© Данная статья была опубликована в № 48/2001 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 48/2001
  • Указатель статей, опубликованных в газете «История» в 2001 год

    Указатель статей, опубликованных в газете «История» в 2001 году

    Отечественная история

    Сергей Базанов. Армия в российской революции. — № 9
    Елена Белякова. Брак и развод в России XIX в. — № 15
    Дмитрий Борисов. Государственная символика. Гимн. — № 7, 13
    Дмитрий Борисов. Государственная символика. Герб. — № 2, 4
    Геннадий Бурбулис. Как распался СССР. — № 47
    Александр Быков, Ольга Кузьмина. Митрополит Киприан: портрет на фоне эпохи. — № 22, 23
    Сергей Витте. Коронация, Ходынка: воспоминания. — № 20
    Игорь Волгин, Михаил Наринский. Развенчанная. тень. Диалог о Достоевском, Наполеоне и наполеоновском мифе. — № 26
    Николай Врангель. Дни скорби. Дневники. — № 9, 10
    Евгений Вучетич. О портрете, который еще не создан. Воспоминания. — № 4
    Анастасия Головатенко. Матвей Башкин. Плоды вольнодумства. — № 48
    Владимир Гиляровский. Воспоминания о Ходынке. — № 20
    Федор Головин. Николай II. (Воспоминания о Ходынке). — № 20
    Александр Демин. Общественные отношения на Руси в Х — XII веках. — № 32
    Демосфен. Речь против Лептина. Фрагменты о Боспорском царстве. — № 47
    Александра Дубова. Царь и Распутин. — № 27
    Евгений Ельянов. Субъективные интерпретации: отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. — № 42
    Сергей Иванов. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилева. — № 29
    Галина Иванова. Шестидесятилетие Московской битвы. Литературно-музыкальная композиция. — № 41
    Андрей Игнатов. Империя есть дражайшее на свете сокровище. — № 38, 39
    Лазарь Каганович. Последние годы в руководстве партии. Отрывок из книги «Памятные записки». — № 2
    Николай Карамзин. Дела церковные. (О митрополите Киприане). — № 22
    Леонид Кацва. Годы застоя. Главы из нового учебника. — № 35, 36
    Он же. Оттепель. Главы из нового учебника. — № 2, 3, 4
    Он же. Советский Союз: последние годы. Главы из нового учебника. — № 45, 46, 47
    Леонид Кацва, Андрей Юрганов. Общественные отношения на Руси в Х— XII веках. — № 32
    Николай Кёррер «Погибоша аки обре...» — № 19
    Эккехард Клюг. Княжество Тверское. (Фрагменты о митрополите Киприане). — № 22
    Василий Краснов. Ходынка. Рассказ не до смерти растоптанного. — № 20
    Василий Кривенко. В Министерстве императорского двора. (Ходынская катастрофа). — № 20
    Алексей Крылов. Заказ Металлическому заводу установок для 6-дюймовых пушек береговой обороны. — № 18
    Алексей Куропаткин. Из дневников 1896 года. Катастрофа на Ходынском поле. — № 20
    Матильда Кшесинская. Воспоминания (фрагменты). — № 18
    Сергей Лебедев. Памяти Чебышева. — № 20
    Николай Лесков. Русское тайнобрачие. — № 16
    Герман Ловатин. Переселения и переселенцы от древности до наших дней. Крижанич и Котошихин. — № 38, 39
    Михаил Минц. Коллекция легенд об основании Москвы. — № 29
    Владимир Мономах. Поучение. — № 5
    Сергей Наровчатов. Диспут. — № 48
    Лев Николаевский. Битва за Москву в вопросах и ответах. — № 39, 43
    Никольский В.А. Матвей Башкин и Артемий Троицкий. — № 48
    Любовь Овчинникова. Владимир Мономах. Урок-семинар в 10 классе. — № 5
    Елена Осокина. «Потери России были нашими приобретениями». Экспорт художественных ценностей в годы первой пятилетки. — № 41
    Алексей Остроухов. Катастрофа на Ходынском поле. — № 20
    Открытое письмо Андрею Нуйкину и прочим глашатаям перестройки... — № 37
    Зиновий Паперный. История одной пародии. — № 35
    Нина Пашаева. А была ли битва на Куликовом поле? (О методах А.Фоменко). — № 19
    Письмо группы интеллигентов Л.И.Брежневу. — № 35
    Постановление судебного следователя по делу о Ходынской катастрофе. — № 20
    Виктор Прибытков. Аппарат. Фрагменты из книги. — №№ 45, 46
    Алексей Раков. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году. — № 27
    Раманичев Н.М. Власов и другие. — № 34
    Великий князь Александр Михайлович Романов. Царская фамилия (фрагменты из воспоминаний). — № 18
    Он же. Воспоминания о Ходынской катастрофе. — № 20
    Александр Романов. «Свободные» смерды. — № 32
    Александр Романов. История пушкинских мемориалов у Черной речки и в Святогорье. — № 5, 7
    Великий князь Константин Романович Романов («К.Р.») Дневниковые записи о Ходынской катастрофе. — № 20
    Император Николай II Романов. Из дневников о Ходынской катастрофе. — № 20
    Лазарь Рубинчик. Воспоминания и размышления солдата. — № 8
    Светлана и Валерий Рыжовы. Николай II — личность и эпоха. Урок в 10 классе. — № 18
    Светлана и Валерий Рыжовы. Исторические прототипы героев русских былин. — № 5
    Тамара Сапожникова. Становление Нижегородской ярмарки в 1922—1929 годах. Урок в 9 классе. — № 19
    Елена Сенявская. Психология Великой Отечественной войны: источниковедческие проблемы. — № 40, 41
    Елена Сенявская. Художественная литература как исторический источник. — № 44
    Елена Сенявская. Солдаты Красной армии на польских землях. — № 8
    Александр Сенявский. Поляки в Красной армии. — № 8
    Светлана Сизова. Культ личности Сталина в зеркале учебников. Урок в 11 классе. — № 3
    Леонид Соболев. Отрывок из романа «Капитальный ремонт». — № 3
    Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. (Фрагменты о митрополите Киприане). — № 22
    СССР в конфликте на Ближнем Востоке. — № 36,37
    Страбон. География. Фрагменты о Северном Причерноморье. — № 47
    Владимир Тендряков. На блаженном острове коммунизма. — № 4
    Татьяна Трунова. Жизнь древнегреческой колонии. Урок в 6 классе. — № 47
    Никита Хрущев. После смерти Сталина. Отрывок из книги «Люди, годы, власть». — № 2
    Харитон Худалов. Отрывки из книги «Долг памяти». — № 8
    Художественный образ: авторский замысел и традиция интерпретации. — № 44
    Евгений Шмурло. Время вечевого порядка и отчинно-родовых отношений. 1054—1242 годы. — № 33
    Станислав Шушкевич. Как распался СССР. — № 46, 47

    Зарубежная история

    Сергей Арест. Эта неистребимая ересь катаров! — № 38
    Александра Быкова. Англия при короле Георге III и Георге IV. — № 14
    Чарльз Диккенс. История Англии для детей. — № 14
    Евгений Ельянов. Ислам: основные направления, течения и секты. — № 40
    Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова Е.А. Пояснительная записка к примерному тематическому планированию курса «Всемирная история: этапы развития человечества» (X — XI классы). — № 26
    Андрей Игнатов. Империя есть дражайшее на свете сокровище. — № 38, 39
    Виктор Коломийцев. У истоков социологической мысли: Конт, Токвиль, Спенсер. — № 40
    Максим Кондаков. Англия: промышленный переворот. Урок в 7 классе. — № 14
    Владимир Лебедев. Маргарет Тэтчер и ее экономическая политика. — № 33
    Светлана Лучицкая. Образ другого: араб глазами европейцев в средние века. — № 44
    Михаил Наринский. Драма Жозефа Кайо. — № 43
    Уильям Питт Старший. Парламентские речи. — № 14
    Андрей Полонский. Девять жизней Леопольда Сенгора. — № 14
    Райхель-Долматов Г. Индейцы Амазонии: космология и практическая экология. — № 17
    Светлана и Валерий Рыжовы. Гуманизм и Реформация. Урок. — № 38
    Павел Уваров. Париж в XV столетии: события, оценки — и общественное мнение? — № 30
    Борис Филиппов. Новое время: поиски смысла. — № 42
    Стефан Цвейг. Гений одной ночи. Марсельеза. — № 11

    Древний Восток

    Хорст Кленгель. Расцвет государства Хаммурапи. Глава из книги. — № 11
    Ольга Шейнина. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Урок в 5 классе. — № 11

    История античности

    Станислав Агуреев, Александр Васильев, Андрей Митрофанов. Гладиатор. — № 29
    Борис Богоявленский. Какая собака была у Гомера? — № 31
    Дмитрий Борисов. Плутарх против Геродота. — № 43
    Анастасия Головатенко. Раннехристианские общины: их социальный и этнический состав по «Деяниям апостолов». — № 31
    Лев Гумилев. Бремя страстей. Фрагмент лекции. — № 12
    Демосфен. Речь против Лептина. Фрагменты о Боспорском царстве. — № 47
    Норман Дэвис. Европа. Фрагменты. — № 1
    Он же. Древний Рим. Фрагменты. — № 6, 7
    Александр Дюма. «Юлий Цезарь». Фрагмент из романа. — № 11
    Софья Ким. Юлий Цезарь и римский цезаризм. — № 12
    Она же. Октавиан Август — основатель принципата. — № 21
    Она же. Идеологические взгляды Саллюстия и Цицерона. — № 37
    Ирина Ольтециан. Семь чудес света. — № 21
    Гай Саллюстий Крисп. Инвектива против Марка Туллия Цицерона. — № 37
    Страбон. География. Фрагменты о Северном Причерноморье. — № 47
    Татьяна Трунова. Жизнь древнегреческой колонии. Урок в 6 классе. — № 47
    Рекс Уорнер. Молодой Цезарь. Фрагменты из романа. — № 14
    Галина Хваткова. Афины и Спарта. Сюжетно-ролевая игра. Урок в 6 классе. — № 21
    Марк Туллий Цицерон. Инвектива против Гая Саллюстия Криспа. — № 37

    Мастерская историка

    Станислав Агуреев, Александр Васильев, Андрей Митрофанов. Гладиатор. — № 29
    Борис Богоявленский. Какая собака была у Гомера? — № 31
    Дмитрий Борисов. Плутарх против Геродота. — № 43
    Елена Воронцова. Календари и хронология. — № 23
    Евгений Ельянов. Субъективные интерпретации: отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. — № 42
    Сергей Иванов. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилева. — № 29
    Нина Пашаева. А была ли битва на Куликовом поле? (О методах А.Фоменко). — № 19
    Елена Сенявская. Психология Великой Отечественной войны: источниковедческие проблемы. — № 40, 41
    Она же. Художественная литература как исторический источник. — № 44
    Художественный образ: авторский замысел и традиция интерпретации. — № 44

    Исследовательская работа в школе

    Борис Богоявленский. Инновационные технологии экспертизы школьных работ или поворот «все вдруг». — № 14
    Алексей Григорьев. Запастись терпением. — № 7
    Александра Дубова. Царь и Распутин. — № 27
    Алексей Наумов. История одного детства. — № 28
    Алексей Раков. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году. — № 27
    Список школьников — авторов исследовательских работ по истории (тема — «История детства»). — № 29, 30, 31
    Юлия Титова. Общественный выбор: расчет или убеждения. — № 24
    Она же. Российская история глазами школьника. Анализ учебников 1960—1990-х гг. — № 27, 28
    Светлана Тихонова. Об исследовательской работе в школе. — № 24
    Любовь Тыновская. Об исследовательской работе в школе. — № 24
    Ксения Хомякова. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды. — № 25
    Екатерина Шаленная. История России в зеркале молодежной танцплощадки. — № 24

    Методика преподавания

    Борис Богоявленский. Дураки и дороги в ВУЗ. (О тестах в школе). — № 22
    Михаил Богуславский. Аналитическая справка об обеспеченности высших учебных заведений России пособиями по новейшей истории СССР и России. — № 33
    Ольга Боровская. Использование интерактивных форм при изучении исторических реалий. — № 11
    Волобуев О.В., Клокова О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. Исторический курс «Россия и мир» для X—XI классов общеобразовательных учебных заведений. — № 26
    Олег Волобуев. Проблемы учебника истории для второго концентра. — № 10
    Евгений Вяземский, Ольга Стрелова. Учебники истории — «хорошие» и «правильные»? — № 36
    Михаил Гольденберг. Интервью как метод активизации познавательной деятельности. — № 12
    Ольга Греф. Создание Web-сайтов как форма исследовательской деятельности учащихся. — № 17
    Алексей Григорьев. Запастись терпением. — № 7
    Михаил Гусев, Людмила Пивоварова. Преподавание истории в концепции интегративной биологии. — № 11
    Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова Е.А. Пояснительная записка к примерному тематическому планированию курса «Всемирная история: этапы развития человечества» (X—XI классы). — № 26
    Елена Зубкова — победитель конкурса. — № 39
    Леонид Кацва. Воздушный замок как средство преподавания истории. — № 12
    Кравченко А.И. Обществознание. Х класс. Тематическое планирование на 1 час в неделю. — № 26
    Он же. Обществознание. Х класс. Тематическое планирование на 2 часа в неделю. — № 26
    Галина Кропанева. Технология метода проектов при обучении истории. — № 12
    Юлия Кушнерева. Повышение мотивации к изучению истории и формирование навыков компьютерного пользователя. — № 17
    Сергей Лебедев. Памяти Чебышева. — № 20
    Методические рекомендации о преподавании истории в Х классах средних общеобразовательных школ в 2001—2002 учебном году. — № 26
    Методические рекомендации о преподавании обществознания в Х классах средних общеобразовательных школ в 2001—2002 учебном году. — № 26
    Кирилл Митрофанов, Ирина Уколова. К вопросу о деятельностном содержании исторического образования. — № 12
    Иоанна Мрачковска. Проблемы преподавания истории в американской школе. — № 7
    Никитин А.Ф. Тематическое планирование курса «Основы государства и права» для Х класса. — № 27
    Николай Никольский. Ученостью меня не обморочишь. (По поводу изысканий Юрия Троицкого). — № 12
    Обязательный минимум содержания образования: история, обществознание. — № 43
    Любовь Овчинникова — победитель конкурса. — № 35
    Наталья Овчинникова. Формирование понятия «отечество» у старшеклассников в деятельности педагогов Архангельской области. — № 10
    Право и экономика. Учебный курс. —№ 28
    Рудольф Ратке. А судьи кто? (О тестировании в школе). — № 22
    Олег Решетников. Инновации и дифференцированный подход в методике изучения истории. — № 11
    Любовь Савина. Музей глазами старшеклассников. — № 39
    «Современные методы преподавания истории» Всероссийская конференция. — № 10
    Светлана Тихонова. Об исследовательской работе в школе. — № 24
    Требования к уровню подготовки выпускников (история, обществознание). — № 43
    Любовь Тыновская. Об исследовательской работе в школе. — № 24
    Татьяна Хлынина. История, которую нам предлагают, или игра на чужом поле. — № 44
    Марина Чернова. Изучение темы «Вторая мировая война» в процессе урочной и внеурочной работы в школе. — № 34

    Урок толерантности

    Дмитрий Борисов. Плутарх против Геродота. — № 43
    Герман Ловатин. Переселения и переселенцы от древности до наших дней. Крижанич и Котошихин. — № 38, 39
    Галина Тарусина. Конфликты и их толерантное разрешение в обществе. — № 48
    Урок толерантности. Информация. — № 34, 44. 

    Рецензии

    Сергей Дмитренко. «Неприкосновенный запас»: обновляется шесть раз в год. — № 20
    Сергей Дмитренко. «Неприкосновенный запас». — № 33

     Свидетельства и источники

    Геннадий Бурбулис. Как распался СССР. — № 47
    Сергей Витте. Коронация, Ходынка: воспоминания. — № 20
    Николай Врангель. Дни скорби. Дневники. — № 9, 10
    Евгений Вучетич. О портрете, который еще не создан. Воспоминания. — № 4
    Владимир Гиляровский. Воспоминания о Ходынке. — № 20
    Федор Головин. Николай II. (Воспоминания о Ходынке). — № 20
    Заметки и статьи по проблемам народного образования. Опыт 1970-х гг. — № 35
    Демосфен. Речь против Лептина. Фрагменты о Боспорском царстве. — № 47
    Лазарь Каганович. Последние годы в руководстве партии. Отрывок из книги «Памятные записки». — № 2
    Василий Краснов. Ходынка. Рассказ не до смерти растоптанного. — № 20
    Василий Кривенко. В Министерстве императорского двора. (Ходынская катастрофа). — № 20
    Алексей Крылов. Заказ Металлическому заводу установок для 6-дюймовых пушек береговой обороны. — № 18
    Алексей Куропаткин. Из дневников 1896 года. Катастрофа на Ходынском поле. — № 20
    Матильда Кшесинская. Воспоминания (фрагменты). — № 18
    Николай Лесков. Русское тайнобрачие. — № 16
    Владимир Мономах. Поучение. — № 5
    Алексей Остроухов. Катастрофа на Ходынском поле. — № 20
    Открытое письмо Андрею Нуйкину и прочим глашатаям перестройки... — № 37
    Зиновий Паперный. История одной пародии. — № 35
    Письмо группы интеллигентов Л.И.Брежневу. — № 35
    Уильям Питт Старший. Парламентские речи. — № 14
    Постановление судебного следователя по делу о Ходынской катастрофе. — № 20
    Виктор Прибытков. Аппарат. Фрагменты из книги. — № 45, 46
    Великий князь Александр Михайлович Романов. Царская фамилия (фрагменты из воспоминаний). — № 18
    Он же. Воспоминания о Ходынской катастрофе. — № 20
    Великий князь Константин Романович Романов («К.Р.») Дневниковые записи о Ходынской катастрофе. — № 20
    Император Николай II Романов. Из дневников о Ходынской катастрофе. — № 20
    Лазарь Рубинчик. Воспоминания и размышления солдата. — № 8
    Гай Саллюстий Крисп. Инвектива против Марка Туллия Цицерона. — № 37
    Леонид Соболев. Отрывок из романа «Капитальный ремонт». — № 3
    Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. (Фрагменты о митрополите Киприане). — № 22
    Страбон. География. Фрагменты о Северном Причерноморье. — № 47
    Владимир Тендряков. На блаженном острове коммунизма. — № 4
    Никита Хрущев. После смерти Сталина. Отрывок из книги «Люди, годы, власть». — № 2
    Харитон Худалов. Отрывки из книги «Долг памяти». — № 8
    Марк Туллий Цицерон. Инвектива против Гая Саллюстия Криспа. — № 37
    Станислав Шушкевич. Как распался СССР. — № 46, 47

    Историко-литературные этюды

    Игорь Волгин, Михаил Наринский. Развенчанная. тень. Диалог о Достоевском, Наполеоне и наполеоновском мифе. — № 26
    Амброзия Лири. Покорение Нью-Йорка. Русско-американская мечта. Впечатления. — № 14
    Станислав Никольский. Россия в Африке: возможно ли такое? Раздумья по поводу. — № 14
    Андрей Полонский. Девять жизней Леопольда Сенгора. — № 14
    Он же. Современники. Черты настоящего прошлого. — № 14
    Юрий Поляков. Главное столетие истории. Итоги и перспективы. — № 19
    Стас Приходов. От центурий Виктора Гюго к центурионам Нострадамуса. — № 14
    Анастасия Романова (невеликая княжна). Третий сектор или Человек вне истории. — № 14
    Олег Фомин. Священная Артания: попытка толкования. — № 40
    Яна Юзвак. Свобода — видима. — № 14
    Она же. Наряд Немезиды. — № 34

    Этнография и этнология

    Грибанов А. Оседлать колесо. — № 23
    Жельвис В.И. Человек и собака. — № 31
    Николай Кёррер. «Погибоша аки обре...» — № 19
    Райхель-Долматов Г. Индейцы Амазонии: космология и практическая экология. — № 17

     «Я иду на урок истории». Конкурс.

    Александр Демин. Общественные отношения на Руси в Х — XII веках. — № 32
    Елена Зубкова — победитель конкурса. — № 39
    Максим Кондаков. Англия: промышленный переворот. Урок в 7 классе. — № 14
    Любовь Овчинникова. Владимир Мономах. Урок-семинар в 10 классе. — № 5
    Любовь Овчинникова — победитель конкурса. — № 35
    Светлана и Валерий Рыжовы. Николай II — личность и эпоха. Урок в 10 классе. — № 18
    Они же. Гуманизм и реформация. Урок. — № 38
    Они же — победители конкурса. — № 34
    Светлана Сизова. Культ личности Сталина в зеркале учебников. Урок в 11 классе. — № 3
    Татьяна Трунова. Жизнь древнегреческой колонии. Урок в 6 классе. — № 47
    Галина Хваткова. Афины и Спарта. Сюжетно-ролевая игра. Урок в 6 классе. — № 21
    Ольга Шейнина. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Урок в 5 классе. — № 11

    Не слишком серьезно

    Епифан Епифанов. Приватизация Троянской железной дороги: прорыв в будущее. — № 13
    Светлана Кадыгрова. Высказывания школьников на уроках истории. № 17, 19, 21, 22
    Андрей Полонский. Современники. Черты настоящего прошлого. — № 14
    Стас Приходов. От центурий Виктора Гюго к центурионам Нострадамуса. — № 14
    Сказка про то, как дед с бабкой на небеса попали. — № 14
    Лукреция Сокольская. Земля солнца и пустынь? — № 14
    Фараоны и бабочки — № 13
    Олег Фомин. Гусь Железный, Гусь-Хрустальный и плавание по просторам русской алхимии. — № 25

    Москвоведение

    Михаил Минц. Коллекция легенд об основании Москвы. — № 29
    Любовь Савина. Музей глазами старшеклассников. — № 39
    Людмила Черная. Старая Москва по воспоминаниям академика М.М.Богословского. — № 33

    TopList