600 лет со дня кончины супруги Дмитрия Донского
Евфросинии Московской

Аполлинарий Васнецов.
Московский Кремль при Дмитрии Донском

Материал для подготовки урока по теме «Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Укрепление Московского княжества в конце XIV — начале XV в.». 6 класс

В истории мы часто встречаем женщин, жизненный путь которых по-настоящему осмысливается только потомками. В памяти они остаются как хорошие матери, терпеливые жёны, делящие со своими мужьями все тяготы и невзгоды, но истинная глубина и красота их души проявляется только с прошествием значительного времени.
Одной из таких жён была супруга Дмитрия Ивановича Донского — великая княгиня Евдокия (1350—52(?)—1407 гг.), недавно причисленная Русской Православной церковью к лику святых. В этом году исполняется 600 лет со дня её кончины.

Судьба этой женщины была тесно связана с Москвой. В пятнадцать лет Евдокию выдали замуж за московского князя Дмитрия. И этот брак имеет свою драматическую предысторию. Родители Евдокии — суздальский князь Дмитрий Константинович и его жена Анна — постарались воспитать дочь в соответствии с правилами благочестия XIV в. Детство княжна провела в Суздале, являвшемся вторым по значимости после Владимира культурным и религиозным центром Руси. На глазах у неё возводились Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. Для отца Евдокии, Дмитрия Константиновича, монах Лаврентий заново переписал на пергамент старинную рукопись, хранившуюся в суздальской библиотеке. Сегодня она известна как Лаврентьевский список XIV в., древнейший свод «Повести временных лет».

В 1360 г. суздальский князь получает ярлык на великое княжение, и вся семья перебирается во Владимир. Но Дмитрию Константиновичу не удалось закрепиться здесь надолго. Его 10-летний соперник — московский князь Дмитрий Иванович при поддержке митрополита Алексия смог убедить золотоордынского хана Мамая вернуть ярлык Москве. Когда к Владимиру подошло большое войско во главе с юным князем, Дмитрий Константинович решил вернуться в Суздаль. Отдав москвичам Владимир без боя, суздальский князь приобрёл в лице Дмитрия Ивановича верного союзника, с которым и породнился. Брак Евдокии и Дмитрия имел большое значение и для Москвы, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств.

Святая Евдокия (Евфросиния) Московская. Икона
Святая Евдокия
(Евфросиния) Московская.
Икона

18 января 1366 г. 16-летний Дмитрий Иванович венчался с Евдокией в Коломне, таинство брака совершил митрополит Алексий. Современников может удивить столь юный возраст новобрачных, но для этого времени он считался вполне подходящим. Свадьба получилась громкая, шумная, как издревле было принято на Руси. Супруги свято чтили место, где был освящён их союз — в Коломне в том же 1366 г. в память о важном событии началось строительство Воскресенской церкви — древнейшего храма города, к сожалению, не сохранившегося до наших дней в первоначальном виде.

Брак суздальской княжны и московского князя оказался удачным. Автор жития князя Дмитрия так описывает жизнь великокняжеской четы: «…Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Несмотря на испытания: моровую язву, пожар Москвы, литовское нападение, опасное путешествие Дмитрия в Орду и, наконец, нашествие хана Мамая супругам удалось сохранить тёплые семейные отношения. Евдокия родила 8 сыновей и 4 дочерей. Первенец Даниил и сын Семён умерли в младенчестве, Иван скончался в 1393 г., не оставив потомства. Зато остальные сыновья — Василий (наследник великокняжеского престола), Юрий, Андрей, Пётр и Константин выросли крепкими, энергичными людьми.

Обосновавшись в великокняжеском дворце Московского Кремля, Евдокия растила детей, заботилась о муже и радела за княжество. Москвичи обращались к ней как к матери, заступнице во всех бедах и несчастьях. Княгиня на свои деньги возводила погорельцам дома, много жертвовала больным и нищим, вместе с мужем строила белокаменную Москву. В период с 1367 по 1368 гг. в центре города поднялись мощные белокаменные стены и башни, отвечавшие всем фортификационным требованиям того времени. Кремль стал первой каменной крепостью на северо-востоке Руси.

Но беда уже стояла на пороге, наступало время почти не прекращающихся войн с Ордой, Литвой, княжеских междоусобиц. В 1368 и 1372 гг. литовский князь Ольгерд опустошает окрестности Москвы, но город ему не сдаётся. Михаил Тверской вновь заявляет о своих претензиях на великокняжеский ярлык и ведёт открытую войну с Дмитрием. И Евдокия с плачем собирает мужа в Орду. Он едет к хану, чтобы ещё раз доказать свои права на Владимирское княжение. В 1377 г. у реки Пьяны русские терпят поражение от монгольского войска Арапши, а в следующем 1378 г. Дмитрий разбивает монголов на реке Воже. Воодушевлённый успехом, князь стремится объединить силы русских княжеств в борьбе с ордынским ханом Мамаем. И в этом Евдокия поддерживала мужа, помогала ему собирать союзников для решительной схватки с Ордой, посылала письма отцу, брату, родственникам, убеждая не склонять головы перед врагом.

Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Святой Сергий благословляет
Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Проводы русского войска, отправлявшегося из Москвы в поход против татар описаны в «Сказании о Мамаевом побоище», которое донесло до нас и речь великой княгини Евдокии. Она обратилась к «княгиням, боярыням, жёнам воеводским и жёнам служних». В её уста вложена мольба-требование «победить супротивных супостатов»: «Не сотвори, Господи, так же, как раньше, когда великая битва русских князей на Калках с погаными татарами…». Другой источник, однако, свидетельствует: «Великая княгиня Евдокия в слезах не могла произнести ни одного слова, и сам великий князь едва удерживался от слёз, но не прослезился “народа ради”, в душе жалостно плакал, а словами утешал княгиню». Евдокия с детьми возвращается в княжеский терем, из окон, выходящих на берег Москвы-реки, она следит за удалявшимися войсками.

8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович, командуя соединённым войском 20 княжеств, наносит поражение золотоордынскому хану Мамаю на Куликовом поле. Это стало концом мифа о непобедимости монголов и началом возрождения русского национального духа. Как известно, за эту победу Дмитрий получил прозвание Донской.

Дмитрий Донской с войском отправляется на Куликовскую битву. Миниатюра из Летописи
Дмитрий Донской с войском
отправляется на Куликовскую битву.
Миниатюра из Летописи

Евдокия в сопровождении двух малолетних сыновей — Василия и Юрия — встречает мужа 1 октября в Москве у Фроловских (ныне — Спасских) ворот. Будущему великому князю Василию I эта встреча запомнилась надолго. Москвичи чествовали победителей, оплакивали погибших, а во дворце был устроен праздничный пир с русским размахом. Почти два года Русская земля пребывала в тишине и покое. Дмитрий Иванович перестал платить Орде дань, и всем стало казаться, что Русь наконец-то обрела долгожданный мир. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш двинулся на Москву. По дороге были разорены нижегородские и рязанские земли, Русь, не оправившись после Куликовской битвы, не имела сил сопротивляться неприятелю. Дмитрию предстояло сделать выбор: либо с горсткой храбрецов защищать Москву и погибнуть, при этом Русь оказалась бы обезглавленной, либо спасать великое княжение, семью, детей, жену, готовившуюся вновь стать матерью. Князь вынужден был покинуть Москву. Дмитрий Иванович отправляется в Переславль, а затем в Ростов, оттуда по Волге на судах добирается до Костромы, где Евдокия родила сына Андрея.

Москва, тем временем, поверив Тохтамышу, открыла свои ворота. Город был разграблен: Кремль, дворец, церкви, дома знати, всё было превращено в руины и пепел. Обрадованный успехом хан распустил войско, позволив ему обирать окрестные города. Вернувшись домой, Дмитрий Иванович не узнал своей столицы, когда-то превосходившей многие города красотой и богатством. Надо было восстанавливать город, строить дома, и опять верная Евдокия оказывала помощь мужу.

Дмитрий Донской. В.Маторин
Дмитрий Донской. В.Маторин

А из Орды шли тревожные вести — хан вознамерился отдать ярлык на великое княжение давнему сопернику Дмитрия — Михаилу Тверскому. Это означало, что Дмитрию Ивановичу требовалось снова ехать в Сарай. Но для московского князя поездка туда могла окончиться смертью. Поэтому по совету бояр решено было отправить в Орду наследника — сына Василия. Можно предположить, каким было состояние матери, отдающей 12-летнего сына в заложники. Тем не менее, Евдокия как великая княгиня не стала противиться тому, что было необходимо для сохранения московской земли. Три года провёл в неволе Василий Дмитриевич, но в 1387 г. он возвратился домой. Ярлык был сохранён за московским князем, «но милость Тохтамышева дорого стоила великому княжению: кровопийцы ординские, называемые послами, начали снова являться в его пределах, и возложили на оное весьма тягостную дань» (Н.М.Карамзин).

Жизнь великокняжеской четы была непраздной: Дмитрий Иванович занимался государственными делами, а Евдокия хранила домашний очаг. «Дмитрию едва исполнилось сорок лет: необыкновенная его взрачность, дородство, густые чёрные волосы и борода, глаза светлые, огненные, изображая внутреннюю крепость сложения, ручались за долголетие» (Н.М.Карамзин). Казалось, князь здоров и силён, а весть о его болезни разнеслась внезапно. Чтобы успокоить народ, объявили, что опасность миновала. Однако Дмитрий, понимая серьёзность заболевания, не надеялся на выздоровление. Он повелел написать духовное завещание, в котором объявил имя своего наследника, а остальным пятерым сыновьям раздал другие уделы. Великой княгине отходили поместья и значительная часть московских доходов. Через несколько дней больному стало лучше, известие о рождении сына Константина, казалось, вернуло силы князю. Он пожелал видеть Евдокию с детьми. В завещании Дмитрий наказывал великой княгине «укреплять чада»: «…А вы, дети мои, слушайтесь своей матери во всём, из её воли не выступайте ни в чём. А который сын мой не умеет слушать свою матерь, не будет в её воле, на том не будет моего благословления…» Умер Дмитрий Иванович 19 мая 1389 г., тело его было погребено в Кремле, в соборе Архангела Михаила.

Евдокия — жена Дмитрия. И.Глазунов
Евдокия — жена Дмитрия.
И.Глазунов

По правилам того времени вдова великого князя должна была принять постриг и уйти в монастырь. Но, выполняя последнюю волю Дмитрия, Евдокия остаётся в миру и трудится на благо Москвы. Это был нелегко для неё, поскольку ей претил светский образ жизни. Летописцы отмечают, что «княгиня набожная ... любила добродетель», но при этом скрывала её от людей: «…изнуряя тело своё постами, хотела казаться тучною; носила на себе несколько одежд; украшалась бисером, являясь везде лицом весёлым». Слухи о том, что Евдокия не чтит память мужа, быстро поползли по Москве, и когда дети потребовали от неё ответа, княгиня «призвала их и свергнула с себя часть одежды»: сыновья ужаснулись, видя худобу её тела и кожу, совершенно иссохшую от воздержания. «Верьте, — сказала она, — что ваша мать целомудренна; но виденное вами да будет тайною для мира».

Евдокия, прожив 22 года в браке и овдовев, стала попечительницей своей большой семьи. Хотя наследнику Василию уже исполнилось 17 лет, по закону до женитьбы он не считался самостоятельным. Остальные дети были мал мала меньше, и только судьба старшей дочери — Софьи была устроена: в 1387 г. она вышла замуж за рязанского князя Фёдора. Помощи и совета в делах государства великая княгиня могла ожидать только от бояр. Это прекрасно понимал и Дмитрий Иванович, когда перед смертью заповедал своим приближённым: «Служите верно моей супруге и юным сыновьям: делите с ними радость и бедствия». Евдокия Дмитриевна фактически становится правительницей страны, прежде такой высокой чести на Руси удостоилась только княгиня Ольга после убийства древлянами своего мужа князя Игоря.

Печать Василия I Печать великого князя Дмитрия Ивановича Донского
Печать Василия I
Печать великого князя Дмитрия Ивановича Донского

Почти 20 лет Евдокия Дмитриевна управляла Москвой и за это время успела сделать немало. Именно благодаря ей Москва утвердилась как Первопрестольный град, а в XIV в. вопрос о столице Руси стоял очень серьёзно. Глава Русской Церкви митрополит Киприан покинул город из-за конфликта с Дмитрием Донским, но вернуться назад его уговорила именно Евдокия уже после смерти князя, проявив при этом незаурядные дипломатические способности.

Св. Евфросиния (Евдокия) Московская. Икона, созданная в Вознесенской обители в честь 500летия со дня преставления 7 июля 1907 г.
Св. Евфросиния (Евдокия) Московская.
Икона, созданная в Вознесенской обители
в честь 500летия со дня преставления
7 июля 1907 г.

После положенного срока траура, в 1391 г. великая княгиня женила старшего сына Василия на дочери литовского князя Витовта — Софье. Это означало, что Василий I стал самостоятельным правителем и уже не нуждается в опеке матери. Повзрослели и другие дети. Юрий, получивший в удел от отца Звенигород, принялся обустраивать столицу своего княжества, но за советом по-прежнему приезжал к матери. В 1397 г. подросшая дочь Анастасия стала женой Ивана Холмского, одного из самых знатных князей. Постепенно Евдокия Дмитриевна освободилась от забот о своих детях, поскольку все они стали жить самостоятельно.

Вознесенский монастырь. Фото начала XX в.
Вознесенский монастырь.
Фото начала XX в.

По завещанию мужа Евдокия оказалась владелицей весьма значительного имущества, приносящего большие доходы. Распорядилась она им как истинная христианка. На средства княгини на территории Кремля были возведены новые каменные храмы — Евдокии Мученицы и Рождества Богородицы на Сенях. Строительство последнего началось в 1393 году, в память победы над Мамаем, одержанной в Праздник Рождества Богородицы (8 сентября по ст. ст.). Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Чёрным. Желая содействовать распространению женского монашества, Евдокия решила устроить монастырь близ великокняжеских палат: «В царствующем граде Москве постави церковь каменную Вознесения и монастырь честен возгради, иже ныне есть девический общежительный монастырь». (Впоследствии Вознесенский храм обители стал усыпальницей московских великих княгинь и княжён.) Монастырь был основан у Фроловских ворот, где
когда-то Евдокия встречала мужа после победы над Мамаем.

В житии великой княгини есть и такой сюжет. Незадолго до смерти Евдокия видела явление ангела и так была поражена его видом, что онемела. Своё видение княгиня знаками постаралась объяснить иконописцу. Он написал несколько икон, но только на третий раз Евдокия узнала на образе Архангела Михаила. Тогда она поняла смысл видения: Евдокия приняла монашество с именем Евфросинии. С ещё большим рвением принялась она обустраивать основанную обитель. 20 мая 1407 г. была произведена закладка каменной церкви в честь Вознесения Христова, но увидеть завершение строительства храма Евфросинии не удалось, 7 июля она умерла. Похоронили княгиню в Вознесенском монастыре, тело её покоилось там до 1929 г. Как известно, в это время кремлёвские монастыри были снесены. После разбора построек обители раку с мощами Евфросинии вместе с гробами других великих княгинь перенесли в пристройку к Архангельскому собору, где они пребывают и сегодня. Русская Православная церковь причислила преподобную Евфросинию Московскую, в миру великую княгиню Евдокию, к лику святых. Верующие всегда почитали её как заступницу и покровительницу жён и матерей.

Скульптурный портрет княгини. Реконструкция по методу Герасимова
Скульптурный портрет княгини. Реконструкция по методу Герасимова
Скульптурный портрет княгини.
Реконструкция по методу Герасимова

Жизнь Евдокии Московской соединила в себе подвиг гражданского служения своему народу и праведность в семейной жизни. В миниатюрах Лицевого свода её изображают с царской короной на голове как знак духовной власти и мудрости. Вспоминая заслуги её мужа Дмитрия Донского и сына Василия I, не следует забывать, что рядом с ними всегда была верная жена и заботливая мать. Жизненный путь Евдокии-Евфросинии — это образ любви и самопожертвования на все времена.

Наталья ДОРОЖКИНА,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»


Советуем прочитать

Жития русских святых. 1000 лет русской святости. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Том V. М., 1993.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

Тончу Е. Россия — женская судьба. Век X-XIX. С-Пб., 2004.

TopList