© Данная статья была опубликована в № 32/1999 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 32/1999
  • Февральская певолюция в России<

    Валентина РОЖНЯТОВСКАЯ

    Февральская революция в России

    Описание двухчасового занятия

    Урок вписывается в систему развивающего обучения истории, используемую в нашем техническом лицее. В соответствии с этим формируются основные цели и задачи работы:

    – помочь учащимся выявить наиболее значимые социально-политические проблемы и противоречия, определявшие развитие России в начале 1917 г.;

    – способствовать развитию мыслительной деятельности учеников на понятийном уровне;

    – продолжить формирование умения применять приемы развивающего обучения, в том числе связанные с выполнением заданий.

    Оборудование урока:

    – карты «Российская империя в конце XIX – начале ХХ в.», «Первая мировая война»;

    – карточки с информацией;

    – материалы периодической печати.

    Учебная литература:

    Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. М., 1992.

    История России. Т. 2. М.: Владос, 1995.

    Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. М.: Дрофа, 1995.

    Россия и мир. Ч. 2. М.: Владос, 1994.

    Хрестоматия по истории СССР. М., 1988.

     

    План урока

    1. Введение.

    2. Составление опорного конспекта и работа с ним.

    3. Составление проблемных вопросов, поиск предварительных ответов на них.

    4. Описать ход размышлений при ответе на проблемные вопросы.

    5. Подведение итогов. Задание на дом.

    Ход урока

    1. Урок начинается с краткого рассказа учителя о судьбе царской семьи.

    2. Опорный конспект составляется по ходу лекции учителя.

    Варианты прочтения конспекта предлагают учащиеся, получившие опережающие задания (2–3 лицеиста). После озвучивания своего варианта каждый ученик отвечает на вопросы, которые ставят учитель и одноклассники. Лицеисты высказывают суждения, дополняют и уточняют рассказы своих товарищей.

    Опорный конспект и возможный вариант его прочтения воспроизводятся в приложении.

    3. На предыдущем этапе урока учащиеся познакомились с основным содержанием темы, получили некоторый объем информации; теперь лицеистам предстоит усвоить материал, выявить наиболее важные противоречия предреволюционного развития России.

    Процесс мыслительной деятельности учащихся можно представить в виде схемы, отображающей различные уровни развивающего обучения (названия уровней условные):

    а) информация; ее источниками являются учитель, ученики, получившие опережающее задание; предполагается, что школьники обладают фрагментарными представлениями об изучаемом материале;

    б) знания; информация, продемонстрированная и в какой-то мере понятая, становится знаниями ученика;

    в) практика; проанализировав чужой опыт, поняв его, ученик ищет область применения приобретенных знаний; найдя ее и применив знания на практике, ребенок получает новые сведения, подтверждающие или опровергающие чужой опыт; это своего рода синтез знаний (своих и чужих);

    г) передача опыта; синтезированные знания ребенок теперь может передать другому человеку.

    Проанализировав информацию, ученики находят причинно-следственные связи явлений и определяют круг проблем, которые кажутся ребятам основными, наиболее значимыми. Далее лицеисты самостоятельно формируют проблемные вопросы.

    Перечень этих вопросов может выглядеть, например, так:

    – почему возникло двоевластие;

    – какие органы власти, появившиеся в 1917 г., можно считать законными;

    – каковы критерии законности (легитимности) власти;

    – какие пути открывались перед Россией в 1917 г.;

    – по какому пути пошла Россия после Февральской революции;

    – чем определялся выбор этого пути?

    В ходе индивидуальной и групповой рефлексии ученики нашли свои ответы на эти вопросы.

    4. На втором уроке пары формулируется задание – описать ход своих размышлений при ответе на эти вопросы.

    Учащиеся имеют право ошибаться, сомневаться, искать ответ. Учитель должен им дать направление, помочь выбрать необходимый для мыслительной деятельности инструмент.

    5. Итоги подводятся после проверки письменных работ. Дома ребята еще раз смогут подумать над проблемами, изменить свое мнение – это допускается.

    Вариант описания опорного конспекта

    Название Февральская буржуазно-демократическая революция почти исчезло в новых учебниках. Некоторые авторы считают периодом революции в России четыре года: с марта 1917 по март 1921 г. Другие эти события включают в раздел «Россия в поисках перспектив (1917–1927)».

    Попытаемся новое совместить с традиционными представлениями об этой революции. По традиции начнем с причин, которые привели к свержению монархии. Здесь уместно вспомнить главные противоречия, обострившиеся до крайности в годы первой мировой войны и ставшие причинами второй революции в России.

    Принято считать, что основными задачами революции были свержение монархии, решение аграрного и национального вопросов, установление 8-часового рабочего дня.

    Считается, что главные революционные события продолжались шесть дней: с 23 по 28 февраля 1917 г. Поводом послужила забастовка путиловских рабочих, из-за которой завод был закрыт. Эти события начались 18 февраля.

    23 февраля (8 марта по новому стилю) на улицы столицы вышли женщины с экономическими требованиями – «Хлеба!» 25 февраля экономические требования дополняются политическими – «Долой царизм!» (300 тыс. рабочих).

    26–27 февраля начался переход солдат на сторону демонстрантов, отмечались первые перестрелки с полицией.

    27–28 февраля на сторону революции перешел столичный гарнизон, что было немаловажно – ведь он насчитывал 200 тыс. вооруженных солдат. 28 февраля считают днем победы революции.

    25 февраля образовался Петроградский совет рабочих депутатов, куда делегировали своих представителей предприятия города, а затем и солдаты. 27 февраля Прогрессивный блок создает Временный комитет Государственной думы (она была распущена указом царя). 1 марта этот комитет образует Временное правительство (временное – до избрания Учредительного собрания, которое решит судьбу России, формируя постоянное правительство).

    2 марта по совету своих приближенных Николай II, чтобы избежать гражданской войны, отрекается от престола в пользу младшего брата Михаила. Тот, в свою очередь, отказывается от престола 3 марта и призывает народ страны подчиниться Временному правительству.

    Нам известно, что наряду с Временным правительством в стране действует и другая власть: Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в столице и подобные советы на местах. Часто было так, что распоряжения советов противоречили указам Временного правительства. Как же действовали эти две власти? (Традиционно такое положение в стране называют двоевластием.)

    Весь март в стране царит затишье: народ ждет, присматривается к новым властям. В апреле (18 апреля – 1 мая по новому стилю) 1917 г. трудовой народ впервые открыто вышел на первомайскую демонстрацию. В этот же день стало известно о ноте министра иностранных дел Милюкова нашим союзникам по первой мировой войне о том, что Россия будет вести войну до победного конца. Это противоречило надеждам трудящихся, ждавшим от новых властей прекращения войны. Среди демонстрантов появляются лозунги: «Долой Милюкова!», «Долой войну!», «Вся власть советам!» Именно советам трудящийся народ доверяет, но избранные в эти органы депутаты не всегда могли оправдать доверие. На этот раз Петросовет попытался спасти Временное правительство, создав Первое коалиционное правительство в составе 7 министров-капиталистов и 6 министров-социалистов. Возглавил это правительство пока князь Львов. Таким образом вышло из апрельского кризиса Временное правительство.

    Почти весь июнь заседал I Всероссийский съезд советов, на котором шли дебаты по вопросу власти. Вывод намечался такой: в России нет партии, которая смогла бы одна взять власть и наладить нормальную жизнь в стране. На это возразил лидер большевиков Ленин: «Я отвечаю – есть такая партия!» На его слова никто не обратил серьезного внимания...

    В конце июня Временное правительство отдает приказ о наступлении на фронте. Сначала дела идут неплохо, особенно на том участке, где командует генерал Корнилов, но затем наступление оборачивается для русской армии жестоким поражением. Когда весть об этом дошла до столицы, народ вышел на улицу. В ряде мест было применено оружие.

    Народ опять требовал, чтобы власть взяли в свои руки советы. Но советы активно участвуют в формировании нового коалиционного правительства, которое на этот раз возглавил эсер А.Ф.Керенский.

    В отличие от первых революционных дней советы уже никакой самостоятельной политики не проводили, полностью полагаясь на коалиционное правительство. В таких условиях говорить о двоевластии уже не приходится. Но и одной действенной власти в интересах народа россияне не видят. Всё больше людей мечтают о «сильной власти», которая твердой рукой наведет порядок в стране. Речь идет о диктатуре.

    В роли диктатора некоторые видят генерала Корнилова, который сумел наладить порядок на фронте. Керенский к нему сначала также благоволит. Это он назначил генерала верховным командующим вместо А.А.Брусилова.

    Но затем события разворачивались так, что Александр Федорович был вынужден объявить Корнилова мятежником и арестовать. Он даже простил большевикам их «шпионское» прошлое, призвав рабочих защитить революцию от приближавшихся к столице с фронта верных Корнилову сил.

    Сам Корнилов не предполагал такой реакции Керенского, считая, что выполняет волю правительства, чтобы навести порядок в столице. Корнилов предлагал создать для этого три армии: на фронте, в тылу и на транспорте. Но Корнилов был арестован, а его основной соперник Ленин сумел восстановить позиции партии большевиков.

    Уже в сентябре большинство в советах стало поддерживать линию большевиков, которые приняли решение о подготовке и проведении вооруженного восстания и о захвате власти.

    TopList