Ход факультатива
«Занимательная история»
по теме «Франция в эпоху абсолютизма и герои А. Дюма»

Краткое
содержание фрагмента
кинофильма
Историческая или
методическая проблема

Формы организации
учебной деятельности

Методы
учения
1 2 3 4




Несколько кадров
из французской и американской экранизаций романа «Три мушкетера»
А. Дюма и его роман Организация вводной беседы, изложение нового материала.

Учитель. Вам уже известно, что сегодняшнее наше занятие посвящено Франции XVII в., эпохе абсолютизма, а также фильму «Д’Артаньян и три мушкетера».

Какова связь между первым и вторым?
Кто является автором книги, по которой поставлен фильм? Какие еще произведения этого писателя вам известны? Что их объединяет?

Дополнительная информация. А. Дюма-отец (полное имя — маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри, 1802—1870) — выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист (более 500 томов произведений всевозможных жанров). Первый большой успех — драма «Генрих III и его двор». Большая роль в распространении русской литературы зарубежом: переводит на французский «Выстрел», «Метель» и «Гробовщик» Пушкина, «Горные Вершины» Лермонтова, «Ледяной дом» Лажечникова, а также Некрасова, Бестужева-Марлинского, Рылеева и других.
Сам бывал в России, где его произведения долгое время были официально запрещены.
Вел неумеренный образ жизни, разорился.
Самыми известными из его произведений являются исторические драмы, написанные в соавторстве с Огюстом Маке: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».
Об одной из них мы сегодня и поговорим.

Вспомните главных действующих лиц фильма.
С чего начинается действие?

Участие в беседе, восприятие устного слова учителя.

Примерные ответы:

Действие фильма происходит во Франции XVII в.;
А. Дюма; «Двадцать лет спустя», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго». Действие происходит в историческом антураже.

Ответ:
д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис.

Д’Артаньян: «Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, и в ваших жилах тоже есть огонь…» Пространственная локализация событий Организация работы с картой, решение исторической задачи.

Покажите на карте районы, которые д’Артаньян не уважал. Покажите родину юноши, предположите и покажите на карте, какой путь проделал д’Артаньян, чтобы добраться до столицы.

Работа с картой, решение исторической задачи
Сборы д’Артаньяна
в Париж
Две группы внутри дворянства: «дворянство шпаги», «дворянство мантии» Организация повторения изученного материала путем решения исторической задачи.

Вспомните, на какие группы делилось французское дворянство. Предположите, к какой из них мог относиться д’Артаньян.

Здесь и далее примеры наводящих вопросов не приводятся.

Дворянство делилось на «дворянство шпаги» (аристократия) и «дворянство мантии» (дарованное королем), т.е. эти две группы отличались происхождением; часто «дворяне шпаги» были бедными, и единственное, чем они могли гордиться, — знатность рода. «Клянусь честью!» — часто повторяет гасконец. Кроме этого, он видел себя только в качестве военного, но не чиновника, юриста и др.
Можно сделать вывод, что д’Артаньян относился к «дворянству шпаги».

Решение исторической задачи.

Сцена фехтования в «штабе» мушкетеров; разговор о перевязи Портоса Мушкетеры — основа королевского войска; обмундирование мушкетеров Объяснение с элементами беседы, демонстрация исторической картины.

Как вы думаете, почему мушкетеры называются именно так?
Мушкетеры — так в XVI в. стали называться солдаты, вооруженные мушкетами. Мушкет, предок ружья, был так тяжел, что для выстрела его приходилось ставить на специальную сошку, а под приклад подкладывать подушечку. Ведь отдача при стрельбе из мушкета была очень сильной, и случалось, что солдат расплачивался синяками на плече.

Что же такое мушкетерская перевязь и почему она имела такое значение для Портоса?
На широкой кожаной перевязи у мушкетера располагались висевшие на шнурах деревянные, костяные или медные патроны-натруски с порохом. Закрывались они пробками и содержали определенное количество «огневого зелья». Дело в том, что при его большем количестве мушкет мог разорваться во время выстрела. При ходьбе патроны стукались друг о друга, и приближение мушкетерского отряда было слышно издалека.

Мушкетеры существовали во многих странах Европы, их нельзя было отличить от других родов войск. Однако узнать французского королевского мушкетера можно без труда. Как?
Отличительной форменной одеждой 1-й и 2-й рот королевских мушкетеров был двусторонний короткий плащ-казакин лазоревого цвета, обшитый по краям серебряными галунами. Спереди, сзади и на боковых лопастях казакина размещались белые кресты с королевскими золотыми лилиями на концах, а возле перекрестья — четыре красных трилистника.

Мушкетеры были большими модниками, тщательно следили за своей внешностью (это видно и по нашим героям). Чем еще отличается костюм Портоса от всех остальных?
Бантик на косичке у виска. В пряди часто вплетались ленты, плотные фитильные шнуры, сыромятные ремешки, что затрудняло возможность для неприятеля поразить рубящим ударом шпаги или сабли шею мушкетера.
Широкополая фетровая шляпа и широченный воротник также способствовали этому.

Восприятие устного слова учителя, визуальное восприятие картины

Сцена
у монастыря Дешо
Историчность персонажей Дюма (прообразы д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса) Организация изучения нового материала методом объяснения, решения проблемного задания.
В этой сцене будущие друзья впервые встречаются все вместе. А как вы думаете, могла ли такая встреча произойти на самом деле? Существовали ли д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис на самом деле?

Послушайте следующую информацию и найдите в фильме исторические «нестыковки».
К каким группам дворянства относятся эти герои?

Атос — Арман де Селлек д’Атос д’Отевиль; происходил из получившей дворянство купеческой семьи; был королевским мушкетером во всех войнах, которые вели Людовик XIII и Ришелье; умер в 1643 г.

Портос — Исаак де Порте; родился в 1617 г.; его отец — королевский нотариус; де Порте начал служить в 1644 г.

Арамис — гасконец, сын офицера; на самом деле звался д’Арамис. Умер в 1650 г.

Д’Артаньян — Шарль де Бас д’Артаньян; родился в Гасконии; добившись почестей и наград, женился, но в течение 6 лет только 2 раза навестил жену, которая в знак протеста ушла в монастырь; погиб в 1673 г. в бою с голландцами.

Восприятие устного слова учителя, решение проблемного задания.

Примерный ответ: Атос и Портос — «дворяне мантии», Арамис — «дворянин шпаги»;
Атос и Портос не могли встретиться; Арамис не земляк д’Артаньяна; Атос не граф; в романе они погибают
в другой последовательности, чем в жизни

Обсуждение на основе предыдущего фрагмента Запрет дуэлей как способ подчинения дворянства власти короля Организация повторения изученного материала, организация расширения знаний путем решения проблемного задания.

Объясните, почему мушкетеры вынуждены были прервать дуэль при появлении гвардейцев.
Мушкетеры вынуждены были прервать дуэль при появлении гвардейцев, потому что нарушали закон — Ришелье запретил дуэли. Это был еще один шаг на пути подчинения дворянства государственной власти: дворянин имеет право отдавать свою жизнь только во время службы королю. Такая мера — свидетельство укрепления абсолютизма.

О чем свидетельствует закон о запрете дуэлей? Ришелье не удалось покончить с традицией дуэлей и интриг среди провинциальной знати и придворных, но благодаря его усилиям неповиновение короне стало считаться не привилегией, а преступлением против страны.

Повторение изученного материала, расширение знаний. Участие в беседе, решение проблемного задания.

Сцена в покоях Анны Австрийской: «Письмо!..»

 

 

Политические и личные причины конфликта между Людовиком XIII и Анной Австрийской; психологическая характеристика исторических личностей

 

 

Изучение нового материала. Повествование с элементами беседы.

В чем подозревал король королеву? А кардинал? Какова история конфликта? Анна Австрийская была дочерью испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, и все ее симпатии находились целиком на стороне ее испано-австрийских родственников, а Испания в то время — главный враг Франции в Европе. Кардинал приложил много усилий к тому, чтобы легкомысленная королева не имела возможности выдавать врагам государственные тайны. Поэтому кардинал стал еще одной причиной несогласия между королем и королевой. Королева участвовала почти во всех заговорах против кардинала. Кроме этого, характеры королевской четы были несхожи; она была кокетлива и общительна, а он, человек тихий и замкнутый, вечно страдал от скуки.

Как такое отношение короля к измене королевы характеризует его как государственного деятеля? Посмотрите на портрет Людовика XIV, предположите, какими качествами обладал этот человек и как это могло повлиять на стиль его правления. Сравните портреты настоящих короля и королевы с теми образами, которые создали А. Фрейндлих и О. Табаков.

Восприятие устного слова учителя, участие в беседе. Примерный ответ: король подозревал Анну в личной измене, а кардинал — в государственной.
Примерный ответ: фактически король отстранился от государственной деятельности. Меланхоличный, безвольный, неуверенный, в облике нет величия.
Примерный ответ:
в к/ф король более уверен в себе, решителен, активно ведет светскую жизнь; внешне герои очень похожи на исторических персонажей
Миледи отвечает на просьбу Ришелье спеть с Рошфором первым голосом: «С удовольствием, но только вторым, ибо первый голос всегда Ваш».

Ришелье: «Для меня нет ничего невозможного»

Ришелье — первый министр королевства

Организация повторения изученного материала, расширение круга знаний путем повествования, беседы, решения проблемного задания и работы с историческими портретами.

Прокомментируйте слова миледи.
Каков их политический смысл?

Почему, по вашему мнению, кардинал Ришелье становится первым человеком в государстве?

Посмотрите на портрет Ришелье, вспомните хотя бы некоторые из его политических действий и предположите, какими качествами обладала эта личность. Насколько правдоподобно роль кардинала сыграл актер Трофимов?

Дополнительная информация. Ришелье стал первым министром по воле королевы-матери; духовник королевы Анны. Его черты: ловкость и хитроумие при налаживании компромиссов; терпение, воля к власти. Кардинал Ришелье — холодный, расчетливый, часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку; с замечательной зоркостью и дальновидностью замечал грозящую опасность, предупреждал ее при самом появлении. В борьбе со своими врагами Ришелье не брезговал ничем: доносы, шпионство, грубые подлоги, неслыханное прежде коварство — все шло в ход. Он предпочитал никому не доверять, что вызывало страх и непонимание окружающих. «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть», — говорил кардинал. «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», — он заложил основы абсолютизма, который окончательно оформился при Людовике XIV.

Повторение изученного материала, расширение знаний путем восприятия устного слова учителя, участия в беседе, анализа исторического портрета, составления характеристики исторического деятеля.
Примерный ответ:
cлова миледи свидетельствуют о неограниченной власти кардинала в стране, где король не способен сконцентрировать власть в собственных руках.

Любая сцена драки между мушкетерами и гвардейцами Королевские мушкетеры и гвардейцы кардинала — причины конфликта Расширение знаний. Объяснение. И личная охрана короля, и их соперники — гвардейцы кардинала Ришелье, являлись в военном отношении мушкетерами (стреляли из мушкетов) и гвардейцами (гвардия — отборное, привилегированное войско). Все они были дворянами. Однако конфликт, вызванный предполагаемым слиянием обеих гвардий, сильно преувеличен автором для придания большей остроты сюжету. Восприятие устного слова учителя
Ришелье — миледи, намекая на необходимость убить Бэкингема: «Может ведь совершиться событие, которое изменит лик всего государства, например, как в 1610 г.» Гибель Генриха IV

Организация повторения изученного материала, расширение знаний (повествование).

О каком событии вспоминал кардинал?

Дополнительная информация: 14 мая 1610 г. король Генрих IV в карете отправился в арсенал для осмотра новых орудий. День был жаркий, и оконные кожи были спущены. На узкой извилистой улице Железных рядов королевский экипаж остановился, чтобы пропустить воз с сеном.
В эту минуту какой-то человек быстро вскочил на колесо, и через открытое окно всадил в грудь Генриха кинжал. Смерть была мгновенной, Генрих не успел испустить ни единого стона. Сопровождающие в первую минуту даже не заметили его кончины. Убийца, фанатик-католик Равайльяк, не успел скрыться, был захвачен стражниками и через две недели казнен.

Повторение изученного материала (участие в беседе, восприятие устного слова учителя).

Примерный ответ: убийство Генриха IV.

Английский офицер и миледи в домике
на берегу: «Сестра! Я убью его!»
Гибель лорда Бекингема

Организация повторения изученного материала путем решения проблемного задания.

Герцог Бэкингем действительно был убит английским офицером. Подумайте и предположите, кому была выгодна гибель этого политического деятеля.

Гибель Бэкингема была выгодна Ришелье для взятия Ларошели, парламенту и антикоролевским силам в Англии.

Повторение изученного материала путем решения проблемного задания.


Домашнее задание:
Вспомнить другие фильмы по роману «Три мушкетера», охарактеризовать их с точки зрения историчности (соответствуют ли действующие персонажи реальным личностям, какие события фильма соответствуют реальным событиям и др.)

Анастасия ГОРИНА,
г. Смоленск

TopList