© Данная статья была опубликована в № 11/2001 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2001
  • Инновации и дифференцированный подход в методике изучения истори

    преподавание истории в старших классах

    Олег РЕШЕТНИКОВ

    Инновации и дифференцированный подход
    в методике изучения истории

    Статья опубликована при поддержке Компании "Може продакт дистрибьтюр". Уже более 50 лет "Може продакт дистрибьтюр" производит препараты для микроинъекций в стволы деревьев, удобрения для деревьев и средства для борьбы с короедом и другими вредителями деревьев. Что способствует стойкости деревьев к травмам и неблагоприятным условиям. Посетите официальный сайт компании http://mauget.ru и ознакомьтесь подробнее.

    Учитель истории профессионального автомобильного лицея № 335 Москвы Олег Михайлович Решетников обрисовал в своем докладе те методы и способы преподавания истории, которые адекватны сложному контингенту учащихся в профессиональном лицее. В сообщении привлекает стремление индивидуализировать обучение, исходя из научно обоснованного определения базовых знаний и личностных характеристик первокурсников. Такое обучение предусматривает создание устойчивых личностных связей между преподавателем и учениками, дает последним возможность самостоятельно формировать свою позицию по отношению к образовательному процессу.

    Современные условия заставляют учителя истории сочетать традиционные методы, которыми преподавание осуществлялось в течение десятилетий, с теми новациями, без которых наша работа стала бы простым повторением пройденного.
    Я представляю профессиональный лицей, который не следует путать с многочисленными учреждениями того же названия. Наш лицей сегодня — это во многом вчерашнее ПТУ. Думается, что такая формула позволяет легко представить контингент наших учащихся. Среди них — в основном те, кто по каким-либо причинам не смог продолжать образование в обычной средней школе.
    Конечной целью нашего образования является формирование благоприятной и комфортной среды для всестороннего развития личности учащегося во всех ее положительных проявлениях. Цель профессионального образования — сохранение и укрепление уже достигнутого уровня развития личности профессионала. Именно так она понимается в профессиональном автомобильном лицее № 335 Москвы.
    Одной из важнейших характеристик личности профессионала, определяющей его деятельность, является наличие профессионально значимых качеств.
    Достижение этих характеристик профессиональной культуры возможно, на наш взгляд, в результате организации взаимодействия руководства педагога и творческой деятельности учащегося, в том числе и на уроках истории. Важным показателем результативности этого процесса должно являться интенсивное умственное развитие обучаемых, возрастание их познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний и практических умений, которые являются универсальными.
    Мы приступили к введению в содержание обучения истории Отечества формирования навыков творческой деятельности, разработке системы проблемных задач и проектов, решение и осуществление которых учащимися содействует развитию у них продуктивного мышления, познавательной самостоятельности и использованию полученных знаний и умений на производственной практике и в процессе профессиональной деятельности.
    Перед началом изучения курса «История Отечества» был проведен опрос и мониторинг знаний учащихся I курса с целью выяснения уровня знания школьного курса истории и того, какие формы учебной работы на уроках истории им известны Это было сделано в связи с имеющим место противоречием между традиционными формами учебной работы в некоторых школах и творческой природой спланированного нами процесса личностного саморазвития, основанной на рефлексно-эвристических формах работы. Учащимся с разным уровнем подготовки нужна адаптация при смене схемы управления учебным процессом от субъектно-объектного к субъектно-субъектному, как с точки зрения эффективности обучения и воспитания, так и с точки зрения депривации.
    Подготовленность к любой деятельности определяется преемственностью в обучении, которая имеет прочное психологическое обоснование.
    Ассоциативно-рефлекторная, бихевиористическая, гештальтская и другие теории в современной психологии объясняют поэтапный характер овладения знаниями и умениями.
    Опрос подтвердил наши предположения, во-первых, о разном уровне знаний учащихся, во-вторых, о существенной дифференциации их умений и навыков. Основная часть навыков и умений, о владении которыми сообщили ребята, являются традиционными для школы.
    К сожалению, у некоторых первокурсников знания предмета не выдерживали никакой критики. Складывается впечатление, что в школах историю ведут не слишком компетентные преподаватели.
    С учетом итогов опроса и мониторинга всем первокурсникам было предложено составить личные творческие планы по изучению «Истории Отечества». Понятно, что не все это сделали (смогли или захотели). Уже в этом был важный момент личностно-ориентированного подхода: возможность выбора в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями. Этим же критериям соответствовала и структура формируемого плана. Каждому из учащихся предлагалось самостоятельно наметить уровень (высший, средний или низший) знаний по каждому разделу программы этого предмета на конец полугодия, заявить о своих претензиях на оценку.
    Кроме этого ученик определял для себя, в каких формах он будет осуществлять свою учебную деятельность в классе и при выполнении домашнего задания. Значительная часть учащихся пыталась по привычной схеме сориентироваться на мнение преподавателя. Достаточно много ребят продемонстрировали минимально возможную самооценку своих знаний и умений.
    Исходя из принципов развивающего обучения, нами в этом учебном году была сделана попытка принципиально изменить позицию преподавателя на уроке. Объяснение, закрепление, повторение, традиционные для урока, мы стали сочетать с новыми формах организации учебного процесса: лекциями, семинарами, деловыми играми. По вполне понятным соображениям преемственности в учебной деятельности это были в некотором роде псевдолекции и псевдосеминары, если их сравнивать с классическими вузовскими. Для той категории учащихся, которая в ходе опроса и составления личных творческих планов признала себя не готовыми учиться по-новому, монологическое чтение лекционного материала сочеталось с элементами беседы, а проведение семинарского занятия предполагало возможность обычного устного или письменного ответа.
    По мысли Выготского, всякое обучение развивает те или иные способности ребенка. Для каждого есть зона ближнего развития, куда он готов шагнуть при должной помощи взрослого. Но шагнуть самостоятельно, по своей инициативе.
    На наших занятиях каждый мог реализовать эту возможность.
    Исходя из ставших классикой выводов психологов о том, что в памяти человека запечатляется 90% того, что человек делает; 50% того, что видит; 10% того, что пишет, мы основной упор в выборе методов организации учебного процесса на уроках истории сделали на деятельности учащихся.
    На первом вводном уроке им было предложено проинтервьюировать своих родителей, друзей, знакомых, школьных учителей по вопросу: «Зачем нужно знать историю своей страны?»
    Итоги интервью были озвучены и обсуждены на уроках. По предложению ребят был проведен конкурс этих интервью.
    В дальнейшем, при изучении истории образования русского государства, периода Смутного времени, культуры России ХIV—ХVII вв. был осуществлен ряд других подходов в области деятельностного и развивающего обучения истории.
    Учащимся в первом случае предлагалось разработать проект «Роль личности русских князей в истории образования русского государства», составив словесный портрет одного из них, и защитить проект на уроке, прокомментировав его фактами из истории.
    Во втором случае задание предполагало осуществление проекта «Символы Смутного времени», реализуя который ребята разрабатывали эмблему, изобразительными средствами передающую главные с их точки зрения черты этого периода российской истории. Стоит отметить, что видение каждого из авторов оказалось достаточно оригинальным, часто не согласующимся с характеристиками учебника. В качестве примера можно указать на эмблему России как мощного дерева в море крови.

    Королева гуманитарной гимназии Кирова
    Королева гуманитарной
    гимназии Кирова

    В третьем случае при самостоятельном изучении культуры России учащиеся представили изготовленные ими макеты памятников архитектуры, быта, литературы. Эти проекты были представлены к защите на уроках, где одноклассники, предварительно изучив дополнительную литературу по соответствующим направлениям, провели доказательную экспертизу соответствия проектов оригиналам. Экспертные суждения соучеников явились главным критерием при выставлении оценки в журнал.
    В атмосфере творчества у самих ребят в ходе изучения истории древних славян родилась идея проведения на семинарских занятиях игры «Древнерусская цивилизация».
    Учебная группа разделилась на небольшие коллективы, каждый из которых представлял одно из славянских племен. От темы к теме учебной программы ребята «проживали» вместе со своим племенем соответствующий исторический период. В итоге появлялась оригинальная летопись жизни данного племени в этот период, вещественные доказательства его жизнедеятельности (оружие, домашняя утварь), карта миграции, походов и т.п. На семинарском же занятии этот период представлялся с элементами костюмированного театрализованного действа.
    Таким образом, адаптируя учащихся в учебно-воспитательном процессе как ступени развития, игра одновременно предоставляет возможность участвовать в искусственно спланированных ситуациях, позволяющих им проявиться как личности в контексте учебной деятельности. В результате осуществляется симбиоз знаний и личностного действия.
    По мере усложнения проектов в их реализации инициативно, без принуждения участвовало разное число учащихся, как правило, обратно пропорциональное сложности заданий не только в арифметической, но и в геометрической прогрессии. И это вполне понятно.
    Вместе с тем достаточно короткий период продемонстрировал, как свойственный этому возрасту спортивный азарт, дух соперничества привлекает к попыткам реализовать свой творческий потенциал и тех, кто сначала и не помышлял ни о чем подобном.
    В условиях рыночной экономики в силу ее чрезвычайной мобильности каждому человеку всю жизнь предстоит учиться и переучиваться, а поэтому умения и привычки самостоятельной учебной деятельности, ее самоорганизации должны быть сформированы у молодежи на школьной скамье, в том числе и в профессиональной школе.
    Говоря о каких-то новациях в области преподавания истории в профессиональной школе, нужно всегда иметь в виду, что «никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целого комплекса влияний».
    В каждом конкретном случае для каждого конкретного ученического коллектива, возрастной группы учащихся нужны свои оригинальные психологопедагогические подходы.
    Построение системы обучения только на одном методе в отрыве от других может навредить, выхолостить намеченный систематический социальный и педагогический смысл ее существования, превратить всё в массовую, быстро проходящую моду.

    TopList