© Данная статья была опубликована в № 32/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 32/2004
  • «Крепким будет город тот...»

     

    «Крепким будет город тот...»

    О гербах Греции

     

    Пифетер
    ...Афину ты забыл горододержицу?
    Эвельпид
    Да неужели крепким будет город тот,
    Где вместо бога женщина копье и щит,
    Как воин, держит, а Клиофен кудель
                                                        прядет?

    Аристофан. «Птицы».
    Перевод А. Малецкого

    Так в конце V в. до н.э. великий комедиограф Аристофан вышучивал символ Афин — изображение богини, святилище которой дало название городу. Древний миф объясняет выбор Афины покровительницей центра Аттики следующим образом: благодатным даром богини местным жителям стало ее копье, воткнутое в землю. Оно превратилось в оливу, плоды которой заменяли в каменистой стране хлеб и давали отличное масло. А бог Посейдон, также желавший стать покровителем Аттики, не смог убедить в своем первенстве ее жителей, вызвав ударом трезубца из скалы лишь струю соленой морской воды. Видевший эти чудеса первый царь Аттики Кекроп объяснил народу, что море плещется кругом, а вот оливы здесь никогда не было... Так появилось на Акрополе святилище Афины, а много позже знаменитый Фидий создал статую Афины Промахос (Воительницы), установленную так, чтобы верхушка ее копья была видна с кораблей, подплывавших к порту Афин — Пирею, и служила маяком. Изображение мудрой дочери Зевса появилось на знаменах, парусах, печатях и серебряных монетах, на оборотной стороне которых была отчеканена священная птица Афин — сова.

    Само понятие город-«полис» было слито в архаической и классической Элладе с понятием государства, которое включало в себя городской центр («ойкос») и его округу («хора»). У каждого города-государства сложился свой общеупотребительный символ, связанный с образами богов — покровителей горожан — и их священными атрибутами. В Фивах это был Геракл, натягивающий лук, на острове Эгина — священная морская черепаха, в Элиде — орел Зевса Олимпийского и оливковый венок, присуждаемый победителям Олимпийских игр, в Аргосе — голова Геры в уборе царицы богов. Также символы могли напоминать о подвигах местночтимых героев. В Сикионе это была Химера, побежденная героем Беллерофонтом, в Псофиде — олень, связанный с культом героя-охотника Мелеагра. В фессалийской Ларисе символом города стала скаковая лошадь, поскольку ими славился север Греции (там же мифы поселили полулюдей-полуконей — кентавров). На монетах Коринфа изображался крылатый конь Пегас, связанный с уже упоминавшимся Беллерофонтом и покровителем города Аполлоном. Отличительным знаком Тиринфа стала палица Геракла, а знаком Дельф — святилища Аполлона — изображение самого бога, играющего на лире. Иногда эмблема была «говорящей» — объяснявшей название города (например, роза на эмблеме Родоса).
    Позднее эмблемы полиса стали связывать с какой-либо местной достопримечательностью или историческим событием. Так, эмблемой аркадского города Мантинеи, где в IV в. до н.э. произошла ожесточенная битва между фиванцами и спартанцами, стала богиня Афина в боевом шлеме (прежняя эмблема — Одиссей с веслом в руке, согласно мифу, научивший местных жителей мореплаванию), новой эмблемой острова Родос стал знаменитый Колосс, а города Кносса на Крите — легендарный Лабиринт.

    Прошли века. В Греции — стране, имеющей древнейшие в Европе символы городов, — средневековая геральдика, тем не менее, сложилась не вполне. Частая смена властей — византийских, латинских (крестоносцев), венецианских, турецких породила очень пестрые и кратковременные эмблемы. Характерны гербовые щиты Коринфа и Салоник (Фессалоники) XIV в. На первом — большой серебряный равносторонний крест, окруженный четырьмя такими же малыми крестами в красном поле (так называемый крест св. Иоанна), на втором — золотой крест в красном поле, окруженный четырьмя огнивами — византийскими по происхождению символами, означающими охрану святого креста со всех сторон от неверных и всякого зла. Вообще огнива имеют много толкований: полумесяцы, звенья разорванной цепи, четыре греческие буквы В, первые в словах «царь царей, правящий над царями». Завитки огнива напоминают греческую букву С (сигма) — заглавную в названии Салоник. Подобный герб с крестом и четырьмя С-образными завитками сложился в это же время (XIV в.) и в Сербии, где существует до наших дней.

    Остров Родос с XIII в. был подчинен Ордену иоаннитов, а затем, до конца XVI в., оказался владением Венеции. С этим временем связывается средневековый герб острова и одноименного города Родос — серебряный, расширяющийся в концах крест в красном поле (крест св. Иоанна), попавший также на флаг Венецианской республики.
    Иерусалимский крест — серебряный в лазоревом поле — стал в те же времена символом острова Крит и города Кандия (Ханья), это было отражением господства на острове рыцарей-крестоносцев. С конца XIX в., когда Крит добился автономии у османских властей, у острова появился крестообразный флаг с серебряным крестом в красно-голубом поле.
    Тогда же был утвержден герб автономного острова Самос, на котором щит разделен на три части. В верхней — древняя эмблема — золотая голова льва в красном поле. Внизу — бык на лугу и пеликан со скипетром

    .

    В новое время в Греции, ставшей независимой в 1821—1830 гг., долгое время не было официальных городских эмблем, хотя некоторые из них начали складываться как раз в XIX в. На медалях в честь начала греческого восстания в 1821 г. в городе Миссолунги (Месолонгион) изобразили архангела Гавриила, это объясняется тем, что восстание началось в праздник Благовещения — 25 марта. Постепенно это изображение стало восприниматься как символ города.
    В период существования первого греческого правительства на Пелопоннесе (Морее) в Навплионе и Эпидавре использовались печати с изображением венков.

    Постепенно город Афины, провозглашенный в 1835 г. столицей Греции, становился общепризнанной европейской столицей, и в конце XIX в. здесь были возрождены его древние символы — изображения Афины в доспехах и головы богини в шлеме. Наряду с этим также бытовал герб, имевший форму непривычного для Греции норманнского щита: правящая королевская династия в стране была датской. На нем Афина изображалась в полный рост, серебряная в лазоревом поле (цвета национального флага), втыкающая в землю копье.
    После 1917 г., когда в Греции первый раз низложили королевскую власть, столичный герб приобрел более «национальный» вид. Щит стал круглым — как античная печать или византийский щит. Появился ободок с древним орнаментом и надпись: «Народ Афинский», или Афинский дим — малая административная единица нома Аттика. Богиня с поднятым щитом — эгидой и копьем наизготове, как бы защищала город.
    После установления в 1974 г. демократического строя в Греции и вступления ее в 1981 г. в ЕЭС геральдика страны постепенно унифицируется в соответствии с европейскими требованиями, сохраняя в то же время исторические черты.

    Здесь приводятся некоторые из современных официальных городских эмблем. В основном они имеют круглую форму с изображением древних символов. Так, на современной эмблеме Салоник изображен Александр Македонский и имеется надпись: «Народ (дим) Салоник». На эмблеме Керкиры присутствует Пегас, а символ города Мирины на острове Лемнос — горящий факел (это остров с вулканической активностью, древнего культа Гефеста). Погрудное изображение Зевса символизирует город Лутраки в Коринфии, Кавалу — изображение Филиппа Македонского, чья резиденция, Филиппы, находилась поблизости. Символом первого города, основанного Александром Македонским — Александруполиса во Фракии — конечно же является сам Александр.
    Символом порта Афин Пирея является фигура Посейдона с трезубцем, — так что «изгнанный» из Афин бог все же нашел себе место совсем рядом, в черте Больших Афин. На символе администрации Ретмино на Крите — древнее изображение критских бойцов на мечах. Другой критский административный район — Айос-Николаос — избрал в соответствии с названием (город Святого Николая) христианский символ — голубку, а также солнце и паруса в море. Внизу круглой эмблемы — надпись: «Бьющееся сердце Крита».

     

    Административный регион монастырей Афона — Айон-Орос (Святая Гора) — выделяется в Греции особо. Его символ напоминает о древней Византии — черный двуглавый орел в золотом поле. Это герб Палеологов — последней императорской династии, при которой оформилась своеобразная монашеская республика — Афон.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList