Опыт проведения опросов учащихся с целью определения уровня знаний,
полученных на уроках истории. 10, 11-й классы.

 

Современные российские школьники забывают
об Александре Невском, но помнят о Колизее

Как знают историю выпускники?

Начало этому исследованию положила моя студенческая практика в школе, точнее — последняя практика на пятом курсе. Это было в ноябре 1985 г. (самое начало перестройки). Готовясь к урокам по истории древнего мира в пятом классе, я просматривал в институтской библиотеке методическую литературу. В одном издании 1970-х гг. мое внимание привлекли итоги опроса, проводившегося в 1970/1971 учебном году среди учащихся 9—10-х классов в Москве и Туле. Старшеклассникам предлагалось перечислить события, имена исторических деятелей и памятники архитектуры, которые они помнят, по четырем позициям: Древняя Греция, Древний Рим, Западная Европа в Cредние века, Русь по XIII в. Итоги, приведенные тут же, сразу показались мне тогда весьма скромными. С того времени прошло 15 лет — данные явно устарели. И мне захотелось одновременно с практикой провести новый опрос, опять среди девяти-десятиклассников.
В то время, когда еще продолжала обсуждаться теперь почти забытая «реформа для проформы» в школе, было немало публикаций и дискуссий о методике и эффективности преподавания предметов (в том числе истории), учебниках и т.д. Мне же хотелось проверить собственные наблюдения и соображения — ведь за прошедшие пятнадцать лет стало явно больше информации о Древней и Средневековой истории: различных книг, телепередач, фильмов, выставок. Именно это могло повлиять на результаты опроса больше, чем знания, полученные на уроках, и увеличить количество и разнообразие ответов. И я не ошибся.
Опрос удалось провести в трех московских школах — № 167, где я проходил практику, № 809 — ближайшей к институту, и № 388 — известной в моем районе школе с педагогическими классами (именно там, конечно, были наилучшие результаты). Всего тогда на вопросы ответили 40 человек. Так же, как в издании 1970 г., я разбил полученные данные по всем пунктам опроса: 0 ответов, 1 ответ, 2 ответа, 3 и более ответов. Цифры (см. таблицы) говорят сами за себя: стало значительно меньше тех, кто не дал ни одного ответа, и заметно больше тех, кто назвал три и более событий, деятелей и сооружений. Несколько больше, чем 15 лет назад, оказалось лишь совсем не знавших памятники архитектуры (но при этом хороших знатоков тоже стало больше).
Теперь о предпочтениях. В 1970/1971 учебном году чаще всего называли (последовательно по категориям): Троянскую войну и походы Александра Македонского, Гомера и Архимеда, Акрополь; восстание Спартака, Спартака и Цезаря, Колизей; Столетнюю войну, Крестовые походы, войну Алой и Белой розы, Жанну д’Арк и Колумба, собор Парижской Богоматери; монголо-татарское нашествие и Ледовое побоище, Игоря Святославича и Александра Невского, Софию Киевскую. Имена Солона, Леонида, Перикла(!), Сципиона, Помпея из школьной программы не назвал тогда никто. Зато называли Ричарда III и Марию Стюарт, ставших известными старшеклассникам по теле- и театральным спектаклям и книгам.
Пятнадцать лет спустя чаще всего называли: Троянскую войну и походы Александра Македонского, Гомера, Архимеда, Аристотеля и Александра Македонского, Акрополь и Олимпию; восстание Спартака, Спартака, Цезаря и Цицерона, Колизей; Крестовые походы и Столетнюю войну, Карла Великого, Микеланджело, Жанну д’Арк и Леонардо да Винчи, собор Парижской Богоматери; монголо-татарское нашествие, Крещение Руси и поход на половцев князя Игоря, Игоря Святославича, Александра Невского и Олега Вещего, Софию Киевскую. Изменений не очень много, но в целом «лидеров» стало заметно больше (в основном здесь перечислено то, что было названо четвертью и более учеников). Было немало «непрограммных» ответов (в скобках упоминаю вероятный источник знаний): отравление Сократа (Э. Радзинский), Герострат (Г. Горин), Эзоп (спектакль по бразильской пьесе, который часто показывался по телевизору), Нерон (Г. Сенкевич или опера), Мария Медичи (произведения Дюма, Мериме, а может быть, детектив «Ларец Марии Медичи»), Пизанская башня (множество телесюжетов), Тридцатилетняя война (Б. Брехт), замок Карлштейн и собор святого Вита в Праге (поездки в Чехословакию), памятники Переславля-Залесского (поездки по Золотому кольцу). Один ответ — Понтий Пилат — выдавал редкого тогда читателя большого дефицита — романа «Мастер и Маргарита».
Явное преобладание в ответах по Руси Игоря Святославича связано, конечно же, с празднованием в 1985 г. 800-летия «Слова о полку Игореве». Так же как и пятнадцать лет назад, то и дело называли народные восстания (то есть то, что усвоили на уроках истории с официальным классовым подходом): восстание рабов на Сицилии, Жакерию, восстание Уота Тайлера. Среди же ответов по культуре преобладали явно внеклассные знания. Евклида, Архимеда, Гиппократа, Птолемея назвали в основном благодаря урокам физики, математики, биологии и астрономии.
Итак, в среднем знания старшеклассников о Древней и Средневековой истории, с которыми они выходили во взрослую жизнь, за 15 «застойных» лет весьма увеличились количественно — этому способствовал большой познавательный и культурный информационный поток. Однако он шел отовсюду, кроме собственно школы (как правило). Школьная же программа, с вечными учебниками Коровкина, Агибаловой и Донского, была нацелена на весьма однобокие знания об истории и практически не менялась за эти годы.
Проведя в 1985/1986 учебном году опрос по знаниям старшеклассниками истории Древнего мира и Средних веков, я еще не думал, что это — только начало. Но прошло пять лет — пять лет перестройки. Стремительно менялись ценности и приоритеты общества. Совершенно иным стало телевидение, вышли ранее не публиковавшиеся книги. 1000-летие Крещения Руси развернуло общество лицом к Церкви и истории религии. Были впервые после 1917 г. организованы лицеи и гимназии. Поощрялась все большая вариативность обучения, авторская школа. К тому времени я, уже работая в школе, стал проводить различные опросы среди учеников регулярно, среди них, конечно, был и первый: события, имена и памятники Древнего мира и Средних веков. Ничего заново не придумывая, предложил старшеклассникам (теперь уже, по новой нумерации, в 10—11-х классах) те же вопросы в тех же трех школах (школа № 388 стала тогда гимназией). К этому добавились ответы собственных учеников и воспитанников из краеведческого клуба. Всего респондентов стало 50.
Если посмотреть на количественные результаты опроса 1990/1991 учебного года, они не слишком отличаются от результатов предыдущего опроса. Не нужно удивляться: в эти годы проблематика того, что обсуждалось в обществе, была, как правило, далека от древности и Средних веков, и в целом школьники не получили дополнительного объема информации. Однако некоторые изменения все же произошли — наблюдалось большее расслоение, чем в 1985 г.: по большинству категорий выросло как число тех, кто вообще ничего не вспомнил, так и тех, кто назвал три и более событий, людей и памятников. При этом обращает на себя внимание: если в 1985 г. лишь один юноша из педкласса смог назвать более 10 деятелей западноевропейского Средневековья, то в 1990 г. назвавших 10 и более деятелей по разным позициям было уже от 8 до 15%! Я посчитал необходимым ввести особую графу для таких наиболее эрудированных старшеклассников, совсем не обязательную в 1970 г. и малозначительную еще в 1985 г. Отдельные ответы (и не только гимназистов) доходили до 18—20 имен. Появилось и несколько учеников, назвавших 10 и более событий и памятников, правда пока только в средневековой Западной Европе. Можно сделать вывод: при сохранении в целом того же уровня знаний, что и пять лет назад, наметилась тяга отдельных старшеклассников к более серьезному, многолетнему и постоянному увлечению историей.
Что же касается наиболее часто повторяемых ответов, то здесь выявились качественные подвижки — несмотря на то, что общие принципы преподавания истории в 5—7-х классах, когда в них учились респонденты, еще не изменились по сравнению с доперестроечными временами. Понятно, что часто называли Крещение Руси и Владимира Святославича, а поход князя Игоря и сам Игорь Святославич «ушли» вниз. В разделе европейского Средневековья первое место с Крестовыми походами разделили путешествия Колумба — по телевидению как раз прошел известный фильм с песней в исполнении Пласидо Доминго, а во всем мире шла подготовка к празднованию 500-летия открытия Америки. Показ по литературно-художественному каналу «Слово» сериала «Лувр» тоже отразился на ответах — среди памятников западноевропейской архитектуры Лувр занял теперь первое место. Аристотель и Пифагор оттеснили Гомера; после Колумба среди деятелей европейского Средневековья выделились Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дж. Бруно, Галилей и Микеланджело (видимо, сказалось появление предмета «Мировая художественная культура», а популярность Бруно связана с рок-оперой «Джордано»). Многие ответы, впрочем, оставались типичными для советской школьной программы, — правда, гугенотские войны потеснили восстание Уота Тайлера и гуситские войны (о, непреходящая сила Дюма!).
«Чемпионом» оказался молодой человек, назвавший 35 имен известных средневековых европейцев. Некоторые участники опроса старались при ответе перечислить деятелей и события в хронологическом порядке. В какой-то степени это уже предвосхищало то, что я услышал и прочитал еще через пять лет. Хотя данные 1990 г. показывали незначительные изменения по сравнению с 1985 г., тем разительнее и отраднее оказались перемены к 1995 г.
В начале 1990-х гг. преподавание истории, как и других предметов в школе, стало осуществляться вариативно, по альтернативным учебникам и программам. Поощрялись авторские программы, более самостоятельная работа учеников. При этом структура преподавания истории оставалась линейной, позволяющей поступательно, в течение шести-семи лет изучать зарубежную и отечественную историю, к тому же куда более многообразно, чем в советское время. Как же все это отразилось на результатах очередного опроса в 1995/1996 учебном году?
Вновь было 50 ответов в трех школах, кроме того, участвовала группа моих учеников и воспитанников. По таблицам видно, что налицо количественный и качественный рост знаний. Число ничего не помнящих учащихся сократилось в различных категориях в 1,5—2 раза (а по сравнению с 1970 г. — в ряде случаев в 4 раза!). Тех же, кто дал в разных категориях три и более ответов, стало больше в 1,5—3 раза! По сравнению с 1970 г. эрудированных молодых людей стало больше в ряде случаев в 8—14 раз! Отвечая же на вопросы об исторических деятелях, 20—24% старшеклассников назвали в Средние века на Западе и на Руси 10 и более личностей. То есть одновременно (в отличие от 1990 г.) уменьшилось число ничего не знающих и существенно увеличилось количество эрудированных, в том числе блестяще эрудированных.
Ряд ответов 1995/1996 учебного года представляет собой длинные, убористо заполненные столбцы названий и имен. Максимальные ответы: 34 деятеля Древней Греции (так и до определенных историками «ста великих…» можно дойти!), 57 деятелей Рима, 58 — западноевропейского Средневековья, 27 деятелей Древней Руси, 18 событий древнегреческой истории, 23 — древнеримской, 51 событие истории Западной Европы в Средние века, 21 событие истории Древней Руси, 12 архитектурных шедевров Греции, 18 — Рима, 17 памятников европейского Средневековья, 18 памятников архитектуры Древней Руси. «Авторами» этих абсолютных рекордов стали три старшеклассника. Далее, какие только имена не назывались в ряде ответов: Агриппа, Стилихон, Генрих Птицелов, Бонифаций VIII, Мария Кровавая, Франциск Ассизский, Брунеллески, Феодосий Печерский, Кучка… Прозвучало даже прозвище боярина — Волчий хвост. Все это стало возможным главным образом благодаря тому обилию исторической литературы, которое стало привычным на прилавках и в портфелях учителей — от «Маленького всемирного историка» до многочисленных изданий Плутарха, Карамзина, Ключевского и «Осени средневековья» Хейзинги.
Новая реальность: среди архитектурных памятников школьники стали называть те, которые видели сами — и не только в разделе Руси. Теперь встречались респонденты, успевшие побывать в Турции, Греции, Италии, посетившие Лувр….
Первые места в ответах в различных категориях заняли: по-прежнему Троянская война и походы Александра Македонского, Аристотель, Александр Македонский, Гомер, Архимед, Пифагор, Платон, Акрополь и Олимпия; восстание Спартака, Юлий Цезарь и Спартак, Колизей; Крестовые походы и открытие Америки, Колумб, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, Лувр и Нотр-Дам; монголо-татарское нашествие, Ледовое побоище, Крещение Руси и походы на Византию, Александр Невский, Ольга, Олег, Юрий Долгорукий, Ярослав Мудрый, Святослав, Владимир Святой, Игорь Старый и Владимир Мономах, София Киевская и храм Покрова на Нерли. (Здесь выделено то, что названо по крайней мере четвертью учащихся.)
Итоги этого опроса заслуживают еще нескольких выводов. Впервые, вероятно, за очень много лет по всем позициям и категориям ничего не помнящих об истории Древнего мира и Средних веков старшеклассников оказалось менее половины (от 32 до 46% — по памятникам, раньше именно в этом пункте было больше половины упорно молчавших, от 12 до 40% — по событиям и всего от 14 до 22% — по именам). Число же прекрасно помнящих историю старшеклассников, как уже было отмечено, возросло до пятой части по знанию имен известных людей. Это значит, что с каждым пятым тогдашним старшеклассником (сейчас им — 24—25 лет) можно вести интересный и серьезный разговор о культуре Возрождения или о Киевской Руси. Ругаемое иными критиками реформаторство в школе в первой половине 90-х гг. привело в жизнь умных и эрудированных не только в бизнесе людей. Значительная часть лучших ответов была, конечно, получена в гимназии (там были спецкурсы по истории, самостоятельная работа учащихся), но немало прозвучало их и в других школах. Налицо же была общая тенденция.
Радуясь таким результатам, я в то же время испытывал уже тогда определенную тревогу за следующий опрос через пять лет. Ведь в младших классах уже начинала внедряться другая, концентрическая система обучения, и прежде всего полем эксперимента почему-то выбрали (без особых на это просьб!) историю. Правда, вначале были возможны варианты и до 1997 г. это не было обязательным. Но явное сокращение материала и упрощение изучения истории в связи с началом курсов на год-два раньше — уже наблюдались.
И вот — 2000/2001 учебный год. Вновь — те же школы, те же 50 человек, обучающихся по новой системе. Опять среди них — несколько моих воспитанников из краеведческого клуба. И давнишние опасения более чем оправдались. Достаточно посмотреть таблицу результатов — почти повсюду показатели ухудшились. По Древней Греции и Риму, а также европейскому Средневековью они фактически вернулись в 1985—1990 гг. (что-то лучше, что-то даже хуже). Вновь более половины старшеклассников не знают памятников архитектуры Древней Греции и средневековой Европы, а по Риму 50% отвечали одно: «Колизей» (при 32% ничего не помнящих). От 16% назвавших три и более памятников, греческих — 8. И при этом никто не назвал 10 и более. Впору опять отменять эту графу? Немногим лучше ситуация с событиями и деятелями (по деятелям Европы в Средние века рост ничего не знающих вдвое!).
Видно и другое. Ответы изменились качественно — в худшую сторону. Довольно часто на вопросы о событиях в Древней Греции можно было слышать расплывчатые ответы: «Там была высокая культура», «Возникновение греческих государств», «Римские завоевания», «Упадок Римской империи». Но конкретных событий — войн, сражений, принятия законов, политических переворотов — называлось очень мало. Даже походы Александра Македонского назвали всего три ученика! Особенно, как ни странно, этому способствовало повторное изучение в старшем концентре цивилизаций, формаций и т.п. Ведь там почти не говорят о конкретной истории, а перечисляют явления и процессы. Почти как в первые послереволюционные годы…
Кстати, можно констатировать, что пока в центр изучения истории не попали важнейшие культурные события, важные вехи в образовании, технике, производстве. Такие события, как, например, изобретение алфавитов, открытие университетов, изобретение книгопечатания очень редко назывались старшеклассниками и раньше. Так же дело обстоит и сейчас.
И все-таки, что же назвали не менее пятой части участников опроса по первым трем разделам? Результаты таковы: Троянская война и Олимпийские игры, Аристотель, Платон, Сократ, Александр Македонский и Пифагор, Акрополь; восстание Спартака, Цезарь, Спартак и Октавиан, Август, Колизей; Крестовые походы, Колумб, Леонардо да Винчи и вернувшаяся в лидеры Жанна д’Арк, Нотр-Дам. В 2—3 раза уменьшилось число назвавших Гомера, Эсхила, в 5 раз — Софокла и Геродота. Примерно та же картина с Ричардом Львиное Сердце, Микеланджело, Рафаэлем, римским Форумом, Лувром.
В то же время знания по Древней Руси в целом остались почти на том же уровне, что и пять лет назад. Ведь отечественную историю изучают в обеих концентрах. Тем не менее и здесь — рост, хотя и не очень большой, не знающих имен и памятников (последних тоже стало больше половины). Зато тех, кто вызубрил для экзамена имена князей, стало больше в группе знающих трех и более деятелей; то же и с событиями. Здесь почти половина опрошенных называла Олега, Ольгу, Владимира Святого и почему-то Игоря Старого (учили по порядку?). На Александра Невского терпения у некоторых уже не хватило: его назвало лишь 11 человек. Из событий резко выделяется Крещение Руси, в лидерах также монголо-татарское нашествие и… Ледовое побоище (значит, некоторые не связывают его с Александром Невским!). В 1995 г. Александра Невского назвали более половины опрошенных — нет, не забыли мы тогда национальные святыни, как считают некоторые! Из памятников архитектуры вновь один «зарубежный» лидер — София Киевская.
И, наконец, — может быть, самое печальное. Даже те ребята, которые назвали более 10 пунктов (в основном — имен), просто несопоставимы по эрудиции со своими сверстниками 1995 г. и даже 1990 г. В том числе и в гимназии, где тоже все усреднилось. Абсолютный рекорд выражался в ответе одного школьника, который назвал 22 имени из Западного Средневековья, а по Руси — всего 15 деятелей. Так что 62% назвавших трех и более человек по Древней Руси — это за счет зубрежки, а не эрудиции…
…Знакомая учительница, работавшая в одной из школ, где проводились опросы, сказала как-то про перевод преподавания истории на концентрическую систему: «Это — преступление». Права она или нет, можно судить и по сравнению результатов опросов 1995 и 2000 гг. Это — не личное мнение, это — статистика.
Подведу итоги. Итак, за 15 лет «застоя» (1970—1985 гг.) знания школьников о давних исторических периодах заметно увеличились, оставаясь однотипными по качеству. За 5 лет перестройки (1985—1990 гг.) количественно они фактически не остались при наметившихся качественных подвижках. Следующие 5 лет — первые годы новой России (1990—1995 гг.) — дали поразительный подъем и количества и качества знаний, оставшийся многими незамеченным. Пишу так, потому что с 1995 по 2000 г. он практически сошел на нет при административно навязанном формалистическом эксперименте с концентрами и изучением общественных явлений вместо конкретной истории (причем все это уже было — в первые советские годы, в 1950-е…).
Предвижу, кто-то скажет: возможно, дело не в школьной программе, а в том, что новое поколение просто стало меньше интересоваться историей? Так или иначе — это тема серьезного разговора. А пока что можно подумать о следующем опросе в 2005/2006 учебном году. Что-то будет? Судя по тому, как застоялась в Москве концентрическая система, — вероятно, ничего особенно нового. Или?
Кстати, при проведении последнего опроса впервые появились ответы, почерпнутые из компьютерных программ. Не исключено, через год таких ответов будет значительно больше. Но насколько само по себе это скажется на объеме и качестве знаний, пока сказать трудно.

Результаты опросов старшеклассников
(в %)

Древняя Греция. События

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 70 25 4 1

?

1985/1986 0
1990/1991 54 34 4 8 0
1995/1996 34 44 8 10 4
2000/2001 36 32 14 18 0

 

Древняя Греция. Деятели

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 31 20 20 29 ?
1985/1986 0
1990/1991 26 16 20 30 8
1995/1996 18 26 10 38 8
2000/2001 24 8 12 52 4

 

Древняя Греция. Памятники архитектуры

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 62 28 8,5 1,5 ?
1985/1986 0
1990/1991 56 24 16 4 0
1995/1996 46 36 4 12 2
2000/2001 58 20 14 8 0

Примечание: Данные (точные) 1985/1986 учебного года по Древней Греции и Риму отсутствуют, так как, судя по всему, были подсчитаны неправильно, а ответы школьников, по которым можно было провести пересчет, сохранились не полностью.

 

Древний Рим. События

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 33 57 6 4 ?
1985/1986 0
1990/1991 50 24 14 12 0
1995/1996 40 20 16 22 2
2000/2001 20 28 28 20 4

 

Древний Рим. Деятели

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 16 40 27 17 ?
1985/1986 0
1990/1991 26 20 24 22 8
1995/1996 22 24 10 34 10
2000/2001 26 20 16 34 4

 

Древний Рим. Памятники архитектуры

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 48 40 9 3 ?
1985/1986 0
1990/1991 60 24 8 8 0
1995/1996 38 42 4 14 2
2000/2001 32 50 14 4 0

 

Западная Европа в Средние века. События

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 53 22 10 9 ?
1985/1986 28 18 18 36 0
1990/1991 36 28 6 28 2
1995/1996 28 16 20 32 4
2000/2001 38 26 14 18 4

 

Западная Европа в Средние века. Деятели

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 38 21 17 24 ?
1985/1986 21 24 12 41 2
1990/1991 32 14 8 30 16
1995/1996 16 16 14 34 20
2000/2001 32 24 8 26 10

 

Западная Европа в Средние века.
Памятники архитектуры

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 53 29 11 7 ?
1985/1986 58 21 9 12 0
1990/1991 62 10 8 18 2
1995/1996 32 30 12 24 2
2000/2001 58 20 4 16 2

 

Русь по XIII век. События

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 56 34 6 4 ?
1985/1986 20 18 22 40 0
1990/1991 24 20 24 32 0
1995/1996 12 24 16 40 8
2000/2001 2 16 20 58 4

 

Русь по XIII век. Деятели

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 44 39 9 8 ?
1985/1986 20 20 28 32 0
1990/1991 26 16 8 38 12
1995/1996 14 28 10 24 24
2000/2001 20 12 6 36 26

 

Русь по XIII век. Памятники архитектуры

Учебный год 0 1 2 3–9 10 и
более
1970/1971 61 28 9 2 ?
1985/1986 67 18 10 5 0
1990/1991 60 16 8 16 0
1995/1996 46 22 8 20 4
2000/2001 56 10 10 22 2

 

Аркадий КУЗНЕЦОВ

TopList