© Данная статья была опубликована в № 45/2003 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 45/2003
  • Стремиться к славным и великим делам…

     

    Стремиться к славным и великим делам…

    Человек в представлении средневековых гуманистов

    Цели:

    — познакомить учащихся с работами мастеров эпохи Возрождения;
    — помочь школьникам осмыслить предназначение жизни человека в то время;
    — выявить черты современных людей и сравнить их с человеком эпохи Возрождения.

    ХОД УРОКА

    Панорама Флоренции. Старинная гравюра
    Панорама Флоренции

    Старинная гравюра

    Учитель, начиная урок, входит в класс с зажженной свечой, звучит музыка.
    Учитель. Иногда началом новой эпохи в культуре, в духовной жизни людей может стать событие на первый взгляд глубоко личное. Так случилось весной 1283 г. с флорентийцем Данте Алигьери, когда он, 18-летний, повстречал даму своего сердца Беатриче Портинари и посвятил ей стихи:

    Узрев небесное,
    благоговеет,
    как перед чудом,
    этот мир земной.

    Прошло несколько лет, Беатриче умерла. Через некоторое время Данте пишет книгу «Новая жизнь», в которую включает сонеты, обращенные к ней, и рассказ о своей любви, о том, что он пережил после смерти возлюбленной.
    Все это свидетельствовало о пробудившемся внимании к внутренней жизни человека и было совсем не похоже на представления средневековых людей о ничтожности земных чувств, переживаний перед миром небесным.
    Новое мировоззрение не случайно возникло в Италии. Развитая городская культура, свободы в купеческих республиках способствовали пониманию ценности человеческой жизни, красоты окружающего, земного мира.
    Прошло полвека, и уже другой знаменитый поэт, Франческо Петрарка, написал: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными делами».
    Начиная с Петрарки, в Италии уже отчетливо сложилось явление, названное впоследствии гуманизмом.
    Писателей, художников интересовали теперь не только герои Библии, но и современники, с их радостями и страданиями. Гуманистов привлекал всесторонне развитый человек, в котором все прекрасно: душа и тело, мысли и чувства.
    Итак, тема нашего сегодняшнего разговора: «Человек в представлении средневековых гуманистов». Мы должны будем доказать, что в это время по-новому увидели человека, его поступки, его предназначение в жизни.
    Ребята, давайте попробуем сравнить средневекового человека с современным. Какие черты присущи современному человеку?
    (Ученики называют решительность, напористость, деловитость, бескомпромиссность, озлобленность, непорядочность и др.)
    Учитель. А теперь посмотрим работы великих мастеров эпохи Возрождения. При просмотре слайдов обратите внимание на мастерство великих художников. Мы будем давать характеристики изображенных людей, а к концу урока определим основные черты человека эпохи Возрождения.
    (Ребята смотрят слайды.)

    Данте и Беатриче

    Джотто. Данте

    Данте и Беатриче

    Джотто.

    Данте

    1) Микеланджело «Оплакивание Христа»;
    2) Тициан «Кающаяся Магдалина»;
    3) Дюрер «Портрет молодого человека»;
    4) Веласкес «Испанский король Филипп IV».

    Веласкес. Испанский король Филипп IV

    Веласкес.

    Испанский король
    Филипп IV

    Учитель. Каков на картине король Филипп IV?
    Ученики. Благородный воин, красивый и т.д.
    Учитель. А о ком из средневековых людей можно сказать, что он неустрашимый воин, защитник слабых, благородный слуга прекрасных дам, галантный кавалер и т.д.?
    Ученики. О рыцаре.
    Учитель. У меня на столе разложены предметы (шпага, книга, жабо, роза и т.д.). Что из этих предметов могло бы принадлежать средневековому рыцарю?
    (Учащиеся выбирают розу и шпагу.)
    Учитель. А как рыцари преподносили цветы даме своего сердца?
    (Ученики показывают.)
    (Учитель предлагает ученикам выполнить задания.)

    Задание 1

    В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в XIV в., дается ряд наставлений современникам:
    «Кто слишком долго спит — теряет время».
    «Помни, что время упущенное нельзя вернуть».
    «Будь тщательным и бережливым во всех своих делах».
    «Остерегайся лени как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха».
    «Всегда трудись, чтобы получить выгоду».
    Объясните, какую цель жизни автор изречений считает главной? Какими способами он предлагает ее добиваться?

    Донателло. Скульптурный портрет Поджо Браччолини

    Донателло

    Скульптурный портрет
    Поджо Браччолини

    Задание 2

    Объясните смысл высказываний гуманиста Альберти. Чем они противоречили средневековым взглядам о цели и смысле жизни?
    «Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».
    «Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, — мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».
    «Не во власти судьбы легко побеждать того, кто не хочет быть побежденным. Судьба одерживает верх лишь над тем, кто ей покоряется».
    «Хотя накопление богатств не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

    Задание 3

    Прочтите высказывания гуманистов о благородстве и знатности. В чем истинное благородство человека? Чем их взгляды противоречат рыцарским представлениям? Вспомните, где вы познакомились со сходными взглядами.
    «Гораздо похвальнее начинать знатный род, чем найти его начатым другим... Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы заслужил он его своей жизнью» (Ф. Петрарка, XIV в.).
    «В ком есть блеск добродетелей, в том обретается врожденное и совершенное благородство, приобретенное не чужим благодеянием, а собственными заслугами, добытое не подвигами предков, а своими трудами и знаниями» (П. Браччолини, ХV в.).

    Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент

    Рафаэль

    Сикстинская мадонна.

    Фрагмент

    Задание 4

    Итальянский гуманист Маттео Пальмиери (ХV в.) писал:
    «Утверждают, что нет более великого и важного дела у человека, чем то, которое предпринято для спасания и возвеличения родины и для благоустроения республики... Ничто не может считаться более высоким у людей, чем защита родины, поддержка благополучия государства и сохранение союза и согласия среди людей…»
    Какой идеал человека провозглашает гуманист Пальмиери? В чем он видел задачи государства и его граждан? Оцените его мысли.
    (Задания взяты из книги: Донской Г.M. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М.: Просвещение, 1992. С. 70—75.)
    (Выслушиваются ответы учеников.)

    Учитeль. Гуманисты не просто рассуждали о человеке, о его поступках, но и сами пытались сделать что-то полезное для людей. Так, Витторино де Фельтре основал Школу радости, совершенно не похожую на средневековую душную учебную келью с обычной зубрежкой. Его ученики обучались на природе, изучали различные ремесла, проводили время в беседах с учителями, занимались физическими упражнениями.
    Француз Мишель Монтень тоже уделял внимание образованию и воспитанию. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержденного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
    Учитель предлагает посмотреть слайд картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
    Учитель. Здесь художник прославил женщину, способную ради счастья людей принести в жертву самое для нее дорогое — свое дитя.
    Учащимся предлагается ответить на вопрос: в чем главная мысль картины и какими художественными средствами ее выразил живописец?
    Учитель. А сейчас я даю вам несколько минут. Постарайтесь написать пять прилагательных, которые, по-вашему, отразили бы характер человека эпохи Возрождения.
    Ученики. Благородный, высоконравственный, радостный, трудолюбивый, образованный.
    Учитель. Ребята, так чего же не хватает современному человеку?
    (Выслушиваются ответы учеников.)

    Альтдорфер. Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия. Фрагмент

    Альтдорфер

    Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия

    Фрагмент

    Учитель. Немецкий художник Альбрехт Альтдорфер написал удивительную картину: «Лесной пейзаж с битвой Св. Георгия» (1510). Все пространство картины занято изображением мрачного колдовского леса, заслоняющего небо. Кажется, что в этом лесу нет места человеку, он просто не сможет присутствовать в таком ужасном месте. Но, приглядевшись, мы обнаружим в самой глубине лесной чащи фигуру конного воина, поражающего копьем страшного дракона. Может быть, эта картина рассказывает о том, как маленький и слабый человек выступил против неподвластных ему темных сил нашего мира.
    Он научился жить в этом мире, оставаясь человеком, преобразовывая его к лучшему, и не только выстоял, но и победил. Вот к этому и стремились гуманисты эпохи Возрождения.
    Учитель. Ребята, что вам сегодня понравилось на уроке? Что особенно запомнилось? Спасибо вам за работу. Вы были моими помощниками, и я вами довольна.

    Ольга ИЗВИНА,
    г. Тюмень

    Этот урок целесообразно провести в 6-м классе
    по теме «Культура Западной Европы».

    TopList