© Данная статья была опубликована в № 15/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 15/2002
  • урок толерантност

    урок толерантности

    Виктор НОВИЧКОВ*

    Мигранты в школе

    Никто так остро не ощутит себя мигрантом, как дети и учителя, приехавшие на новое место жительства. Вы почувствуете на себе и на своих детях все прелести (в прямом и переносном смысле) толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованию, поведению. Это может помочь, а может сделать жизнь просто невыносимой.
    Моей семье повезло — мы попали на новое место, где люди смогли понять нас, и мы в свою очередь постарались понять их.
    Это произошло в 1990 году. Если честно: не хочется ни вспоминать, ни говорить об этом периоде.В Узбекистане я родился, вырос и прожил почти сорок лет. Это моя родина. Красивый край! Жили одной дружной семьей люди разных национальностей. В Бостанлыке (ныне Газалкат) действовали русскоязычные, казахские, узбекские, таджикские школы.
    Но что-то произошло — и люди стали покидать насиженные места. Уезжали кто куда: евреи — в Израиль, греки — в Грецию, украинцы — на Украину, немцы — в Германию, а русские (вернее, русскоязычные — в Россию. В общем, каждому свое.
    Я учитель истории и обществознания, моя супруга, медсестра и наши дети (Виктор — 8 лет, Анатолий — 6 лет, Татьяна — 3 года) оказались в потоке мигрантов.
    Мы переехали в Россию, в ее глубинку, в одну из деревень Среднего Поволжья. Это была осень 1990 году. Всё что мы тогда пережили, в тот год, вряд ли когда-нибудь, забудется.

    Но не стоит жаловаться и говорить о сложностях, нас окутавших по приезде в Барышскую слободу. Благожелательность, чуткость, терпимость, стремление помочь делом, словом; пироги, молоко, овощи, которые несли сельчане в нашу семью, — всё это так или иначе держало нас в этом крае. В ответ на вопрос, что я должен, я слышал только: «Нисколько. Будете в силах — поможете и вы другим». Большое спасибо всем, всем, всем.
    Удержали меня люди, которым я был нужен как учитель для их детей, их толерантность к мигрантам.
    Не всё было в розовом цвете. Да и жизнь не бывает такой. Хочется отметить и другую сторону процесса терпимости: каждый переселенец обязан (да, да, обязан) и сам быть порядочным, чутким к тем людям, к которым он прибыл. Мигрант должен своим трудом, поведением, отношением к другим людям не только показать, но и раскрыть свои человеческие качества. Прими людей, какие они есть, покажи, на что ты способен, тогда и жить будет легче.
    На новом месте люди приглядываются, присматриваются к новеньким. Их интересует всё. Для мигрантов в этом случае недопустимы обман, хвастовство, презрение, эгоизм, непрофессионализм. Что-то не понятно — спроси, не умеешь — учись. И дело пойдет, и жизнь станет лучше, легче. Отзовись, когда тебя просят помочь, и сам не стыдись испросить помощи.

    Прошло уже одиннадцать лет нашей российской жизни. Теперь у нас есть дом, участок в пятьдесят соток (сад, огород), кое-какая живность. Выросли дети. Старший, окончив школу с серебряной медалью, учится на фельдшера. Второй, золотой медалист, поступил в университет, мечтает стать инженером по радиотехнике. И дочь молодец.
    Корни пущены, есть авторитет и уважение. Люди признали, что семья Новичковых — это часть их общества.
    Терпимость — важное человеческое качество. Не унижай, не взрывайся, не выливай свои эмоции на других, и тебе и другим будет легче.
    Мне не раз приходилось в школе сталкиваться с детьми из семей переселенцев.
    Им так же трудно, как и взрослым. Это были дети разных национальностей: русские, татары, таджики и азербайджанцы.
    Изучая процесс вливания новеньких в детский коллектив, их адаптацию, я пришел к выводу: чтобы такой процесс был менее болезненным для детей — надобно стараться учителям. Необходимо чутко, серьезно, по-человечески относиться к вновь прибывшим ученикам. Формализм быстро даст о себе знать. Учитель — всегда пример для детей. Они быстро распознают, где искренность, где ложь.
    Благоприятный климат быстро сказывается на приехавших детях, на их учебе, на их отношениях с другими ребятами.
    Объяснив своим ученикам проблему толерантности, я попросил заполнить составленную анкету.
    Ниже хочу привести собственно вопросы и ответы на них.

    1. Как ты относишься к беженцам:
    а) переживаю за них — 11 человек;
    б) сочувствую им — 33;
    в) мне безразлично — 4.

    2. В школе появились ребята, приехавшие из других мест. Каково твое отношение к ним:
    а) мне всё равно — 5;
    б) буду дружить — 41;
    в) буду избегать их — 0.

    3. Ты узнал, что ученикам из семей переселенцев нужна помощь. Твоя реакция:
    а) помогу — 46;
    б) это не мои проблемы — 0;
    в) мне самому нужна помощь — 0.

    4. В класс пришел новенький из семьи переселенцев. Хотел бы ты, чтобы он сел с тобой:
    а) да — 25;
    б) нет — 2;
    в) безразлично — 21.

    5. Ты заметил, что твоему однокласснику многое дается с трудом. Ты:
    а) поможешь — 17;
    б) считаешь, что это его проблемы — 1;
    в) постараешься сделать так, чтобы ему было легче — 29.

    6. В класс прибыли ребята из Чечни. Как встретишь их ты:
    а) мне всё равно — 17;
    б) как подобает нормальным людям — 28;
    в) буду унижать их — 1;
    г) как к своим одноклассникам — 1.

    7. В твоем классе есть ученик из семьи переселенцев, который плохо говорит по-русски. Как ты прореагируешь:
    а) буду смеяться — 0;
    б) постараюсь помочь ему — 37;
    в) ненавязчиво буду исправлять ошибки в его речи — 11.

    8. В классе обидели ученика из семьи мигрантов. Ты:
    а) защитишь его — 37;
    б) считаешь, что это его проблемы — 1;
    в) сообщишь учителям — 27.

    9. Тебя пригласили на день рождения твоего одноклассника из семьи переселенцев. Твоя реакция:
    а) обязательно пойду с подарком — 45;
    б) пойду, чтобы поглядеть на их жизнь — 2;
    в) нет, это не для меня — 2.

    10. В школе проходит акция «Помоги переселенцам». Я внесу в ее фонд:
    а) 50 рублей — 20;
    б) 25 рублей — 10;
    в) 10 рублей — 4;
    г) 5 рублей — 1;
    д) ничего — 1.
    е) столько, сколько дадут родители — 8;
    ж) столько, сколько в моих силах — 1;
    з) что-то, если смогу — 1.

    11. Переселенцы попросили вас помочь с вещами. Ваше решение:
    а) дам без всяких условий — 33;
    б) дам не всякому — 11;
    в) не дам — 3.

    12. На дискотеке в школе тебя приглашают на танец парень или девушка — мигранты. Твоя реакция:
    а) обязательно пойду — 26;
    б) вежливо откажусь — 20;
    в) не пойду — 1.

    13. Нужно ли обострять проблему беженцев, переселенцев, мигрантов:
    а) да — 8;
    б) нет — 4;
    в) надо ее просто решать — 41.

    Дополнительно ученикам было предложено высказать свое мнение о следующих проблемах: могут ли ученики-мигранты в школе быть чужими? Почему? Что необходимо сделать, чтобы они стали своими?
    Большинство учащихся ответили, что в школе нет ни своих, ни чужих. Отмечено, что свои и чужие обязательно подружатся. Желательно, чтобы прибывшие сами были ласковыми и дружелюбными. Обе стороны должны доверять друг другу. Надо, чтобы их в школе не обижали и уважительно относились. Ребятам-мигрантам советуют быстрее найти хороших друзей, которые станут их опорой. Нельзя издеваться над людьми. Нужно хорошо встретить новеньких в классе, заинтересовать их школьной жизнью, школьными делами.
    Детям-иммигрантам было предложено рассказать разные истории в классе, в школе, в селе. Ребятам школы нужно знать проблемы мигрантов, и не будет в школе чужих, все будут своими.

    Анализируя данные опроса, хочется отметить, что наши воспитанники относительно хорошо знают проблему, проявляют сочувствие, дружелюбие, переживают, готовы оказать помощь в меру своих возможностей. Ученики школы готовы защитить новеньких, привлекать их к делам в классе, в школе, стать их друзьями.
    В анкетировании участвовали ученики V—XI классов. Ребята с интересом отнеслись к информации об итогах анкетирования, как в классах, так и по школе в целом.
    Кроме анкетирования я попросил двух учеников из семьи переселенцев заранее написать свои впечатления о прибытии в российскую школу, в нашу школу. Написанное ими и данные анкетирования подтверждают, что наши дети более толерантны, чем многие взрослые.


    *Виктор Михайлович Новичков — учитель Бар-Слободской средней школы Сурского района Ульяновской области.

    TopList