© Данная статья была опубликована в № 07/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 07/2002
  • урок толерантност

    урок толерантности

    Татьяна ЖАБКИНА, Жанна РОЖНЕВА*

    Кто такие беженцы?

    Урок граждановедения в X или XI классах

    Нам говорят, что война — это убийство.
    Нет: это — самоубийство.

    Джеймс Рамсей Макдональд,
    один из основателей
    лейбористской партии в Англии
    (1866 — 1937)

    Разумный человек приспособляется к миру: неразумный пытается приспособить мир к себе.
    Джордж Бернард Шоу, английский писатель (1856 — 1950)

    Цели:

    — уяснить и обсудить проблему беженцев в современном мире;
    — дать учебной группе некоторые сведения по истории вопроса;
    — ознакомить учащихся с законодательными актами о беженцах и вынужденных переселенцах.

    Оборудование:

    — листы (карточки) с заданиями для групп;
    — классная доска (лист ватмана) для записи понятий и определений.

    Ход урока

    1. Коллективное обсуждение понятия «беженец». Ответы записываются на листе ватмана.
    2. Подросткам раздаются листы с определением из Закона о беженцах. Пусть они сравнят официальное описание термина с результатами коллективного обсуждения. Используя информацию к уроку, школьники рассказывают о положении беженцев в мире (краткие сообщения по отдельным регионам).
    3. Преподаватель объясняет, что в России кроме беженцев есть особая категория людей — вынужденные переселенцы. Ученики получают листы
    с определением из Закона о вынужденных переселенцах. Им предлагается определить, чем отличаются статус беженца от статуса переселенца, и высказать свое мнение.
    4. Учитель организует ролевую игру. Класс делится на две группы, которые получают разные задания. Время исполнения — 10 минут.

    Задание для группы 1

    Представьте себе, что российское правительство приняло решение о приеме в Россию 500 беженцев из Руанды. Ваша группа должна создать Комиссию по переселению для решения вопросов об их приеме и помощи, которая должна быть оказана им в РФ.
    Вы должны решить:
    а. Кто будет входить в Комиссию по переселению?
    б. С кем она (комиссия) будет консультироваться?
    в. Какие особые потребности будут у беженцев в связи со спецификой их жизни на прежнем месте проживания?
    г. Как и в каком размере следует выплачивать беженцам социальные пособия?
    д. Каковы должны быть единовременные расходы на обустройство?
    е. Каков порядок пользования медицинским обслуживанием для беженцев?
    ж. Как обеспечить адаптацию беженцев в новой языковой среде?
    з. Должна ли сохраняться в среде беженцев их национальная культура? (Если да, то перечислите меры, которые для этого необходимо принять).
    и. Как решить вопрос с трудоустройством беженцев и надо ли их трудоустраивать вообще?
    к. Кто и как будет регулировать отношения в среде беженцев?
    л. Какое образование и каким образом должны получать беженцы?
    м. Нужно ли организовать отправление религиозных обрядов среди беженцев? Как это сделать?
    н. Что надо сделать, чтобы беженцы могли принимать полноценное участие в местной общественной жизни?

    Задание для группы 2

    Представьте себе, что в России произошел политический переворот. Часть людей, принадлежащих к определенной социальной группе, стала подвергаться политическим преследованиям. Польша приняла решение о приеме 500 российских беженцев. Ваша группа должна создать Комиссию по переселению для решения вопросов об их приеме и помощи им в Польше.
    Вы должны решить:
    а. Кто будет входить в Комиссию по переселению?
    б. С кем она будет консультироваться?
    в. Какие особые потребности (проблемы) будут у беженцев в связи с:
    — местом для проживания,
    — выплатами по социальному обеспечению,
    — расходами на обустройство,
    — медицинским обслуживанием,
    — языком,
    — сохранением самобытности (культуры),
    — работой,
    — контактами между собой,
    — образованием,
    — отправлением религиозных обрядов.
    г. Надо ли допускать российских беженцев к полноценному участию в местной общественной жизни? Если да, то каким образом это участие может быть обеспечено?

    Советы преподавателю

    Будьте готовы предложить, чтобы в Комиссии по переселению вошли представители беженцев и люди, которые сами были беженцами несколько лет тому назад (например, живущие в России афганцы, узбеки, таджики), а также представители местного населения.
    Постарайтесь, чтобы молодые люди обеспечили руандийцам полноправное участие в жизни российского общества (то же самое в отношении россиян в Польше).
    5. После выполнения работы группам предлагается рассказать о своих решениях.
    6. Совместное обсуждение сходства и различия в потребностях руандийских и российских беженцев, вопроса о праве беженцев на полноценное участие в жизни общества, в котором они нашли убежище, о методах законодательного обеспечения этого права.

    В гражданской войне всякая победа есть поражение.
    Лукан, римский поэт
    (39 до г. н. э. — 65 г.  н. э.)

     

    Информация к уроку

    I

    «Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
    (Закон РФ «О беженцах»)

    II

    «Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
    (Закон РФ «О вынужденных переселенцах»)

    III

    Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома (часто и свою страну) из-за войн и преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя всё, что имеют, разлучаясь со своими родными. Многие никогда не смогут возвратиться домой. В 1995 году в мире насчитывалось более чем 27 млн беженцев. Более того, еще от 20 до 25 млн людей стали перемещенными лицами в собственных странах. Это означает, что общее количество людей, лишившихся родного крова, составляет около 50 млн человек, то есть каждый 120 житель планеты.
    (Управлению Верховного Комиссара ООН по делам беженцев — 50 лет / Право и политика. 2000. № 11. С. 145)

    IV

    Большинство беженцев ищут убежища в соседних странах. Другие вынуждены уезжать далеко в поисках безопасных мест пребывания. Беженцы часто прибывают в аэропорты и морские порты стран, далеких от родины, и обращаются с просьбой о предоставлении убежища.

    V

    Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокол к ней от 31 января 1967 года, ратифицированный Россией 13 ноября 1992 года. Основными нормативными актами РФ, реализующими статус беженцев, является закон «О беженцах» 1993 года, Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища».

    VI

    Правовую защиту и помощь беженцам во всем мире предоставляет Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которое было создано в 1950 году. Основная и наиболее важная деятельность УВКБ ООН направлена на гарантирование защиты основных прав беженцев. Кроме того, УВКБ ООН содействует распространению знаний о международном законодательстве о беженцах, наблюдает за соблюдением норм международного права со стороны правительств и предоставляет материальную помощь беженцам (продукты питания, питьевая вода, временное жилье, медицинское обслуживание).

    VII

    УВКБ ООН оказывает также помощь лицам, перемещенным внутри их собственной страны. Эти люди не пересекали международных границ и не пользуются защитой международных конвенций в отличие от подлинных беженцев. Однако бедственное положение обеих групп часто бывает схожим.

    Войны начинаются в умах людей.
    Из преамбулы Устава ЮНЕСКО

     

    Дополнение

    Некоторые факты из истории деятельности УВКБ ООН:

    1956 год. Венгрия.
    УВКБ ООН столкнулось с возникновением первого после окончания Второй мировой войны чрезвычайного положения, когда в Австрию и Югославию прибыли 200 тыс. венгерских беженцев, бежавших из страны после восстания 1956 года.

    1971 год. Индия – Пакистан (Бангладеш)
    Самый массовый в ХХ столетии поток беженцев имел место, когда 10 млн человек бежали из Индии, спасаясь от военных действий в Восточном Пакистане. Год спустя после этого они были репатриированы во вновь образовавшееся независимое государство — Бангладеш.

    1986 год. Мозамбик
    С расширением масштабов гражданской войны начинается массовый исход людей из Мозамбика в соседние страны. Свои дома покинули более трети 17- миллионного населения страны.
    По соглашению о мире 1992 года 1,7 млн беженцев вернулись в Мозамбик. Это событие рассматривается как одно из наиболее успешных мероприятий по выполнению программы возвращения беженцев в послевоенное время.

    1992 год. Бывшая Югославия
    3 марта Босния и Герцеговина провозглашают независимость. В ходе военного конфликта УВКБ ООН и другие учреждения оказали помощь 3,5 млн людей на территории бывшей Югославии. 700 тыс. боснийцев оказались на положении беженцев, а еще 2 млн чел. стали перемещенными лицами.

    1994 г. Руанда
    В результате геноцида в Руанде были убиты 1 млн человек, а еще 1,7 млн человек бежали в соседний Заир. Два года спустя сотни тысяч из них вернулись в Руанду, поскольку началась гражданская война в Заире. Многие тысячи людей погибли в лесах Центральной Африки, когда они спасались бегством из мест, где шли вооруженные столкновения.
    (Подробнее см.: Право и политика. 2000. № 11. С. 145—149)

    В Российской Федерации по официальным данным на 1 января 2000 года насчитывалось 960 300 вынужденных переселенцев и беженцев. Статус вынужденных переселенцев получили 157 425 российских граждан. Больше всего людей прибывает из республик бывшего Советского Союза, например, из Казахстана (316 823), Узбекистана (133 354), Таджикистана (108 355). Из других стран в Россию прибыло 530 беженцев. Из них 513 из Афганистана, 6 — из Руанды, 5 — из КНР, 2 — из Македонии, по одному человеку из Ирана, Судана, Уганды и Югославии.
    (Российский статистический ежегодник, 2000. С. 101)

    Статья 22 «Конвенции о беженцах».
    Если вы когда-нибудь станете беженцем, то будете наделены правом на особую защиту.

    Домашнее задание

    Предложите ученикам найти примеры массовых миграций населения в мировой и отечественной истории. С чем они были связаны?

    Рекомендации к уроку

    Если класс большой, то имеет смысл разделить его на 4 группы. Двум группам дать первое задание, и двум — второе.
    По усмотрению учителя урок можно начать сразу с изучения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» по официальным документам.


    *Татьяна Васильевна Жабкина — учитель истории и права, директор учебно-методического центра регионального общественного учреждения «Комиссия по правам человека в Томской области».
    Жанна Анатольевна Рожнева — руководитель проекта «Учимся жить вместе», волонтер «Комиссии по правам человека в Томской области», аспирант исторического факультета Томского государственного университета.
    Авторы представляют на конкурс урок из адаптированного ими ирландского учебного пособия по правам ребенка.

    TopList