© Данная статья была опубликована в № 15/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 15/2004
  • Диалог на вечную тему
     

     

    Диалог на вечную тему

    Диалоговая форма на уроках истории
    как пример развивающего обучения

    Методический материал для проведения урока в диалоговой форме.

    Цель данной статьи — рассказать о диалоговой форме обучения на уроках истории, познакомить читателей с опытом проведения занятий с элементами диалогового общения и включения их в методику преподавания истории и обществознания.

    Цели урока

     Приобретение более глубоких знаний и понимание специфики обсуждаемых вопросов.
     Участие учащихся не только в обсуждении рассматриваемых проблем, но и в формулировке выводов.
     Создание атмосферы свободного обмена мнениями учащихся, предоставление возможности высказывать собственное мнение, отстаивать собственную позицию.
     Привлечение к занятиям преподавателей других дисциплин для выявления трудных моментов в общении учащихся и ведущего преподавателя, для оценки доступности изложения нового материала и совместного участия учащихся и преподавателей в обсуждении поставленных проблем.

    Задачи урока

    1.  Выяснить, что такое патриотизм, что такое гражданственность.
    2.  Обосновать необходимость патриотического воспитания на уроках истории.
    3.  Определить, какими формами и методами воспитывать патриотизм на уроках истории.

    План урока

    1. Постановка задач и знакомство с правилами проведения дискуссии.
    2. Проведение дискуссии.
    3. Подведение итогов.
    4. Личное мнение о занятии каждого участника.

    Оборудование

    Памятка для проведения дискуссии (раздаточный материал); план занятия (раздаточный материал).

    Сначала уточним термины заявленной формы обучения.
    Диалог — это не просто беседа на определенную тему, а проблемный разговор в группе: ученик—ученик, учитель—ученик, ученик—учитель, эксперт—учитель, эксперт—ученик.
    Эксперт — это преподаватель, коллега, который принимает непосредственное участие в диалоге. В его задачу входит координирование дискуссии; оценка доступности, корректности вопросов и замечаний ведущего преподавателя; провоцирование обсуждения определенных аспектов темы; наблюдение за ходом дискуссии; подведение общих итогов и личная оценка занятия.
    Главным фактором, определяющим возможность обращения к диалогу, является психологическая и профессиональная готовность преподавателя к дискуссии со своими учениками. Внутренняя закрепощенность, страх публичной ошибки, неуверенность в собственных знаниях приводят к тому, что учитель избегает использовать эту методику. Подчас наиболее сложным моментом становится нежелание учителя признать правоту своего ученика, и это создает барьер непонимания и отчуждения. Таким образом, для успешного проведения таких занятий необходимо и внутреннее желание, и профессиональная подготовленность, и открытость к взаимодействию с коллегами.
    Почему необходимо участие эксперта в подобном занятии? Проблемный характер заявленной темы предполагает наличие личной позиции преподавателя. Важным фактором являются также сложившиеся отношения преподавателя с коллективом учащихся. Именно присутствие другого преподавателя позволяет выйти за рамки этих отношений и создать благоприятную атмосферу для разговора. Следует заметить, что эксперт должен пользоваться уважением большинства учеников. Только в этом случае можно достичь на занятии наибольшей откровенности.
    При подготовке к проведению занятия с элементами диалогового обучения преподаватель должен определить задачи этого занятия как для учащихся, так и для себя. В зависимости от цели — образовательной, воспитательной, развивающей — задачи могут варьироваться.
    Нами было проведено занятие в курсе «Методика преподавания истории и обществознания» на тему «Патриотическое воспитание на уроках истории». Известно, что разговор на данную тему неоднозначен и представляет определенную сложность. Корректность поставленных вопросов, способность выслушать другую точку зрения и ненавязчивость собственной позиции должны определять форму поведения преподавателя. Но при этом важно, чтобы диалог носил продуктивный характер, обсуждение шло по намеченному плану и выводы соответствовали бы поставленным целям и задачам.

    Общие замечания

     Подобная методика может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методическими приемами на уроках истории и общественных дисциплин.
     Развитие диалога с учащимися позволяет не только улучшить процесс усваивания материала, но и добиться повышения интереса учеников к предмету, развитию умений диалогового общения, грамотного формулирования собственных мыслей.
     Следует отметить, что подобная методика не должна являться «экзотикой» на заняти ях одного преподавателя, необходимо комплексное использование элементов диалогового общения.

     Ирина ФОЛОМЕЕВА,
    Анна ВОРОНЦОВА

    TopList