© Данная статья была опубликована в № 43/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 43/2002
  • Нацистский режим и нацистское государств

    разработка урока

    Д.В.ПРОКУДИН

    Нацистский режим и нацистское государство

    Статья опубликована при поддержке компании «ЕвроОкнаПВХ». Качественные окна обеспечивают комфорт пребывания в квартире или офисе, ведь это залог тишины и хорошей погоды в помещении. В компании «ЕвроОкнаПВХ» вас порадуют качеством обслуживания, монтажных работ, гарантийного и постгарантийного сервиса на окна kbe, NOVOTEX и других производителей. Посетите официальный сайт компании www.EuroOknaPVX.ru/ и ознакомьтесь с каталогом предлагаемых услуг.

    От редакции.
    Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные истории Холокоста и изучению этой темы в средней школе. В этом номере публикуется (в газетном варианте) разработка урока из методического пособия, посвященного истории Холокоста. Автор предполагает, что описанный им урок можно вписать в рамки курсов новейшей истории и истории России в XI классе.

    Цели урока:
    — описать процесс превращения Германии в тоталитарное государство;
    — показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
    — раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
    — добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.

    Средства обучения:
    — карта Европы перед началом Второй мировой войны.
    — карта территорий, оккупированных нацистской Германией в ходе Второй мировой войны;
    — пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста» (далее — пакет-комплект).

    Ход урока

    В начале урока проводится краткий опрос учащихся, имеющий целью выяснить, насколько они помнят историю Ваймарской республики и обстоятельства прихода нацистов к власти. В ходе беседы с классом также перечисляются характерные черты тоталитарного режима, которые изучались на материале отечественной истории 1930-х гг.
    Особое внимание при опросе рекомендуется обратить на то, в какой степени ученики владеют терминами и понятиями, относящимися к теме, насколько четко, например, выделяют такие признаки тоталитарного государства, как однопартийная система, слияние партийного и государственного аппарата, ликвидация разделения властей, тотальный идеологический контроль и террор. Очень важно также понимание учащимися терминов ксенофобия, антисемитизм, национальные и расовые предрассудки, расизм. Учителю стоит объяснить роль расизма и антисемитизма в возникновении НСДАП и в ее борьбе за власть.
    Закончив опрос и скорректировав ответы школьников, учитель объявляет тему и переходит к изложению нового материала.

    Рассказ учителя

    Назначение Гитлера рейхсканцлером в 1933 г. означало фактический конец Веймарской республики. Новое, невиданное ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступила НСДАП, получит впоследствии и новое название — Третий рейх (первой империей считалась средневековая Священная Римская империя германской нации, начало которой было положено в 962 г. и которая просуществовала до 1806 г., а второй — Германская империя 1871—1918 гг.).
    Довольно сложная структура тоталитарного государства не могла возникнуть в одночасье, но в Германии процесс ее строительства занял весьма короткое время — к 1936 г. она вполне сложилась. В ее создании нацисты преуспели И потому, что в отличие от большевиков и итальянских фашистов не импровизировали. Опыт двух родственных режимов прекрасно послужил НСДАП. Избежав ошибок и шатаний, свойственных тоталитарным экспромтам в России и Италии, нацисты сразу разработали план действий и имели в виду четкую цель.
    Гитлер, придя к власти законным путем, получил в управление страну всё еще демократическую — несмотря на массовое недоверие граждан к демократическим институтам. Перестройка политической, социальной и экономической систем, ликвидация оппонентов, огосударствление всех сфер общественной жизни, абсолютизация единоличной власти и создание условий для внешней агрессии — таковы были стоящие перед Гитлером задачи.
    Гитлер стал рейхсканцлером не в результате выборов. По законам Веймарской республики его правительство либо должно было стать коалиционным — либо требовалось назначить новые выборы. Коалиция с другими партиями Гитлера, конечно, не устраивала, а значит, следовало распустить рейхстаг и организовать новые выборы. Они и были назначены на 5 марта 1933 г.
    Но до этого срока НСДАП предприняла целый ряд шагов для того, чтобы выборы стали пустой формальностью. Нацистам удалось избавиться от конкурентов и оппонентов. Их список открывала Коммунистическая партия Германии.
    27 февраля 1933 г. совершенно неожиданно начался пожар в здании рейхстага. Как выяснилось позже, поджог был организован штурмовиками СА, но обвинили в нем немецких и болгарских коммунистов. «Это перст Божий. Теперь ничто не помешает нам уничтожить коммунистов железным кулаком», — заявил Гитлер, узнав о пожаре.
    Несмотря на то, что на процессе над коммунистами (21 сентября — 23 декабря 1933 г. в Лейпциге) обнаружилась очевидная беспочвенность обвинений, с коммунистами было покончено: партия была запрещена, большая часть лидеров — репрессирована.
    В антикоммунистических гонениях активнейшее участие приняли широкие массы населения, склонившиеся на сторону сильнейшей из «партий нового типа». Неделя с 28 февраля по 5 марта — это «неделя пробудившегося народа»; пробуждение состояло в экстатических митингах и погромах, антикоммунистических и антиеврейских.

    Таблица 1. Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

    Задание для самостоятельной работы

    Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив на следующие вопросы:
    — какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти;
    — были ли эти задачи решены в результате законодательной деятельности нацистов в 1934—1935 гг.;
    — можно ли, используя материал таблицы, доказать, что в Германии к 1936 г. было создано тоталитарное государство?

    ДОКУМЕНТ 1

    Гитлер о принципах организации
    государственной власти (март 1933 г.)

    Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии.

    В ходе работы учащиеся должны раскрыть внутриполитические цели нацистов и методы их достижения. Опираясь на ранее изученный материал (прежде всего сведения из советской истории сталинского периода), школьники доказывают, что в Германии складывалось государство тоталитарного типа (его признаки — однопартийная система, слияние партийных и государственных органов, ликвидация демократических свобод и т.д.).

    Продолжение рассказа учителя

    Тоталитаризм нуждается не только в сильной репрессивной системе, но и в поддержке населения. Для того, чтобы эта поддержка, весьма активная вначале (во время кризиса, приведшего нацистов к власти), не пропала при нормализации обстановки в стране, население должно быть теснейшим образом привязано к государству.
    С этой целью создается система «приводных ремней» (выражение советское, но очень точное), которые население политизируют, поддерживая его в состоянии однородной истеричной массы, в которой, по выражению Гитлера, «нет места мысли».
    «Приводными ремнями», соединяющими в одно неразрывное целое государство и население, могут служить профсоюзы, школа, армия, молодежные и женские объединения, местные органы власти и т.д. Главная цель их — придать политический смысл любой деятельности человека.
    Частная жизнь в тоталитарном обществе была просто невозможна. Каждый немец сначала попадал в детскую политическую организацию Юнгфольк, затем, с четырнадцати лет, — в Гитлерюгенд, затем — в СА; кое-кто вступал в НСДАП, избранные зачислялись в СС.
    Политическим воспитанием занимались на стройках народного хозяйства, в Германском трудовом фронте, заменившем 1 мая 1934 г. ликвидированные профсоюзы, в армии. Школа, институт, заводской цех, кинотеатры и театры, стадионы — все социальные институты делали невозможным существование человека вне политики и вне государства.

    Задания школьникам

    1. Проанализировать:
    а) высказывание Гитлера (документ 2);
    б) расписание уроков в немецкой нацистской школе для девочек (см. таблицу 2);
    в) сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер» (см.: Полторак Д. История Холокоста; документ опубликован в газете «История» в № 41/2002).
    2. Старшеклассники отвечают на вопросы:
    — какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
    — каковы были способы достижения этих целей;
    — удалось ли достигнуть этих целей?

    ДОКУМЕНТ 2

    Гитлер о воспитании

    Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.

    Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек

    Продолжение рассказа учителя

    «Приводным ремнем» нацистского государства становилась и экономика. Тоталитаризм не терпит свободного предпринимательства, и поэтому в экономике должны были произойти серьезнейшие изменения.
    Говоря о хозяйственной деятельности тоталитарного государства, следует иметь в виду, что ее цель, как это ни парадоксально, не является чисто экономической: тоталитарное государство использует хозяйственные механизмы для решения политических задач. Народное хозяйство ставится на службу государству.
    В нацистской Германии на экономику был распространен принцип фюрерства. Финансовая элита (та ее часть, которая поддержала нацистский переворот) и государство сращивались; промышленники занимали важные места в правительстве и нацистской партии. Предприниматель становился не просто хозяином и руководителем производства, но и его фюрером.
    Рабочие, таким образом, обязывались абсолютно подчиняться владельцу фабрики и заводу, наделенному теперь государственными полномочиями. Плохая работа, прогул или, не дай Бог, забастовка отныне рассматривались как политическая акция, а не трудовой проступок.
    Важной чертой экономики Германии было то, что она перестала ориентироваться на потребителя. Лозунгом ее стали слова Германа Геринга: «Пушки вместо масла!»
    Этот принцип был положен в основу хозяйственного планирования, ориентированного прежде всего на восстановление военной промышленности в обход Версальского договора и на подготовку к новым вооруженным столкновениям. Стремительное развитие военной промышленности требовало от Германии мобилизации всех сил; отсюда — лишение крестьянства права на хозяйственную инициативу (с 1937 г. крестьяне были обязаны сдавать зерно государству); отсюда — трудовая повинность (с 1935 г. каждый юноша должен был перед призывом в армию год проработать на военных объектах).
    Конечно, такая политизация всего и вся нуждается в идее. Таковой стала борьба с врагами, мешающими Германии строить великое государство. Первый враг оказался на самом верху нацистской иерархии. Борясь с ним, Гитлер одновременно указывал массе на врага и избавлялся от людей, могущих быть опасными для его власти.
    В ночь на 30 июня 1934 г. во время запланированной и подготовленной акции отрядами СС была полностью уничтожена верхушка СА во главе с Эрнстом Ремом — одним из давних сподвижников и конкурентов фюрера, а также некоторые старые соперники Гитлера в партии, с которыми он до времени вынужден был мириться. Это событие, ночь длинных ножей, было, конечно, очень похоже на борьбу с уклонами и оппозициями в сталинском СССР. Убиваемые нацисты гибли с криками «Да здравствует фюрер!» — и так же, как в СССР, их обвиняли в измене партии и государству, шпионаже и т.д.
    Но это был враг временный, справиться с которым оказалось достаточно легко. Тоталитарный режим нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном, плетущим заговоры, во враге, борьба с которым могла бы стать постоянным делом, способствующим промыванию мозгов и политической мобилизации масс.
    Учитель предлагает классу вопрос о том, кто мог бы сыграть роль такого врага. При этом школьникам предлагается вспомнить об особенностях нацистской идеологии. Получив ответ: «Евреи», — учитель продолжает рассказ.
    Да, конечно, это были описанные в «Майн Кампф» «извечные враги высшей арийской расы». И действительно, практически сразу после прихода нацистов к власти евреи были объявлены «врагами Рейха», а через некоторое время этот тезис получил свое политическое и юридическое подтверждение.

    Работа с документом

    Учащимся раздается документ «Нюрнбергские законы» («Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.») из упомянутого пакета-комплекта материалов и предлагается проанализировать текст, ответив на следующие вопросы:
    — какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
    — как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
    — как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками?
    Разобрав ответы, основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ.

    Продолжение рассказа учителя

    Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку. Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
    Эта дискриминация вырастает из ксенофобии, подготавливается формированием стереотипов и предрассудков; далее следует создание расистской идеологии и партии, политика которой основана на этой идеологии.
    Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название хрустальная ночь.
    Но до начала большой войны нацисты еще соблюдали некую видимость «правового» подхода к «борьбе за чистоту расы и крови»: многие евреи смогли эмигрировать, а в самой Германии, несмотря на дискриминацию, непосредственной угрозы их жизни не было: заправилы режима еще заботились о мировом общественном мнении.
    Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
    Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен. Естественно, «извечным врагам» — евреям — в праве на жизнь было отказано.
    Весной 1941 г. принимается решение о полном уничтожении еврейского народа. Через год рождается и официальный термин: «окончательное решение еврейского вопроса».
    К проведению этого решения в жизнь нацистское руководство подошло с истинно немецкой аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто, откуда они постепенно передавались в руки специальных айнзац-групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов идет слишком медленно, план был пересмотрен и главным местом убийств стали специально построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Дахау и другие. Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.
    В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены шесть миллионов евреев — две трети живших в Европе. После войны для обозначения этой беспримерной трагедии было использовано древнегреческое слово Холокост, в буквальном переводе означающее «огненное жертвоприношение».
    Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.

    Работа с документом

    Учащимся раздается документ 3 и предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
    — какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;
    — как Вы думаете, можно ли считать Холокост своего рода «генеральной репетицией» нацистской политики массового истребления народов;
    — на Нюрнбергском процессе (суде над крупнейшими нацистскими преступниками) было сформулировано понятие «преступления против человечества»; попробуйте, опираясь на документ и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что означает это понятие.

    ДОКУМЕНТ 3

    Из директивы А.Гитлера министру по делам
    восточных территорий  А.Розенбергу
    о введении в действие Генерального плана «Ост»
    (23 июля 1942 г.)

    Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
    Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
    Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.

    Получив ответы, содержащие приблизительное объяснение понятия преступления против человечества — как массового истребления людей, учитель продолжает изложение материала.

    Рассказ учителя

    Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку. Для обозначения этого страшного явления юристам пришлось ввести специальное понятие — геноцид.

    Геноцид представляет собой высшую и закономерную ступень развития идеи национального и расового превосходства. Действительно, если рассматривать представителей других народов как «недочеловеков» (а именно такое слово — Untermensсhen — употребляли нацистские идеологи по отношению к евреям, славянам, цыганам), то их уничтожение является вполне закономерным и морально оправданным: надо же освободить «жизненное пространство» для высшей расы...
    Закономерной выглядит и вся внутренняя логика развития национализма, расизма и фашизма: из ксенофобии возникают предрассудки и стереотипы, закрепляющие чувство ненависти к другому народу; затем формируется расистская идеология, подводящая под эту ненависть теоретическую базу; возникает партия, которая проповедует эту идеологию приходит к власти, опираясь на ослепленные ненавистью массы и начинает проводить политику расовой дискриминации, окончательно закрепляя в сознании людей образ недочеловека. Финалом оказывается кошмар геноцида.
    Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти) осуществить только одно из задуманных ими преступлений — массовое истребление евреев и цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное жертвоприношение ждало не только их.
    Приступая к изучению Второй мировой войны, необходимо помнить, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.

    TopList