Четыре музея в одном

Беседа с Владимиром ЗАБАРОВСКИМ,
директором Центрального музея
Великой Отечественной войны
1941—1945 гг.

 Фото А. Савельева

— Владимир Иванович, давайте начнём наш разговор о военно-историческом музее с его истории. Как создавался музей? Какие основные коллекции входят в его собрание?

Мемориал Победы с Площадью победителей и Центральным музеем Великой Отечественой войны 1941—1945 гг. на Поклонной горе в Москве

Мемориал Победы
с Площадью победителей
и Центральным музеем
Великой Отечественой войны
1941—1945 гг. на Поклонной горе
в Москве

— Поклонная гора — одно из самых святых мест Москвы, да и всей Русской земли! Отсюда много веков православные творили поклоны её святыням, её «сорока сорокам»... Здесь принимал трудное решение о судьбе Москвы во время нашествия Наполеона фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов... Сегодня у подножия Поклонной горы мы видим символ победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. — Триумфальную арку.
Ещё в период военного лихолетья 1941—1945 гг. возникла идея создания на Поклонной горе в ознаменование Победы над нацистской Германией Мемориального комплекса и Центрального музея Великой Отечественной войны, позднее воплощённая в жизнь авторами проекта архитекторами Н. Томским, А. Полянским и художником З. Церетели.
Глубоко символично сооружение на Поклонной горе православного храма Георгия Победоносца, а также мемориальной мечети и синагоги.
Мемориальный комплекс был торжественно открыт 9 мая 1995 г. в день 50-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — общенациональное учреждение культуры, включённое в протокольные мероприятия МИД РФ.
Создание и развитие музея, формирование его фондов — результат скоординированных усилий многих авторитетных научно-исследовательских учреждений, других крупнейших музеев, государственных и военных органов, общественных организаций страны.
С самого начала наш музей функционировал как гармоничный комплекс нескольких полноценных музейных собраний разного профиля, связанных единой проблематикой. Созданный в преддверии XXI в., музей использует в своей работе новейшие технические средства: органично включает в экспозицию кинохронику, фото- и фонодокументы, внедряет компьютерные технологии, готовится официально получить статус всероссийского научно-методического центра, ориентированного на помощь государственным и общественным, в том числе школьным и воинским, музеям Боевой Славы.
Наш музей уникален, такого нет ни в одном военно-историческом музее мира: он состоит из четырёх музеев. Это сложная, внутренне скоординированная система, состоящая из нескольких экспозиционно-выставочных комплексов — художественной галереи, площадки боевой техники, военно-исторической экспозиции, диорам, киноконцертных залов. Всё это позволяет нам выполнять научную, воспитательно-патриотическую, нравственную и образовательную функции.
Вас и ваших читателей, наверное, заинтересует история его создания? Она такова. Когда вражеские войска захватили Донбасс и Кубань, вели бои на Кавказе, вышли к Волге в район Сталинграда, Московское отделение Союза архитекторов СССР приняло постановление о проведении открытого конкурса на проекты памятников героям Отечественной войны.
В 1955 г. маршал Г.К. Жуков предложил «в ознаменование разгрома фашистских агрессоров под Москвой и всемирно-исторической Победы советского народа и его армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. соорудить величественный памятник-монумент в Москве или Подмосковье на месте исторического сражения».

Награды и знаки участника движения Сопротивления во Франции О.Н. Озерова

Награды и знаки участника
движения Сопротивления во Франции
О.Н. Озерова

Решение о строительстве Памятника Победы на Поклонной горе было принято политбюро ЦК КПСС 31 мая 1957 г., а 23 февраля 1958 г. на самой высокой точке Поклонной горы установили гранитный закладной камень с надписью «Здесь будет сооружён Памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Тогда же состоялся митинг и парад войск Московского гарнизона. В 1961 г. на Поклонной горе был разбит парк Победы.
В 1980 г. был принят проект Мемориала Победы, согласно которому в состав комплекса входили парк Победы, монумент Победы и Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
В 1985 г. началось строительство Мемориального комплекса. Решающую роль в завершении работ сыграли правительство Москвы и мэр Ю.М. Лужков.
9 мая 1993 г. в художественной галерее музея открылась первая выставка «Защитники Отечества». Ровно через год приняли первых посетителей зал Славы, зал Памяти и Скорби, была развернута военно-историческая экспозиция.
9 мая 1995 г., в день 50-летия Победы, торжественно открылся весь комплекс Мемориала Победы на Поклонной горе, монумент Победы и храм Святого Георгия Победоносца. 56 президентов и руководителей стран всего мира почтили своим присутствием эту торжественную церемонию.
За всё время работы музея в нём собрано более 110 тыс. экспонатов, рассказывающих о войне. Это подлинное оружие, боевая техника, обмундирование, награды, фотографии, кинохроника, документы времён войны, фронтовые письма, художественные произведения, картины, скульптура, графика, плакаты. Научная библиотека музея насчитывает более 50 тыс. томов, имеется отдел редкой книги.
Среди уникальных экспонатов музея — сухарь, вынесенный из блокадного Ленинграда в 1941 г. П.Г. Тюховым, офицером по особым поручениям маршала Советского Союза С.К.Тимошенко; икона Богоматери «Казанская» (в окладе), которая принадлежала семье Юлдашевых, живших во время войны в оккупированной врагами Харьковской области. Фашисты уничтожали не только самих жителей, но и занимались грабежом. Эту икону проткнули штыком.
Сейчас, кроме постоянных экспозиций, в музее развёрнуто несколько выставок. В художественной галерее — сразу две: работа детей-инвалидов из «ИНВА-Студии» города Краснодара и картина художника М. Сатарова. На левом балконе зала Полководцев расположена выставка «Курсом к Победе», приуроченная к 100-летию адмирала Флота Н.Г.Кузнецова. 5 ноября на балконе открылась выставка «Северный флот в боях за Родину», посвящённая 60-летию освобождения Заполярья. Основу экспозиции составили фотографии военного фотокорреспондента С. Шиманского. На правом балконе находится экспозиция «Народная память», где представлены экспонаты, найденные на местах боев поисковыми объединениями России и стран СНГ и предметы из коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В зале Подарков действует фотовыставка «100 лет со дня рождения Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова». 20 ноября в этом же зале открылась выставка, рассказывающая о Герое Советского Союза, Маршале авиации С.И. Руденко.
Хочу обратить ваше внимание ещё вот на что: наш музей богат не только своими уникальными экспонатами, но и событиями, которые здесь происходят. В залах и на прилегающей территории звучали и звучат голоса полководцев и военачальников, Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы, руководителей многих стран мира. В торжественной обстановке зала Славы принимают присягу на верность Отчизне молодые воины. В современных просторных Большом и Малом кинозалах в рамках культурных и научных программ проходят встречи посетителей музея с ветеранами.
Мы ведём большую выставочную работу, организуем мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи — школьников и студентов, оказываем информационную помощь посетителям. Электронная Книга Памяти позволяет узнать имена погибших и пропавших без вести в годы войны.
Наше здание было построено 10 лет назад, и сейчас оно, конечно, требует капитального ремонта. Уже ведётся ремонт подиума центрального входа и стилобатной части. Приступаем к подновлению художественной галереи и выставочного зала. Затем начнется замена электрических сетей и системы освещения здания.

Боевая машина БМ-13 («Катюша») на площадке боевой техники музея
Боевая машина БМ-13 («Катюша»)
на площадке боевой техники музея

К майским дням предполагается открыть общероссийскую выставку. Основная её задача — показать конкретные человеческие судьбы на фронте, в оккупации, в партизанских отрядах, в концлагерях, на принудительных работах в Германии, в прифронтовых городах, в условиях блокады, в эвакуации, в тылу страны, в том числе в ГУЛаге, отобразить с помощью подлинных музейных предметов и художественными средствами многообразный облик поколения победителей, высоту его духа, — все те черты нашего народа, которые были ему присущи всегда, но становятся спасительной силой на крутых поворотах истории. Это тем более необходимо сделать в наши дни, ведь XX в. становится «прошлым столетием», временем, когда отдельный человек исчезает в статистических массивах больших чисел. Этические и научные принципы исторических исследований нового, надеемся, более человечного века всё более ориентируются на изучение конкретной личности в многообразных её сопоставлениях и связях с обществом, культурой, религией, на мотивацию и нравственный выбор в тех или иных чрезвычайных обстоятельствах.
В настоящее время осуществляется значимый проект по подготовке портретной галереи 60 участников Великой Отечественной войны — героев Советского Союза и Социалистического Труда: полководцев и солдат, организаторов производства и тружеников тыла — представителей самых различных национальностей страны. Галерея будет создана московскими художниками благодаря спонсорской финансовой поддержке — через благотворительный фонд «Вечная слава героям». Создание портретной галереи участников Великой Отечественной войны (по аналогии с портретной галереей Отечественной войны 1812 г. в Эрмитаже) — перспективное и благодарное (хотя и затратное) дело.
В ноябре 2003 г. мы получили поручение президента В.В. Путина спроектировать заново основную военно-историческую экспозицию музея. Эту важную задачу можно выполнить только с помощью координации усилий всех заинтересованных сторон — работников музея, учёных-историков, ветеранов. Ещё один перспективный и долгосрочный научный проект — создание при музее Центра информации по истории Отечественной войны с использованием современных компьютерных технологий. Основой проекта явилась длительная совместная работа наших специалистов и представителей ведущих военно-исторических архивов страны под эгидой музея и Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ. Мы уточнили «Перечень боевых объединений и соединений Советских Вооруженных Сил, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.».
В канун 60-летия Победы мы надеемся на столь же успешную координацию усилий при подготовке и проведении совместных межмузейных научных форумов. Среди них наиболее значимые — международные научные конференции — «Стратегия Победы. Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны» и «Поисковое движение-2004 (обе прошли в ноябре 2004 г.), «Весна над Европой» (приурочена к 9 мая 2005 г.).
Начал действовать издательский проект «Центральный музей Великой Отечественной войны — к 60-летию Победы». Его реализация позволит обеспечить посетителей научно-просветительской, методической и красочной информационно-рекламной продукцией: печатной и на электронных носителях, платной и бесплатной.
Наш музей, готовясь к юбилею Победы, планирует и организацию массовых культурно-просветительных программ, как столичных, так и всероссийских. Мы приглашаем к участию в праздновании представителей отечественной культуры: музыкантов, деятелей театра, кино, изобразительного искусства, а также членов общественных, молодежных, спортивных организаций, поисковых отрядов, клубов — военно-исторических и военно-технического моделирования. Уже в этом году прошли: кинофестиваль имени Ю. Озерова, всероссийский конкурс военно-патриотической песни, детские спектакли, выступления ансамбля народного творчества, презентации книг о государственных и военных деятелях военной поры. С Поклонной горы уходили в автопробеги инвалиды по маршруту Москва — Санкт-Петербург, спортсмены-автомобилисты по маршруту Москва-Крым к 60-летию освобождения Крыма. 8 мая 2004  г. прошел ежегодный традиционный пробег инвалидов-колясочников от Вечного огня у Кремлевской стены до музея. В начале августа прошлого года состоялось традиционное посещение Мемориала Победы на Поклонной горе спортсменами-олимпийцами и параолимпийцами, которые отправлялись на Олимпийские Игры в Афины.
Недавно в музее состоялась пресс-конференция, посвящённая началу демонстрации в Малом киноконцертном зале художественных фильмов, снятых киноконцерном «Мосфильм». Тематика фильмов — Великая Отечественная война. Первым зрителям был показан знаменитый «Летят журавли».
Сейчас мы активно готовим третий этап международного проекта «Российским солдатам-освободителям посвящается», который называется «Венок дружбы». Он посвящён городам-героям ближнего зарубежья. Идёт творческий всероссийский фестиваль самодеятельных театральных коллективов, приуроченный к великому юбилею.
После согласования с Федеральным агентством по культуре и кинематографии завершена разработка документов и определены условия участия и номинации в конкурсах для участников торжеств «Поклонимся великим тем годам». Соответствующее Положение будет своевременно доведено до сведения заинтересованных учреждений культуры и образования, общественных организаций. Победители будут достойно награждены.
Мы сотрудничаем с представителями землячеств, что, надеемся, создаст реальные возможности для разработки сценариев и организации новых форм массовых мероприятий в рамках посещения музея и на прилегающих к нему территориях. С этой целью в августе прошлого года у нас было проведено совещание 150 представителей национально-культурных автономий Москвы при активном участии столичного Комитета межрегиональных связей и национальной политики.
Активно продолжается работа координационного совета музеев военно-патриотической направленности под эгидой нашего музея. В центре работы этого совета — подготовка и проведение Дня Победы. Очередное заседание этого межмузейного координационного совета состоялось в декабре 2004 г.

— Владимир Иванович, по вашему мнению, на что учитель истории прежде всего должен обращать внимание школьников, когда он рассказывает о Великой Отечественной войне? Я не имею в виду фактологию, описание или рассказ о тех или иных сражениях, о том, как жил фронт или тыл. Мне хочется узнать ваше мнение о том, в какой тональности нужно рассказывать ученикам о войне?

— Да, рассказывать нужно не только о фактологии, не только о человеческих потерях, а прежде всего, о том, кто был прав и кто не прав, на чьей стороне была победа, кто в большей степени добывал эту победу. Вот это иногда предается забвению. Все мы сегодня свидетели того, как используются информационные технологии, чтобы исказить уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. В этом преуспели ведущие страны Запада. И в этих случаях учитель не может стоять в стороне. Чем ближе мы к юбилею Победы, тем злободневней тема патриотического воспитания молодежи. Это должно побуждать учителя заботиться о содержательной части обучения, о воспитании на идеале, на положительном примере. Искусство методиста и учителя должно заключаться в том, чтобы создавать такую информационную среду, чтобы обучаемый сам определился по важнейшим нравственным категориям и историческим понятиям.

— Владимир Иванович, вы человек военный, генерал-лейтенант запаса, а занимаетесь музейной работой. Что для вас было внове, когда вы пришли в музей, чему пришлось учиться заново? Что для вас сегодня значит музейная работа?

Диорама «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»
Диорама «Контрнаступление
советских войск под Москвой
в декабре 1941 г.»

— Могу сказать, что работу музейщика я начинал не с нуля, потому что моя предыдущая деятельность во многом была связана с музейным делом. В системе погранвойск, где я тогда служил, насчитывалось свыше 100 музеев. Это во-первых, а во-вторых, я по своему образованию гуманитарий. Что же касается новой, уже сугубо гражданской своей должности директора Центрального музея Великой Отечественной войны, то необычной была, конечно же, работа с фондами. Здесь для меня было очень много интересного, содержательного. Нужно было научиться мыслить, так сказать, музейными образами, думать не только о том, как хранить и описывать экспонаты, но и как их показывать посетителям. Я полагаю, в умелом и точном экспонировании процентов на 60 залог успешного функционирования любого музея. Ведь в наших фондах находится свыше 110 тыс. музейных предметов, а «на выходе» посетитель видит всего 1,5—2 тыс. Как их подобрать таким образом, чтобы зритель ощутил глубокое интеллектуальное, нравственное и эстетическое воздействие, осознал, чем была война в жизни нашего народа и какой ценой досталась Победа? В этом и состоит профессиональная и моральная ответственность музейщика. Недопустимо, чтобы экспонаты пылились где-то там, на полках в хранилищах. Они должны работать, служить важным общественным и научным целям, тем более что музейная вещь обладает удивительным свойством не только комментировать исторический контекст, но и подчеркивать сегодняшнюю реальность. Она в лучшем смысле слова современна.

— Будут ли подготовлены какие-либо специальные программы, предназначенные для учителей истории?

— Сейчас в музее разработан курс занятий для сотрудников и активистов школьных музеев. Но нам хотелось бы более тесного сотрудничества со школьными учителями.
Мы всегда рады гостям. Добро пожаловать в наш музей!

Беседовал
Алексей СОКОЛОВСКИЙ

TopList