«А вот поведаю вам, дети мои,
|
|
Цели урока. Изучить
политическую ситуацию, сложившуюся на Руси в
начале ХII в., и решить проблему: почему именно
князь Владимир Мономах был приглашен на киевский
стол в 1113 г. и что он предпринял в сложившейся
ситуации. Развивать умения анализировать текст
первоисточника и давать характеристику
выдающемуся человеку. Воспитывать
познавательный интерес к предмету, а также
способствовать воспитанию трудолюбия,
честности, терпимости на примерах выдающихся
исторических деятелей.
Оборудование. Учебник Преображенского
и Рыбакова «История Отечества. 6—7 кл.», § 5
(последний пункт); выдержки из «Поучения
Владимира Мономаха», «Устава Владимира
Мономаха»; миниатюры из Радзивилловской
летописи; фотография «Шапка Мономаха»; картина
Иванова «Совет князей»; макет замка г. Любеч.
Тип урока. Комбинированный, с
преобладанием изучения нового материала.
Форма урока. Урок (проблемного изложения) —
«характеристика».
ХОД УРОКА
Проверка готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания, знания дат и понятий. Класс слушает домашнее задание — сочинение-характеристику Ярослава Мудрого — и дает оценку работе ученика. Затем обсуждается второе сочинение на эту же тему. Сочинения сравниваются, делается вывод. Затем путем фронтального устного опроса выясняются причины восстания 1113 г., действия восставших, осуществляется переход к изучению новой темы.
Учитель. В результате киевского
восстания 1113 г. киевские бояре пригласили на
княжеский стол князя Владимира Мономаха, хотя он
был не старшим в роду на тот момент. Почему?
Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на
этот вопрос. Что для этого мы должны знать?
Выслушиваются мнения учащихся. В результате
обсуждения выявляется план характеристики
Владимира Мономаха:
1) происхождение князя, условия его
воспитания;
2) внешний вид князя;
3) его поступки, цели и способы деятельности;
4) его способности (интеллектуальные,
физические, творческие), черты характера, волевые
качества;
5) друзья и враги князя;
6) результаты его деятельности; мнение о нем
современников.
Происхождение князя
Учитель. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича, внуком князя Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище. По легенде, византийский император подарил князю Владимиру шапку Мономаха, которой позже венчались на царство русские цари. Но в действительности, как показали исследования ученых, она сделана в ХIV—ХV вв. на Востоке.
Внешний вид
Учитель. Давайте посмотрим на стяг с изображением Владимира Мономаха и опишем внешний вид князя (картинка на доске, в учебнике § 5).
Учащиеся приходят к выводу, что князь выглядел мудрым, старым, дряхлым.
Поступки, черты характера
Учитель. Давайте прочитаем «Поучение Владимира Мономаха», написанное князем в конце жизни и адресованное его детям.
Читается отрывок о междоусобных войнах с привлечением половцев.
Учитель. Какова была ситуация на Руси
в конце ХI — начале ХII в.?
Ученики. Князья воевали друг с другом,
привлекали на свою сторону половцев, приводя их
отряды на русские земли, сжигая русские города.
Мономах также участвовал в подобных войнах, сжег
города Полоцк, Одреск. Он боролся за власть.
Учитель обращает внимание детей на миниатюры летописи «Русские в половецком плену», «Мономах осаждает Чернигов» и др.
Военные действия под ЧерниговомМиниатюра из Радзивилловской летописи |
Учитель. Какие черты
характера князя Владимира проявились в этих
войнах?
Ученики. Смелость, жестокость, ум,
вероломство, решительность, воинственность.
Читается отрывок из «Поучения» о борьбе князя Владимира Мономаха с князем Олегом Святославичем, с половцами.
Учитель. Почему Мономах уступил князю Олегу Чернигов? Чем закончилась его борьба с половцами? Чем князь объясняет свои походы на половцев? Сколько походов он совершил?
После обсуждения делается вывод.
Вывод: Князь Владимир Мономах хотел обезопасить Русь от внешних врагов; его походы на половцев завершались их разгромом; он совершил 83 похода, а Олегу уступил потому, что ему стало жалко русских людей.
Учитель обращает внимание на миниатюры «Русские побеждают половцев на реке Сула», «Убийство половецких ханов в плену», на картину Иванова «Совет князей» и макет замка в город Любеч.
Страдания русских в половецком пленуМиниатюра из Радзивилловской летописи |
Учитель. В 1097 г. в Любече
прошел съезд князей, где было решено: для того
чтобы на Руси установился мир, надо чтобы каждый
князь «держал свою отчину», не претендуя на
чужое. Владимир Мономах принял в этом съезде
самое активное участие.
Какой вывод о способах действия, о характере
Мономаха можно сделать на основании этого?
Почему съезд собрался в Любече?
Дети приходят к мысли, что достичь мира можно не
только путем войн и походов, но и дипломатией.
Ученики. Владимир проявил здесь мудрость, гибкость и терпимость. То что съезд князей собрался в Любече, показывает, что у Владимира Мономаха был высокий авторитет среди князей, ему доверяли.
Зачитывается отрывок из «Поучения», со слов «А вот как я трудился...».
Учитель. Что вы думаете о характере Мономаха? Чему он учил своих детей? Как вы думаете, относятся ли его советы к вам, современным детям? Чего же добивался Владимир Мономах? Почему именно его киевляне пригласили на престол?
Выслушиваются ответы детей и делается вывод.
Вывод: Князь Владимир Мономах, совершив несколько десятков походов, победил половцев, подчинил себе многих русских князей, прославился среди русских людей как князь-защитник; пытался предотвратить междоусобные войны. У него был очень высокий авторитет и среди друзей, и среди врагов.
Учитель. Давайте посмотрим, что же сделал Владимир Мономах, будучи киевским князем, для разрешения социальных противоречий, из-за которых и произошло восстание 1113 г. Запишем в тетради даты правления князя — 1113—1125 гг. — и зачитаем статьи «Устава», принятого Владимиром Всеволодичем.
Обсуждаются ст. 46, 49, 50, 52, 59, 108. Ст. 48 нуждается в объяснении учителя.
Учитель. Князь Владимир сохранил
ростовщичество, но ограничил его. Например, с 10
гривен один третный рез составляет 5 гривен.
Ростовщик мог взять с заемщика три раза по 5
гривен, но тогда не имел права требовать
возвращения всей суммы долга. Если же он взял два
раза по 5 гривен, то он сохранял право на
возвращение всего долга.
Ученики. Ст. 50 свидетельствует о
справедливости князя. Ст. 52 защищает интересы
закупа, но вряд ли она может быть реализована. Ст.
59 говорит о том, что холопы остались
неравноправной группой населения. Владимир
Мономах был сыном своего века, защищал интересы
господствующих слоев общества. Ст. 108
свидетельствует о том, что холопы, не найденные
хозяевами, в городе могли стать свободными. Это
напоминает поговорку средневековой Европы:
«Городской воздух делает человека свободным».
Победа русских князей над половцами на СулеМиниатюра из Радзивилловской летописи |
Учитель. Что же изменилось
после принятия «Устава»?
Ученики (делают вывод). Было
ограничено долговое рабство, смягчено
ростовщичество.
Учитель. В Средние века появилась поговорка: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Как вы ее понимаете?
Учащиеся должны понять, насколько ответственно быть главой государства, сколько проблем, внутренних и внешних, приходилось решать князю.
Учитель. Постарайтесь дома в своих сочинениях-характеристиках «Владимир Мономах в трудах и походах» отразить мысль об ответственности главы государства.
Сильная группа учащихся получает задание написать сравнительную характеристику «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах», подчеркнув в ней общие и особенные черты каждого князя.
Учитель. А сейчас подведем итоги и
ответим на вопросы:
Что мы узнали сегодня на уроке?
Чему мы научились?
Что хотели бы еще узнать о князе Владимире
Мономахе?
Учитель оценивает учащихся словесно, отметки выставляются наиболее активным и тем, кто был опрошен по домашнему заданию.
Эльвира ДЖУМАНЬЯЗОВА,
учитель истории,
пос. Кульна, Астраханская обл.