаписей, принадлежащих Библиотеке Конгресса США.
    На протяжении 2000—2003 гг. сайт «Встреча на границах» пополнился тысячами новых библиографических справок, текстами изданий из собраний Российской государственной библиотеки (Москва), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), а также цифровыми изображениями редких карт, фотоальбомов, нотных записей, хранящихся в учреждениях культуры Аляски и России.
    В апреле 2001 г. по предложению Библиотеки конгресса США и Института открытого общества России в Новосибирске был создан российско-американский региональный центр сканирования и оцифровки архивных коллекций по истории Центральной и Западной Сибири. В 2002 г. в рамкax проекта был заключен партнерский договор с библиотекой Геттингенского университета Германии о пополнении сайта оцифрованными материалами знаменитой коллекции Asch.
    Таким образом Internet-проект «Встреча на границах» приобрел статус международного, стал важной частью европейских и американских электронных образовательных программ. На его основе проводится ежегодный конкурс «Национальный исторический день» для учащихся
    6—12-х классов европейских и американских школ. Тема конкурса 2003 г. — «Границы в истории: люди, города и идеи».
    Опыт создания цифровой библиотеки «Встреча на границах» получил продолжение и развитие в проекте PULMAN-XT, реализация которого начата в 2001 г. при финансовой поддержке Европейской комиссии ЕЭС в рамках программы 1ST (Information Society Technologies). В этом проекте участвуют библиотеки и библиотечные ассоциации 36 стран, членов ЕЭС и кандидатов на вступление в ЕЭС. От России в проекте участвует Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (Санкт-Петербург). В число задач проекта входит содействие объединению на местном уровне усилий библиотек, музеев и архивов по обеспечению посредством электронных источников широкого доступа пользователей Internet к мировому и национальному культурному наследию.
    Среди национальных наиболее посещаемых научных и образовательных сайтов Internet следует выделить проект НООС — «Новосибирская открытая образовательная сеть». О ней уже можно писать отдельную статью. Здесь наше внимание привлекла Web-страница средней общеобразовательной школы № 132 г. Новосибирска, где раздел по региональной истории ведет школьный учитель Сергей Владимирович Федорчук. Информационные ресурсы сайта этой школы представляют особый интерес для преподавателей отечественной истории и краеведения: помимо рубрик «методическая служба», «инновационные процессы», «уроки после уроков» здесь размещена оригинальная электронная энциклопедия по истории малой родины, ее статьи подготовлены школьниками старших классов под руководством школьных учителей.
    Свои не менее интересные в научном и научно-педагогическом отношении электронные исторические энциклопедии имеют средняя школа № 57 г. Ульяновска и средняя школа № 96 г. Перми. Здесь можно найти информацию о выдающихся земляках своего края, подвижниках краеведческого движения в прошлом и настоящем, о тех, кто хранит и развивает свои историко-культурные традиции.
    О координации историко-краеведческих исследований в Сибири шел оживленный разговор с участием представителей «большой науки» (академической, вузовской) и краеведов-любителей на конференции «Гуманитарное образование в Сибири-2000», материалы которой можно найти на официальном информационном сервере Новосибирского государственного университета. Здесь представлены не менее интересные в плане изучения истории провинциальной культуры XVIII—XIX вв. информационно-аналитические Web-страницы проектов «Сибирская заимка» и «Бахрушинские чтения».
    Далеко за пределами Сибири известны «Романовские чтения» в Иркутске, «Словцовские чтения» в Тюмени, «Бирюковские чтения» в Челябинске, другие научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, в которых принимают участие российские и зарубежные исследователи.
    Сибирский регион уверенно лидирует по числу историко-краеведческих форумов и информации о них в Internet. Безусловно, сказывается заинтересованная поддержка академических и государственных структур — Объединенного института истории и археологии Сибирского отделения Российской академии наук, Сибирского филиала Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации.
    И все же определяющим, судя по числу обращений к информационным ресурсам Internet, является интерес простых людей к истории родного края, землякам, беззаветно преданным родной истории, бескорыстным подвижникам краеведения.
    Персонифицированный подход к изучению истории провинциальной культуры и истории краеведческой деятельности в XVIII—XIX вв. доминирует и на европейской территории страны. Среди десятков «именных» историко-краеведческих конференций и форумов, объединяющих усилия профессионалов и краеведов-любителей в изучении «прошлой умственной жизни областных культурных гнезд», научно-практической разработке регионального культуроведения — ярославского, тверского, костромского, рязанского... следует особо выделить «Анциферовские чтения» (Санкт-Петербург), «Чтения памяти академика Д.С.Лихачева» (Ярославль)5.
    В первой половине 1990-х гг. в рамках комплексной программы «Культура российской провинции», разработанной Союзом краеведов России, Археографической комиссией РАН, Российским институтом культурологии Министерства культуры РФ, были проведены три научные конференции: «Русская провинция. Культура XVIII—XIX вв.» (Москва, 1991); «Проблемы культуры малых городов России» (Елец, 1992); «Российская провинция XVIII— XIX вв.: реалии культурной жизни» (Пенза, 1995).
    К сожалению, материалы этих конференций еще не оцифрованы, Internet предоставляет пользователю лишь краткие малосодержательные справки о них.
    О необходимости создания специального информационного портала Internet, посвященного истории российской провинции и провинциальной культуры, где можно было бы размещать материалы профильных научных форумов, причем в полном объеме текстов, говорили участники Всероссийской научной конференции «В.О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии», проходившей в Пензе 25—26 июня 2001 г.6
    Гораздо лучше освещены в Internet материалы международного семинара «Методология региональных исторических исследований», проходившего 19—20 июня 2000 г. в Санкт-Петербурге в рамках мегапроекта «Развитие образования в России». Семинар открывал председатель Союза краеведов С.О. Шмидт, он выступил с докладом «Краеведение и региональная история в современной России». Примечательно, что сразу же после публикации материалов семинара на форумах ряда университетских сайтов завязался оживленный обмен мнениями относительно предложенной С.О. Шмидтом дефиниции регионология (или регионолистика):
    «В наши дни регионология (или регионолистика) утвердилась как междисциплинарная научная и просветительская деятельность на стыке наук гуманитарного и иного профиля. Она признается важной не только для познания настоящего и прошлого, но и для прогнозирования будущего. Регионология — это комплекс более широких (и в то же время менее конкретизированных) знаний, чем краеведение, включающих современное состояние региона и сферу политологии»7.
    Обсуждение проблемы дифференциации предметных полей регионоведения и краеведения получило заинтересованное продолжение в Летней школе 2001, посвященной теме «Микроистория и микромиры знания» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Материалы школы представлены на сайте университета в авторской редакции. Обращает на себя внимание доклад представительницы исторического факультета Поморского государственного университета Е. Шуруповой «Архангельские губернские ведомости (1838—1917) и развитие исторического краеведения на Русском Севере».
    Автор убедительно доказывает, что «...Односторонность “глобального подхода” к истории, занимающейся только событиями общегосударственного масштаба, ощущалась еще в середине XVIII в., когда на Севере России было создано первое краеведческое общество — “Общество для исторических исследований” под руководством В.В. Крестинина (1759). Но массовый интерес к краеведению появился в середине XIX в. достиг апогея к началу XX в. Несомненно, что подобные “всплески” интереса к местной истории свидетельствовали о глубинных изменениях в менталитете провинциального микросообщества»8.
    Размышляя о новой научно-образовательной культуре, новом учебном дискурсе сквозь призму интеллектуальной, локальной, макро- и микроистории, истории культурных зон, гендерной истории, истории фронтира и других приоритетных сегодня направлений разработки отечественной и всемирной истории, российские и зарубежные специалисты стали все чаще оглядываться на достижения исторического краеведения как метода и как самостоятельной предметной области науки история.
    Вот что пишет по этому поводу Ребекка Спэнг (Rebecca Spang) на страницах журнала «The American Historical Review»: «Клиометрия пришла и ушла; новая социальная история стала старой шляпой (old hat); нарратив был восстановлен... тотальная история (total history) уступила место микроистории (micro history)»9.
    Возросший за последнее десятилетие научный и общественный интерес к историкам-краеведам как «особому типу культурных работников» отражен на сайтах многих российских вузов, классических и педагогических университетов, государственных архивов, библиотек и музеев.
    Среди вузовских сайтов, специально посвященных разработке региональной истории, истории российской провинциальной культуры и историографии, следует отметить сайт «Новая локальная история» Регионального научно-образовательного центра (РНОЦ) Ставропольского государственного университета, созданный при поддержке и участии Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (Москва).
    В число основных кросс-исторических полей программы «Новая локальная история» РНОЦ входят сравнительное источниковедение локальной истории, интеллектуальная история Ставрополья, Северного Кавказа, история повседневности, городская история, а также новая биографика10. В работе РНЦО активно участвуют учителя городских и сельских общеобразовательных школ, на базе лицея № 5 г. Ставрополя создается экспериментальная площадка для апробации инновационных образовательных технологий по отечественной истории и краеведению.
    В мае 2003 г. РНОЦ и Историко-архивный институт РГГУ провели первую Всероссийскую научную Internet-конференцию «Новая локальная история: методы, источники, универсальная и провинциальная историография». Материалы конференции размещены на сайте Центра (http://nlh.stavsu.ru) и в скором времени будут изданы.
    История отечественного краеведения богата событиями и именами. Многие из них были незаслуженно забыты и теперь возвращаются из забвения. Идея создания словаря российских краеведов принадлежит С.О. Шмидту, он выдвинул эту задачу на первой Всесоюзной конференции по историческому краеведению в Полтаве в 1987 г. Сегодня Internet-ресурсы по истории российской провинциальной культуры регулярно пополняются информацией о вышедших в свет и готовящихся к печати биобиблиографических указателях, словарях, справочниках.
    Так, после оцифровки в 2003 г. первой части библиографического указателя «Ярославские краеведы» поисковая система Яndex предоставила пользователям фундированную информацию о краеведческой деятельности Ф.Я. Никольского — редактора неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», С.А. Серебренникова — собирателя рукописных древностей, знатока ярославской старины Е.В. Трехлетова. Здесь же появились краткие, но содержательные справки о И.Д. Троицком, Ф.Х. Кисселе и М.И. Гумилевском — авторах первых монографий по истории Рыбинска, Углича, Ярославля, а также биобиблиографические материалы об известных ярославских краеведах рубежа XIX—XX вв. И.Ф. Барщевском, В.А.Городцове, П.А. Критском, Н.Г. Первухине, И.А. Тихомирове.
    Личный опыт изучения краеведческих материалов, опубликованных в 1830—1870-х гг. в неофициальной части 12 газет «Губернские ведомости», позволил выявить имена 1852 неизвестных академической науке «уездных» историков-журналистов11. Однако выявить еще не значит вернуть из забвения. Предстоит кропотливая работа по восстановлению корпуса российских «писателей истории», провинциальных историков-журналистов XIX в. Осуществить такой проект можно только на основе компьютерных технологий с привлечением Internet-ресурсов.
    Даже беглое знакомство с Internet-образами российской провинциальной культуры XVIII—XIX вв. на основе поисковых систем Яndex и Rambler подтверждает пророческий смысл известного высказывания В.О. Ключевского: «В России центр на периферии», превращает его в приоритетное направление научно-исторических исследований.
    При более пристальном изучении информационного пространства Internet-ресурсов по истории российской провинциальной культуры XVIII—XIX вв. становятся очевидными недостатки, относящиеся не только к дизайну, но и к содержанию сайтов, структуре их информационных полей, культуре археографии электронных текстов.
    Российский сегмент Internet располагает очень незначительным числом электронных журналов, содержащих исследования по отечественной истории, истории российской провинции и провинциальной культуры12. Электронные версии центральных исторических и архивоведческих изданий также оставляют желать лучшего.
    Первоочередной задачей Союза краеведов России является создание собственного сайта, на котором пользователь Internet смог бы учиться краеведению.
    Нет своего сайта и у Центра исторического краеведения и москвоведения, успешно работающего под руководством С.О. Шмидта в Историко-архивном институте РГГУ, хотя техническое оснащение и научный потенциал университета позволяют это сделать квалифицировано и в кратчайшие сроки.
    Следует подумать о создании коллекции (библиотеки) электронных историко-краеведческих текстов, содержащих основной информационный ресурс по истории провинциальной историографии XVIII—XX вв.
    Процесс интенсификации и индивидуализации учебной и научной работы студентов-историков осложняют явно недостаточные информационные ресурсы российского сегмента Internet о новейшей краеведческой литературе, учебниках и учебных пособиях по краеведению.
    Электронный учебник «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до февраля 1917 г.» остается единственным в своем роде13. Web-версия учебника включает в себя помимо текста, состоящего из введения и четырех разделов, понятийный словарь, карты, хронологические таблицы, вопросы для самоконтроля и тестирования, список дополнительной литературы, необходимой для расширения знаний по той или иной дискуссионной проблеме курса. Учебник снабжен также системой гиперссылок на российские и зарубежные Web-страницы и сайты Internet14.
    Нуждается в широкомасштабном освещении деятельность историков-архивистов, им принадлежит значительная роль в новейших историко-культурных и краеведческих разработках, однако на сайтах государственных и муниципальных архивов самооценка научного потенциала архивных работников неоправданно занижена.
    И еще одно соображение, возникающее вслед за восторженным ощущением личного открытия нового в истории российской культуры с помощью Internet. Это вопрос о социальной и гражданской ответственности за уже введенные и ежедневно пополняющие Internet информационные ресурсы — продукты интеллектуальной деятельности человека и общества, способные, по признанию специалистов в области научной информатики, самопроизвольно преобразоваться в киберпространстве в качественно иные ресурсы15.
    При любых обстоятельствах (идеологических и технических), научная, социальная и гражданская ответственность за каждый Internet-образ должна ассоциироваться в сознании пользователя Internet-ресурсов, прежде всего, с конкретным ученым (группой ученых), автором (соавторами) текста первоисточника, а затем уже с физическим и юридическим лицом, создателем электронной версии этого «текста-источника». Вопрос не простой, требующий специальной правовой проработки на государственном уровне.

    Марина МОХНАЧЕВА,
    доктор исторических наук,
    профессор РГГУ,
    Москва

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 Longhust, James. World History on the World Wide Web: A Student Satisfaction Survey and a Blinding Flash of the Obvious // The History Teacher. 2003. Vol. 36. № 3 (May). P. 343—356.
    2 Цит. по: Гильстер П. Навигатор Интернет. — М., 1995. — С. 3.
    3 В Яndex этот портал пополнился материалами недавно проведенного «круглого стола» «Диссеминация результатов образовательных программ, или как эффективно распространять и осваивать образовательные ресурсы». См.: Маловичко С.И. Становление новой научно-образовательной культуры и учебный дискурс через призму интеллектуальной истории // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. Вып. 4 (cпециальный). —
    М.; Ставрополь, 2003. — С. 5—14.
    4 Аникеев А.А., Ушмаев А.Н. Электронный учебник по истории и его роль в формировании интеллектуально-идеологического компонента в киберпространстве // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. Вып. 4. — С. 113—114. См. также: Ушмаев А.Н. Internet как новая информационная среда исторической науки. Автореферат дисс. канд. ист. наук. — Ростов-на-Дону, 2002.
    5 Очередные VI «Чтения памяти Д.С. Лихачева» состоятся в Ярославле 8—10 сентября 2004 г., Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН уже разместили на своих сайтах программу этих чтений.
    6 Материалы этой конференции в настоящее время готовятся к печати и будут изданы при поддержке РГНФ.
    7 Шмидт С.О. Краеведение и региональная история в современной России // Методология региональных исторических исследований: Материалы международного семинара 19—20 июня 2000 года, Санкт-Петербург. — СПб., 2000. С. 14. С Internet-версией текста доклада на английском (американском) языке можно познакомиться на сайте Института Кеннана (Вашингтон, США).
    8 http://eu.spb.ru/histschool/vws2001/shurupova.htm
    9 Spang, Rebecca L. Paradigms and Paranoia: How Modern is the French Revolution // The American Historical Review. 2003. Vol. 108. N. 1. P. 119. Перевод наш — М.М.
    10 http:/nlh.stavsu.ru/work/koncepcia.asp. Концепция программы получила поддержку на страницах «Вестника РОИИ» (№ 3 (7), осень—зима 2003). Электронную версию всех номеров этого издания Межрегиональной общественной организации содействия научно-исследовательской и преподавательской деятельности «Общество интеллектуальной истории» можно найти на сайте: http://www.igh.ras.ru/intellect/.
    11 Мохначева М.П. Журналистика и историографическая традиция в России 30—70-х гг. ХIХ в. — М., 1999. — С. 481 (Таблица «Статистика опубликованных материалов по региональной истории и корпус авторов (штатных сотрудников и корреспондентов) — части «неофициальной» газеты «Губернские ведомости»).
    12 Отметим электронный журнал «Исследовано в России», где помещаются ежегодные обзоры отечественной литературы по историографии. См.: http://zhurnal.ape.relam.ru/articles/2000/036.pdf
    13 Самарина Н.В., Крицкий С.П., Кудрявцева Л.Б., Щербин А.В. Электронный учебник «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до февраля 1917 г. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 25, март 2000. — С. 152.
    14 Подробно: Аникеев АА., Ушмаев А.Н. Указ. соч. — C. 115—117.
    15 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991; Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.

    TopList