Демилитаризация судьбы

Войны как объект изучения в школьных курсах
Новейшей истории зарубежных стран

 

Методический материал в помощь учителю, переходящему на профильное обучение
и ведение элективных курсов, связанных с военной темой
Новейшей истории зарубежных стран. 11 класс

 

Ольга Стрелова
Ольга Стрелова

Многим ученикам кажется, что «история» и «войны» — понятия неразделимые. Если бы на многовековом пути человечества не было войн, что бы тогда пришлось изучать историкам, о чём писать в школьных учебниках, чем гордиться и кого ненавидеть?..

Свою лепту в подобные представления вносят курсы Новейшей истории России и мира. Завершающий аккорд всеобщей истории — самый громкий и продолжительный, потому что ни одно предшествовавшее ХХ в. столетие не удостоилось столь детального хронографа и чести быть так подробно разложенным на отдельные события и личности.

В сознании большинства людей, ровесников и современников ХХ столетия, их жизнь и жизнь близких поделилась на периоды до (русско-японской… / империалистической… / гражданской… / Великой Отечественной… / афганской…) и после… войны1.

Ушедший век оказался чересчур щедрым на военные конфликты разных калибров, и они в виде огненных рубежей и вешек перекочевали в школьные учебники по новейшей истории, стали хребтом их содержания: «Мир накануне Первой мировой войны», «Мир между двумя мировыми войнами», «мир после Второй мировой войны» и т.д. Понятно, почему предложения пересмотреть структуру и названия глав в учебниках вызывают искреннее недоумение: «А разве это возможно?».

Первую мировую встретили девочками 14 лет.
Революцию — в 17. Гражданскую — 18, 19, 20.
Бандитизм, разруху, голод — 21, 22, 23.
Нэп — 24, 25, 26. Коллективизацию — 30.
Индустриализацию — 30—35. Великий террор — 36, 37, 38.
Великую Отечественную войну — 41, 42, 43, 44, 45.
Вот и вся их женская жизнь…

Б.Васильев «Ровесницы века»

Демилитаризация содержания школьных курсов истории вовсе не означает отказа от изучения военных сюжетов. Этот процесс направлен на «понижение» образа войны как естественного и неизбежного явления, дегероизацию войны, критику представлений о безальтернативности войн в истории человечества, перенос акцентов с военно-тактических и политических аспектов военных конфликтов на социальные, духовно-нравственные, этнокультурные, психологические грани войны. Цель демилитаризации учебного содержания заключается в формировании у школьников негативного образа войны, в актуализации знаний о её разрушительных последствий для личности, общества, страны, культуры, цивилизации, многократно умножающихся в связи с научно-техническим прогрессом человечества и грозящих ему полным уничтожением («Ветеранов Третьей мировой не будет…»).

На фоне «отрицательного портрета» войны убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. Демилитаризация школьных курсов истории согласуется с гуманистически ценностными ориентирами государственных образовательных стандартов на воспитание гражданственности, уважение к культурным, религиозным, этно-национальным традициям, формирование опыта конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением2.

«Разоружение» школьных курсов истории предлагается осуществлять, например, такими путями:

1) в программах, в стандартах, в учебниках следует избегать «датирования», связанного с понятием «война»;

2) побольше внимания уделять истории повседневности, социальной жизни, культуры за счёт политической истории;

3) тщательно отбирать иллюстрации, чтобы не повторить или не усилить милитаризацию учебника;

4) предлагать учащимся эмпатические упражнения (эмпатия — понимание мыслей и чувствований другого человека), которые позволяют им встать на позицию другого (в данном случае — бывшего военного противника) и с его точки зрения охарактеризовать события3.

Курс новейшей истории зарубежных стран, — как впрочем, и другие разделы всеобщей и отечественной истории, пропитанные войнами, — позволяет существенно обогатить арсенал методических рекомендаций по понижению образа войны. В контексте демилитаризации школьных курсов истории актуально осмыслить традиционные и инновационные формы учебных занятий, средства и приёмы работы с источниками, разноуровневые познавательные задания и т.п. как педагогическую систему поддержки духовно-нравственного становления личности школьника в условиях глобальных проблем и противоречий современного мира.

Как показывает наш опыт разработки и апробации методических рекомендаций и сценариев учебных занятий4, в этом процессе не бывает мелочей и деталей. Пристального внимания к себе требуют аксиологические акценты образовательной программы и школьного учебника5, сформулированные в соответствии с ними целевые установки конкретных учебных занятий, отбор и методическая разработка источников, проблематика познавательных заданий и т.д. Не последнюю роль в этой ответственной работе играет способность методиста и педагога к абдуктивному мышлению, основанному на интеллектуальной интуиции, воображении, проектировании концептуальных схем и одновременно на тщательном анализе данных, которые требуют объяснения6.

На фрагментах из новой книги7 покажем резервы школьного курса по новейшей истории зарубежных стран (9-е и 11-е классы) в демилитаризации его военных сюжетов:

• проблемное название урока (фрагменты 1, 3);

• антивоенный эпиграф урока (фрагменты 1, 3, 8);

• целевая установка занятия с развёрнутым аксиологическим обоснованием структуры и проблематики его содержания (фрагменты 1, 4, 5);

• источники, актуализирующие идеи альтернативности войн, их негативные следствия и т.п. (фрагменты 1, 5, 7);

• познавательные задания с установками на аксиологический и критический анализ военных и мирных текстов, формирование собственного мнения и его аргументацию (фрагменты 1—8);

• политические плакаты и карикатуры, статистические таблицы как полноценные источники исторической информации и средства организации многоуровневой познавательной деятельности учащихся (фрагменты 1, 6);

• домашние задания как продолжение дискуссии, самоопределения и самовыражения учащихся в спорных ситуациях прошлого и современности (фрагменты 1, 7);

• форма учебного занятия, способствующая диалогу, открытому обсуждению спорных и противоречивых высказываний, выбору и аргументации собственной нравственной позиции (фрагменты 3, 4, 5, 7, 8).

ФРАГМЕНТ 1. Урок в 9-м классе

«Двадцатый век начался осенью 1914 г. вместе с войной…»

Вводный урок с элементами дискуссии

Старики объявляют войну,
а умирать идут молодые.

Герберт Гувер

Цели учебного занятия: обобщать и систематизировать ранее полученные знания8 о целях, характере, основных событиях и итогах Первой мировой войны и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что это событие стало проявлением величайшего кризиса европейской цивилизации. Война 1914—1918 гг. оказалась самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества. Жестокость и насилия войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития в 1920—1930-е гг.

Способствовать становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их разрешения.

План занятия

1. Предпосылки и причины Первой мировой войны (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания).

2. Основные этапы военных действий, их итоги (обобщающая беседа с элементами эвристики на основе текстовой и статистической таблиц, тематической карты «Первая мировая война»).

3. Место Первой мировой войны в истории ХХ в. (дискуссия).

1.1. Повторительно-обобщающая беседа с элементами эвристики:

1) «Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон — результатом «отравления историей» (Г.Уэллс).

Выскажите предположение, как в начале ХХ в. было организовано обучение истории в ведущих странах Европы и России. Что, на ваш взгляд, значит «отравление историей»? Каким образом школьные курсы истории могли способствовать развязыванию мировой бойни?

2) Подумайте, каким образом на мироощущение и настроения европейцев повлияла вера в бесконечный прогресс человечества, темпы технического развития и тридцать лет мира в Европе. Каким образом эти факторы обусловили первый в истории человечества конфликт мирового характера? Почему, наоборот, они не стали гарантом мира?

3) Как вы думаете, почему в первые дни и месяцы войны современники называли её Великой, патриотической, Отечественной? Для какой страны эта война действительно носила такой характер?

4) Прокомментируйте плакаты, открытки стран-участниц Первой мировой войны. Какие идеи они выражали? К чему призывали население своих стран? Какие чувства и настроения внушали? Насколько, по вашему мнению, эффективными средствами пропаганды они были в годы Первой мировой войны? Какие слои общества более других оказывались подверженными этим инструментам идеологической пропаганды?9

5) В современных учебниках истории ряда западноевропейских стран часто воспроизводятся две карикатуры: «Национальные границы и образы 1870 г.» и «Европа в 1914 г.», созданные в соответствующие периоды. На обеих карикатурах контуры европейских стран «очеловечены»: они представлены в виде людей в национальных одеждах и характерных позах. В частности, на первой карикатуре можно узнать «старушку» Англию, держащую на коротком поводке крепыша Ирландию; Испанию в королевской мантии, отдыхающую на спине крошки Португалии; Францию, намеревающуюся ударить палкой толстую Пруссию, которая вальяжно развалилась чуть ли не на пол-Европы и округлым коленом сдавливает грудь тощей Швейцарии, а руку протягивает к Голландии; Италию в брюках из трёхцветного национального флага; Турцию, лежащую на широком диване и покуривающую кальян; и, наконец, Россию в образе огромного голодного мужика со страшным оскалом и плетёной торбой за плечами.

На второй карикатуре — «Европа в 1914 г.» позы всех действующих лиц более напряжённые. Россия показана как огромное лицо бородатого мужика в шапке-ушанке, но с тем же враждебным оскалом и кровожадным взглядом, Испания и Португалия отвернулись друг от друга, Пруссия в военной каске как бы пытается обнять страны Центральной Европы, на Балканах вместо одного поставленного Австрией на колени несчастного человека теперь несколько маленьких человечков в национальных одеждах, и только Турция не изменила своего положения.

Сравните словесные описания карикатур:

• с помощью каких изобразительных приемов второй карикатурист показал обострение конфликта между великими державами и реальную опасность крупной войны в начале ХХ в.?

• предположите, в какой из стран Европы могли быть созданы эти карикатуры;

• формированию каких настроений в европейском обществе они способствовали?

1.2. Прокомментируйте данные статистической таблицы (таблица 1) «Общее число воевавших и потери сторон в Первой мировой войне (1914 — 1918 гг.)»10 с разных точек зрения:

а) демографической

• Сколько людей погибло в странах-участниках войны?

• Какая часть населения заметно сократилась в результате войны?

• Каковы социально-демографические и социально-экономические последствия этих потерь?

б) социально-военной

• Какова доля потерь каждой страны в общем количестве мобилизованных?11

• Каково в каждом случае соотношение безвозвратных потерь (убитые) и косвенных (раненые)?

• Чем, на ваш взгляд, эти пропорции объясняются в каждом конкретном случае?

• Какие страны и военно-политические блоки понесли максимальные и минимальные людские потери в первой мировой войне? Чем это можно объяснить?

в) социально-этической

• Обратите внимание, что в одних случаях людские потери исчисляются округлёнными сотнями и даже тысячами (Россия, Черногория, Турция и др.), в других — счёт идёт на десятки и единицы человеческих жизней (Бельгия и др.). Как вы можете объяснить разницу в точности данных о людских потерях стран-участниц в Первой мировой войне?

• Какое значение, по вашему мнению, имело в послевоенные годы обнародование данных о потерях? Какое значение эти же данные имеют в наше время?

Таблица 1

Общее число воевавших и потери сторон
в Первой мировой войне (1914—1918 гг.)

Страна Мобилизованные Убитые и умершие от ран Раненые
Антанта      
Бельгия 267 000 13 715 44 686
Великобритания 8 904 467 908 371   2 090 212
Греция 230 000 5 000 21 000
Италия 5 615 000 462 391 953 886
Португалия 100 000 7 222 13 751
Россия 12 000 000 1 700 000 4 950 000
Румыния 750 000 335 706 120 000
Сербия 707 343 45 000 133 148
США   4 355 000 50 585 205 690
Франция 8 410 000 1 357 800 4 266 000
Черногория 50 000 3 000 10 000
Япония 800 000 300 907
Всего 42 188 810 48 889 090 12 809280
Центральные державы      
Австро-Венгрия 7 800 000 922 500 3 620 000
Болгария 1 200 000 75 844 152 390
Германия 11 000 000 1 808 546 4 247 143
Турция 2 850 000 325 000 400 000
Всего 22 850 000 3 131 890 8 419 533
В целом по всем странам 65 038 810 8 020 980 21 228 813

1.3. Вопросы для дискуссии:

1) Почему война, вызванная европейскими проблемами и развернувшаяся в основном в Европе, вошла в историю как мировая война?

2) Стала ли Первая мировая война «Великой войной» ХХ в.? Почему вы так думаете?

3) «ХХ век начался осенью 1914 г. вместе с войной, так же как ХIХ начался Венским конгрессом» (Анна Ахматова).

Как вы думаете, почему русский поэт, современница Первой мировой войны, именно с ней, а не с другими событиями (например, русско-японская война, революция 1905—1907 гг., реформы П.А.Столыпина) связывает начало ХХ столетия?

4) Как вы думаете, Первая мировая война как эра (точка отсчёта) воспринималась сугубо жителями России или, возможно, населением других стран мира тоже? Если да, то какими национальными и социальными группами людей в первую очередь?

1.4. Анализ источника:

«Война — это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат, война — это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землёй и даже не похожие больше на трупы. Да, война — это бесконечное однообразие бед, прерываемые потрясающими драками, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце».

А.Барбюс «Огонь» (1916)

Вопросы и задания

1. Своими словами и кратко передайте отношение французского писателя к войне.

2. Обратите внимание на дату создания романа «Огонь». Какие события в это время происходили на Западном и Восточном фронтах Первой мировой войны?

3. Как вы думаете, был ли французский писатель одинок в своём отрицательном отношении к войне? Кто из деятелей культуры других стран мира, в том числе в России, был его единомышленником в вопросах войны и мира?

1.5. Приведённый ниже перечень последствий Первой мировой войны (таблица 2) соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и инвалидов, подростков и молодёжи, вдов и т.д.

Таблица 2

Последствия Первой мировой войны

Последствия
Первой мировой войны
Наиболее уязвимые
слои населения
Отмечен рост
радикальных настроений
Экономическая разруха    
Моральная деградация в обществе, настроения упадка и пессимизма    
Массовая безработица    
Неполные семьи    
Рост конфликтности в обществе и радикальных настроений    
Маргинализация отдельных групп населения    
...    

Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Первая мировая война: человек и общество». В зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб-сайтов и иллюстраций в Энциклопедии для детей «История ХХ века. Зарубежные страны» (с. 63—78).

ФРАГМЕНТ 2. Урок в 9-м классе

Итоги Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Обобщающий урок с элементами дискуссии

Цели учебного занятия: Анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран Европы и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств и создании системы коллективной безопасности, ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба.

План занятия

1. Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения в 1930-е гг. (повторительно-обобщающая беседа).

2. Попытки Лиги Наций сохранить мир (объяснение, аналитическая беседа).

3. Провал идеи коллективной безопасности (тест, дискуссия).

2.1. По материалам учебника и других источников заполните сравнительно-обобщающую таблицу (таблица 3).

Таблица 3

На пути ко Второй мировой войне

Годы Действия агрессоров Реакция Лиги Наций
и великих держав
Реакция
агрессоров
1931 Япония: захват Манчжурии    
1933—
1935
Германия: отмена условий Версальского договора,
милитаризация страны
   
1935 Италия: захват Эфиопии    
1936 Германия: оккупация Рейнской демилитаризованной зоны    
1936—
1939
Германия — Италия:
военная помощь Франко
   
1936—
1937
Германия — Италия — Япония
создание военно-политического союза
   
1938 Германия: аншлюс Австрии    
1938—
1939
Германия: захват Чехословакии    

2.2. Вопросы для дискуссии:

1) Оцените эффективность усилий Лиги Наций и ведущих европейских стран в сдерживании агрессивных устремлений Германии, Италии и Японии. Как вы считаете, была ли у международной организации и либерально-демократических стран возможность в 1930-е гг. эффективнее влиять на ситуацию в мире?

2) Какие полномочия в борьбе с агрессией предоставлял Лиге Наций её устав? Назовите не менее трёх положений.

3) Как вы считаете, могли бы эти полномочия существенным образом повлиять на ситуацию в мире в середине 1930-х гг. или они изначально носили декларативный характер?

4) Как вы думаете, почему ведущие страны Европы и США не в полной мере использовали свои полномочия как члены Лиги Наций?

5) Жорж Клемансо о Версальском договоре: «Этот договор станет нашей постоянной заботой, а может быть, обернётся полным фиаскоВражеские государства, понимая, что мы не станем объявлять войну из-за пустяков, будут всеми способами уклоняться от выполнения обязательств, которые мы им навязываем» (курсив мой. — Авт.).

Прокомментируйте заявление премьер-министра Франции, сделанное на Парижской мирной конференции (1919 г.). Обратите внимание на выделенные курсивом слова. Как они, по вашему мнению, характеризуют учредителей «Версальского мира» и их внешнеполитические планы?

Почему локальные конфликты, спровоцированные странами-агрессорами, показались правительствам европейских государств «пустяками»?

6) Какая из оценок внешней политики стран-хранительниц Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. вам ближе и почему:

а) «попустительство», «предательство и беспринципные уступки»;

б) «бессилие», «неготовность к решительным действиям»?

в) …

В случае несогласия ни с одной из них предложите и аргументируйте свою оценку внешней политики западных стран в 1930-е гг.

2.3. Вопросы для дискуссии:

1) Почему до весны 1939 г. западные державы предпочитали придерживаться политики умиротворения агрессора?

2) Почему не только великие державы, но и малые государства Европы в середине 1930-х гг. не выразили интереса к участию в системе гарантий?

3) Почему в отличие от стран-агрессоров великие державы, заинтересованные в сохранении мира, не смогли заключить соглашение о взаимопомощи?

4) Какую роль в создании системы коллективной безопасности сыграл СССР?

5) Какую роль в международной политике сыграли советско-германские договоры (1939 г.) и секретные протоколы к ним?

6) Почему 1930-е гг. считаются годами разочарования в пацифистских идеях и краха Версальско-Вашингтонской системы? Согласны ли вы с такой оценкой?

7) Как вы считаете, какое из государств в конечном итоге выиграло от дипломатических интриг в канун Второй мировой войны, использовав иллюзии миротворцев, страхи и предрассудки сильных мира сего?

ФРАГМЕНТ 3. Урок в 11-м классе

Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну?

Ролевая игра

Войну начинают не военные.
Войну начинают политики.

У.Уэстморланд12

Войны начинаются в умах людей.

Из преамбулы ЮНЕСКО (1946 г.)

На занятии моделируется воображаемая конференция, в работе которой участвуют представители правительств европейских государств, СССР и США, а также международной общественности. Конференция могла состояться в конце 1939 г. На конференции работают корреспонденты, представляющие СМИ различной политической ориентации.

Атрибуты встречи: государственные флаги стран — участниц конференции, визитные карточки общественных организаций и персональных участников, карты Европы и мира с очагами локальных конфликтов в 1930-е гг., раздаточные материалы с текстами Устава Лиги Наций, официальных заявлений и программных выступлений в связи с ростом фашистской агрессии, международных договоров13, эпиграфы.

3.1. Участники конференции обсуждают вопросы:

1. Что стало причиной международного кризиса в конце 1930-х гг.:

а) Мюнхенский сговор;

б) заключение советско-германских договоров;

в) нападение Гитлера на Польшу;

г) ….?

2. Внешняя политика ведущих стран Европы и США в 1930-е гг.:

а) её цели и приоритеты,

б) главные направления,

в) отношение к странам-агрессорам,

г) отношение к идее коллективной безопасности и политике «умиротворения» агрессора;

д) реальный вклад этих стран в дело «войны и мира».

3. Возможные действия антифашистских сил в ближайшее время.

Корреспонденты освещают международную встречу в соответствии с их политической ангажированностью и представляют результаты своей работы в виде репортажей и аналитических статей.

ФРАГМЕНТ 4. Урок в 11-м классе

Вторая мировая война: человечество перед угрозой фашизма

Семинар с элементами дискуссии

Цели учебного занятия: на основе широкого и разностороннего исторического материала, найденного и проанализированного школьниками самостоятельно, способствовать созданию яркой и всеобъемлющей картины борьбы свободолюбивых народов мира с угрозой фашистского порабощения. При обсуждении фактов акцентировать античеловеческую сущность нацистского «нового порядка», осознание которой способствовало преодолению межнациональных, политических и религиозных противоречий и созданию в годы Второй мировой войны движения Сопротивления и антигитлеровской коалиции.

Способствовать ориентации личности школьника на гуманистические и демократические ценности, выступающие в роли консолидирующего и целеобразующего фактора в кризисные моменты истории.

План занятия

1. Что нёс человечеству «новый порядок»? (Сообщения учащихся, анализ источников, дискуссия.)

2. Движение Сопротивления (сообщения учащихся, дискуссия).

3. Антигитлеровская коалиция и её роль в победе над фашизмом (аналитическая беседа с элементами обобщения и драматизации).

4.1. Сообщения учащихся. В заранее подготовленных сообщениях желательно представить как можно шире географию Второй мировой войны, масштабы жертв и разрушений, вызванных агрессией фашистских государств в разных странах мира, и общую судьбу народов, оказавшихся на оккупированных территориях, в сферах «жизненного пространства» завоевателей и попадающих в разряд «неполноценных народов». На фактическом материале раскрываются опорные понятия темы: «новый порядок», геноцид, Холокост, принудительный труд, арийская колонизация, гетто, лагеря смерти, тотальная война.

4.2. Вопросы и задания для дискуссии:

1) Какие стороны истории Второй мировой войны отражены в сообщениях учащихся? Какие факты оказались для вас знакомыми, а какие — новыми, неизвестными ранее?

2) Вторую мировую войну называют тотальной, т.е. задевшей все стороны жизни общества и все социальные группы. Каким образом факты, прозвучавшие в ваших выступлениях, подтверждают или опровергают это мнение?

3) Какие ещё аспекты (проблемы, грани) истории Второй мировой войны можно было бы выделить в качестве самостоятельной темы исследования?

4.3. Сообщения учащихся. В заранее подготовленных сообщениях желательно широко и разносторонне на примере разных стран, подвергшихся фашистской оккупации, показать формы борьбы с агрессорами, которые имели место в тылу врага, в концентрационных лагерях, в оккупированных районах и т.д., интернациональный и общечеловеческий характер этой борьбы. Важно также подчеркнуть, что в рамках движения Сопротивления сотрудничали самые различные политические силы: либералы, социалисты, коммунисты и др.

В результате анализа и обобщения фактов раскрываются понятия: движение Сопротивления, партизанская борьба, подполье, национальный фронт, освободительная армия, антифашистское сознание, коллаборационисты.

«Новый порядок» заставил людей разных возрастов, религиозных и политических убеждений, этнических и социальных групп вступить в борьбу с фашизмом и в коллективной борьбе одолеть его. И это — один из главных нравственных уроков Второй мировой войны.

4.4. Вопросы и задания для дискуссии:

1) Можно ли движение Сопротивления считать фронтом Второй мировой войны? Если да, то какова его роль в разгроме фашизма?

2) В каком смысле о движении Сопротивления в годы Второй мировой войны говорят как о движении без границ? Какие границы в этом случае имеются в виду? И почему они исчезли между людьми и народами в военное время?

3) Как вы думаете, почему вступление во Вторую мировую войну Советского Союза знаменовало собой новый этап в движении Сопротивления и существенно активизировало его?

4) Что лично вас удивляет (поражает), вызывает иные чувства в движении Сопротивления?

4.5. Вопросы и задания для аналитической беседы:

1) Почему вопрос об открытии второго фронта в Европе стал предметом долгих разногласий между союзниками по антигитлеровской коалиции?

2) Разыграйте диалоги на эту тему между представителями США, Великобритании и СССР, которые могли состояться:

а) в конце 1941 г.;

б) в августе 1942 г.;

в) в конце ноября 1943 г.

При подготовке учитывайте реальную ситуацию на Восточном и Западном фронтах.

3) Как вы считаете, могли ли сроки открытия второго фронта серьёзным образом повлиять на длительность Второй мировой войны, на количество её жертв и разрушений?

4) Кто из союзников и на каких этапах Второй мировой войны был больше других заинтересован в открытии второго фронта?

ФРАГМЕНТ 5. Урок в 11-м классе

Вторая мировая война: итоги и уроки

Обобщающий урок с элементами дискуссии

Цели учебного занятия: помочь школьникам чётко представить себе изменения в геополитической ситуации послевоенного мира и тенденции его развития, которые, с одной стороны, определялись стремлением миролюбивых и демократических сил не допустить возрождения тоталитаризма, углубить и расширить демократические основы социально-политической жизни планеты, а с другой — осложнялись противоречиями между сверхдержавами, которые были вызваны идеологическими разногласиями.

Способствовать ориентации личности школьника на демократические ценности, которые были сохранены в борьбе с фашизмом в годы Второй мировой войны и получили поддержку в послевоенный период в лице ООН и Всеобщей Декларации прав человека.

План занятия

1. Капитуляция фашистской Германии и Японии. Окончание Второй мировой войны (проблемное изложение с элементами обобщающей беседы).

2. Международные судебные процессы над военными преступниками (сообщения учащихся, дискуссия).

3. Проблема мирного урегулирования в послевоенной Европе и Азии. Создание ООН (аналитическая беседа с элементами лабораторной работы по источникам).

4. Вторая мировая война в истории ХХ столетия, в исторической памяти человечества (дискуссия, аксиологический анализ школьных учебников истории).

5.1. Вопросы и задания для дискуссии:

1) Предположите, что изменилось в сознании общества в результате Второй мировой войны, если стали возможными международные судебные процессы над военными преступниками.

2) Какова, на ваш взгляд, главная цель этих процессов? Выберите ответ из ниже предложенных или сформулируйте своё мнение:

а) отомстить «поджигателям войны»;

б) раскрыть человечеству масштабы их преступлений;

в) разобраться в природе фашизма и агрессии;

г) предостеречь молодое поколение от повторения ошибок поколения 1930-х гг.;

д) ...

3) Что, на ваш взгляд, заключало в себе каждое из обвинений международного военного трибунала:

преступление против мира — это значит, что___ ____________________________________________.

военные преступления — это значит, что ______
_____________________________________________.

преступления против человечности — это значит, что
____________________________________.

5.2. Сравните геополитическую ситуацию в мире до и после Второй мировой войны по следующей схеме:

Схема 1

Вопросы для обсуждения:

1) Какая чаша символических весов мира (до 1939—1945 гг. или после) кажется вам более устойчивой и надёжной?

2) Какой «прогноз» послевоенного развития мира, на ваш взгляд, обещала новая геополитическая ситуация в Европе и в мире?

3) Как вы считаете, можно ли было при новом раскладе сил в послевоенном мире надеяться, что страны с различными общественными системами сохранят традицию взаимодействия, переговоров и компромиссов в решении глобальных проблем? Приведите аргументы за и против этого мнения.

5.3. Материалы для дискуссии

Вторая мировая война
в истории ХХ столетия,
в исторической памяти человечества

Из книги Марка Ферро
«Как рассказывают историю детям
в разных странах мира». М., 1992.

«Спустя пятьдесят лет после начала Второй мировой войны история в каждой стране с успехом продолжает выполнять функцию оправдывания самих себя. Ещё не настал час окончательных суждений об этой войне; это становится ясно, когда сравниваешь английские, западно- и восточногерманские, французские, советские или американские школьные учебники. Причём лишь один испанский учебник открыто говорит о разногласиях разных стран в оценке этих событий. Сравнительное изучение учебников выявляет «горячие точки» этих разногласий. Назовём некоторые из них: чувство вины в связи с массовыми убийствами, проблему ответственности за развязывание войны, проблемы её развития, скрытых мотивов участников войны.

Уже по иллюстрациям, помещённым в книгах, можно судить об отношении каждого народа к этой войне. Оно проявляется также в умолчаниях, в том, о чём не говорится. Каждая нация, каждый общественный институт имеют свои «семейные» тайны, и разглашение их постыдно. Эту задачу берёт на себя бывший противник.

В американских учебниках, например, нет ни одной иллюстрации, касающейся бомбардировки Хиросимы. О создании атомной бомбы говорится, но ничего — о страшных последствиях её применения. Наоборот, в западногерманском учебнике рядом помещены изображения «живых мертвецов» Хиросимы, а также живых и мёртвых узников концентрационных лагерей для евреев, трагическое бегство немцев в 1944 г. от наступления русских и, наконец, Кёльн, стёртый с лица земли авиацией союзников. Преступления, совершённые каждым участником войны, ставятся в один ряд, нивелируются <...>

Очень разнятся интерпретации истоков, причин войны...

...По вопросам, касающимся военных преступлений, противоположны точки зрения немцев и союзников; по проблемам происхождения войны несовместимы доводы, приводимые русскими, союзниками и немцами. <...>

Русские не испытывают недостатка в аргументах, когда показывают, что «империалистический лагерь» во главе с Черчиллем, а затем Трумэном и Дж. Фостером Даллесом делал всё, чтобы его победа над Германией и Японией стала также победой и над СССР. Это связано с тем, что определённые круги на Западе, не колеблясь, считали борьбу против большевиков более важной, чем борьбу против нацистов. Краеугольным камнем доказательства этого советского тезиса служит задержка с открытием второго фронта. <...>

Русские не упускают случая сообщить, что в результате победы под Москвой зимой 1941—1942 гг. в Англии активизировались сторонники второго фронта, в оккупированной Европе пробудились деятельные силы Сопротивления. И главное — Московская битва спасла Великобританию от десанта: если не на сами Британские острова, то, по крайней мере, в британской колонии в Африке...

Затем был Сталинград, решительный поворот, заставивший Германию почти все воздушные силы направить на советский фронт. Согласно русским, этим объясняется как победа англичан при Эль-Аламейне, так и лёгкая высадка в Северной Африке. Именно Сталинград стал также причиной кризиса в фашистском клане: в Италии, затем в странах — сателлитах Германии, которые осмелились теперь на первые шаги к заключению мира...

Разумеется, (в советских учебниках) ничего не говорится о катынских убийствах, о том, что советское командование сочло нужным остановить войска на подступах к Варшаве, предоставив немцам возможность без помех уничтожить жителей восставшего города...

Со своей стороны, авторы западных учебников не отражают или, во всяком случае, недостаточно отражают тот очевидный для оккупированной Европы факт, что гитлеровская военная мощь была сломлена именно советской армией. Так, немцы забывают вспомнить такой показатель их технического отставания, как поражение от советских войск в крупнейшем в истории танковом бою — под Курском. И при этом ни западные немцы, ни англичане, ни французы, ни американцы по-настоящему не воздают должного движению Сопротивления: двум польским организациям, норвежскому, голландскому Сопротивлению и т.д. Лишь в итальянском и восточногерманском учебниках по достоинству оценивают число жертв среди итальянских антифашистов: их погибло больше, чем погибло итальянцев в Северной Африке или в России.

Англичане честно и с готовностью признают, что практически не помогли своим союзникам в мае 1940 г., даже при том, что сегодня известны их потери во Франции — более 900 самолётов. Они придают очень большое значение эвакуации из Дюнкерка и не слишком стремятся опровергнуть легенду, что «спасали англичан, а уж потом кучку французов». На самом деле было эвакуировано 123 000 французов и 215 000 британцев...

Что касается всего остального, то англичане не слишком превозносят свою роль в войне — они тут единственные. Но, как и все другие, они полностью игнорируют внутреннее Сопротивление в Польше, в Чехословакии, в Бельгии, во Франции и т.д., лишь едва упоминая силы Сопротивления, действовавшие извне: де Голль, Сикорский и т.д. Игнорируют они и нацистский террор в оккупированных странах, говоря только о трагической участи евреев, но ничего — о терроре против населения в Чехословакии, в Польше, в России и т.д...» (Курсив мой. — Авт.)

Вопросы и задания для дискуссии:

1) Как вы понимаете замечание М.Ферро о том, что «история в каждой стране с успехом продолжает выполнять функцию оправдывания самих себя»?

2) Как вы думаете, относится ли это замечание только к школьным учебникам времён «холодной войны» или оно остается актуальным и сегодня, в том числе в России?

3) Какие проблемы, аспекты, факты и уроки Второй мировой войны в учебниках по истории «разводят» бывших союзников по антифашистской борьбе? Чем вы это объясняете? Приведите примеры.

4) Какие проблемы, аспекты, факты Второй мировой войны замалчиваются в школьных учебниках по истории, в том числе и в российских? Приведите примеры. С какой целью, вы считаете, это делается?

5) Как вы думаете, в будущем можно будет создать единый (общий, всех устраивающий и т.п.) учебник по истории Второй мировой войны? Какие вопросы, факты, иллюстрации вы предложили бы включить в него?

6) Бисмарк когда-то сказал, что битву при Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель. Канцлер имел в виду, что в середине XIX в. в школах бесчисленного множества традиционно разрозненных земель учителя сумели воспитать поколение немцев, жаждавших жить в большой, единой, индустриально развитой Германии. На основе этого факта и самостоятельного анализа школьных учебников по новейшей истории оцените роль этих книг в национальной и мировой истории.

7) Проведите самостоятельный анализ учебников истории, документальных и художественных произведений на тему Второй мировой войны по следующим аспектам:

• «горячие точки» (акценты произведения);

• иллюстративный ряд (принципы подбора и содержание иллюстраций);

• умолчания.

ФРАГМЕНТ 6. Урок в 9-м классе

Международные отношения во второй половине ХХ в.

Проблемная лекция с элементами обобщения и дискуссии

План занятия

1. Карибский кризис (1962 г.) и его значение в переходе от конфронтации к переговорам и соглашениям (повторительно-обобщающая беседа, понятийный диктант, проблемное изложение).

2. Региональные конфликты в биполярном мире (сообщения, анализ статистической таблицы, дискуссия).

3. Роль ООН и других международных организаций в поддержании мира (сообщения, анализ текущей информации).

4. Проблемы и перспективы развития международных отношений в конце ХХ — начале ХХI в. (дискуссия).

6.1. Логическое задание. На основе статистической таблицы (таблица 5) и карты мира сопоставьте международные и региональные конфликты второй половины ХХ в. по следующим вопросам:

Вопросы
для сравнения
Международные
конфликты
Региональные
конфликты
Зоны конфликтов    
Продолжительность    
Страны-участницы    
Количество жертв    
Выводы    

Таблица 5

Войны ХХ века с наибольшим количеством военных потерь14

Вторая мировая война (1939—1945) 15 843 000
Первая мировая война (1914—1918) 8 545 800
Корейская война (1950—1953) 1 893 100
Китайско-японская война (1937—1941) 1 000 000
Гражданская война в Нигерии (1967—1970) 1 000 000
Гражданская война в Испании (1936—1939) 611 000
Вьетнамская война (1961—1973) 546 000
Индо-Пакистанская война (1947) 200 000
Советская агрессия в Афганистане (1979—1989) 200 000
Ирано-Иракская война (1980—1988) 200 000

6.2. Вопросы и задания для дискуссии:

1) В чём особенности вооружённых конфликтов второй половины ХХ в.? Постарайтесь назвать не менее трёх отличий.

2) Как вы считаете, можно ли выход из Карибского кризиса считать концом «холодной войны»? Свой ответ аргументируйте.

3) Что вы знаете о реакции общества в разных странах мира на региональные конфликты 1960—1980-х гг.? Была ли разница в откликах общественности и официальных лиц? В реакции людей по обе стороны «Железного занавеса»?

4) Почему на 1980-е гг. приходится новый пик напряжённости международных отношений? С причинами субъективного или объективного характера было связано это явление?

6.3. Анализ текущей международной информации и обсуждение форм участия ООН в регулировании международных отношений, их эффективности; сопоставление критических ситуаций в международных отношениях первой и второй половины ХХ в. и возможностей международных организаций в их преодолении.

6.4. Вопросы для дискуссии:

1) Современный мир: какой он?

2) Российско-американские отношения в последнее десятилетие ХХ — начале ХХI вв.

3) «Горячие точки» планеты: причины и угрозы региональных конфликтов.

4) Международный терроризм: чем он опасен человечеству?

5) Сопоставьте политические и морально-психологические последствия Карибского кризиса (1962 г.) и террористических актов в США (2001 г.). Какие уроки извлекает человечество и политики из подобных критических ситуаций?

ФРАГМЕНТ 7. Урок в 11-м классе

Восток и Запад: итоги противостояния к концу ХХ в.

Лабораторно-практическое занятие с элементами дискуссии

План занятия

1. Две модели перехода европейских стран к мирной жизни после Второй мировой войны (повторительно-обобщающая беседа, актуализация знаний).

2. Приоритеты внутренней и внешней политики Востока и Запада в 1945 — 1980-е гг. (работа по карточкам).

3. Национальные проблемы и пути их решения на Востоке и Западе (работа по карточкам).

4. «Единая Европа»: перспективы и реалии современной истории (обобщающая дискуссия).

Домашнее задание к этому занятию даётся предварительно. Оно связано с подбором источников и обработкой материалов для заполнения карты, хронологической таблицы, стенда с фотографиями и плакатами и других заданий, предусмотренных в тематических карточках.

7.1. Карточки для самостоятельной работы с источниками

Карточки содержат перечень дидактических материалов, работу с которыми можно организовать в следующих вариантах:

1) старшеклассники заранее разбиваются на 6 групп по проблемам, распределяют между собой тематические задания и готовят их в предложенной на карточке форме, в т.ч. с использованием мультимедийных средств. Во время учебного занятия каждая группа представляет результаты своей работы в творческой форме и кратко комментирует их;

2) согласно перечню учитель сам формирует пакет дидактических материалов и вместе с ним на занятии предлагает учащимся каждой группы соответствующие задания. Примерный круг вопросов предлагается после образцов карточек и вопросов для обобщающей дискуссии.

КАРТОЧКА 1.
США: лидер западного мира

1. Карта мира с отмеченными на ней условными знаками военными базами США и зонами региональных конфликтов второй половины XX в., в которых страна принимала участие.

2. Хронологическая таблица «Президенты США и их политика во второй половине XX в.».

Таблица 6

Президент и годы его правления  
Партия, которую представляет президент  
Основные мероприятия внутренней политики  
Основные мероприятия внешней политики  
Достижения на пути к мировому лидерству  

3. Фотографии, карикатуры, иллюстрации, характеризующие различные аспекты социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни США во второй половине XX в. с «паспортизацией» источников.

4. Политический словарь (слова и выражения, связанные с национальной историей той или иной страны и ставшие широко известными в современном мире) новейшей истории США.

КАРТОЧКА 2.
Великобритания: «триумфы и трагедии» второй половины XX в.

1. Карта мира «Троянский конь США?», на которой условными знаками в динамике отмечены территории Британской империи и её доминионов во второй половине XX в., а также зоны региональных конфликтов и «интересов» Великобритании.

2. Хронологическая таблица «Политическая история Великобритании во второй половине XX в.».

Таблица 7

Правящая партия и годы нахождения у власти  
Программа партии, предвыборные обещания  
Основные мероприятия внутренней политики  
Основные мероприятия внешней политики  
«Триумфы и трагедии» Великобритании
в национальной и мировой истории
 

3. Фотографии, карикатуры, иллюстрации, характеризующие различные аспекты социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни Великобритании во второй половине XX в. с «паспортизацией» источников.

4. Политический словарь (слова и выражения, связанные с национальной историей той или иной страны и ставшие широко известными в современном мире) новейшей истории Великобритании.

КАРТОЧКА 3.
Франция: к «возрождению величия»

1. Карта мира с отмеченными на ней условными знаками территорией Франции и зонами региональных конфликтов, в которых страна принимала участие во второй половине XX в.

2. Хронологическая таблица «Французская Республика в 1945—2000-е гг.».

Таблица 8

Период новейшей истории Франции  
Партийно-политическая система  
Основные мероприятия внутренней политики  
Основные мероприятия внешней политики  
Успехи и просчёты французских политиков  

3. Фотографии, карикатуры, иллюстрации, характеризующие различные аспекты социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни Франции во второй половине XX в. с «паспортизацией» источников.

4. Политический словарь (слова и выражения, связанные с национальной историей той или иной страны и ставшие широко известными в современном мире) новейшей истории Франции.

КАРТОЧКА 4.
Италия: в тисках политических кризисов

1. Карта мира, на которой условными знаками отмечены территории региональных моделей экономической системы Италии (северо-запад, северо-восток и центр, юг) и регионы мира, сопряжённые с историей этой страны во второй половине XX в.

2. Хронологическая таблица «Политическая история Италии во второй половине XX в.».

Таблица 9

Период новейшей истории Италии  
Партийно-политическая система  
Основные мероприятия внутренней политики  
Основные мероприятия внешней политики  
Успехи и просчёты французских политиков  

3. «Итальянское экономическое чудо» в фактах, фотографиях, карикатурах и статистических данных с «паспортизацией» источников.

4. «Типичный итальянец — это ...» (данные социологических опросов и анкетирования учащихся, проведённых в целях создания типологического портрета современного итальянца и выявления ложных стереотипов).

КАРТОЧКА 5.
Германия: от раскола к объединению

1. Карта мира, на которой условными знаками отмечена территория Германии в 1945—1949 гг., 1949—1990 гг. и в настоящее время.

2. «Германское экономическое чудо» в фактах, фотографиях и статистических данных с «паспортизацией» источников.

3. Германия по обе стороны Берлинской стены и после объединения страны (свидетельства современников, фотографии и документы).

4. Политический словарь (слова и выражения, связанные с национальной историей той или иной страны и ставшие широко известными в современном мире) новейшей истории Германии.

КАРТОЧКА 6.
Восточная Европа: опыт социалистического содружества

1. Карта мира, на которой условными знаками отмечены:

а) страны Центральной и Юго-Восточной Европы, входившие в социалистический лагерь;

б) страны Совета Экономической Взаимопомощи:

в) страны Варшавского Договора;

г) регионы и даты антисоциалистических восстаний и волнений.

2. «Социалистическое содружество»: статистика, фотографии, карикатуры, сообщения СМИ о социально-экономической, политической и культурной жизни стран Восточной Европы в советский период с «паспортизацией источников».

3. Хронологическая / синхронистическая таблица «Хроника демократических революций 1989—1991 гг.».

7.2. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:

1. Сопоставьте стартовые условия, а затем пути социально-экономического и политического развития стран Запада и Восточной Европы в период «холодной войны». Заполните таблицу.

Таблица 10

Вопросы для сравнения Страны Запада Страны Востока
1. Стартовые условия восстановления экономики после Второй мировой войны    
2. Основные приоритеты внутренней политики в 1950—1980-е гг.    
3. Основные приоритеты внешней политики в 1950—1980-е гг.    
4. Национальные проблемы и пути их решения    
5. Модель исторического развития в 1950—1980-е гг.    
6. Достижения и проблемы на современном этапе    

2. Сопоставьте программы «третьего пути» Билла Клинтона (США), Энтони Блэра (Великобритания), Жака Ширака (Франция), Массимо д’Алема (Италия) и стран бывшего социалистического лагеря. Сделайте выводы о сходстве и различиях между ними.

Выскажите своё отношение к возможности «третьего пути» развития стран в новейшее время.

3. Тест группировки. Вспомните определения следующих понятий и сгруппируйте их по странам, к новейшей истории которых они имеют непосредственное отношение: мировая ответственность, реконверсия, маккартизм, балансирование на грани войны, массированное возмездие, новые рубежи, программа борьбы с бедностью, вьетнамский синдром, Уотергейтский скандал, рейганомика, третий путь, демократический социализм, политика цен и доходов, социальный контракт, тэтчеризм, монетаризм, Ольстерский кризис, Пятая республика, отец Европы, Алжирский кризис, биполярная система, экономическое чудо, левоцентристская коалиция, красные бригады, денацификация, декартелизация, социальное рыночное хозяйство, Берлинская стена, бархатные революции, шоковая терапия, политический маятник.

ФРАГМЕНТ 8. Урок в 11-м классе

Проблемы и перспективы развития
международных отношений в конце ХХ — начале ХХI в.

Дискуссия с презентацией творческих работ учащихся

Европа,
не успев избавиться от наследия холодной войны,
рискует погрузиться в холодный мир.

Б.Ельцин (1994)

План занятия

1. «Единая Европа»: от раскола к интеграции.

1.1. Предпосылки активизации интеграционных процессов в странах Западной и Восточной Европы в конце XX — начале XXI в.

1.2. Валютно-экономический и политический союз европейских государств.

1.3. «Единая Европа» в современном мире: деятельность неправительственных общественных организаций в сфере международных экономических, политических и культурных отношений.

2. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в регионах мира.

2.1. Предпосылки углубления интеграционных процессов в странах Северной Америки в конце XX — начале XXI в.

2.2. Дезинтеграционные процессы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Переориентация в межгосударственных и военно-политических отношениях.

3. Особенности региональных конфликтов в ХХI в. Проблемы международной безопасности в современном мире.

8.1. Творческо-поисковые задания для подготовки к дискуссии:

1. Составьте политический словарь темы «Проблемы и перспективы развития международных отношений в конце XX — начале XXI в.», включив в него следующие понятия: интеграция, дезинтеграция, интернационализация хозяйственной жизни, Европарламент, Европейский суд, евро, Евросоюз, транснациональная корпорация, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), ТНК, международный терроризм и др.

2. Какие сооружения и исторические события изображены на банкнотах евро, символизируя единство Европы? Подготовьте мультимедийную презентацию с рассказом о символах единства современной Европы.

3. Проиллюстрируйте интеграционные процессы в экономической жизни стран Западной Европы и Северной Америки на примере автомобильной промышленности или какой-либо ТНК. Оцените последствия интеграционных процессов с точки зрения мировой экономики и национальной экономики тех стран, которые вовлечены в экономическую интеграцию.

4. Составьте на основе приводимых ниже статистических материалов диаграммы и объясните выявленные с их помощью противоречия.

На 24 развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Дальнего Востока, где проживает 16% населения мира, в 1990-е гг. приходилось 77% валового мирового продукта (ВМП), 75% мировой торговли, 96% всех прямых инвестиций.

Примерно половина мирового товарооборота — перемещение товаров внутри Европейского союза, НАФТА и между развитыми странами Азии. Еще 25% мировой торговли составляет товарообмен между ЕС, НАФТА и Японией. На долю всех остальных стран, где проживает 84% населения мира, приходится лишь 25% мировой торговли, 4% инвестиций в экономику, 13% ВМП.

5. На основе учебника, материалов периодической печати, Интернета и телевидения подготовьте «Карту нетерпимости»:

1) выясните признаки нетерпимости;

2) нанесите на карту мира следующие данные:

• текущие войны и вооружённые конфликты между этническими и языковыми группами;

• конфликты между религиозными группами, принадлежащими к одной национальности или расе;

• расовые конфликты, репрессии и сегрегации;

• конфликты между меньшинством или меньшинствами и большинством (будь то политическая партия, этническая или религиозная группа);

• случаи проявления насилия в отношении женщин или случаи притеснения по половому признаку;

• случаи систематической эксплуатации и (или) унижения детей;

3) сделайте стенд с фотографиями и сообщениями из журналов и газет о случаях нетерпимости в современном мире;

4) оцените ситуацию с нетерпимостью, сложившуюся в начале XXI в. в мире вообще, в отдельных регионах мира15.

8.2. Познавательные вопросы и задания во время дискуссии:

1. Как вы думаете, не является ли формирование Европейского союза, объединяющего 25 стран с населением 470 млн человек, проявлением тенденции к утверждению многополярного мира? Может ли Европейский союз стать центром силы в мировой экономике, сопоставимым по мощи с США?

2. Э.Блэр в интервью газете «Файнэншл таймс» 28 апреля 2003 г. сказал: «Многополярный мир — это мир, в котором существуют несколько центров власти, которые, как я думаю, очень скоро станут соперничающими центрами. Нам нужна одна центральная держава, но такая, которая будет поддерживать стратегическое партнерство между Европой и Америкой и другими странами — Россией, Китаем...»

Как вы думаете, чем обусловлена подобная позиция премьер-министра Великобритании?

3. Почему президент Франции Ж.Ширак выступает за формирование многополярного мира? Как согласуются с этой позицией Франции — инициатора европейской интеграции — её политика, направленная на расширение Европейского союза и создание «европейской обороны»?

4. Какую позицию занимает Россия в отношении идей многополярного мира и лидерства США как единственной сверхдержавы? Какую, по вашему мнению, позицию следовало бы занять нашей стране и почему?

5. Проранжируйте причины этносоциальных конфликтов в современном мире по степени их значимости (графа 1) и объясните свой ответ.

Таблица 11

Причины этносоциальных конфликтов в современном мире

Причины Год и название конфликта,
где эта причина была основной
Ущемление статуса этнических меньшинств: ограничения на использование национальногоязыка и на выражение религиозных убеждений, проявления расизма и великодержавного шовинизма, ограничение доступа к престижным профессиям и т.п.  
Отсутствие материальных ресурсов для удовлетворения социально-экономических запросов национальных меньшинств.  
Появление новых требований и запросов этнических меньшинств в связи с ростом культурного и образовательного уровня населения, изменения стандартов и уровня жизни, к удовлетворению которых общество оказывается не готовым.  
Неизбежная в условиях модернизации ликвидация некоторых профессий и специальностей, исторически закреплённых за определёнными этническими группами.  
Усиливающиеся различия в экономических укладах и образе жизни отдельных регионов страны (высокотехнологические индустриальные, высокотехнологические аграрные, мелкокрестьянские, докапиталистические), сказывающиеся на положении компактно проживающих в этих регионах этносов.  
Рост сепаратистских настроений и националистических движений, направленных на сохранение этнической культуры и самобытности в условиях интеграции и интернационализации хозяйственной жизни.  
Кризис традиционных ценностей, духовный вакуум, вызванные распадом прежних внутри- и межгосударственных отношений.  

6. В графе 3 таблицы 11 укажите годы и названия этносоциальных конфликтов, в которых та или иная причина играла большую роль.

7. Приведите примеры других видов конфликтов (религиозных, расовых, политических, гендерных, возрастных и др.) по каждому из следующих регионов: Африка, Южная и Центральная Америка, Азия, Тихий океан, Карибы, Северная Америка и Европа.

Соберите как можно больше информации по выбранному вами сюжету. Распределите сообщения между одноклассниками. Раздайте всем учащимся копии Всеобщей декларации прав человека. В отношении каждого сюжета обсудите следующие вопросы.

1) Что в данном случае указывает на проявление нетерпимости? Обратите внимание на время, когда произошёл конфликт, количество вовлечённых в него людей, причинённый ущерб и на то, какие права человека были нарушены.

2) Какие группы людей вовлечены в конфликт?

3) В чём состоит суть проблемы, вызвавшей конфликт? Как бы каждая из вовлечённых в конфликт сторон объяснила, какие именно интересы она отстаивает? Какие цели и задачи стоят перед каждой стороной? Могли бы вы или участники данного конфликта доказать, что в нём помимо нарушения прав человека нанесён и другой ущерб? Какой именно?

4) Определите причины происшедшего. Существуют ли эти причины длительное время или появились недавно? Что каждая из сторон конфликта могла бы указать в качестве нетерпимого для неё у другой стороны?

5) Какие возможности для успешного разрешения конфликта вы видите для каждой из сторон? Что должно быть сделано для преодоления нетерпимости и примирения конфликтующих сторон? Кто может это сделать?

6) Какие ещё конфликтные ситуации и проблемы помимо межгрупповой нетерпимости существуют в мире? Составьте их список. Можно ли эти ситуации рассматривать как нарушения прав человека? Считаете ли вы, что для построения действительно толерантного мирового сообщества стандарты прав человека должны быть более высокими по сравнению с сегодняшними нормами?16

8. Проанализируйте декларации, соглашения и конвенции, в которых нашли отражение международные стандарты защиты прав человека. Какие из них были приняты специально для преодоления наиболее тяжёлых форм нетерпимости и как эти документы могут быть использованы в целях защиты прав человека в современном мире?

9. Что, на ваш взгляд, является залогом стабильности международного развития — безусловное лидерство США на мировой арене или международное сотрудничество различных государств?

10. Тест соотнесения. Сопоставьте термины с соответствующими им определениями.

Расизм

1) «политика, формы поведения, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека. Такая политика и формы поведения основаны на предположении, что мужчины по своей природе являются высшими по сравнению с женщинами существами. В более широком и объективном смысле это любое поведение, публичное или частное, при котором ущемляются права человека по признаку пола»

Ксенофобия

2) «насаждение определённой веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ), предоставление преимуществ сторонникам одной веры на основании представления, что данная вера является единственной правильной интерпретацией религиозной или духовной истины»

Этноцентризм

3) «отрицание прав человека на основании его расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими»

Агрессивный национализм

4) «использование времени и труда людей без справедливого возмещения их затрат, а также неразумное, расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде»

Эксплуатация

5) «отчуждение других людей по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими иного языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие»

Религиозный фанатизм

6) «боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убеждённость в том, что чужие могут нанести обществу (человеку) вред»

Тоталитаризм

7) «препятствование свободному, открытому обсуждению политических идей, стратегий и тактик, проведению свободных и справедливых выборов, ограничение свободы распространения информации, наказание политических диссидентов, стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека»

Сексизм

8) «вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право распоряжаться их судьбой»

Ответы к тесту: 1) сексизм; 2) религиозный фанатизм; 3) расизм; 4) эксплуатация; 5) этноцентризм; 6) ксенофобия; 7) тоталитаризм; 8) агрессивный национализм.

11. По таблице 11 проверьте, как часто то или иное качество становилось причиной конфликтов в современном мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Яркий пример тому зарисовка Б.Васильева «Ровесницы века»: Первую мировую встретили девочками 14 лет. Революцию — в 17. Гражданскую — 18, 19, 20. Бандитизм, разруху, голод — 21, 22, 23. НЭП — 24, 25, 26. Коллективизацию — 30. Индустриализацию — 30—35. Великий террор — 36, 37, 38. Великую Отечественную войну — 41, 42, 43, 44, 45. Вот и вся их женская жизнь… (Васильев Б. Век необычайный. М., 2003. С. 213.)

2 Стандарты среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию (2004 г.).

3 Баконис Е. Мирные ли наши учебники истории? Демилитаризация уроков истории при помощи учебника // Учебник: десять разных мнений: Сборник статей / Сост. Е.Баконис. Вильнюс, 2000.
С. 86—87.

4 Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран: ХХ — начало ХХI в.: Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004; Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Мир в ХХ веке. 11-й класс: Методическое пособие к учебнику О.С.Сороко-Цюпы и др. М.: Дрофа, 2005.

5 Аксиологические акценты — один из видов теоретического материала, относящийся к «открытой теории» (П.В.Гора). В учебниках они представлены краткими текстами, в которых авторы обобщают изложенные ранее факты и теоретические положения в гуманистическом преломлении, в соразмерности историко-культурного наследия интересам личности, общества, человечества (Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е.) Учебник истории: старт в новый век. М.: Просвещение, 2006. С. 30—41.

6 Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации: Учебник. М.: Проект, 2003. С. 222—228.

7 Стрелова О.Ю. Новейшая история: 9—11-е классы. Книга для учителя (в печати).

8 Согласно ГОС по истории в основной школе темы «Первая мировая война (причины, участники, основные этапы военных действий, итоги)» и «Россия в Первой мировой войне» соответственно изучаются в курсах «Истории Нового времени» и «Россия во второй половине ХIХ — начале
ХХ в.» (8-й класс).

9 В учебнике А.А.Кредера «Новейшая история зарубежных стран 1914—1997» (М.: ЦГО, 1998 и др.) на цветной вклейке есть репродукции французской открытки «В единстве — сила», обложки сборника «Гимны государств тройственного согласия» и картины О.Дикса «Инвалиды мировой войны играют в карты». В учебнике А.В.Шубина — американский мобилизационный плакат (с. 22). Эти и другие репродукции можно использовать в качестве иллюстративно-аналитического материала для данного задания. См. также интернет-сайты — Плакаты времён Первой мировой войны.

10 История ХХ в. Зарубежные страны / Глав. ред. В.А.Володин. М.: Аванта+, 2002. С. 78.

11 В ответе на этот вопрос также можно использовать данные учебников О.Ю.Стреловой и А.О.Сороко-Цюпы о численности регулярных армий великих держав (с. 36), Н.В.Загладина о соотношении сил к началу войны (с. 40) и об основных участниках (с. 50).

12 Хотя это заявление сделано офицером армии США по поводу Вьетнамской войны в 1960-е гг., я думаю, что в виде эпиграфа эти слова можно использовать и на данном уроке.

13 См.: Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Мир в ХХ веке: Методическое пособие. М.: Дрофа. 2005. С. 117—132.

14 Весь мир в таблицах: Справочник / Сост. А.И.Будько, И.Л.Климова. М., 2001. С. 145.

15 Риэрдон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001. С. 20—21.

16 Риэрдон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. С. 21.

Ольга СТРЕЛОВА,
доктор педагогических наук, профессор
Дальневосточного государственного
гуманитарного университета (г. Хабаровск)

TopList