РУССКОЕ ПРОШЛОЕ:
взгляд из провинции

В последние годы сборники архивных материалов и комментирующих статей выходят в разных городах России, как областных, так и районных. Так, в Вологде в серии «Старинные города Вологодской области» вышло уже более сорока сборников: три посвящено Череповцу, три — Великому Устюгу, пять — Устюжне, четыре — областному центру.
Главный редактор серии — вологодский историк, профессор М.А.Безнин, а среди членов редколлегии — и писатель Василий Белов, и епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, и директор объединенного Вологодского музея Людмила Коротаева, и известный реставратор Александр Рыбаков. Кстати, возможно, что именно благодаря такому редакторскому составу сборники интересны и разнообразны.
Раскроем, например, последний, четвёртый выпуск альманаха «Вологда» (Вологда: Легия, 2003. 544 с.). В него вошло более трёх десятков статей и материалов, связанных с самыми разными аспектами истории Вологодского края, как древней, так и совсем недавней. Например, в отделе «Археология» (первом в каждой книге этой серии) обзор последних находок в Вологодском кремле соседствует со статьёй о найденных на территории города в разные годы «турецких» курительных трубках; ещё один отдел состоит из двух очерков, рассказывающих о музыкальной жизни города в очень разные периоды: 1860—1870-е и в 1970—1990-е гг.; литературоведы посвятили свои статьи митрополиту, религиозному писателю Игнатию Брянчанинову, поэтам Николаю Клюеву и Ольге Фокиной.
Собственно исторические статьи сборника посвящены деятельности в Вологде западноевропейского купечества в начале XVII в. и освещению в английской прессе жизни города в 1918 г.; вологодскому чиновничеству первых советских десятилетий и организации кустарных промыслов в ХХ в. В общем, каждая из статей посвящена своей, сугубо конкретной теме и основана на архивных документах. А в самом конце книги — подробная библиография материалов, опубликованных во всех выпусках серии «Старинные города Вологодской области».
Также издательство «Легия» выпустило в 2004 г. ещё одну книгу о старейшем городе русского Севера — сборник архивных документов и материалов «Старая Вологда» (Вологда, Легия, 2004. 568 с.). Здесь временной охват ещё шире — от XII до ХХ в., а принцип издания ещё строже: перед нами только документы или выдержки из них (всего 421), проиллюстрированные факсимильным воспроизведением приведённых страниц.
Открывается этот уникальный свод воспроизведением первых упоминаний Вологды на страницах русских летописей; большинство последующих свидетельств — из фондов архива Вологодской области. Это и грамоты, и челобитные, и отношения, и донесения, и справки, и письма, и отрывки из летописей вологодских храмов. При нынешнем интересе к так называемому «региональному компоненту» — материал поистине бесценный, и что особенно важно — тщательно подготовленный и упорядоченный составителями.
Кстати сказать, за несколько лет до этого несколько подобным образом составленных сборников, адресованных школьникам, выпустил Тверской архив; массу интересных материалов включают регулярные выпуски «Новгородского архива» и так далее — сегодня этот список выглядит достаточно представительно.
Тем не менее, на несколько книг хотелось бы обратить особое внимание. Их отличает интерес не только к собственно краеведческим разысканиям, но и к российской истории в целом, рассматривать которую авторы и составители стараются со строгой опорой на архивные материалы.
Так, издательство Томского университета в своей новой серии «Сибирский архив» выпустило составленный Н.В. Серебрянниковым сборник материалов «Дело об отделении Сибири от России» (Томск: ТГУ, 2002. 388 с.) В него вошли документы Госархива Российской Федерации, долгие годы ждавшие своего обнародования и касающиеся актуальной прежде всего для жителей современной Сибири темы. В книгу вошло около 2300 подлинных документов, семьдесят страниц мемуаров (С. Шашкова, Н. Ядринцева и Г. Потанина), яркое предисловие составителя — известного правозащитника советских времен.

В этом же ряду можно назвать и чрезвычайно богатую архивной конкретикой монографию самарского историка А.И. Попова «Великая армия в России. Погоня за миражами» (Самара: НТЦ, 2002. 440 с.), рассказывающую о пребывании в России армии Наполеона. История французского нашествия изложена с многочисленными ссылками на архивные источники, материалы как центральных, так и областных архивов России, которые проливают свет на события, отдалённые от нас почти двухвековой временной дистанцией.
Неожиданным документальным комментарием к хорошо (казалось бы!) известным событиям стала и книга В. Орехова «Французская армия у стен Севастополя 1854—1856 гг.» (Симферополь: Таврия-Плюс, 2003. 280 с.). В неё тоже включены уникальные, прежде не публиковавшиеся материалы: воспоминания о Крымской кампании и письма с полей сражения французских офицеров. Их названия достаточно красноречивы: «Воспоминания офицера 2-го полка зуавов», «Письма, написанные из Крыма своей семье капитаном штаба Анри Луазьоном», «Воспоминания протестантского священника о французском лагере под Севастополем (1855—1856)». Правда, это не публикации рукописных источников, а первые переводы на русский язык изданных во Франции книг; следует отметить, что специалистам они были доступны и до выхода этой книги. Привлекательнее всего в ней другое: события войны и её участники показаны с разных точек зрения: вояки-головореза, штабного карьериста, далёкого от воинских амбиций гуманиста-священника. Книга снабжена небольшим, но толковым комментарием.

И наконец, ещё одна книга, изданная в Вологде, — А. Быков. «Путь на Голгофу. Хроника гибели великих князей Романовых» (Вологда, изд-во «Музей дипломатического корпуса», 2000. 194 с., 109 илл.). Её автор — историк, директор Вологодского музея дипломатического корпуса (как известно, в годы Гражданской войны многие европейские посольства размещались именно в этом городе).
Казалось бы, нас ничем уже не удивить. И всё-таки каждая публикация материалов о так называемой Великой Октябрьской революции и Гражданской войне не может оставить равнодушным.
Эта книга — обличительный документ огромной силы, история противостояния аристократов, людей образованных и высоконравственных, и взбесившейся (а точнее — искусно взбешённой авантюристами без роду и племени) черни.
В центре документального повествования Александра Быкова — судьба четырёх замечательных русских людей, павших бессмысленной жертвой революционного террора. Им вряд ли предстоит, как другим членам Царской семьи, стать святыми мучениками, хотя они не более Николая II и его близких виновны в своей гибели. «Полная бессмысленность этого кровопролития должна быть очевидна даже самым безжалостным из коммунистов», — справедливо писал в своих воспоминаниях, цитируемых в прологе к книге, великий князь Александр Михайлович.
Вокруг этих трагических событий автор книги раскручивает поистине детективное повествование, переполненное сенсациями. Здесь впервые опубликованы редчайшие фотографии и документы из зарубежных архивов, пока не доступных нашим исследователям. А вот Быков сумел «дорыться» до многого.
Например, до того, что под именем секретаря британского посольства, в 1918 г. квартировавшего в Вологде, мог скрываться сам король шпионов Сидней Рейли. И даже до подлинного письма, свидетельствующего об открытии германским имперским банком счетов Ленину, Троцкому «и другим деятелям на пропаганду мира», — его автор констатирует, что два германских документа об этом не были вовремя уничтожены и оказались найденными у арестованного капитана Коншина…
А чего стоит впервые опубликованная фотография комиссара тюрьмы Иосифа Шейнкмана, организатора убийства великих князей — его поистине звериная физиономия контрастирует с прекрасными, благородными лицами Романовых.
Может быть, в чём-то автор и пережимает, однако документы в этой небольшой, но весьма обличительной книге подобраны убедительно и весомо. Стать бестселлером ей может помешать только тираж — 1000 экземпляров.
Разумеется, источники книги тоже уникальны и малодоступны неспециалистам: в основном это архив Института Гувера, зарубежные издания мемуаров и писем очевидцев тех лет.
Как видим, историки русской провинции делают свое дело: отыскивают, комментируют, издают (пусть и до обидного небольшими тиражами) материалы по отечественной истории. Кто-то скажет им спасибо?

Юрий ОРЛИЦКИЙ

TopList