ЖИВАЯ КАРТА

Космические снимки на уроках истории

 

Вспомогательный материал для проведения интегрированного урока по истории, географии и краеведению. 5—9-й классы. Конкурс «Я иду на урок истории». Номинация «Информационные технологии на уроке истории».

 

Развитие науки, техники, информационных технологий в наши дни предъявляет высокие требования к школьному образованию. Мы живем в постоянно меняющемся мире, и образование уже не может носить только информационный характер. И по содержанию, и по форме современное образование должно учить мыслить, находить нестандартные решения в разных ситуациях, отстаивать собственную позицию.
Школьные предметы настолько разнообразны и многоплановы, что каждый ученик может найти для себя что-то увлекательное. Однако на одни уроки дети ходят с интересом и ждут их, а другие просто отсиживают и работают на них по необходимости. Интерес к обучению возникает, когда учитель использует в своей работе всё многообразие форм и методов обучения, известных современной дидактике. Но далеко не каждый педагог реализует в своей работе такие возможности. Зачастую это связано не столько с объективными трудностями (отсутствием материальной и технической базы), сколько с боязнью учителя отойти от старых, проверенных годами методик обучения. Также далеко не всякий учитель излагает материал, опираясь на межпредметные и внутрипредметные связи. Для ученика увеличение и усложнение материала некоторых курсов, а иногда и появление новых предметов ведет к перегрузкам, физической усталости, потере интереса к учебе.
В наши дни издается множество разнообразных учебных пособий, методических материалов и дополнительной литературы, а современной дидактике известны многие методы обучения. Однако изобилие возможностей не приводит к увеличению детей, увлеченных учебой, повышению успеваемости и, что самое главное, росту интереса к обучению.
Одним из возможных решений перечисленных проблем современного образования может стать использование в обучении данных, полученных с искусственных спутников Земли. Традиционно космические снимки применяются на уроках географии, однако нам представляется очень интересным использовать их именно на уроках истории.
Обычно занятия на уроках истории ведутся с использованием иллюстраций в учебниках и школьных атласах. Безусловно, значение карт при изучении истории огромно. Интересующиеся предметом ученики могут также пользоваться и дополнительной литературой, как художественной, так и научно-популярной, типа детских энциклопедий и школьных справочников. Однако карты, приводимые в них, к сожалению, имеют схематический характер. Несмотря на то, что они сделаны на картографической основе, они бывают сильно упрощены и схематизированы. Также на них, как правило, отсутствуют многие элементы рельефа.
Работа с космическими снимками (наряду с картами!) на уроках истории позволит получить необходимую информацию (о точном расположении объектов и территорий друг относительно друга), дополнительные сведения (например, об особенностях рельефа) и такую необычную, но важную информацию, как данные о состоянии территории в разные времена года.
Космические снимки (или мозаики, составленные из нескольких снимков) на уроках истории позволят наиболее наглядно изобразить маршруты походов. Поскольку исторические карты не отражают сезонов, то на них не видно, в каких условиях совершались те или иные походы и экспедиции. Так, например, походы по территории России в зимнее время сильно затруднены из-за снежного покрова, а в весеннее — из-за разливов рек.
По нашему мнению, использование снимков возможно как при изучении всеобщей истории, так и истории России. Так в 5-м классе при изучении истории Древнего мира особый интерес представляют темы, связанные с развитием цивилизаций. Маршруты расселения первобытных людей по Евразии напрямую связаны и с климатическими, и с географическими условиями. На космических снимках наглядно видно расположение рельефа — гор и равнин, гидрологических объектов — рек, озер, морей. На снимках, выполненных в разные сезоны, хорошо видны особенности зимнего периода — площадь снежного покрова, сроки замерзания рек и половодий, начало вегетационного периода растений.
При изучении Древнего Египта интересно показать местоположение страны и ее природные условия: разливы Нила, плодородные земли в долине Нила и бедные на остальной территории, оазисы в пустыне. Снимки высокого разрешения дают возможность показать особенности расположения пирамид в Гизе (рис. 1), их форму и степень сохранности в наши дни. В разделе «Западная Азия в древности» целесообразно показать территории государств Древнего Междуречья, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв в долинах. Также интересны территории Древнееврейского царства, Ассирийской державы, Нововавилонского, Лидийского и Мидийского царств.

Рис. 1
Рис. 1

При изучении Индии и Китая в древности можно наглядно продемонстрировать местоположение и природные условия Древнего Китая и Древней Индии, долины таких важных рек в истории этих государств, как Инд, Ганг, Хуанхэ и Янцзы. Представляется интересным показать особенности расположения и строения Гималайских гор. На снимках высокого разрешения хорошо видна Великая китайская стена. Также было бы увлекательно на мозаике из нескольких снимков показать Великий шелковый путь.
При изучении древнегреческой цивилизации можно работать со снимками как материковой, так и островной части государства. Хорошо виды местоположение и природные условия, горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Изучение акватории морей и морских течений дает возможность показать роль моря в жизни греков, их путешествия. Снимки могут быть иллюстрациями при изучении острова Крит, афинского Акрополя — местоположения и природных условий Аттики, Лаконии и греческих колоний на берегах Средиземного и Черного морей.
При изучении Македонских завоеваний в IV в. до н.э можно проследить маршруты походов Александра Македонского. В разделе «Римская империя» интересны снимки, иллюстрирующие местоположение и природные особенности Италии. Также интересны снимки Карфагена.
В 6-м классе при изучении Аравии подбираются снимки, демонстрирующие природу и особенности географического положения этой территории.
В 7-м классе при изучении Эпохи Великих географических открытий можно использовать снимки акваторий морей и океанов и, что особенно интересно, снимки морских течений. Таким образом, используя мозаики из нескольких снимков, можно проследить путешествия Генриха Мореплавателя, Васко да Гама, Христофора Колумба, Фернандо Магеллана. Здесь важно показать начало колониальных захватов и создание колониальных империй. Существенно и изучение значения Великих географических открытий при изменении старых географических представлений о мире.
В 9-м классе, при изучении современного состояния мира, важно показать роль космических снимков в изучении глобальных социальных и экологических проблем человечества, сохранении культурного и природного наследия.
В курсе истории России (6-й класс) с помощью снимков можно показывать влияние географического положения и природных условий на образ жизни восточных славян. Мозаики снимков позволяют показывать маршруты монгольского нашествия на Русь, походы Ермака.
В 7-м классе снимки можно использовать для иллюстрации особенностей внешней политики Петра I, Екатерины II и Павла I. Также интересны снимки территории военных действий (например, места перехода Суворова через Альпы). Снимки высокого разрешения в сочетании с фотографиями дают возможность показать особенности городов и дворцово-парковых ансамблей (например, Санкт-Петербурга).
В 8-м классе с помощью мозаик снимков (особенно выполненных в разные сезоны) можно показать кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; открытие Антарктиды; дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина, а также путешествия П.П. Семенова Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая. Здесь так же, как и в 7-м классе, можно использовать снимки для пояснения внешней политики в XIX в.
В 9-м классе, при изучении новейшей истории России, важно показать территориальную структуру страны, связанную с географическими особенностями, причины существования проблемы Курильских островов.
Важно отметить также использование космических снимков на уроках краеведческого направления. Конечно, для таких целей подходят в основном снимки высокого пространственного разрешения, однако приобретение одного-двух космических снимков, на которых можно определить район, где находится школа, не вызывает проблем. Особенно интересно наличие снимков разных лет (с большим промежутком времени), что позволит увидеть произошедшие изменения. Можно использовать готовые (изданные полиграфическим способом) материалы, например, «С космическими снимками по рекам и озерам Мещеры» (рис. 2).

Рис. 2
Рис. 2

Ежегодно мы проводим междисциплинарный конкурс для школьников «Живая карта» по работе с космическими снимками (www.transparentworld.ru/livingmap). Конкурс включает задания по разным учебным дисциплинам.
В этом году вопросы по истории были посвящены Марафонской битве (первый тур конкурса) и путешествию Ермака (второй тур конкурса). Вопросы были такие:
1. Назовите место в Греции, помеченное на снимке кружком (рис. 3). Какое спортивное состязание, проводимое в наши дни, связано с этим местом и почему?

Рис. 3
Рис. 3

2. Отметьте на снимке маршрут похода Ермака по Западной Сибири в 1581—1585 гг. Подпишите Каменный пояс, реки Чусовую, Каму, Тавду, Иртыш. Какие земли были присоединены к Русскому государству в результате этого похода?
Особый интерес у школьников вызывает то, что, работая со снимками в этом конкурсе, они могут на нем рисовать, подписывать объекты, ставить условные обозначения.
В этой небольшой статье мы хотели показать, что новые информационные технологии могут быть использованы и в таком предмете, как история. Нам бы очень хотелось привлечь к работе заинтересованных педагогов-учителей истории и обществознания.

Елена СМИРНОВА,
руководитель отдела образовательных программ
(некоммерческое партнерство «Прозрачный мир»)

TopList