© Данная статья была опубликована в № 03/2004 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 03/2004
  • Усадьба УЗКОЕ: владельцы и владения

     

    Усадьба УЗКОЕ:
    владельцы и владения

    Этот материал может быть использован на повторительно-обобщающем уроке по теме «Россия в правление Александра II» (8-й класс) и на факультативных занятиях по отечественной истории.

    II. ВЛАДЕНИЯ

    Главный въезд в Узкое находится на участке Профсоюзной улицы между станциями метро «Коньково» и «Теплый Стан». Его открывает изящная ампирная арка первой трети XIX в. Это и есть знаменитые Небесные ворота, воспетые Б.Л. Пастернаком:

    Ворота с полукруглой аркой.
    Холмы, луга, леса, овсы.
    В ограде — мрак и холод парка,
    И дом невиданной красы.

    Название ворот объясняется тем, что рельеф местности за ними заметно понижается вплоть до переезда через речку Чертановку. Благодаря этому при выезде из Узкого на большей части пути через них было видно только небо. Современная застройка лишила смысла старое название ворот — небо через них уже давно не видно.
    От Небесных ворот (западных) до усадьбы можно добраться по превосходной полуторакилометровой лиственничной аллее, с недавнего времени довольно пошло именуемой Санаторной. В ее перспективе примерно половину пути виднеются церковные купола. Несмотря на то, что аллею восстанавливали (в 1941 г. часть ее была спилена для пристрелки артиллерии), она имеет много выпадов, количество которых за последние годы увеличилось. Изначально аллея была немного длиннее, чем теперь, так как при прокладке Профсоюзной улицы оказалась немного урезанной ее западная часть.

    Трубецкие и их гости на террасе господского дома и перед ним (третий слева В.П. Трубецкой). Фото начала XX в.

    Трубецкие и их гости на террасе
    господского дома и перед ним
    (третий слева В.П. Трубецкой)

    Фото начала XX в.

    После переезда через Чертановку дорога поднимается вверх, поворачивает налево и, минуя дамбу, между террасными прудами выходит к самому оригинальному памятнику Узкого — церкви Казанской иконы Божией Матери. Выполненная в формах «нарышкинского» барокко, характерного для столичной архитектуры конца XVII — начала XVIII в., эта церковь в плане четырехлепестковая, подобно «нарышкинским» ярусным церквям, но обладает совершенно иным объемным построением: боковые части не понижены по отношению к центральной, а почти равновысотны ей. Такие «пятибанные», т.е. пятибашенные, храмы были обычны в архитектуре Украины. В Москве же композиция узковской церкви имеет единственную аналогию — Большой собор Донского монастыря. Любопытно, что одинаковые башнеобразные объемы здания декорированы по-разному, и в отличие от большинства других вотчинных храмов колокольня устроена здесь не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Кроме того, применение спаренных полуколонн большого ордера, объединяющего скругленные нижние части объемов, явилось новостью в отечественной строительной практике и свидетельствовало о том, что церковь в Узком соорудил архитектор, хорошо знавший западноевропейское зодчество, видимо иностранец. Иконостасы были обильно декорированы резьбой, подобную которой можно и теперь увидеть в церкви Покрова в Филях. По-видимому, так же, как и там, в Узком была предусмотрена специальная ложа для владельца и членов его семьи. Сейчас на этом месте — простая балюстрада.

    «Небесные» (западные) ворота — въезд в усадьбу со стороны Старокалужского шоссе (ныне с Профсоюзной ул.)

    «Небесные» (западные) ворота — въезд в усадьбу со стороны
    Старокалужского шоссе (ныне с Профсоюзной ул.)

    Первоначальное внутреннее убранство церкви не сохранилось — оно уничтожено после ее закрытия в 1929 г. Затем здание использовалось как водонапорная башня, что давало возможность обеспечить все санаторные номера водой, позднее там разместили мастерскую. В начале 1950-х гг. Фундаментальная библиотека по общественным наукам АН СССР (ныне Институт научной информации по общественным наукам РАН) перевезла в церковь часть своих фондов. В основном это были издания, «не пользующиеся спросом»: отечественная и зарубежная периодика — газеты и журналы; книги из библиотеки князей Воронцовых в Алупке; дубликаты (так называемые седьмые экземпляры), книги на иностранных языках, в том числе вывезенные из Германии, из библиотеки Кенигсбергского университета в бывшей Восточной Пруссии (ныне Калининградская область) и так называемой Готской библиотеки (официально она считается переданной ГДР в 1956 г., но тогда про ее часть, находившуюся в Узком, просто забыли). Так как вся эта литература начала плесневеть, то наиболее попорченные сыростью экземпляры периодически уничтожали.
    Существующие сегодня шлемовидные купола здание получило только в 1979 г. Они выполнены по проекту архитектора С.С. Кравченко, опиравшегося исключительно на аналоги. Еще в конце 1950-х гг. церковные купола были другими, менее широкими и более вытянутыми вверх. Несомненно, они не могли быть одновременны церкви и появились позднее, приблизительно на рубеже XVIII—XIX вв., хотя более, чем нынешние, соответствовали общему духу ее башнеобразных объемов. Кроме того, при таком подходе к реставрации был внесен диссонанс и в ансамбль усадьбы: церковь с таким куполами (даже если гипотетически предположить их достоверность) никогда не существовала параллельно с нынешним господским домом. В итоге общий вид мемориального ансамбля, связанного с именем В.С. Соловьева, оказался искаженным. С 1992 г. церковь в Узком является действующей, что не спасло ее от очередных антихудожественных подновлений: ограды, навеса над входом и т.п.
    Восточнее церкви находится проходная, встроенная в ограду санатория. Миновав ее, повернем направо к бывшему господскому дому, ныне — главному корпусу санатория Российской академии наук «Узкое». Выражение Б.Л. Пастернака «...дом невиданной красы» в его адрес можно назвать более чем смелым. Надо думать, поэт имел в виду не столько архитектурные достоинства здания, не являющегося уникальным шедевром, сколько его художественное собрание.

    Церковь Казанской иконы Божией матери. Фото 1970-х гг.

    Церковь
    Казанской иконы Божией матери

    Фото 1970-х гг.

    Господский дом имеет в основе здание 1780-х гг. Однако сильно вынесенный вперед портик и белокаменная терраса — ныне единственные его части, сохранившие первозданность. Архитектор С.К. Родионов, реконструировавший здание между 1883 и 1895 гг., придал ему ряд эклектичных черт. Тогда со стороны главного, западного фасада дом оказался увеличен пристройкой двух симметричных объемов: за счет одного из них было расширено помещение столовой, в котором появился зимний сад; в другом устроили новый вход в здание, соответственно, ближайшая комната превратилась в вестибюль. Представляется, что анфиладная планировка парадных помещений первого этажа уцелела с голицынского времени. В начале 1930-х гг. помещения второго этажа были частично перепланированы, а фронтон портика лишился герба Трубецких. Из-за того что в середине ХХ в. перед главным фасадом господского дома посадили лиственницы и ели, сильно разросшиеся за последние десятилетия, оказались перекрытыми существовавшие ранее многочисленные видовые точки на здание. Открытый партер перед ним основательно зарос, и фантастикой кажутся воспоминания детского врача Н.А. Власовой о том, как в конце 1920-х гг. отдыхающие санатория «Узкое» с высокой горки, устроенной у подножья портика, на санях переезжали через один из террасных прудов.
    Уникальна часть подлинной обстановки, уцелевшей в доме с дореволюционных времен. Это несколько картин, одна из них работы немецкого мастера А.Х. Риделя «Девушка у ручья», или «Купальщица» (1868); мебель начала ХХ в., находящаяся в большой гостиной, — гарнитур из кресел и диванов в стиле модерн; украшением вестибюля с дореволюционных времен стало огромное, почти во всю высоту стены раздвижное зеркало в рамах из красного дерева (трельяж), ныне состоящее лишь из двух частей; кроме того, сохранилось около тысячи томов из усадебной библиотеки: это в основном романы и классика, многое на французском языке. Они в сочетании с «родными» стенами в первую очередь интересны как осколки безвозвратно ушедшего усадебного быта, характерного для таких богатых и больших имений, каким и было в свое время Узкое, а кроме того, приобрели и мемориальную ценность благодаря Трубецким и В.С. Соловьеву — четыре окна на первом этаже в левой части главного фасада и есть окна бывшего кабинета, в котором прошли его последние дни. Около главного входа в здание сохранились огороженная цепями площадка для верховой езды и два фонаря, а со стороны восточного фасада площадка для игры в теннис, не изменившая своего места со времен Трубецких.

    Господский дом (восточный фасад)
    Господский дом (восточный фасад)

    Южный флигель, долгое время бывший единственным, всегда использовался как кухонный и до сих пор сохранил свое назначение. Первый его этаж, по-видимому, одновременен господскому дому и, значит, может быть датирован 1780-ми гг. Второй этаж более поздний и сооружен либо между 1836 и 1839 гг., параллельно со строительством северного флигеля, либо между 1883 и 1895 гг. Изначально он имел мощные контрфорсы, являвшиеся скорее не конструктивным, а декоративным элементом, поскольку их исчезновение при одной из реконструкций прошло достаточно безболезненно. В северном флигеле находились помещения для приема гостей и личные апартаменты П.А. Толстого (на первом этаже) и В.П. Толстого (на втором этаже). Рядом с их кабинетами находились гостиные, спальни, уборные графинь и девичьи. На первом этаже рядом с гостиной находилась буфетная и две комнаты без названия. Дублируемость помещений в северном флигеле и господском доме свидетельствует о том, что Узкое уже достаточно давно было рассчитано на обе семьи Толстых.
    Переходы, соединяющие оба флигеля с господским домом, сооружены С.К. Родионовым. В начале 1930-х гг. они были надстроены вторыми этажами, большие квадратные окна которых диссонируют с архитектурой господского дома и флигелей. Нужно отметить, что переходы, или «коридоры», на этих местах находились и ранее. При ремонтных работах в усадьбе их периодически перестраивали. Так, в 1846 г. архитектор В.В. Александров в одной из бумаг отметил, что для их покрытия нужно прислать железо из Москвы. На топографической карте Московской губернии, составленной по обмерам 1852—1853 гг., переходы не показаны, так как, видимо, в то время не существовали. При косметической реставрации основных усадебных построек в 1979—1983  гг., проведенной Всесоюзным реставрационным комбинатом, к переходу между господским домом и северным флигелем с востока была пристроена шахта лифта, поскольку многие отдыхающие в санатории «Узкое» имели такой почтенный возраст, что им нелегко было подняться даже на второй этаж.

    Господский дом (северный фасад). Фото 1928 г.
    Господский дом (северный фасад).

    Фото 1928 г.

    Напротив южного флигеля сохранилось одновременное ему небольшое здание ледника, верх которого впоследствии был перестроен.
    Северо-восточнее господского дома находится деревянный двухэтажный корпус, сооруженный в начале 1930-х гг. В Узком его называют Кошкин дом из-за того, что обитатели этого здания одно время активно привечали местных кошек. Ныне это здание используется как административный корпус санатория. От Кошкиного дома можно пройти к Круглому, или Питьевому, пруду. Его названия говорят сами за себя: небольшой пруд действительно круглой формы, и изначально из него брали воду для питья.
    Южнее Круглого пруда и юго-восточнее господского дома расположен остаток больших оранжерей. Первоначально они состояли из трех частей: длинных маловыразительных крыльев, в которых и выращивались растения (сейчас частично сохранилось лишь восточное крыло), и соединяющей их центральной части с трехпролетным портиком и небольшими помещениями слева и справа от него наподобие кордегардий. Уцелел лишь северный фасад и то не по всей своей протяженности, что мешает точной атрибуции здания. Удалось установить, что южный (несохранившийся) фасад имел могучие контрфорсы с волютами над ними. Видимо, по этой причине в 1923 г. на одном из заседаний комиссии «Старая Москва» эти элементы декора назвали елизаветинскими, т.е. сооруженными в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Однако такая датировка все же маловероятна, поскольку на первом известном плане Узкого, составленном землемером капитаном В. Назимовым в 1767 г., оранжереи на этом месте не показаны. Скорее можно говорить об архаике их архитектурных форм, что достаточно часто встречается в загородных усадьбах, бывших рассадниками всякого рода анахронизмов. В официальном списке памятников архитектуры Москвы, состоящих на государственной охране, создание оранжерей в Узком отнесено к рубежу XVIII—XIX вв.

    Господский дом. Фрагмент интерьера большой гостиной

    Господский дом. В проходной комнате

    Господский дом.
    Фрагмент интерьера большой гостиной
    Господский дом.
    В проходной комнате

    От оранжереи мимо руин парника, сооруженного во второй половине 1940-х гг., дорожка ведет к полуразрушенным пилонам Южных ворот. Четкой датировки это сооружение также не имеет — по причине как отсутствия соответствующих архивных документов, так и явно выраженных стилистических форм. Возможно, южные ворота нужно отнести ко времени Трубецких, проявлявших активное внимание к этой части усадьбы. При них слева и справа от ворот находились не существующие ныне «розановая» (т.е. где выращивали розы) и персиковая оранжереи. Неподалеку от них находилось здание так называемого омшаника, в котором каждое лето жили сезонные наемные работницы. Теперь южные ворота пребывают в запустении, поскольку установка современной металлической ограды санатория лишила их функционального значения. От ворот можно повернуть направо и пойти через парк по дорожке, ведущей к террасным прудам, устроенным на безымянном притоке речки Чертановки.
    Чтобы вернуться к выходу с санаторной территории, нужно опять подойти к господскому дому и проходной. Оказавшись за пределами санатория, пройдем к Северным воротам по аллее, расположенной на одной линии с господским домом. Недавно она стала называться Тютчевской в честь поэта. Видимо, авторы топонима Тютчевская аллея стремились всего лишь как-то отметить его имя, причем по возможности ближе к месту, где прошли его юношеские годы: Ф.И. Тютчев нередко проводил летние месяцы в подмосковной усадьбе своего отца Троицкое (ныне поселок Мосрентген Ленинского района Московской области), а относившаяся к ней же деревня Верхние Теплые Станы (ее территория сейчас в черте Москвы) граничила с Узким.
    У Тютчевской аллеи застроена только правая сторона. Первое здание по ней — корпус служб — длинная монотонная постройка, не отличающаяся особым изяществом, представляет интерес в бытовом плане как один из элементов ансамбля богатой барской усадьбы. Считается, что он был сооружен в конце XVIII в. при одном из Голицыных. В настоящее время это здание передано Патриархии и окружено современной оградой, преградившей подступы к нему со всех сторон.
    Следующая постройка за службами — дом управляющего — небольшое деревянное здание, не сохранившее стилевых черт, кроме оконных проемов, характерных для позднего классицизма, а возможно, никогда их не имевшее. Очевидно, дом управляющего был сооружен в 1830—1840-х гг. Возможно, именно к нему относятся известные по документам сведения о сооружении в Узком с 8 по 30 мая 1839 г. некой жилой деревянной постройки. По свидетельству Г.Н. Сперанского, при Трубецких в доме управляющего жили их служащие, в том числе столяр, имевший здесь свою мастерскую, а в советское время — директора санатория «Узкое». Санаторию это здание принадлежит и сейчас.

    Господский дом. Фрагмент интерьера вестибюля
    Господский дом.
    Фрагмент интерьера вестибюля

    Аллея заканчивается у Северных ворот, аналогичных Небесным, но гораздо лучше сохранившихся. Справа от ворот находится небольшая кирпичная кузница, выстроенная, очевидно, в 1780-х гг. при А.Б. Голицыне, в ходе реконструкции усадьбы. В экспликации к плану Узкого, составленному архитектором А.П. Седовым в 1949 г., кузница названа полуразрушенным строением, предназначавшимся к сносу, что, однако, не помешало ей впоследствии быть использованной под гараж. В 1994 г. к кузнице с юга была сделана пристройка, имитирующая ее утраченную часть.

    Южный (кухонный) флигель

    Южный (кухонный) флигель и переход, соединяющий его с домом господ

    Южный (кухонный) флигель
    Южный (кухонный) флигель и переход, соединяющий его с домом господ

    Западнее Северных ворот находится двухэтажный деревянный дом, сооруженный в конце 1920-х гг. для сотрудников санатория «Узкое». Через дорогу расположены двухэтажные дома, построенные в конце 1940—1950-х гг. для сотрудников Института химической физики АН СССР, и одновременный кузнице огромный конный двор, после церкви являющийся самой интересной постройкой Узкого. Конный двор выстроен в виде каре. Центр его западного фасада, давно лишенного барочных фронтонов и одного из контрфорсов, отмечен проездной башней. Во внутреннюю часть конного двора выходит замечательная аркада на столбах, заставляющая вспомнить о многочисленных торговых рядах екатерининской эпохи, еще доживающих свой век в провинциальных городках (в настоящее время она заложена кирпичом). На протяжении своей истории комплекс неоднократно ремонтировался. Один из ремонтов относится к 1846 г. Тогда В.В. Александров, занимавшийся строительными работами в Узком, сразу же по приезде «рассудил» использовать старое кровельное железо с господского дома и флигелей для покрытия конного двора. При Трубецких двор стал использоваться как коровник, в советское время в нем находились гараж и магазин.

    Аркада конного двора. Фото 1932 г.

    Оранжерея

    Аркада конного двора. Фото 1932 г.
    Оранжерея

    Вместе с кузницей конный двор фланкировал начало улицы деревни Узкое, ликвидированной в середине 1980-х гг., значительно позже соседних населенных пунктов. Деревня хорошо дополняла общий ансамбль усадьбы и должна была бы входить в ее охранную зону как один из подлежащих сохранению элементов. Снос ее был бессмысленным — за исключением небольшой части, попадавшей на трассу прокладываемого примерно в то же время Севастопольского проспекта, эта территория не подлежит застройке из-за близкого соседства с усадьбой. Теперь вместо деревни — пустырь с остатками фруктовых садиков и руинами кирпичного здания бани, построенного в 1930-х гг. Бывший деревенский центр отмечает бетонный обелиск — памятник жителям Узкого, погибшим в 1941—1945 гг.


    Проезд: ст. метро «Коньково», далее автобусом № 49 до конечной остановки либо любым автобусом или троллейбусом до остановки «Палеонтологический музей», затем полтора километра пешком по Санаторной аллее.


    СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

    Коробко М.Ю. «…В именьи бывшем Трубецких» // Моя Москва. 1993. № 1—3.
    Коробко М.Ю. Владимир Соловьев в Москве // История («Первое сентября»). 2003. №. 43.
    Коробко М.Ю. Из истории Узкого: название и первые известные владельцы: Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. Доклады и сообщения четвертой региональной конференции «Москва и Подмосковье», Москва, 20—21 декабря 1995 г. М., 1996.
    Коробко М.[Ю.] Князья Голицыны в усадьбе Узкое // Хозяева и гости усадьбы Вязёмы. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, 10-летию создания Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина и 185-летию кончины героя Отечественной войны 1812 года, владельца Вязём князя Б.В. Голицына. Материалы V Голицынских чтений 24—25 января 1998 г. Большие Вязёмы, 1998.
    Коробко М.Ю. Подмосковная Узкое: Имение и его владельцы // Наше наследие. 1994. № 29—30.
    Коробко М.Ю. Подмосковная Узкое: Художественное собрание усадьбы // Наше наследие. 1994. № 29—30.
    Коробко М.Ю. Последние дни Владимира Соловьева // Наше наследие. 1994. № 32.
    Коробко М.Ю. Узкое // Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. М., 1996.
    Коробко М.Ю. Усадьба Узкое: Историко—культурный комплекс ХVII—ХХ веков. М., 1996.
    Коробко М.Ю. Храм усадьбы Узкое: История сооружения и реставрации // Московский журнал. 1993. № 4.

    Михаил КОРОБКО

    TopList