Ход факультатива
|
Краткое содержание фрагмента кинофильма |
Историческая
или методическая проблема |
Формы организации |
Методы учения |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Несколько кадров из французской и американской экранизаций романа «Три мушкетера» |
А. Дюма и его роман | Организация
вводной беседы, изложение нового материала. Учитель. Вам уже известно, что сегодняшнее наше занятие посвящено Франции XVII в., эпохе абсолютизма, а также фильму «Д’Артаньян и три мушкетера». Какова связь между первым и
вторым? Дополнительная информация. А.
Дюма-отец (полное имя — маркиз Александр Дюма
Дави де Ла Пайетри, 1802—1870) — выдающийся
французский драматург, романист, поэт, писатель,
сказочник, биограф, журналист (более 500 томов
произведений всевозможных жанров). Первый
большой успех — драма «Генрих III и его двор».
Большая роль в распространении русской
литературы зарубежом: переводит на французский
«Выстрел», «Метель» и «Гробовщик» Пушкина,
«Горные Вершины» Лермонтова, «Ледяной дом»
Лажечникова, а также Некрасова,
Бестужева-Марлинского, Рылеева и других. Вспомните главных действующих
лиц фильма. |
Участие в
беседе, восприятие устного слова учителя. Примерные ответы: Действие фильма происходит во
Франции XVII в.; Ответ: |
Д’Артаньян: «Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, и в ваших жилах тоже есть огонь…» | Пространственная локализация событий | Организация работы с
картой, решение исторической задачи. Покажите на карте районы, которые д’Артаньян не уважал. Покажите родину юноши, предположите и покажите на карте, какой путь проделал д’Артаньян, чтобы добраться до столицы. |
Работа с картой, решение исторической задачи |
Сборы д’Артаньяна в Париж |
Две группы внутри дворянства: «дворянство шпаги», «дворянство мантии» | Организация
повторения изученного материала путем решения
исторической задачи. Вспомните, на какие группы делилось французское дворянство. Предположите, к какой из них мог относиться д’Артаньян. Здесь и далее примеры наводящих вопросов не приводятся. Дворянство делилось на
«дворянство шпаги» (аристократия) и «дворянство
мантии» (дарованное королем), т.е. эти две группы
отличались происхождением; часто «дворяне
шпаги» были бедными, и единственное, чем они
могли гордиться, — знатность рода. «Клянусь
честью!» — часто повторяет гасконец. Кроме
этого, он видел себя только в качестве военного,
но не чиновника, юриста и др. |
Решение исторической задачи. |
Сцена фехтования в «штабе» мушкетеров; разговор о перевязи Портоса | Мушкетеры — основа королевского войска; обмундирование мушкетеров | Объяснение с
элементами беседы, демонстрация исторической
картины. Как вы думаете,
почему мушкетеры называются именно так? Что же такое мушкетерская
перевязь и почему она имела такое значение для
Портоса? Мушкетеры существовали во
многих странах Европы, их нельзя было отличить от
других родов войск. Однако узнать французского
королевского мушкетера можно без труда. Как? Мушкетеры были большими
модниками, тщательно следили за своей внешностью
(это видно и по нашим героям). Чем еще отличается
костюм Портоса от всех остальных? |
Восприятие устного слова учителя, визуальное восприятие картины |
Сцена у монастыря Дешо |
Историчность персонажей Дюма (прообразы д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса) | Организация
изучения нового материала методом объяснения,
решения проблемного задания. В этой сцене будущие друзья впервые встречаются все вместе. А как вы думаете, могла ли такая встреча произойти на самом деле? Существовали ли д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис на самом деле? Послушайте следующую информацию и
найдите в фильме исторические «нестыковки». Атос — Арман де Селлек д’Атос д’Отевиль; происходил из получившей дворянство купеческой семьи; был королевским мушкетером во всех войнах, которые вели Людовик XIII и Ришелье; умер в 1643 г. Портос — Исаак де Порте; родился в 1617 г.; его отец — королевский нотариус; де Порте начал служить в 1644 г. Арамис — гасконец, сын офицера; на самом деле звался д’Арамис. Умер в 1650 г. Д’Артаньян — Шарль де Бас д’Артаньян; родился в Гасконии; добившись почестей и наград, женился, но в течение 6 лет только 2 раза навестил жену, которая в знак протеста ушла в монастырь; погиб в 1673 г. в бою с голландцами. |
Восприятие
устного слова учителя, решение проблемного
задания. Примерный ответ: Атос
и Портос — «дворяне мантии», Арамис — «дворянин
шпаги»; |
Обсуждение на основе предыдущего фрагмента | Запрет дуэлей как способ подчинения дворянства власти короля | Организация
повторения изученного материала, организация
расширения знаний путем решения проблемного
задания. Объясните,
почему мушкетеры вынуждены были прервать дуэль
при появлении гвардейцев. О чем свидетельствует закон о запрете дуэлей? Ришелье не удалось покончить с традицией дуэлей и интриг среди провинциальной знати и придворных, но благодаря его усилиям неповиновение короне стало считаться не привилегией, а преступлением против страны. |
Повторение изученного материала, расширение знаний. Участие в беседе, решение проблемного задания. |
Сцена в покоях Анны
Австрийской: «Письмо!..»
|
Политические и личные
причины конфликта между Людовиком XIII и Анной
Австрийской; психологическая характеристика
исторических личностей
|
Изучение нового
материала. Повествование с элементами беседы. В чем подозревал король королеву? А кардинал? Какова история конфликта? Анна Австрийская была дочерью испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, и все ее симпатии находились целиком на стороне ее испано-австрийских родственников, а Испания в то время — главный враг Франции в Европе. Кардинал приложил много усилий к тому, чтобы легкомысленная королева не имела возможности выдавать врагам государственные тайны. Поэтому кардинал стал еще одной причиной несогласия между королем и королевой. Королева участвовала почти во всех заговорах против кардинала. Кроме этого, характеры королевской четы были несхожи; она была кокетлива и общительна, а он, человек тихий и замкнутый, вечно страдал от скуки. Как такое отношение короля к измене королевы характеризует его как государственного деятеля? Посмотрите на портрет Людовика XIV, предположите, какими качествами обладал этот человек и как это могло повлиять на стиль его правления. Сравните портреты настоящих короля и королевы с теми образами, которые создали А. Фрейндлих и О. Табаков. |
Восприятие устного
слова учителя, участие в беседе. Примерный
ответ: король подозревал Анну в личной
измене, а кардинал — в государственной. Примерный ответ: фактически король отстранился от государственной деятельности. Меланхоличный, безвольный, неуверенный, в облике нет величия. Примерный ответ: в к/ф король более уверен в себе, решителен, активно ведет светскую жизнь; внешне герои очень похожи на исторических персонажей |
Миледи отвечает на
просьбу Ришелье спеть с Рошфором первым голосом:
«С удовольствием, но только вторым, ибо первый
голос всегда Ваш». Ришелье: «Для меня нет ничего невозможного» |
Ришелье — первый министр королевства | Организация
повторения изученного материала, расширение
круга знаний путем повествования, беседы,
решения проблемного задания и работы с
историческими портретами. Прокомментируйте слова миледи. Почему, по вашему мнению, кардинал Ришелье становится первым человеком в государстве? Посмотрите на портрет Ришелье, вспомните хотя бы некоторые из его политических действий и предположите, какими качествами обладала эта личность. Насколько правдоподобно роль кардинала сыграл актер Трофимов? Дополнительная информация. Ришелье стал первым министром по воле королевы-матери; духовник королевы Анны. Его черты: ловкость и хитроумие при налаживании компромиссов; терпение, воля к власти. Кардинал Ришелье — холодный, расчетливый, часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку; с замечательной зоркостью и дальновидностью замечал грозящую опасность, предупреждал ее при самом появлении. В борьбе со своими врагами Ришелье не брезговал ничем: доносы, шпионство, грубые подлоги, неслыханное прежде коварство — все шло в ход. Он предпочитал никому не доверять, что вызывало страх и непонимание окружающих. «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть», — говорил кардинал. «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», — он заложил основы абсолютизма, который окончательно оформился при Людовике XIV. |
Повторение
изученного материала, расширение знаний путем
восприятия устного слова учителя, участия в
беседе, анализа исторического портрета,
составления характеристики исторического
деятеля. Примерный ответ: cлова миледи свидетельствуют о неограниченной власти кардинала в стране, где король не способен сконцентрировать власть в собственных руках. |
Любая сцена драки между мушкетерами и гвардейцами | Королевские мушкетеры и гвардейцы кардинала — причины конфликта | Расширение знаний. Объяснение. И личная охрана короля, и их соперники — гвардейцы кардинала Ришелье, являлись в военном отношении мушкетерами (стреляли из мушкетов) и гвардейцами (гвардия — отборное, привилегированное войско). Все они были дворянами. Однако конфликт, вызванный предполагаемым слиянием обеих гвардий, сильно преувеличен автором для придания большей остроты сюжету. | Восприятие устного слова учителя |
Ришелье — миледи, намекая на необходимость убить Бэкингема: «Может ведь совершиться событие, которое изменит лик всего государства, например, как в 1610 г.» | Гибель Генриха IV | Организация
повторения изученного материала, расширение
знаний (повествование). О каком событии вспоминал кардинал? Дополнительная информация:
14 мая 1610 г. король Генрих IV в карете отправился в
арсенал для осмотра новых орудий. День был
жаркий, и оконные кожи были спущены. На узкой
извилистой улице Железных рядов королевский
экипаж остановился, чтобы пропустить воз с сеном. |
Повторение изученного
материала (участие в беседе, восприятие устного
слова учителя). Примерный ответ: убийство Генриха IV. |
Английский офицер и
миледи в домике на берегу: «Сестра! Я убью его!» |
Гибель лорда Бекингема | Организация
повторения изученного материала путем решения
проблемного задания. Герцог Бэкингем действительно был убит английским офицером. Подумайте и предположите, кому была выгодна гибель этого политического деятеля. Гибель Бэкингема была выгодна Ришелье для взятия Ларошели, парламенту и антикоролевским силам в Англии. |
Повторение изученного материала путем решения проблемного задания. |
|
Анастасия ГОРИНА,
г. Смоленск