© Данная статья была опубликована в № 35/2000 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 35/2000
  • Культурно-бытовые преобразования Петра Великог
    Леонид Шишкин

    Культурно-бытовые
    преобразования Петра Великого

    урок-игра

    Цели урока:

    — обобщить знания учащихся об изменениях культуры и быта русского общества при Петре I;
    — проверить и оценить усвоение материала на предшествующих занятиях;
    — привить некоторые навыки анализа реакций социума на реформы, проводимые правительством.

    Оборудование урока:

    — плакат с цитатами из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»;
    — предметы быта первой четверти XVIII в. (их изображения);
    — игровые задания (на отдельных листах бумаги или на доске).

    Время проведения занятия — два академических часа.

    1. Вступительное слово учителя

    Темой урока станет вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра Великого, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в жизнь современную.

    Нам придется решить: полезны или вредны были эти изменения, приемлема ли была форма их внедрения.

    Наш урок пройдет в форме игры. Об этом стоит сказать отдельно.

    Далее учитель объявляет условия игры:

    1. Весь класс разбивается на команды — по три играющих в каждой.
    2. Каждая команда по очереди получает задания.
    3. Задания представляют собой вопросы-тесты.
    4. Отвечают на вопросы все три члена команды: по одному игроку на вопрос.
    5. Если играющий сразу дает правильный ответ, то он и его команда получают 5 баллов.
    6. Если верного ответа нет, то на вопрос отвечает второй участник из данной команды. Справившись с заданием, он получает сам и приносит своей команде 4 очка.
    7. В случае неудачи второго игрока вступает третий. За правильный ответ ему записывают 3 балла. Столько же прибавляется к счету команды.
    8. На каждый ответ участинику игры дается десять секунд.
    9. В конце игры подводятся итоги. Определяются лучшая команда и лучший участник.

    2. Основная часть урока — игра

    Задания для первой команды.

    № 1. Перед Вами бородовой знак. При Петре I он давался тому, кто:

    а) имел некрасивый подбородок, который имел право скрывать;
    б) уплатил деньги за право не бриться;
    в) мог остаться при бороде в связи со своими религиозными убеждениями;
    г) сбрил бороду, но отрастил новую,

    № 2. Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака (не принадлежа при этом к сословиям, представителям которых ношение бороды не возбранялось):

    а) получал 5 копеек на парикмахера;
    б) был «бит кнутом нещадно»;
    в) подлежал насильному отрезанию бороды;
    г) подвергался церковному покаянию.

    № 3. Люди не хотели стричь бороду или бриться:

    а) потому что без бороды нельзя будет отличить русского от иностранца;
    б) так как без бороды в России зимой можно обморозить щеки и подбородок;
    в) потому что не во что будет заплетать красивые разноцветные шелковые ленточки;
    г) так как Бог предопределил мужчине иметь бороду и не дело менять Его предначертания.

    Задания для второй команды.

    № 1. До Петра табак на Руси курили:

    а) священники в специально отведенных для этого местах;
    б) иностранцы;
    в) больные по назначению врача;
    г) члены царской семьи.

    № 2. Сам Петр научился курить:

    а) будучи в гостях в Немецкой слободе;
    б) у своего домашнего учителя Никиты Зотова;
    в) у голландских моряков в Архангельске;
    г) во время поездки с Великим посольством, в Голландии.

    № 3. Царь хотел приучить своих подданых к табаку:

    а) чтобы получать высокие прибыли от своих табачных плантаций;
    б) чтобы привлечь в страну иноземных купцов, торгующих табаком;
    в) с целью уменьшить население страны, распространив легочные заболевания;
    г) надеясь приблизить образ жизни русских к европейскому.

    Задания для третьей команды.

    № 1. Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:

    а) ставили в домах, но не наряжали;
    б) не ставили вообще;
    в) ставили в домах и наряжали на Пасху, причем елка соответственно именовалась пасхальной;
    г) ставили во дворе и наряжали на Новый год.

    № 2. Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:

    а) от первого сентября;
    б) с первого марта;
    в) чаще — от первого сентября, реже — от первого марта;
    г) от праздника Рождества.

    № 3. При Петре был введен:

    а) григорианский календарь вместо юлианского;
    б) лунный календарь вместо солнечного;
    в) юлианский календарь вместо церковного православного;
    г) отрывной настенный вместо перекидного.

    Задания для четвертой команды.

    № 1. В царствование Петра в России появились:

    а) первые театральные представления;
    б) театральные представления как массовые зрелища;
    в) первые спектакли на русском языке;
    г) театральные пьесы для членов царской семьи и бояр.

    № 2. Билеты в театр назывались при Петре Первом...

    а) талонами;
    б) ярлыками;
    в) бирками;
    г) купонами.

    № 3. Первая театральная пьеса, представленная в России, называлась:

    а) «Сказка о царе Салтане»;
    б) «Пещное действо»;
    в) «Смерть Иоанна Грозного»;
    г) «Житие Василия Блаженного».

    Задания для пятой команды.

    № 1. Многие на Руси считали царя Петра антихристом, т.е. воплощением дьявола, так как он:

    а) был необычайно высокого роста;
    б) упразднил сан патриарха;
    в) изменил жизненный уклад общества;
    г) носил длинную одежду, скрывавшую хвост.

    № 2. Предтечей (предшественником) антихриста считали:

    а) патриарха Никона, который изменил правила богослужения;
    б) Лжедмитрия I, тайно принявшего католичество;
    в) Ивана Грозного — за феноменальную жестокость;
    г) царя Алексея Михайловича — как отца Петра.

    № 3. Непримиримыми противниками новшеств, вводимых Петром, были:

    а) его близкие родственники, члены семьи;
    б) Боярская дума (бояре, окольничие, думные дворяне);
    в) православное духовенство, белое и черное (высшие иерархи, священники, монахи);
    г) старообрядцы, не признававшие церковной реформы патриарха Никона.

    Задания для шестой команды.

    № 1. При Петре I на собрания (ассамблеи) должны были являться:

    а) мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет;
    б) все приглашенные лица;
    в) только лица дворянского происхождения;
    г) имеющие чины согласно «Табели о рангах».

    № 2. На ассамблеях все мужчины были обязаны:

    а) пить вино, курить, танцевать;
    б) курить, пить, читать стихи;
    в) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать;
    г) нюхать табак, танцевать, приводить жен и подруг.

    № 3. «Кубок Большого орла» на ассамблеях надо было:

    а) вручить тому, кто больше всех выпьет;
    б) преподнести самой красивой женщине;
    в) выпить тому, кто нарушит установленный порядок;
    г) поднимать только за здоровье императора.

    Задания для седьмой команды.

    № 1. До эпохи Петра Великого газеты в России:

    а) были только рукописными и назывались «Куранты»;
    б) выписывались исключительно из других стран;
    в) не существовали вовсе;
    г) печатались церковнославянским шрифтом только для духовенства.

    № 2. Появившаяся при Петре газета называлась:

    а) «Новости» и печаталась сначала в Англии;
    б) «Ведомости», печаталась в России и продавалась всем желающим;
    в) «Куранты», печаталась в России и распространялась по подписке;
    г) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя.

    № 3. С 1710 г. в повсеместное употребление вошел так называемый гражданский шрифт. При этом:

    а) старый славянский шрифт был запрещен к употреблению;
    б) каждый издатель мог выбирать между старым и новым шрифтом;
    в) новым шрифтом печатали только правительственные указы;
    г) прежний славянский шрифт использовался только при издании богослужебной литературы.

    Задания для восьмой команды.

    № 1. Петр требовал ношения «немецкого платья». Так называлась одежда:

    а) только привезенная из Германии;
    б) сшитая на западноевропейский манер;
    в) любая заграничная;
    г) созданная по образцам из немецких журналов мод, на которые указал царь.

    № 2. При Петре I резко поднялся спрос на конский волос, который употреблялся:

    а) для изготовления накладных бород, которые можно было носить дома и снимать на службе;
    б) для украшения форменных шлемов гвардейской кавалерии;
    в) для набивки накладных плечей мужских пиджаков, вошедших в моду;
    г) для изготовления париков.

    № 3. Роброном назывался:

    а) жесткий каркас женской юбки;
    б) высокий парадный кивер Преображенского полка;
    в) мужской мундир для тяжелой физической работы;
    г) робкий юноша.

    Задания для девятой команды.

    № 1. В царствование Петра I было учреждено высшее учебное заведение. Оно называлось:

    а) Навигацкая школа;
    б) Славяно-греко-латинская академия;
    в) Московский императорский университет;
    г) Морская академия.

    № 2. Академия наук была создана:

    а) Василием Голицыным на базе Славяно-греко-латинской академии;
    б) Петром I после Полтавского сражения;
    в) в год после смерти Петра по утвержденному им «Положению»;
    г) Екатериной II в память о Петре I.

    № 3. Кунсткамерой (слово происходит от немецкого Kunstискусство) назывался:

    а) дом, где «каждый мастер искусство свое показать может»;
    б) первый в России государственный музей;
    в) Голландский домик Петра Великого;
    г) особняк Академии художеств.

    Задания для десятой команды.

    № 1. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:

    а) сам Петр I;
    б) Александр Данилович Меншиков;
    в) Леонтий Филиппович Магницкий;
    г) Франц Лефорт.

    № 2. Первый русский экономический трактат был написан Иваном Тихоновичем Посошковым. Он назывался:

    а) «Книга о скудости и богатстве»;
    б) «Домострой»;
    в) «Капитал»;
    г) «Книга кормчая».

    № 3. Политико-философское обоснование петровских реформ было дано в книге:

    а) вице-канцлера Петра Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах Свейской войны»;
    б) Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей»;
    в) французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера «История Петра Великого»;
    г) русского ученого Василия Никитича Татищева «История российская с древнейших времен».

    3. Заключительная часть.

    Учитель предлагает представителям каждой команды назвать по одному мероприятию Петра I, которое было, по их мнению, необходимым.

    Затем другие представители команд называют мероприятия необязательные и ненужные (вредные). Таким образом высказываются все учащиеся. Если их выступления не встречают обоснованных возражений, то команды премируются дополнительно — одним баллом.

    Далее учитель подводит итоги игры, называя победителей в личном и командном зачетах.

    TopList