«А вот поведаю вам, дети мои,
о трудах своих»

Князь Владимир Мономах

Феодальный замок в Любече. XI в. Реконструкция

Феодальный замок в Любече.

XI в. Реконструкция

 

Материал может быть использован при подготовке урока по теме «Киевская Русь.
IX — первая половина XII в. Владимир Мономах». 6-й класс.

Цели урока. Изучить политическую ситуацию, сложившуюся на Руси в начале ХII в., и решить проблему: почему именно князь Владимир Мономах был приглашен на киевский стол в 1113 г. и что он предпринял в сложившейся ситуации. Развивать умения анализировать текст первоисточника и давать характеристику выдающемуся человеку. Воспитывать познавательный интерес к предмету, а также способствовать воспитанию трудолюбия, честности, терпимости на примерах выдающихся исторических деятелей.
Оборудование. Учебник Преображенского и Рыбакова «История Отечества. 6—7 кл.», § 5 (последний пункт); выдержки из «Поучения Владимира Мономаха», «Устава Владимира Мономаха»; миниатюры из Радзивилловской летописи; фотография «Шапка Мономаха»; картина Иванова «Совет князей»; макет замка г. Любеч.
Тип урока. Комбинированный, с преобладанием изучения нового материала.
Форма урока. Урок (проблемного изложения) — «характеристика».

ХОД УРОКА

I
Организационный
момент

Проверка готовности класса к уроку.

II
Опрос

Проверка домашнего задания, знания дат и понятий. Класс слушает домашнее задание — сочинение-характеристику Ярослава Мудрого — и дает оценку работе ученика. Затем обсуждается второе сочинение на эту же тему. Сочинения сравниваются, делается вывод. Затем путем фронтального устного опроса выясняются причины восстания 1113  г., действия восставших, осуществляется переход к изучению новой темы.

III
Изучение новой темы

Учитель. В результате киевского восстания 1113  г. киевские бояре пригласили на княжеский стол князя Владимира Мономаха, хотя он был не старшим в роду на тот момент. Почему? Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на этот вопрос. Что для этого мы должны знать?
Выслушиваются мнения учащихся. В результате обсуждения выявляется план характеристики Владимира Мономаха:
1)  происхождение князя, условия его воспитания;
2)  внешний вид князя;
3)  его поступки, цели и способы деятельности;
4)  его способности (интеллектуальные, физические, творческие), черты характера, волевые качества;
5)  друзья и враги князя;
6)  результаты его деятельности; мнение о нем современников.

Происхождение князя

Учитель. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича, внуком князя Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище. По легенде, византийский император подарил князю Владимиру шапку Мономаха, которой позже венчались на царство русские цари. Но в действительности, как показали исследования ученых, она сделана в ХIV—ХV вв. на Востоке.

Внешний вид

Учитель. Давайте посмотрим на стяг с изображением Владимира Мономаха и опишем внешний вид князя (картинка на доске, в учебнике § 5).

Учащиеся приходят к выводу, что князь выглядел мудрым, старым, дряхлым.

Поступки, черты характера

Учитель. Давайте прочитаем «Поучение Владимира Мономаха», написанное князем в конце жизни и адресованное его детям.

Читается отрывок о междоусобных войнах с привлечением половцев.

Учитель. Какова была ситуация на Руси в конце ХI — начале ХII в.?
Ученики. Князья воевали друг с другом, привлекали на свою сторону половцев, приводя их отряды на русские земли, сжигая русские города. Мономах также участвовал в подобных войнах, сжег города Полоцк, Одреск. Он боролся за власть.

Учитель обращает внимание детей на миниатюры летописи «Русские в половецком плену», «Мономах осаждает Чернигов» и др.

Военные действия под Черниговом. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Военные действия под Черниговом

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Учитель. Какие черты характера князя Владимира проявились в этих войнах?
Ученики. Смелость, жестокость, ум, вероломство, решительность, воинственность.

Читается отрывок из «Поучения» о борьбе князя Владимира Мономаха с князем Олегом Святославичем, с половцами.

Учитель. Почему Мономах уступил князю Олегу Чернигов? Чем закончилась его борьба с половцами? Чем князь объясняет свои походы на половцев? Сколько походов он совершил?

После обсуждения делается вывод.

Вывод: Князь Владимир Мономах хотел обезопасить Русь от внешних врагов; его походы на половцев завершались их разгромом; он совершил 83 похода, а Олегу уступил потому, что ему стало жалко русских людей.

Учитель обращает внимание на миниатюры «Русские побеждают половцев на реке Сула», «Убийство половецких ханов в плену», на картину Иванова «Совет князей» и макет замка в город Любеч.

Страдания русских в половецком плену. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Страдания русских в половецком плену

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Учитель. В 1097 г. в Любече прошел съезд князей, где было решено: для того чтобы на Руси установился мир, надо чтобы каждый князь «держал свою отчину», не претендуя на чужое. Владимир Мономах принял в этом съезде самое активное участие.
Какой вывод о способах действия, о характере Мономаха можно сделать на основании этого?
Почему съезд собрался в Любече?
Дети приходят к мысли, что достичь мира можно не только путем войн и походов, но и дипломатией.

Ученики. Владимир проявил здесь мудрость, гибкость и терпимость. То что съезд князей собрался в Любече, показывает, что у Владимира Мономаха был высокий авторитет среди князей, ему доверяли.

Зачитывается отрывок из «Поучения», со слов «А вот как я трудился...».

Учитель. Что вы думаете о характере Мономаха? Чему он учил своих детей? Как вы думаете, относятся ли его советы к вам, современным детям? Чего же добивался Владимир Мономах? Почему именно его киевляне пригласили на престол?

Выслушиваются ответы детей и делается вывод.

Вывод: Князь Владимир Мономах, совершив несколько десятков походов, победил половцев, подчинил себе многих русских князей, прославился среди русских людей как князь-защитник; пытался предотвратить междоусобные войны. У него был очень высокий авторитет и среди друзей, и среди врагов.

Работа с «Уставом Владимира Мономаха»

Учитель. Давайте посмотрим, что же сделал Владимир Мономах, будучи киевским князем, для разрешения социальных противоречий, из-за которых и произошло восстание 1113 г. Запишем в тетради даты правления князя — 1113—1125 гг. — и зачитаем статьи «Устава», принятого Владимиром Всеволодичем.

Обсуждаются ст. 46, 49, 50, 52, 59, 108. Ст. 48 нуждается в объяснении учителя.

Учитель. Князь Владимир сохранил ростовщичество, но ограничил его. Например, с 10 гривен один третный рез составляет 5 гривен. Ростовщик мог взять с заемщика три раза по 5 гривен, но тогда не имел права требовать возвращения всей суммы долга. Если же он взял два раза по 5 гривен, то он сохранял право на возвращение всего долга.
Ученики. Ст. 50 свидетельствует о справедливости князя. Ст. 52 защищает интересы закупа, но вряд ли она может быть реализована. Ст. 59 говорит о том, что холопы остались неравноправной группой населения. Владимир Мономах был сыном своего века, защищал интересы господствующих слоев общества. Ст. 108 свидетельствует о том, что холопы, не найденные хозяевами, в городе могли стать свободными. Это напоминает поговорку средневековой Европы: «Городской воздух делает человека свободным».

Победа русских князей над половцами на Суле. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Победа русских князей над половцами на Суле

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Учитель. Что же изменилось после принятия «Устава»?
Ученики (делают вывод). Было ограничено долговое рабство, смягчено ростовщичество.

IV
Закрепление

Учитель. В Средние века появилась поговорка: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Как вы ее понимаете?

Учащиеся должны понять, насколько ответственно быть главой государства, сколько проблем, внутренних и внешних, приходилось решать князю.

V
Домашнее задание

Учитель. Постарайтесь дома в своих сочинениях-характеристиках «Владимир Мономах в трудах и походах» отразить мысль об ответственности главы государства.

Сильная группа учащихся получает задание написать сравнительную характеристику «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах», подчеркнув в ней общие и особенные черты каждого князя.

VI
Оценка
деятельности класса

Учитель. А сейчас подведем итоги и ответим на вопросы:
Что мы узнали сегодня на уроке?
Чему мы научились?
Что хотели бы еще узнать о князе Владимире Мономахе?

Учитель оценивает учащихся словесно, отметки выставляются наиболее активным и тем, кто был опрошен по домашнему заданию.

Эльвира ДЖУМАНЬЯЗОВА,
учитель истории,
пос. Кульна, Астраханская обл.

TopList