СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1939—1991 ГОДАХ

 

Материал для подготовки урока по теме «Конец холодной войны.
Обновление принципов взаимодействия со странами социалистического лагеря
и их последствия». 9 класс

В №№ 6, 7, 39/2004, 3/2005, 6, 18/2006 и  1, 3, 4, 6, 8/2007 были опубликованы учебные тексты № 1 «На пути ко Второй мировой», № 2 «Вторая мировая, Великая Отечественная», № 3 «Человек, общество, власть в годы войны» и № 4 «Мировое сообщество после Второй мировой войны», № 5 “СССР после Второй мировой войны. 1945—1957 гг.”, № 6 “Хрущёвская оттепель”, № 7 «Попытки реформ», № 8 «Кризис восьмидесятых», № 9 «СССР в 1985–1991 годах". Сейчас мы предлагаем вниманию читателя десятый текст из серии «Советский Союз в 1939—1991 годах». Напомним, что включённые в эту подборку тексты адресованы школьникам, уже усвоившим минимальную фактическую информацию или параллельно получающим такую информацию из иных источников, в том числе из учебников. Поэтому в воспроизводимом ниже материале отсутствуют описания битв, сведения о дипломатических переговорах и т.п.

Горбачёвский СССР
в международных отношениях

Текст деcятый
Ноябрь 1985 г. Советско-американская встреча в Женеве.
Ноябрь 1985 г. Советско-американская встреча в Женеве.

Преобразования в Советском Союзе, происшедшие в годы горбачёвской перестройки, не могли не сказаться на характере международных отношений. Серьёзные новшества во внутренней жизни великой державы неизбежно влияют на облик мира. Облик этот во второй половине 1980-х гг. изменился весьма существенно. Радикальность изменений определялась, разумеется, и происходившим за границами СССР.

И всё же внешняя политика Михаила Горбачёва стала одним из основных факторов, повлиявших на становление принципиально нового миропорядка.

1. Завершение холодной войны

В середине 1980-х гг., как и на протяжении предшествовавших десятилетий, СССР и США воспринимались как две сверхдержавы. На излёте формального правления Константина Черненко, в конце 1984 — начале 1985 г., возобновились контакты между высшими должностными лицами этих сверхдержав. Переговоры были предварительными, никто не решался брать на себя серьёзных обязательств в предвидении неизбежных перемен в советской политической элите. Тем не менее и рейгановская Америка, и советская Россия явно были заинтересованы в нормализации отношений, обострившихся на исходе брежневского времени и в недолгое правление Андропова. Самым важным вопросом тогда небезосновательно считался вопрос о разорительной гонке вооружений.

Октябрь 1986 г. Встреча М.С.Горбачёва и Р.Рейгана в Рейкьявике

Октябрь 1986 г.
Встреча М.С.Горбачёва и Р.Рейгана
в Рейкьявике

Почти сразу после прихода к власти Горбачёва стало ясно, что новое советское руководство решило сделать ставку на нормализацию двусторонних отношений с США и пойти на уступки Западу. Восстановление безвозвратно улетучившегося «духа Хельсинки» было задачей нереальной (хотя бы потому, что Запад по второму разу не стал бы признавать нерушимость границ в Европе, зыбкость которых становилась с каждым годом горбачёвского правления всё более очевидной), но договориться о сокращении обременительных для всех расходов на стратегические ракеты бывший голливудский актёр и бывший ставропольский комбайнёр вполне могли. В итоге такая договорённость была достигнута.

Лидеры сверхдержав встречались в ноябре 1985 г. в Женеве, в октябре 1986 г. в Рейкьявике. Обозначилось сближение позиций, были подписаны многие важные соглашения, но шаги к реальному прекращению холодной войны в первые два года правления «архитектора перестройки» были прочерчены лишь пунктирными линиями.

В Вашингтоне 8 декабря 1987 г. Рейган и Горбачёв наконец подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности. Был принят так называемый нулевой вариант, который американцы предлагали ещё в начале 1980-х гг. Стороны взяли на себя обязательство демонтировать все ракеты упомянутых типов. (До этого СССР, обладавший 1752 такими ракетами, не желал уничтожить их в обмен на демонтаж 869 аналогичных американских единиц.)

8 декабря 1987 г. в Вашингтоне подписан Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

8 декабря 1987 г. в Вашингтоне подписан Договор
между СССР и США о ликвидации ракет
средней и меньшей дальности

Впервые в истории холодной войны было заключено соглашение, инициировавшее реальный процесс разоружения (договоры 1970-х гг. предусматривали по преимуществу лишь отказ от производства нового оружия — при сохранении уже имевшегося).

Впрочем, история холодной войны уже заканчивалась — благодаря твёрдой позиции американского руководства и доброй воле Михаила Горбачёва. СССР был не в состоянии продолжать гонку вооружений — бессмысленную политически и обременительную экономически. США уже не рассматривали Советский Союз как возможного противника в войне, понимая, что такая война может быть только ядерной, а следовательно, ведущей к взаимному уничтожению всех народов Земли — воюющих и невоюющих.

Рейган, не скрывавший своей нелюбви к Советскому Союзу и коммунистической идеологии, предпочёл договариваться с «империей зла», а не длить конфронтацию с нею. Новые руководители советской внешней политики (Э.Шеварднадзе, сменивший на посту министра иностранных дел А.Громыко, и А.Яковлев, заведовавший отношениями с зарубежными странами в аппарате ЦК КПСС) хорошо понимали, что в условиях затеянных в нашей стране реформ невозможно по-прежнему тратить огромные суммы на обеспечение военного паритета (равенства) с богатейшими странами мира. Более того, по мнению Горбачёва и его сотрудников, СССР нуждался в западных кредитах, в поставках товаров и передовых технологий из США, Японии, Западной Европы.

В советской внешней политике возобладал здравый смысл. Горбачёв и его советники отказались от ставки на силу — отчасти потому, что средств для дальнейших ставок не было, отчасти из-за того, что поостыл соревновательный азарт, подпитывавшийся расчётом на якобы гарантированный выигрыш «сил социализма и прогресса» в их историческом противостоянии «миру насилия и чистогана».

Генеральный секретарь КПСС провозгласил, что теперь внешнюю политику Советского Союза будет определять новое мышление. Это звучное словосочетание, понравившееся западной общественности, отнюдь не предполагало какой-то принципиальной новизны. Речь шла всего лишь о завуалированном признании бесперспективности старой политики советского руководства. Однако и это было прорывом.

Переведённая на многие языки брошюра Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» зафиксировала готовность лидера СССР вести диалог с Западом на основе осторожного сотрудничества.

Сотрудничеству, помимо уже упомянутого соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, способствовали и другие шаги советского руководства. Ещё в августе 1985 г., в сороковую годовщину бомбардировки Хиросимы, СССР заявил о введении моратория на ядерные взрывы (в ответ американцы предложили советским наблюдателям присутствовать на своих испытаниях атомного оружия).

15 января 1986 г. Горбачёв выступил с заявлением «В двухтысячный год без ядерного оружия». Поэтапный план ликвидации оружия массового поражения к началу XXI в. был не слишком реалистичным, но, несмотря на свой несколько пропагандистский характер, позволял западным политикам сделать вывод о миролюбивых намерениях СССР.

6 августа 1985 г. Советское правительство объявило односторонний мораторий на любые ядерные взрывы до 1 сентября 1986 г.

6 августа 1985 г.
Советское правительство объявило
односторонний мораторий на любые
ядерные взрывы до 1 сентября 1986 г.

В 1987 г., во время вашингтонской встречи Горбачёва и Рейгана, наметилось и продвижение к нормализации ситуации в Афганистане. Американский президент пообещал прекратить военную помощь моджахедам, сражавшимся против кабульского правительства, а советский лидер заявил о готовности вывести из сопредельной страны наши войска. К февралю 1988 г. вывод «ограниченного контингента» был завершён. В 1989 г. Первый съезд народных депутатов СССР признал вторжение в Афганистан политической ошибкой.

Нормализации отношений с западным миром способствовало и подписание СССР Венской декларации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наша страна взяла на себя обязательства привести свои законы и правоприменительную практику в соответствие с международными нормами. СССР пообещал уважать права и свободы человека. Через несколько месяцев были подготовлены проекты Закона о свободе совести и религиозных организаций и Указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан.

Весной 1989 г. Президиум Верховного совета принял указ «О сокращении Вооружённых сил СССР и расходов на оборону в течение 1989—1990 гг.».

В 1985—1988 гг. отношения США и СССР перестали быть враждебными. Сохранялась взаимная подозрительность, сохранялось и соперничество, однако холодная война, предполагавшая взаимное сдерживание и стремление пользоваться малейшими промахами и неудачами конкурентов, ушла в прошлое.

1985 г. Министром иностранных дел назначен Э.Шеварднадзе

1985 г.
Министром иностранных дел
назначен Э.Шеварднадзе

В 1989—1991 гг. СССР, переживавший масштабный кризис, продолжал активное сотрудничество с Западом. Горбачёв, установивший хорошие отношения с лидерами ведущих стран НАТО, рассчитывал на то, что внешнеполитические успехи (объективно несомненные, но не слишком убедительные для внутренней оппозиции) упрочат положение генсека-президента внутри страны.

Одновременно с нормализацией советско-американских (и вообще советско-западных) отношений началось урегулирование давнего конфликта Москвы и Пекина. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для первой за долгие годы встречи советского и китайского лидеров. Успеху визита Горбачёва в Пекин способствовали также предварительная договорённость об урегулировании пограничной проблемы (возникшей еще в XVII столетии) и усилия советской стороны, направленные на вывод вьетнамских войск из Камбоджи (эта операция была закончена к концу 1989 г.).

СССР и Китай договорились о налаживании экономического сотрудничества и о сокращении приграничных контингентов войск.

Проверочный тест

Заключённое 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне советско-американское соглашение предусматривало:

а) ликвидацию всех видов оружия массового поражения;

б) демонтаж советских и американских ракет средней и меньшей дальности;

в) союз США и СССР, направленный против Китая;

г) безвизовый въезд в СССР американских граждан.

2. Распад «социалистического содружества»

Изменения в СССР не могли не повлиять на ситуацию в странах-сателлитах. Руководители так называемых социалистических государств держались у власти, уповая на поддержку «старшего брата». После того как «брат» стал себя вести как дальний родственник, после того как нормализовались отношения СССР с Западом, стала очевидной невозможность военного вмешательства СССР в дела соседних европейских стран. Коммунистические правительства оказались лицом к лицу со своими народами, не слишком доверявшими этим правительствам.

Лидеры стран «социалистического содружества» подписали — без особого, правда, энтузиазма — составленную в Москве Берлинскую декларацию, которая предлагала одновременно распустить НАТО и Организацию Варшавского договора (1987). Упомянутые лидеры внешне радушно — хотя тоже без воодушевления — принимали советского лидера
в своих столицах. Горбачёва уважительно выслушивали, но не спешили следовать советскому примеру, который казался чересчур заразительным в странах, где подавляющее большинство населения недолюбливало как российских, так и собственных коммунистов. Наиболее дальновидным из числа последних было ясно, что ослабление советского контроля очень скоро приведёт — в Чехословакии, или в Венгрии, или в Польше — к краху коммунистических режимов.

15 февраля 1989 г. завершён вывод советских войск из Афганистана

15 февраля 1989 г.
завершён вывод советских войск
из Афганистана

В 1989 г. начался вывод советских войск из ГДР, ВНР, ЧССР и ПНР. Эти аббревиатуры очень скоро были заменены нормальными, исторически привычными названиями стран…

В августе 1989 г. завершился период коммунистического правления в Польше. Во второй половине 1989-го и в начале 1990 г. структуры коммунистической власти были мирным путём демонтированы в Чехословакии, Венгрии, Болгарии. Декабрьская революция 1990 г. в Румынии привела к свержению диктаторского режима Николае Чаушеску. Декоммунизация затронула и Монголию.

Советские солдаты покидают Восточную Европу. Первый танковый полк, дислоцировавшийся в чехословацком городе Миловице, отправляется домой. 1990 г.

Советские солдаты покидают Восточную Европу.
Первый танковый полк, дислоцировавшийся
в чехословацком городе Миловице,
отправляется домой. 1990 г.

В Югославии начался процесс распада федеративного государства. В 1991 г. провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцоговина, Македония. Новые власти этих республик придерживались явно некоммунистической ориентации. Попытки сербских коммунистов, постепенно превращавшихся в националистов, сохранить единство страны военным путём оказались безуспешными.

В июле 1990 г. Горбачёв дал принципиальное согласие на объединение ГДР и ФРГ. 12 сентября 1990 г. в Москве был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Лидеры держав, в 1945 г. принявших капитуляцию Третьего рейха, наконец-то сумели договориться о статусе единой Германии. Германская демократическая республика прекратила своё существование и вошла в состав ФРГ (3 октября 1990 г.).

Первый тост за объединённую Германию. 12 сентября 1990 г. в Москве подписан договор об окончательном урегулировании Германского вопроса

Первый тост за объединённую Германию.
12 сентября 1990 г. в Москве подписан договор
об окончательном урегулировании Германского вопроса

В 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.

Советская «внешняя империя» прекратила своё существование.

Проверочный тест

Организация Варшавского договора:

а) распалась через год после избрания Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС;

б) была распущена в 1991 г.;

в) стала важнейшим инструментом нормализации отношений с Западом;

г) способствовала сохранению коммунистических режимов в Чехословакии и Польше.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

На XXVII, первом и предпоследнем горбачёвском, съезде КПСС (1986) были определены – в числе прочего – задачи советской внешней политики. Сформулированы они были вполне традиционно:

– обеспечить всеобщую безопасность;

– способствовать разоружению;

– поддерживать взаимовыгодное экономическое сотрудничество с западными странами;

– укреплять «социалистическую систему» в целом и в особенности «социалистическое содружество» (т.е. союз тех стран, которые были связаны с СССР Варшавским договором или тесным военно-политическим сотрудничеством; к числу таковых относили в то время – вне Европы – Кубу, Монголию, Вьетнам, Лаос);

– упрочивать тесные связи со странами «третьего мира», в особенности с теми из них, которые объявили о своей «социалистической ориентации»;

– содействовать усилению «международного коммунистического и рабочего движения».

Сходные задачи формулировались при Брежневе («Программа мира», «Программа дальнейшей борьбы за мир»), однако при Горбачёве реальная политика уже не могла сводиться к съездовским формулам-заклинаниям, предназначенным в основном для ритуальной пропаганды (утратившей всякую действенность ещё при предшественниках генсека-президента).

4 декабря 1989 г. Последний визит румынского диктатора Николае Чаушеску в Москву

4 декабря 1989 г.
Последний визит румынского диктатора
Николае Чаушеску в Москву

В июльском номере 1988 г. журнала «Коммунист», официального издания ЦК КПСС, были опубликованы «тезисы для обсуждения» под названием «Социальный прогресс в современном мире». Тезисы были столь же путаными и невразумительными, как сформулированная на ХХ съезде КПСС программа хрущёвской внешней политики, – и при этом столь же решительно порывавшими с устоявшейся коммунистической догматикой.

Авторы тезисов (несомненно одобренных и – скорее всего – вчерне набросанных самим Горбачёвым) писали о взаимосвязанном современном мире, о том, что традиционное деление этого мира на три части (капиталистический, социалистический и «третий»), равно как и противостояние «двух систем», не отменяется, – но противостояние неизбежно должно сочетаться с сотрудничеством, что конфликтные ситуации следует разрешать не на пути гонки вооружений, а политическими средствами.

Эта программа была, по мнению одного из западных советологов, «идеологическим обоснованием отнесения соревнования двух миров в отдалённое будущее». Иные оценивали идеи Горбачёва и его советников как «малоубедительные импровизации». Э.Мандель писал, что текст, опубликованный в журнале «Коммунист», – это «решительная ревизия марксистской теории империализма».

Визит Горбачёва в Пекин в мае 1989 г. совпал с активизацией антикоммунистической оппозиции в Китае. Многие из лидеров и участников тамошнего демократического (правозащитного) движения выразили своё сочувствие лидеру перестройки.

Китайские власти некоторое время терпели открытые выступления своих «идеологических противников», но почти сразу после торжественных проводов советского лидера учинили кровавую расправу над оппозиционерами, собравшимися на пекинской площади Тяньанмынь.

В Москве предпочли не заметить эту акцию китайского руководства.

Горбачёва неоднократно упрекали в том, что он согласился на объединение Германии, не выторговав у западных стран никаких уступок, «развалил» социалистическое содружество и «отдал страны народной демократии» Западу.

Уже будучи в отставке, бывший президент СССР возражал таким обвинителям: «А что и кому я отдал? Польшу – полякам, Венгрию – венграм, Германию – немцам…»

Анатолий ГОЛОВАТЕНКО

TopList