Опричнина

 

Материал может быть использован при изучении темы
«Опричнина Ивана Грозного». 10-й класс

Цели и задачи:

развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
воспитательная — формирование ценностных суждений.

Оборудование:

• раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
• компьютер в кабинете информатики (эпизодически);
• мультимедийный проектор;
• CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862—1917 гг.»;
• CD-ROM «История Отечества, 882—1917 гг.»;
• проигрыватель, грампластинка «Русская музыка XVI в.».

Проблемные вопросы:

1.  Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
2.  Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван [Грозный] рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?»

Мнения русских историков:

1.  Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский,
С. Платонов
)
2.  Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С. Соловьев)
3.  Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
4.  Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С. Веселовский, А. Зимин)
5.  Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин)
6. Следствие душевной болезни Ивана IV. (Н. Карамзин)
7.  Аналогия с выделением личного домена государя в Европе. (М. Довнар-Запольский)
8.  Гипертрофированная централизация государственной власти. (В. Ключевский)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина (2 мин).

Вопросы учащимся:

Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
• Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Иван Грозный. Портрет из «Титулярника». 1672 г.

Иван Грозный.

Портрет из «Титулярника».
1672 г.

УЧЕНИКИ. Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного.
УЧИТЕЛЬ. За что Ивана IV назвали Грозным?
УЧЕНИКИ. Он правил жестоко, грозно.
УЧИТЕЛЬ. Давайте посмотрим видеофрагмент.

CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862–1917 гг.»;
фрагмент – Иван Грозный.

УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Время правления Ивана Грозного». Есть в его правлении и положительные и отрицательные стороны.
Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопросы, которые лежат перед вами (раздаточный материал – проблемные вопросы).

Один ученик зачитывает вопросы вслух.

УЧИТЕЛЬ. Какую тему мы сегодня будем рассматривать?
УЧЕНИКИ. Опричнина Ивана IV.
УЧИТЕЛЬ. Что нам надо выяснить, чтобы ответить на данные вопросы?

Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель обобщает ответы, на экране – план изучения темы (дискета).

ПЛАН

1. Причины и цели опричнины.
2. Развитие опричнины.
3. Итоги опричнины.

УЧИТЕЛЬ. В течение урока вы делаете записи на листе (разделите лист на две части; в первой – факты, аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты, аргументы для ответа на второй вопрос).

III. Этап усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «опричнина»?
УЧЕНИКИ. Название слова произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовым княгиням. Вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину.

На экране понятие «опричнина» (дискета).

УЧИТЕЛЬ. А каковы причины и цели такого территориального деления?

1. Причины и цели опричнины.

Работа с документом 1 (раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ. Исходя из документа 1, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.

Учащиеся называют цели опричнины. Учитель обобщает их ответы.

Вывод

Цели опричнины:

1) стремление царя к единовластию;
2) сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

Александрова слобода. Гравюра XVI в.
Александрова слобода.

Гравюра XVI в.

УЧИТЕЛЬ. Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

Учитель обобщает ответы учеников.

Вывод

Причины опричнины:

1) противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати;
2) неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

2. Развитие опричнины.

УЧИТЕЛЬ. С какими событиями связано начало опричнины?

Просмотр видеосюжета
(CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862–1917 гг.»;
фрагмент – Начало опричнины, 1564 г.)
Работа с документом 2 (раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ. Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?
УЧЕНИКИ. Вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.

Просмотр видеосюжета.
(CD-ROM «История Отечества, 882–1917 гг.»;
фрагменты: Опричнина 2. Учреждение – 1565 г.;
Опричнина 3. Опричный террор и отмена опричнины.)

УЧИТЕЛЬ. Что такое террор?
УЧЕНИКИ. Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).
УЧИТЕЛЬ. Против кого был направлен опричный террор?
УЧЕНИКИ. Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.

3. Итоги опричнины.

УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

Работа с документом 3 (раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ. Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
УЧЕНИКИ. Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод).
Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву).
Учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.
УЧИТЕЛЬ. Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины.

Работа с раздаточным материалом («Сущность опричнины»).

УЧИТЕЛЬ. А какой вы придерживаетесь точки зрения?

Выслушиваются ответы учащихся.

IV. Этап закрепления новых знаний

Митрополит Филипп Колычев. Миниатюра XVII в.

Митрополит Филипп Колычев.

Миниатюра XVII в.

УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

Учащиеся зачитывают вслух проблемные вопросы.

Ответы на первый вопрос:

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2.  Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

Ответы на второй вопрос:

1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).
2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.
3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.
4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.

V. Этап. Домашнее задание

На основе записей сегодняшнего урока составить конспект по теме
«Опричнина Ивана Грозного» с соблюдением плана.

Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому. Список XVII в.
Первое послание Ивана Грозного
Андрею Курбскому.

Список XVII в.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДОКУМЕНТ 1

«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля».

Казны его государьские тощили – расхищали государственные средства.
Емлючи – беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.

ДОКУМЕНТ 2

Джером Горсей.
Из «Сокращенного рассказа, или Мемориала путешествий»

«И стал Иван так ненавистен и привел себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить свое положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связанную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр; затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками. Все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определенные доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомственны стали все дела, касающиеся управления казною».

Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 г., он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV. Мемуары написаны в 90-е гг. XVI в.
Симеон Бекбулатович (ум. в 1616 г.) – крещенный казанский царевич, 11 месяцев назывался Великим князем всея Руси, в 1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.

ДОКУМЕНТ 3

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах»

1571 г., 21 марта

«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, – Маковейко умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, – Марка опритчнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, – Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, – Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, – Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, – Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, – Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78-го; двор стоит. (В документе по деревне Кумола приведено еще несколько фактов разорения. – Авт.)
В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, – Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, – Петер осеротил и безвесно сбежали от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне пол лук пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричные сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, – Ларюка опричные замучили, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, – Иванко умер, дети безвесно сбежали от опричнины – опричина живот пограбели, двор сожгли, запустил 78-го».

Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.
Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.
Живот – здесь: имущество.

Жанна САЧКОВА,
учитель истории, СОШ № 1,
г. Юрьев-Польской

TopList