© Данная статья была опубликована в № 07/2002 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 07/2002
  • Конкурс "Урок толерантности"<
    Конкурс «Урок толерантности», проводимый Управлением Верховного комиссара по делам беженцев и Издательским домом «Первое сентября», вступил в свою заключительную фазу. В наш адрес поступило около 1500 работ из более чем 400 учебных заведений. В этом списке — практически все регионы России и несколько стран ближнего зарубежья.
    Благородные задачи помощи беженцам и вынужденным переселенцам не оставили равнодушными ни учителей-предметников, ни школьных администраторов, ни ученых, ни самих учащихся. Это было чрезвычайно приятно, хотя и поставило перед оргкомитетом конкурса дополнительные вопросы.
    Во-первых, значительная часть присланных на конкурс работ — интегративные уроки, авторами которых являются учителя разных предметов. Стало быть, оценка должна поручаться экспертам разных — двух, трех и даже более — специальностей и потребует, соответственно, много больше времени и сил,чем планировалось.
    Во-вторых, очень много «Уроков» проводились как внеклассные мероприятия — слеты, конференции, вечера и т.п. В этом плане должны быть отмечены как школы, так и преподаватели — непосредственные руководители и исполнители данных проектов.
    В-третьих, совершенно неожиданно в нашем распоряжении оказалось почти сто видеокассет с записями разного объема, характера и типов. Все они были представлены специально организованной комиссии. Однако было бы некорректным ставить видеоматериалы в один ряд с описаниями уроков: ведь у авторов видеофильмов совершенно другие возможности.
    Поэтому пришлось «по ходу дела» учредить еще одну номинацию — «Лучший видеоматериал».

    Здесь первое место и специальный приз получили учителя школы № 102 г. Перми Зорин Юрий Васильевич и Шлыкова Елена Владимировна, которым, на взгляд жюри, наилучшим образом удалось не только объяснить школьникам содержание и значение понятия «толерантность», но и создать на занятии уникальную атмосферу всеобщего интереса и доброжелательного взаимопонимания.
    Особенно привлек экспертов также сюжет обсуждения урока среди педагогов школы и других заинтересованных лиц «по горячим следам».
    Оргкомитет конкурса полностью разделяет позицию жюри и сердечно поздравляет наших первых победителей.
    Как и предполагалось, в числе конкурсантов были широко представлены наши коллеги — преподаватели истории, обществознания, права, культурологии, граждановедения. Окончательно итоги будут подведены в самые ближайшее время, а в этом номере мы постарались представить читателю различные подходы к проблеме воспитания толерантности во всем их многообразии.
    В адрес оргкомитета поступило огромное количество иллюстративного материала, который сам по себе представляет немалую ценность. Ограниченные полиграфические возможности наших изданий не позволяют опубликовать всё, что заслуживает внимания педагогической общественности. Поэтому мы приняли решение использовать в оформлении этого номера и дальнейших публикаций «Уроков толерантности» только ваши и ваших учеников плакаты, фотографии, идеи.
    Перечислять всех художников и фотографов было бы затруднительно, но отметим, что идея коллажа на первой странице этого номера подсказана нам плакатом — победителем выставки, организованной лицеем № 1 города Чебоксары (семья Придон).
    Организаторы конкурса несказанно обогатились, став обладателями огромной коллекции афоризмов, посвященных толерантности. В данном номере мы используем подборку, выполненную Наилей Рафкатовной Филькиной, преподавательницей лицея № 9 г. Зеленодольска Республики Татарстан.

    TopList