РЕКОНСТРУКТОР ИСТОРИИ

Творчество художника Евгения Данилевского

Вспомогательный материал для подготовки интегрированного урока по истории и МХК по теме «Советский Союз во Второй мировой войне: 1939—1945 гг.». 9 класс

В русском изобразительном искусстве давно утвердился и завоевал популярность жанр исторической батальной панорамы. Художников, остановивших на нём свой творческий выбор, привлекала возможность создавать монументальные произведения с развёрнутым детализированным повествованием, способные ярко, образно воскресить для зрителя знаменательные события истории России. Победа в Великой Отечественной войне дала художникам новые историко-патриотические темы, для наиболее выразительного воплощения которых жанр панорамы или диорамы был как будто предназначен. Художники известной не только в нашей стране Студии им. М.Б.Грекова с 1945 г. и вплоть до настоящего времени создали около 80 диорам, посвящённых как истории России, так и истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В работе над многими из них принимал участие народный художник Российской Федерации Евгений Иванович Данилевский, на творчестве которого хотелось бы остановиться особо. В Студии он работает с 1962 г., и это не случайно. Хотя тематический круг его работ разнообразен, но областью наибольших творческих удач Данилевского является, конечно же, историческая картина, и особенно её разновидность — диорама, в которой наиболее полно реализуется его творческий потенциал: ясность художественного видения, чёткость композиционного строя, живописное звучание. Здесь требуется небольшая реплика — в чём специфика этого вида изобразительного искусства? Чем отличается панорама и её разновидность — диорама от плоскостного станкового произведения? Обычное живописное полотно ограничено рамой, которая служит чёткой границей между ним и окружающим пространством. Панорама же словно окружает зрителя, создавая иллюзию его реального участия в изображённых событиях. Только диорамно-панорамное искусство дарит нам это удивительное ощущение! Начинается создание диорамы (как и панорамы) с создания эскиза, который потом переносится на полотно углём, карандашом или фломастером в соответствующем масштабе, затем холст расписывается масляными красками. Художник-диорамист, добиваясь наибольшей убедительности, может соединить живопись с объёмными трёхмерными предметами, например работая над изображением дома, моста, дерева или человеческой фигуры, половину их форм написать на холсте, а вторую изготовить из объёмных материалов. Всё зависит от таланта исполнителя. Точно созданный предметный план как бы «уходит» в полотно, сливается с ним. Огромное значение имеет искусное применение статического или динамического электроосвещения.

Штурм крепости Измаил войсками А.В.Суворова в 1790 г. В соавторстве с В.М.Сибирским. 1972—1974 гг. 8x20 м. Музей-диорама, Измаил, Украина

Штурм крепости Измаил войсками
А.В.Суворова в 1790 г.

В соавторстве с В.М.Сибирским. 1972—1974  гг.
8x20 м. Музей-диорама, Измаил, Украина

Возвращаясь к Данилевскому, творчество которого очень убедительно демонстрирует возможности этого жанра (им, кстати, и объясняется выбор именно его работ для более детального рассмотрения), стоит сказать несколько слов о искусстве художника в целом, обстоятельствах, определивших когда-то выбор профессии, а затем и специализацию в ней.

Евгений Данилевский принадлежит военному поколению. Этим сказано почти всё.

В 1941 г. ему исполнилось 13 лет. Началась война, под бомбёжками он с матерью с трудом выбирается из родного города Ярцево в Смоленской области, чтобы не попасть в плен к гитлеровцам. Дорога в эвакуацию была длинной, закончилась она в Красноярске, где мать устроилась на работу в военный госпиталь.

Рисовать Е.И.Данилевский начал очень рано — подражая старшему брату. Забава перешла в серьёзное увлечение, определившее его дальнейшую жизнь. Художественное образование Данилевского началось ещё в Красноярске, в школе рисования при Доме-музее В.И.Сурикова. Возможно, тот суриковский дух, который царил в школе и во всей атмосфере сибирского города, и стал для Данилевского отправной точкой и в выборе профессии, и в тематике будущего творчества.

В 1944 г. госпиталь, где работала мать юного художника, переводят на Украину, переезжают туда и Данилевские. Три года войны не прошли зря, трудности закалили характер мальчика. Он решается на один из самых серьёзных шагов в жизни — посылает свои рисунки в Киевскую художественную школу. Работы произвели впечатление, и Данилевского зачисляют туда учеником. Он расстаётся с матерью, едет в незнакомый город, живёт в интернате, учится.

В 1946 г. Данилевский поступает в Харьковский художественный институт на факультет живописи в батальную мастерскую академика П.И.Котова. В 1952 г. он получает диплом художника.

По словам Данилевского, представление о художественности он получил в институте, у своего мастера: «Художественность — это, по П.И.Котову, прежде всего тональное восприятие живописи!» Отношение Евгения Ивановича к цвету, тону, желание «соткать» живопись, сделать тональную растяжку от 1 до 10 градаций — всё это идет от Котова. Он же обучил Данилевского искусству портретирования, батальному жанру, что определило творческие предпочтения художника.

Декабрьское вооружённое восстание 1905 г. в Перми

Декабрьское вооружённое восстание 1905 г. в Перми

Декабрьское вооружённое восстание 1905 г. в Перми

В соавторстве с М.А.Ананьевым. 1968—1970  гг.
6x26 м. Краеведческий музей, Пермь

В 1952 г. на Всесоюзной выставке дипломных работ была представлена его картина «Проба стали», которая имела большой успех. Она стала для Данилевского и первой пробой работы в станковой живописи. Сегодня она представляется автору несколько наивной, в дальнейшем художник стремился уйти от иллюстративной назидательности, всё более усложняя живописные задачи; однако общая атмосфера сталелитейного цеха и образ паренька, начинающего свой трудовой путь, переданы художником правдиво, искренне, со знанием дела, профессионально с точки зрения живописи.

Жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Е.И.Данилевский оказался в Москве. Поначалу работал художником на Выставке достижений народного хозяйства, с 1957 г. — на Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР. В 1958 г. он был принят в члены Союза художников СССР, представив в приёмную комиссию ряд интересных работ, среди которых выделялись «Сталь идёт» (1954) и «Снова на родной завод» (1957). Первая была более зрелым продолжением темы его дипломной работы. На второй картине стоит остановиться особо — Данилевский взялся за совершенно новую для себя тему — возвращение к мирному труду после службы в армии. Художник вспоминает, что, бродя по цехам заводов в поисках натуры, он заметил немало рабочих в военных гимнастёрках, флотских тельняшках. Это натолкнуло его на замысел картины. Так был сделан первый шаг к военной теме. Второй шаг — картина «В трудные годы» (1959) о событиях Гражданской войны. Обе картины («Снова на родной завод» и «В трудные годы») стали достаточным основанием для приглашения Данилевского в Студию им. М.Б.Грекова, в которой он трудится с 1962 г.

Повторимся — тематический круг его работ разнообразен, но явное предпочтение он отдаёт исторической картине, в частности диораме как одной из её форм.

Взятие крепости «Оса» Пугачёвым. Фрагмент. 1984—1986 гг. 6ґ22 м. Музей-диорама, г. Оса, Пермской обл.
Взятие крепости «Оса» Пугачёвым.

Фрагмент. 1984—1986 гг. 6x22 м.
Музей-диорама, г. Оса, Пермской обл.

Развитие диорамно-панорамного искусства в России восходит к первой панораме Франца Рубо «Взятие аула Ахульго», написанной в 1896 г., которая сыграла большую роль в истории русской батальной живописи и творчестве выдающегося советского баталиста М.Б.Грекова. В декабре 1907 г., будучи студентом Петербургской Академии художеств, Греков обратился в Совет профессоров с просьбой перевести его из мастерской И.Е.Репина в батальный класс Рубо. Так Греков стал его учеником. Под наблюдением Рубо он не только овладевал приёмами построения совершенной изобразительной формы, но и приобретал навыки передачи бурного напряжённого движения, действия. Именно ритм, лежащий в их основе, являлся главным достоинством следующей панорамы Рубо «Оборона Севастополя». В ней он отказался от принятой многими академиками баталистами схемы — главное внимание акцентировать на полководцах, войскам же отводить второстепенную роль, роль фона. Рубо взглянул на панораму иначе. В его третьей (и последней) панораме «Бородинская битва» изображены десятки сюжетов, сотни батальных сцен несколько тысяч неповторяющихся фигур солдат — реальных героев сражения. Это грандиозное произведение стало классикой русского панорамного искусства. Оно стало эталоном, по которому старшее поколение художников Студии Грекова училось создавать батальные полотна.

В последней реставрации, вернее практическом воссоздании Бородинской панорамы в 1967 г. после пожара, принимал участие Евгений Иванович Данилевский.

Крестьянин. Казак. Наброски к диораме «Взятие крепости “Оса” Пугачёвым». 1983 г.

Крестьянин. Казак.

Наброски к диораме
«Взятие крепости “Оса” Пугачёвым».
1983 г.

«Свой первый опыт я приобрёл в 1967 г. во время воссоздания панорамы “Бородинская битва”. Над панорамным полотном в течение 2,5 месяцев работали художники Студии им. М.Б.Грекова: Алексеев, Бут, Дмитриевский, Жигимонт, Мальцев, Марченко, Овечкин, Присекин, Прокопинский, Самсонов, Усыпенко и я — Данилевский. Оригинального полотна осталось 30 метров. Для восстановления был использован холст, сотканный для Сталинградской панорамы, его срочно на самолете привезли в Москву. Мы разбили холст на 10 равных частей, каждому досталось по 8 метров. Я работал между Ф.П.Усыпенко и Г.И.Марченко. Небо мы писали одновременно, всё сразу в один приём, чтобы не было границ. Мы попали в живописный образ, созданный Рубо, в его письмо. Таково было общее мнение всех высоких комиссий. Хотя как художники, естественно, мы отличали работу друг друга, но зрители этого не замечают», — вспоминает Данилевский.

Так совпало, что учителем Евгения Ивановича в Харьковском художественном институте стал П.И.Котов (1889—1953), который, в свою очередь, учился у Н.С.Самокиша (1860—1944), русского баталиста. Когда Рубо расписывал панорамы, Самокиш вёл его батальный класс в Академии художеств. Уже в советское время последний создал (в 1935 г.) эпохальное полотно «Переход Красной Армии через Сиваш», за которое в 1941 г. получил Государственную премию. Получается, что Данилевский уже в институте был потенциально готов к созданию диорам, поэтому неудивительно, что после работы по воссозданию Бородинской панорамы в 1969 г. он получает самостоятельное задание. Диорама «Декабрьское вооружённое восстание 1905 г. в городе Перми («Бой рабочих дружин Мотовилихинского пушечного завода с казаками в 1905 г.»)» предназначалась для Краеведческого музея Перми. Трудность работы над ней, по воспоминаниям художника, состояла в точной реконструкции событий: «В Мотовилихе был завод, где делали пушки, но в те времена сфотографировать этот завод я не мог, пришлось запоминать, т.к. диорама писалась у нас в Студии. Мне нужно было раскрутить историческую легенду, изобразить конкретных лиц, одеть трудящихся — заводских рабочих, для этого я пошёл в ГИМ. Подавляли это восстание уральские казаки. Я пытался следовать той легенде, которая сохранилась в истории. Весь опыт Бородинской панорамы здесь реализовался, это был неплохой опыт. И в натурном плане я опирался на опыт Бородинской панорамы. Позже я понял, что диорама — это большая картина, но со своими особенностями, детали натурного плана можно чуть-чуть добавить».

Диорама получилась. Художник достоверно передал тот вихрь, ту борьбу, в которых рождается свобода. Композиционно в диораме сталкиваются два движения, две противоборствующие силы — рабочие мотовилихинского завода и уральские казаки. Полотно наполнено драматизмом и движением. Удачно найден главный узел, связывающий всю композицию, воссоздана историческая среда и атмосфера восстания. Спустя много лет это произведение Данилевского считается жителями Перми достопримечательностью города.

Диорамная живопись возродилась в Студии им. М.Б.Грекова сразу после окончания Великой Отечественной войны. Продолжая традиции батальной диорамы, заложенные Ф.А.Рубо и М.Б.Грековым, военные художники развивают этот трудный жанр уже более 70 лет. В Студии выработана и своя методика работы: тщательное изучение исторической и искусствоведческой литературы, настойчивые поиски типажей, создание десятков пейзажных и портретных этюдов, предшествующих созданию диорамы.

Именно такой подход оказался наиболее близок Данилевскому. Вскоре он представляет свой эскиз к тематическому заданию «Штурм крепости Измаил войсками А.В.Суворова в 1790 г.». Эскиз был принят. И хотя в проекте задания участвовали и другие художники, работать над диорамой пригласили одного Данилевского. Дальнейшая история такова: «Уже стоял холст, было начато письмо, но не хватало времени, и я пригласил В.М.Сибирского. У него опыта диорамного не было. Эскиз был мой. Мы начали работать. Помещением для нашей диорамы должна была стать старая турецкая мечеть в Измаиле. Нужно было пройти весь исторический и иконографический материал, т.е. обыкновенный путь художника…» Работа над диорамой началась в 1971 г.

Е.И.Данилевский работает над диорамой «Взятие крепости Оса Пугачёвым»
Е.И.Данилевский работает над диорамой
«Взятие крепости Оса Пугачёвым»

Содружество оказалось творческим и плодотворным. Диорама, посвящённая одной из величайших военных операций в русской истории, была успешно завершена в 1973 г. Авторы сумели убедительно передать основные принципы суворовской «науки побеждать»: наступательный образ действий, сознательное участие всех, от солдата до генерала, в осуществлении задуманной боевой операции, требование инициативы и разумной дисциплины. Вот первое впечатление начальника Студии им. М.Б.Грекова Е.П.Востокова: «Ожесточённость, динамику боя с участием больших масс войск мы ощущаем в полную силу. Авторам диорамы удалось выразить замысел Суворова и ход его осуществления. Мы видим, как на штурм идут русские гренадерские полки, донские казаки; выделены наиболее важные эпизоды: прорыв в крепость со стороны Дуная, рукопашный бой с турецкими солдатами, сделавшими вылазку из крепости. И войска, и крепостные стены, по которым с помощью осадных лестниц устремляются вверх атакующие, и воды Дуная с ладьями запорожцев — всё объединено в одно композиционное целое». На помощь авторам диорамы пришёл современник тех событий, участник штурма Измаила Ланжерон, который писал в своих мемуарах: «Измаил, подожжённый артиллерией, напоминал настоящий вулкан, извергающий дым и пламя». Именно этот образ удался художникам — образ огнедышащего вулкана, накал героизма русских солдат. Эту диораму, размещённую в старинной крепостной мечети-музее Измаила, в своё время посещали ежегодно более 150 тыс. зрителей.

Историческая достоверность, художественность зрелища, реалистическое ощущение натуры в диораме «Штурм Измаила войсками Суворова в 1790 г.» достойно представили в 1970-х гг. Студию им. М.Б.Грекова. Произведение тогда сочли удачей Данилевского и причислили к наиболее интересным современным произведением исторического жанра. С точки зрения живописи в диораме немало новаторских колористических удач, усиливающих художественное восприятие диорамы.

Освобождение Будапешта советскими войсками в 1945 г. В соавторстве с В.М.Сибирским. 1976—1977 гг. 6,5x30 м. Собственность Министерства обороны РФ

Освобождение Будапешта советскими войсками в 1945 г. В соавторстве с В.М.Сибирским. 1976—1977 гг. 6,5x30 м. Собственность Министерства обороны РФ

Освобождение Будапешта советскими войсками в 1945 г.

В соавторстве с В.М.Сибирским. 1976—1977  гг. 6,5x30 м.
Собственность Министерства обороны РФ

Успех этой диорамы был для Данилевского важным моментом в утверждении и отстаивании творческих принципов. Он отдавал явное предпочтение живописному решению — перед всякого рода вещественными дополнениями предметного плана. В этом, кстати, проявилось и последовательное развитие русской классической школы панорамно-диорамного искусства. Произведение было новаторским и в отношении традиционных размеров. Вместо обычных 6 м её высота выросла до 8-ми, что было продиктовано композиционным решением.

Окрылённые удачей, в 1976 г. Данилевский и Сибирский начинают новую работу — над диорамой «Освобождение Будапешта советскими войсками в 1945 г.». В заявке заказчика было условие: в бою наравне с советскими бойцами должны присутствовать венгерские ополченцы, что несколько озадачило художников.

Здесь требуется небольшое историческое пояснение. 20 ноября 1940 г. Венгрия присоединилась к Берлинскому пакту между Германией, Италией и Японией; в 1941 г. она вступила в войну против Советского Союза. В 1942 г. к Дону была направлена 2-я Венгерская армия, которая в ходе советского контрнаступления в январе 1943 г. была почти полностью уничтожена. После такого мощного отрезвляющего удара хортисты стали искать контакты с США и Англией. Тогда 19 марта 1944 г. гитлеровская Германия оккупировала Венгрию. Но советские войска уже подходили к Румынии и антигитлеровские силы Венгрии поднялись на вооружённую борьбу. В ней участвовали повстанческие отряды: Будапештский добровольческий полк и действовавшие в столице «группы действия». Однако решающая роль в освобождении Венгрии от фашистов принадлежит Советской Армии, боевым действиям 2-го и 3-го Украинских фронтов, начавшимся 23 сентября 1944 г. Освобождение Будапешта произошло 13 февраля 1945  г.

Штурм Берлина. В соавторстве с В.М.Сибирским. Фрагмент. 1977—1980 гг. 7x36 м. Государственный музей маршала Г.К.Жукова г. Жукова Калужской обл.

Штурм Берлина.
В соавторстве с В.М.Сибирским.

Фрагмент. 1977—1980 гг. 7x36 м.
Государственный музей маршала Г.К.Жукова
 г. Жукова
Калужской обл.

Именно это событие запечатлели Данилевский и Сибирский. Работа началась с поездки в Будапешт для изучения документов, кинофотоматериалов, воспоминаний, связанных с освобождением Будапешта. Нужно было найти нужную смысловую и композиционную «точку», характерный городской пейзаж, исторические реалии, которые придали бы достоверность уличным боям. На одной из фотографий Данилевскому запомнилась деталь: врезавшийся во время штурма Будапешта в дом самолёт с торчащим из стены хвостом. Эта деталь вошла в живописную ткань диорамы — как красноречивая документальная метка. Художники показали Дунай, набережную, Королевский дворец, знаменитый мост Эржбет — именно здесь состоялся штурм — главная операция по освобождению Будапешта. Венгерских ополченцев писал Сибирский, всё остальное Данилевский. Это была вторая совместная работа двух талантливых, близких по духу военных художников, сумевших максимально близко подойти к исторической правде события.

В 1977 г. по распоряжению командования западной группы советских войск в г. Вюнсдорфе было построено здание музея, посвящённого штурму другой европейской столицы — Берлина. Художники опять получили престижный заказ. Это была третья совместная работа Е.И.Данилевского и В.М.Сибирского. Данилевский вспоминает: «Мы изучали лучших художников, запечатлевших Берлин: П.Кривоногова, Н.Мочальского, В.Богаткина, старались понять их письмо, войти в ту атмосферу, схватить её пафос.

Колоссальное количество фотодокументов прошло перед нами, но найти образ помог местный немецкий картограф, он помог нам восстановить довоенную топографию места. И мы выбрали центром диорамы мост Ф.Мольтке через Шпрее, по которому устремляется лавина нашей пехоты и боевой техники». В этой лавине художник видел образ Победы, суворовское вдохновение боя, «когда для солдата уже смерть — не смерть, а устремляет его вперёд одна святая жажда победы». Чудовища-грифоны на мосту становятся в диораме символами поверженного фашизма. Он их писал с фотографии. Позже, когда Данилевский побывал в Западном Берлине, оказалось, что они гораздо меньше, но в творческом воображении, в общем контексте полотна они превратились в настоящих художественных монстров гитлеровской Германии. Наступательные военные действия писал Е.И.Данилевский, оборонительные В.М.Сибирский.

Неожиданно между ними возникли разногласия. Данилевскому пришлось бороться с коллегой, изображавшим немцев карикатурно. Он убеждал его, что диорама — искусство реалистическое, это не плакат и противник должен быть изображен достойно и достоверно с исторической точки зрения. «А вообще диорамы — это политика. А не культурное решение темы. Наше диорамно-панорамное искусство изначально политизировано», — считает Данилевский.

Достоинства этой грандиозной диорамы несомненны, по своему живописному звучанию, композиционно-ритмическому соответствию идее необратимости Победы она может быть поставлена в ряд лучших произведений Студии Грекова, посвящённых Великой Отечественной войне.

Сейчас диорама находится в России, украшая Мемориальный музей маршала Г.К.Жукова на его родине.

Особая любовь Данилевского к русской истории видна в диораме «Взятий крепости Оса Пугачёвым». Работал над ней художник два года — с 1984-го по 1986-й. Заказчики (власти города Перми) предложили автору чисто символическую плату, но художник увлёкся: Кама, пейзаж, костюмы, история, Пугачёв...

Оса — небольшой городок на Воткинском водохранилище, во времена Екатерины Великой — военная крепость с гарнизоном. Об Осе писал Пушкин в «Истории Пугачёвского бунта». Данилевский в местных архивах обнаружил, что городок был маленький, но богатый, купеческий. Пугачёв долго не мог его взять — Оса упорно защищалась. Тогда он послал в крепость казака с сообщением, что под стенами Осы стоит со своими войсками вовсе не бунтовщик Пугачёв, а законный император Пётр III. Был устроен спектакль, в инсценировке участвовали несколько мужиков и солдат, который должен был опознать в Пугачёве русского государя. Самозванец же должен был узнать солдата... Инсценировка удалась и стала решающей в штурме крепости. Гарнизон во главе с майором вышел и сдался. Мы, зрители, видим как раз этот момент. Гарнизон вышел со знамёнами, они преклонили колени перед Пугачёвым и присягнули ему как царю Петру III. Это был важный момент для Пугачёва. Оса закрывала ему путь на Казань, и если бы крепость не сдалась, Казань Пугачёв не взял бы.

Художественная правда диорамы, талант автора заставляют нас воспринимать далёкое прошлое как реальность. Сочный колорит, широкий мазок, былинность и разнообразие российских типажей, точно переданная атмосфера эпохи, юмор — всё в этом произведении говорит о расцвете таланта художника, готовности ко всё более сложным профессиональным задачам.

В 1994 г. начинается работа над диорамами для Центрального Музея Великой Отечественной Войны 1941—1945 гг. (ЦМ ВОВ). Шесть диорам кисти разных художников иллюстрируют мысль основоположника советского панорамно-диорамного искусства М.Б.Грекова о целесообразности создания цикла диорам, посвящённых одной теме, в данном случае — Великой Отечественной войне. Такая совокупность позволяет акцентировать внимание на главной теме и в то же время сохранить драматургию повествования. Данилевский становится автором одной из диорам.

У него в 1973—1974 гг. уже был пробный опыт создания диорамы на тему: «За Москву. Декабрь 1941 г.» по заданию Главного управления Советской Армии и Военно-Морского флота для южной группы войск в г. Алма—Ата. Диорама готовилась к юбилею — 30-летию битвы за Москву. Вот что пишет Данилевский о своём первом замысле: «В диораме “За Москву. 1941  г.”. Я поставил своей задачей показать переломный момент Московской битвы, когда наши войска перешли от тяжёлой и кровопролитной обороны к контрнаступлению. Мне хотелось, чтобы в движении этих войск, в стремительном их порыве для зрителей зазвучал мотив: “Пошли!”».

Через 20 лет Данилевский возвращается к теме битвы за Москву. Но теперь художник сосредоточен на поиске типичного подмосковного пейзажа: Волоколамск, Дмитров... Он хочет передать его особенности — река с высокими берегами, церковка, равнинность с пологими спусками и подъёмами, «удобная» для развёртывания боевых действий. С этого начались поиски художника... И они оправдались, т.к. именно пейзаж делает нас свидетелями происходящего. Когда в первый раз входишь в диораму «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.», пейзаж как бы втягивает тебя внутрь — так много там словно живого воздуха. Более того, он становится полноправным действующим лицом. Гармонично уравновешенные крупные зоны светлых тонов, чёткая линейная и воздушная перспективы придают редкую ясность лирическому замыслу Данилевского — создать обобщающий образ Родины. Тем не менее это не мирная природа Подмосковья, это поле битвы. Е.И.Данилевский не забывает о событиях 60-летней давности, но в отличии от первого варианта, здесь нет крови, нет азарта сражения. В чёткой поступи воинов, прибывших с Урала и Сибири и сформированных генералом армии В.И.Кузнецовым в 1-ю Ударную армию, художнику видится символическое начало дороги на Берлин. Именно эта армия, отбившая немцев от стен Москвы и преобразованная в 3-ю Ударную армию 1-го Белорусского фронта, первой войдёт в столицу Германии в конце апреля 1945 г.

Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г. 1995 г. 10x33 м. ФГУК «ЦМ ВОВ»

Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г. 1995 г. 10x33 м. ФГУК «ЦМ ВОВ»

Контрнаступление советских войск
под Москвой в декабре 1941 г.

1995 г. 10x33 м. ФГУК «ЦМ ВОВ»

В композициях диорамы преобладает повествовательный момент, основанный на описаниях и рассказах непосредственных участников боёв под Яхромой, которые шли не затихая до перехода в решительное контрнаступление по всей линии фронта под Москвой. Светлая диагональ канала, по которой движутся танки, упирается в западный берег, где идёт бой за Яхрому, на восточном берегу яркими пятнами выделено несколько фигур: командующий 1-й Ударной армией В.И.Кузнецов и несколько штабных офицеров, руководящих боем. С левой стороны показаны лыжники в маскировочной форме (тихоокеанская морская пехота, отказавшаяся снять свои морские чёрные бушлаты), их провожают жители деревни Афанасово. Такое переплетение батального и эпического принципиально для художника — сюжетная наполненность отдельных конкретных эпизодов аккомпанирует главной тематической линии — созданию обобщённого образа Родины. Известен комментарий художника к этой работе: «Институт военной истории прикрепил двух полковников, которые меня консультировали. После наших многочисленных поездок по Подмосковью они предложили 3-й шлюз канала имени Москвы. Поехали мы туда зимой, в декабре, чтобы понять, как было в 1941 г.; нужна была конструкция местности. Сначала решили: снизу, взгляд на Перемиловскую высоту со стороны немцев, а потом: сверху, как сейчас. …Главное — это найти нужные материалы, исторические, но не только то, что написано, и пойти за ними. Предметный план здесь очень удался, здесь идеальный предметный план, то, что надо. Повторяю: диорама — это большая картина, но со своими особенностями».

Сегодня Е.И.Данилевский — автор семи крупномасштабных диорам. Они рассказывают о событиях, разных по времени, но объединённых общей целью: показать историческое прошлое нашего народа, его самоотверженность в борьбе за свободу Отечества, служащую и по сей день примером потомкам.

Авторское осмысление событий аппелирует к ценностям, ставшим символами, к исторической памяти, стараясь деликатно избегать идеологизированной иллюстративности.

В своих диорамах Е.А.Данилевский воссоздал живую историю России. В них — широта и ясность образного мышления, гражданский темперамент и высокое мастерство художника-баталиста, способного пробудить в зрителе чувство исторического оптимизма.

Тамара ДЬЯЧЕНКО,
зав. отделом диорам и
передвижных выставок
Центрального музея
Великой Отечественной Войны
1941—1945 гг.

TopList