Последний дворцовый переворот в России

Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. С гравюры Петерсона 1801 г.
Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада

С гравюры Петерсона 1801 г.

 

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Эпоха дворцовых переворотов».
7-й класс.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что проведение урока в форме лекции не дает длительного эффекта запоминания и большинство учащихся уже через некоторое время забывают до 80% изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мною, я хочу рассказать на примере этого урока.

ХОД УРОКА

Родословное древо дома Романовых от Петра I до Александра I
Родословное древо дома Романовых
от Петра I до Александра I

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель. Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

Задания прилагаются.

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3—5 штук на класс за 5—7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

Рассказ ученика.

Екатерина II

Александр I. Литография. 1825 г.

Екатерина II
Александр I

Литография. 1825 г.

Учитель. Нам предстоит выяснить:

• Причины преступления.
• Состав участников.
• Последствия этого переворота для развития России.

Запись на доске.

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Прочитать документ и подумать, мог ли Павел I составить этот документ?
Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Жалованная грамота дворянству

«А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Проверяется домашняя работа.

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

Рассказ ученика.

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков — дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

• Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
• Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

Просмотр видеофильма «Павел I». 5 минут.

Вопросы к фильму

• Как Екатерина II относилась к Александру?
• Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание

Расставить в логическом порядке эти фигурки.

Ученики. Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так.)
Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских — гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. ???
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны — облегчение крестьян, с другой — ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Павел I. С.С. Щукин. 1797 г.
Павел I

С.С. Щукин. 1797 г.

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр — любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет — цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Парад гвардии в царствование Павла I на плацу Гатчинского дворца. Г. Шварц. 1847 г.

Парад гвардии в царствование Павла I
на плацу Гатчинского дворца.

Г. Шварц. 1847 г.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев)
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен)

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

Екатерина II, Павел I и Александр I в медальоне. С гравюры Больдта
Екатерина II, Павел I и
Александр I в медальоне

С гравюры Больдта

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Рисунки и развивающие задания по теме
«Дворцовые перевороты в России»

Уровень А

Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «4».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «3».
Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень В

Задание
Соотнесите имена правителей с датами:

Петр II
А. 1730—1740

Анна Иоанновна
Б. 1727—1730

Екатерина I
В. 1725—1727

Екатерина II
Г. 1761—1762

Петр III
Д. 1762—1796

Елизавета Петровна
Е. 1741—1761

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень С

Задание
Cлева напиши имя царя или царицы, правивших в данный период времени:

_____________  1730—1740 гг.
_____________  1727—1730 гг.
_____________  1725—1727 гг.
_____________  1761—1762 гг.
_____________  1762—1796 гг.
_____________  1741—1761 гг.

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. М.: Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарного образования, 1998.

Ирина СИНАЙСКАЯ,
учитель истории,
НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва

TopList