© Данная статья была опубликована в № 33/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 33/2002
  • Новый учебник по истории советской эпох

    рецензия

    Новый учебник по истории советской эпохи

    Кацва Л.А.
    История России. Советский период. 1917—1941 гг.
    Учебник для X—XI классов средней школы. М.: МИРОС, Антиква, 2002.

    Статья опубликована при поддержке компании «Verto». Строите загородный дом или отель? Тогда вам необходим специалист по ландшафтному дизайну. Где такого найти? Посетив сайт http://www.verto.ru/ компании «Verto» вы сможете нанять целую команду специалистов, которая не только разработает дизайн, но и притворит его в жизнь. Посетите официальный сайт компании www.verto.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми Компанией услугами.

    Ряд новых учебников по истории Отечества советского периода, — времени, вызывающего острые дискуссии, — пополнился еще одной книгой. Это не первый учебник, написанный московским учителем Л.А.Кацвой (прежние — в соавторстве с А.Л.Юргановым: Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—XV вв, М.: МИРОС, 1993; Они же. История России XVI—XVIII вв М.: МИРОС, 1995).
    Можно со всей уверенностью утверждать, что новое пособие поможет решению двух основных задач школьного исторического образования — дать ученикам знания и привить им склонность к самостоятельному мышлению.
    Знания в большой мере связаны с объемом усвоенных фактов. Новый учебник содержит их немало, даже с избытком. Впрочем, автор предусмотрительно разъясняет в кратком предисловии, что «подробное изложение отнюдь не предполагает, что все данные необходимо запомнить. Цифры, многие даты, имена, подробности военных действий, детали партийных дискуссий и другие сведения приводятся в первую очередь для того, чтобы стал понятен общий ход событий и характер происходивших процессов, т.е. носят справочный характер».
    Общий замысел учебника — приглашение читателя к размышлению и аргументированному спору, введение его в область различных толкований фактов и событий, что облегчает формирование собственного мнения обо всем происшедшем.
    «События столь недавнего прошлого вряд ли могут быть освещены абсолютно беспристрастно, — продолжает Л.А.Кацва в предисловии. — Поэтому неизбежны разные подходы и оценки, несогласие с автором по тем или иным проблемам, столкновение полярных точек зрения. Если приводимый материал побудит задуматься и поспорить, а затем обратиться к специальной литературе, — автор будет считать свою цель достигнутой».
    Л.А.Кацва воспроизводит различные точки зрения на ключевые проблемы и наиболее значимые события описываемого периода. Таким образом, провозглашенный в предисловии принцип — не просто декларация в духе нынешнего «плюрализма», а руководство к действию.
    Насыщенность учебника данными самого разнообразного рода (цифрами, диаграммами, списками состава правительств и руководства большевистской партии), на мой взгляд, не ведет к «перегруженности» текста. В учебнике приведено множество источников — от официальных документов до свидетельств рядовых участников событий, что способствует «погружению в эпоху».
    Авторская оценка событий угадывается в тексте, но никоим образом не навязывается ученику. Каждый раздел завершается, как и принято в учебных книгах, рядом вопросов и заданий по содержанию изложенного материала, что, естественно, должно способствовать прочному усвоению фактов — но не только ему.
    Многие задания нацелены не на решение мнемонических задач. Они позволяют читателю-старшекласснику потренироваться в умении размышлять, делать собственные выводы.

    На первый взгляд кажется, что материал учебника распределен не вполне пропорционально: изложение истории 1917—1920 гг. занимает почти половину книги, 200 страниц, в то время как на следующие 20 лет приходится около 250 страниц. При внимательном чтении убеждаешься, что это не композиционная небрежность, а серьезно продуманное решение: ведь на первые годы революции приходится большая часть преобразований, определивших дальнейшее социально-политическое развитие российского общества, его подчинение новому государству, назвавшему себя диктатурой пролетариата.
    Автору удалось довольно точно описать параллельно развивавшиеся процессы общественной жизни тех лет: с одной стороны — укрепление и централизация партийного аппарата, органически вросшего в структуры государственной власти, с другой — глубокие изменения в социальной структуре.
    Во многих главах учебника дается панорама социальной истории страны — в связи с различными политическими решениями, экономическими экспериментами, культурными новшествами.
    При описании последних месяцев Первой мировой войны и всего периода войны гражданской автор приводит очень много цифр и прочей фактической информации: число полков и соединений, количество орудий и другого вооружения, варианты стратегических планов и т.д. При внимательном чтении выясняется, что эти цифры — хорошее средство показать то и дело меняющееся соотношение противоборствующих сил и связанную с этим необходимость быстрых решений и крайних мер.

    Удачны и те страницы учебника, на которых даются портреты исторических деятелей. История здесь не безымянна; социальный анализ не заслоняет личности.
    Вожди Октября изображены рельефно, не лишены психологической характеристики и предстают перед читателями живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Вовсе не схематичны и их оппоненты.
    Такое изложение биографического материала дает ученикам возможность понять историю как результат деятельности людей, движимых самыми разнообразными мотивами. Через судьбы людей, живших в «роковые минуты» истории, читатель учится распознавать истинные мотивы их поступков, отличать искренние заблуждения от циничных расчетов, составлять объемное представление о деятелях, влиявших на события, и о событиях, вынуждавших людей выбирать тот или иной образ действий.
    Л.А.Кацва не только приводит документы эпохи и рассказывает о персонажах драматического действа, но и предлагает старшеклассникам познакомиться — в самых общих чертах — с историографией рассматриваемых проблем. Проводятся две линии сопоставления: «советская» историография и «антисоветская», возникшая на начальном этапе осмысления опыта Октября; «советская» и «постсоветская», рожденная в период подведения итогов советской эпохи.Учебник привлекателен не только серьезной аргументацией выводов (отнюдь не однозначных и далеких от поспешности), не только обилием документального и биографического материала. Примечательно, что, цитируя по ходу изложения литературные произведения разных лет или ссылаясь на них, автор расширяет кругозор ученика и встраивает преподавание истории в общегуманитарный цикл.
    Хотелось бы отметить характерную черту авторской манеры изложения: не поучающий тон, а приглашение к разговору на равных, доверие к умозаключениям младшего собеседника. Автор явно стремится воспитать у школьников чувство собственного достоинства, заботится о том, чтобы уважение к общечеловеческим ценностям стало частью самосознания юного поколения. Со страниц учебника постоянно звучит призыв к неприятию насилия даже ради достойной, на первый взгляд, цели.
    В этом, как представляется, и состоит главное познавательное и воспитательное значение нового учебника.

    О.ВЕЛИЧКО,
    доктор исторических наук

    TopList