© Данная статья была опубликована в № 16/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 16/2002
  • материалы для учителя<

    материалы для учителя

    Николай МЕДНИКОВ*

    О методике проведения консультации
    по истории России для выпускников IX классов

    Одним из важнейших этапов подготовки к экзамену является консультация. На ней подводятся определенные итоги работы, проделанной в ходе изучения курса, суммируются и еще раз систематизируются полученные знания, вырабатываются стратегия сдачи экзамена и его тактика: просчитываются варианты ответа на вопросы билетов.
    Консультации желательно проводить или в виде беседы, или в форме лекции преподавателя, в заключение которой учитель должен дать ответы на возникшие у аудитории вопросы.
    Ниже представлен проект разработки предэкзаменационной консультации по истории России.
    Открывая консультацию, следует довести до сведения выпускников те требования к знаниям, умениям и навыкам, без которых невозможно успешное участие в экзаменационной сессии.

    Учащемуся необходимо:

    I

    — знать фактический материал;
    — представлять периодизацию истории России и принципы ее построения;
    — владеть — в общих чертах — историографией ключевых вопросов российской истории;
    — видеть причинно-следственные связи между описываемыми в ответе событиями, их историческое (всемирно-историческое) значение;
    — уметь делать обобщения и выводы.

    II

    — иметь представление об исторической географии;
    — свободно читать содержание исторических карт — настенных и имеющихся в учебных атласах;
    — разбираться в условных обозначениях различных схем (например, схемы Бородинского сражения).

    III

    — научиться формировать план ответа на поставленный вопрос;
    — правильно выбирать форму ответа;
    — владеть навыками составления тезисов и конспекта выступления на экзамене.

    IV

    — использовать основные приемы монологической речи;
    — знать правила ведения диалога с экзаменатором;
    — уметь вести рассказ, подчиняясь логике ответа, не отвлекаясь на второстепенные вопросы;
    — выражать личное отношение к излагаемому материалу;
    — давать оценку действиям и поступкам исторических деятелей.

    Раскрывая содержание вышеизложенных требований, преподаватель иллюстрирует возможности их выполнения конкретными примерами.
    Далее следует ознакомить выпускников с примерными экзаменационными билетами по истории России, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации. При рассмотрении списка билетов, учитель обращает внимание на то, что первые вопросы включают события, происходящие в период с IX по XIX вв. Вторые вопросы затрагивают исторические сюжеты, связанные с развитием России в XX в.
    Следует подчеркнуть, что вопросы относятся к различным сторонам жизни нашей страны за длительный период. На экзамене речь может идти:
    — об экономике;
    — о социальной сфере (общественной жизни);
    — о внутренней политике;
    — о международных отношениях;
    — о развитии науки и культуры;
    — о биографиях отдельных персонажей.

    Если вопрос посвящен событиям и явлениям масштабным, то следует (в скобках) отметить те аспекты проблемы (из вышеперечисленных), которые желательно раскрыть в ответе.
    Анализируя вопросы вместе с выпускниками, можно условно разделить их на несколько групп.
    1. Вопросы по истории социально-экономического развития России, например:«Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в первой половине XIX в.».
    2. Вопросы общественно-политического характера, например: «Общественное движение в России в начале XX в. Революция 1905—1907 гг.»
    3. Вопросы по истории культуры России, например: «Культура России в начале XX в.»

    Знакомясь с вопросами, ребята должны обратить внимание на то, что в большинстве своем они затрагивают общественно-политическое устройство и развитие Российского государства. Под руководством учителя составляется периодизация истории России. Делается это с учетом особенностей примерных экзаменационных билетов. Одним из несложных вариантов периодизации может быть следующий:

    I период. Домонгольский период развития Русского государства — IX—XIII вв. (4 вопроса).
    II период. Допетровский период развития Российского государства — XIV— XVII вв. (5 вопросов).
    III период. Российская империя в XVIII в. (3 вопроса).
    IV период. Российская империя в первой половине XIX в. (6 вопросов).
    V период. Российская империя во второй половине XIX в. (6 вопросов).
    VI период. Россия в XX столетии (24 вопроса).

    Возможен и желателен более подробный вариант периодизации истории России XX в., так как этому времени посвящена половина всех вопросов в примерных экзаменационных билетах (вторые вопросы).

    I. Российская империя и ее крах. 1900—1917 гг. (5 вопросов).
    II. Советское государство. 1917—1991 гг. (18 вопросов).

    1. Октябрьский переворот и создание Советского государства. 1917—1924 гг. (5 вопросов);
    2. Эпоха сталинизма. 1924—1953 гг.
    а)
    Довоенный период. 1924— 1941 гг. (5 вопросов);
    б) Великая Отечественная война и послевоенное развитие. 1941— 1953 гг. (3 вопроса).
    3. Десталинизация и «эпоха застоя». 1953—1991 гг. (5 вопросов).

    III. Новейшая история России. 1991—2001 гг. (1 вопрос).

    Данная периодизация истории Российского государства учитывает специфику построения примерных экзаменационных билетов, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и преследует только одну цель: оказание помощи при подготовке к экзамену за курс основной школы. Можно, разумеется, использовать и другие варианты. При всех обстоятельствах необходимо объяснить аудитории, какую цель преследует та или иная периодизация истории России
    Работая над экзаменационными вопросами, ориентируясь в рамках избранной периодизации, следует представлять нужный исторический период, определить его хронологические рамки и дать общую оценку всей эпохи, что в значительной степени облегчает и улучшает ответ на поставленный вопрос.
    Составив доступную периодизацию, можно посвятить несколько минут тренингу: задав вопрос, посмотреть, как дети привязывают его к тому или иному периоду и как они дают общую характеристику данному историческому периоду.
    Закончив эту работу, учитель может предложить алгоритм действий, который поможет выработать подход к решению проблемы.

    Алгоритм действий выпускника на экзамене

    (рекомендации учителя)

    I. Внимательно прочитайте вопрос и свяжите события, о которых нужно рассказать, с конкретной исторической эпохой.
    II. Составьте план ответа в соответствии со следующей схемой:

    1. Вступление.
    2. Ответ на поставленный вопрос (здесь возможны 3 варианта):
    а) в хронологическом порядке;
    б) от общего к частному;
    в) с использованием модулей.
    3. Заключение.

    III. Изложите свой ответ на бумаге в виде тезисов или, если достаточно времени, в виде конспекта, в соответствии с планом.
    IV. Мысленно или тихим шепотом произнесите свой ответ, внесите поправки, дополнения, используя историческую карту или атлас.

    Первый шаг

    Выпускники внимательно читают следующий экзаменационный билет, например:
    1-й вопрос: Петр I и его преобразования в первой четверти XVIII в.
    2-й вопрос: Советская страна в годы НЭПа. Образование СССР.

    Необходимо помнить, что очень часто в самум вопросе содержится полезная информация, ключ к ответу.
    Под руководством учителя выпускники разбирают первый вопрос. Условно его можно разделить на три части.
    Следует записать их в следующем порядке:

    Петр I... — здесь напрашивается рассказ о личности Петра I и его эпохе, порождением которой он был.
    ... и его преобразования ... — здесь необходимо говорить о реформах Петра I в экономической, социально-политической и культурной жизни России;
    ... в первой четверти XVIII в.
    здесь даны хронологические рамки исторических событий, о которых пойдет речь.

    Обратимся к этим событиям.
    1700 г. — поражение русской армии под Нарвой и начало многих реформ, в том числе военных.
    1725 г. — смерть Петра I и свертывание процесса реформирования России.
    Таким образом, разбирая первый вопрос, можно вывести учеников на третий период составленной ими периодизации (Российская империя XVIII в.), для того чтобы они под руководством учителя составили характеристику данной эпохи.

    Затем разбирается второй вопрос этого билета: Советская страна в годы НЭПа. Образование СССР.
    Разделим и этот вопрос на три части.
    Советская страна... — здесь следует в общих чертах рассказать о Советской власти, о Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.
    ... в годы НЭПа — здесь следует рассказать о новой экономической политике. Необходимо вспомнить о политике «военного коммунизма» во время Гражданской войны в России 1918—1920 гг.
    Сравнивая эти два направления экономической политики Советского правительства в аграрном, промышленном и финансовом секторах экономики РСФСР, можно получить полный и всеобъемлющий ответ.
    Образование СССР. Расшифруем аббревиатуру.
    …Союз...
    — следует рассказать о создании новой государственной структуры, в противовес федеративному объединению республик.
    ...Советских... — следует рассказать о структуре государственной власти.
    …Социалистических... — здесь содержится информация о политических и экономических целях нового государства.
    ...Республик… — следует рассказать о том, сколько и какие республики вошли в состав СССР.
    Сам вопрос выводит на хронологию рассматриваемых событий. Конец гражданской войны, начало нэпа, образование СССР — это события начала 20-х гг. XX в.:
    1920 год — конец Гражданской войны.
    1921 год — введение новой экономической политики.
    1922 год — образование СССР.
    Разобрав второй вопрос, следует предложить ученикам составить характеристику данной исторической эпохи. По составленной ими периодизации это:
    XX век, II период. Советское государство, пункт 1. Октябрьский переворот и создание Советского государства. 1917—1924 гг.

    Второй шаг

    После изучения и анализа вопросов выбранного билета выпускники приступают к работе над составлением плана ответа.
    Разобрав первый вопрос предложенным образом, дети получат один из возможных вариантов. Его следует записать в виде тезисов.

    I. Введение.

    Краткая характеристика петровской эпохи.
    Рассказ о личности царя Петра Алексеевича.

    II. Собственно ответ на вопрос.

    Рассказ о реформах Петра I и их значении в экономической, социально-политической и культурной областях. Здесь вновь можно выбрать один из трех вариантов ответа или применить комплексный подход.
    1. Рассказать о событиях, начиная с 1700 г., и закончить смертью Петра I в 1725 г.
    2. Дать обзор всего периода реформ эпохи Петра I и подробно рассказать о некоторых из них, наиболее — с точки зрения отвечающего — важных.
    3. Использовать модуль «Реформы».

    III. Заключение.

    Дать оценку исторической значимости личности Петра I и его реформ; оценку событий рассматриваемого периода с разных точек зрения; высказать свое мнение о Петре I и его реформах. План ответа лучше всего составлять из трех частей.

    Вступление

    Первая, вступительная часть ответа очень важна. Это визитная карточка, презентация отличного выступления. Во вступительной части ответа следует показать:
    — масштабность своего исторического мышления;
    — широту своих знаний;
    — понимание причинно-следственных связей в историческом процессе.
    Для этого нужно говорить о сложности и проблемности конкретных исторических фактов, продемонстрировать неоднозначность их толкования, затронуть историографию вопроса, наметить связи с предшествующими и последующими событиями.

    Собственно ответ на поставленный вопрос

    Закончив вступление, следует перейти к самой сложной и объемной части ответа. Возможно использование одного из трех указанных вариантов. Отвечая на поставленный вопрос, выпускники должны показать все знания, умения и навыки, приобретенные на уроках истории и в школе в целом. Обязательно знание фактического материала и умение его рационально использовать.

    Заключение

    В заключительной части ответа экзаменуемые обобщают всё ранее сказанное, подводят итоги, обозначают результат, определяют значение исторических событий и явлений для хода Российской истории и мирового исторического процесса в целом. Желательно выразить свое личное отношение к данному событию или присоединиться к какому-то авторитетному мнению по конкретному вопросу.

    Качество ответа будет значительно лучше, если в процессе подготовки к экзамену используются модули или их фрагменты. В вопросах, содержащих огромное количество информации, модули подчас становятся незаменимой формой презентации и значительно облегчают сдачу экзамена, позволяя систематизировать фактический материал. Вот некоторые из возможных вариантов модулей

    Вопросы по истории социально-экономического развития России можно разбирать следующим образом:
    1.1. Аграрное (сельскохозяйственное) производство:
    1.1.1. Земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
    1.1.2. Агротехнические приемы и пр.;
    1.1.3. Орудия труда и их развитие:
    1.2. Ремесленное (промышленное) производство:
    1.2.1. Ремесленное производство — на заказ и на рынок;
    1.2.2. Мануфактурное производство (государственные или казенные мануфактуры, частные мануфактуры);
    1.2.3. Фабричное производство (тяжелая промышленность легкая и пищевая промышленность, инфраструктура).
    1.3. Торговое и денежное (банковское) дело:
    1.3.1. Обмен — натуральный, денежный;
    1.3.2. Товарно-денежные отношения;
    1.3.3. Общероссийский рынок;
    1.3.4. Внешняя торговля;
    1.3.5. Банковское дело (финансы).
    При рассмотрении экономической составляющей вопроса следует уделять внимание формам собственности, производительным силам, производственным отношениям общества и т.д.
    При ответе на некоторые вопросы, посвященные общественно-политическому развитию России, удобно использовать следующие модули:
    2.1. Народные восстания.
    2.1.1. Причины (предпосылки);
    2.1.2. Повод;
    2.1.3. Цели;
    2.1.4. Социальный состав;
    2.1.5. Характер;
    2.1.6. Ход событий, этапы;
    2.1.7. Результат;
    2.1.8. Историческое значение.
    2.2. Революции.
    2.2.1. Наличие революционной ситуации (предпосылки);
    2.2.2. Повод;
    2.2.3. Цели;
    2.2.4. Движущие силы;
    2.2.5. Характер;
    2.2.6. Этапы, ход событий;
    2.2.7. Итоги;
    2.2.8. Историческое значение;
    2.2.9. Всемирно-историческое значение.
    2.3. Войны.
    2.3.1. Причины (предпосылки);
    2.3.2. Повод;
    2.3.3. Участники, военно-политические союзы (блоки);
    2.3.4. Цели;
    2.3.5. Характер;
    2.3.6. Этапы, сражения;
    2.3.7. Результат, итоги;
    2.3.8. Историческое значение;
    2.3.9. Всемирно-историческое значение.
    2.4. Реформы.
    2.4.1. Предпосылки;
    2.4.2. Типы;
    2.4.3. Цели;
    2.4.4. Характер;
    2.4.5. Методы;
    2.4.6. Этапы;
    2.4.7. Результаты, итоги
    2.4.8. Историческое значение.
    Вопросы по истории культуры России можно раскрывать в следующем порядке:
    а) духовная жизнь общества (религия, философия, идеология);
    б) искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и пр.);
    в) образование (начальное, среднее, высшее);
    г) наука и техника (открытия, изобретения);
    д) литература (религиозная, светская; поэзия, проза);
    е) народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество);
    ж) быт (обычаи, традиции, обряды).
    При желании составляющие можно менять местами, увеличивать или сокращать их число, изменять наименования.
    Все эти модули позволят выстроить фактический материал в определенной логической последовательности, избежать пустословия и ошибок (пропусков). Используя модули, можно более рационально распорядиться своими знаниями и показать логику исторического процесса, динамику развития какого-либо исторического события или явления. Если дети уже приобрели навыки создания и использования подобных модулей, продумали границы их применения, степень универсальности и приспособили к особенностям своего мышления и речи, то это упростит подготовку к экзамену

    Третий шаг

    После разработки плана и выбора формы ответа можно приступать к написанию тезисов. Допустим, что одним из вопросов будет:
    «Революция 1905—1907 гг.»
    Работая по составленному плану, необходимо записать тезисы вступительной части ответа и перейти к ответу на собственно вопрос.
    Возможны три варианта построения ответа:
    I вариант. Повествование в хронологическом порядке.
    1.
    Причины революции 1905—1907 гг. «Кровавое воскресенье». Начало революции 1905—1907 гг. Первомайские события 1905 г.
    2. События лета 1905 г. Крестьянские восстания. Восстания в армии и на флоте.
    3. Осенние события 1905 г. Октябрьская стачка 1905 г. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
    4. События 1906—1907 гг. Волнения в армии и на флоте. Наступление контрреволюции. Спад революционного движения. Третьеиюньский государственный переворот.
    5. Конец революции. Характер, итоги и значение революции 1905—1907 гг.
    II вариант. Революцию 1905—1907 гг. рассматриваем в целом, заостряя внимание на отдельных событиях.
    1.
    Причины, цели, характер, основные события, итоги, значение революции 1905—1907 гг.
    2. «Кровавое воскресенье». Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
    3. Революционные события на местах. Иваново-Вознесенск. Создание красной гвардии, первые Советы рабочих уполномоченных. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
    III Вариант. Использование модуля «Революция».
    1.
    Причины. «Низы» не желают жить по-старому, «верхи» не могут управлять по-старому.
    2. Повод. «Кровавое воскресенье».
    3. Цели. Свержение самодержавия, установление буржуазной республики, решение аграрного вопроса.
    4. Движущие силы. Пролетариат, крестьянство, буржуазия, интеллигенция.
    5. Характер. Революция 1905—1907 гг. — буржуазно-демократическая, незавершенная.
    6. Этапы:
    а) Нарастание революционного движения до декабря 1905 г. Кульминация революции — декабрьское вооруженное восстание в Москве в 1905 г. Наивысшее достижение революции — Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка».
    б) Спад революционного движения 1906—1907 гг.
    7. Итоги. Смягчение политического режима, уступки рабочему классу и крестьянству, изменение духовной жизни общества, начало реформ П.А.Столыпина.
    8. Историческое значение. Первая русская революция и т.д...
    9. Всемирно-историческое значение. Революция 1905—1907 гг. в России дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америке. Произошли антиколониальные, антифеодальные революции и восстания в Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме.
    Подготовив ответ по одному из вариантов, следует приступить к составлению тезисов заключительного слова.

    Четвертый шаг

    После того как разработан вариант ответа, составлены и записаны тезисы, выпускникам нужно мысленно произнести весь ответ, внести необходимые поправки, дополнения или изменения в тезисы или конспект. Учитель может лишний раз напомнить о необходимости работы с исторической картой или атласом, а также подсказать, чего не следует делать во время экзамена:
    1) не надо начинать ответ со второго вопроса;
    2) не следует читать записи с листа – достаточно периодически сверяться с ними;
    3) не стоит говорить о том, чего не знаешь или не понимаешь;
    4) ни к чему спорить с экзаменатором, если нет абсолютной уверенности в своей правоте (в последнем случае спор тоже не всегда полезен);
    5) не говорить о своих проблемах (не успел, не понял, не нашел).

    Заканчивая консультацию, учитель обращает внимание выпускников на то, что ответ на экзаменах — это выступление перед публикой, монолог актера. Следует увлечь себя и других излагаемой проблемой, ее интерпретацией, ответ должен быть эмоциональным.
    Надо постараться, чтобы в течение экзамена у членов экзаменационной комиссии не возникло желание задавать уточняющие вопросы. Весь ответ на экзамене представляет собой минисистему, заранее спланированную, выверенную, состоящую из взаимосвязанных элементов.
    Овладение такой системой, ее использование при подготовке и ответе на экзамене поможет выпускникам.
    Подобная форма проведения консультации, сводящаяся к предложению, а не к навязыванию определенной концепции ответа, создает широкое инновационное поле для творческой активности школьников в период экзаменационной сессии.


    *Медников Николай Иванович — учитель истории школы № 128 Центрального административного округа Москвы.

    TopList