«Прекраснейшая подмосковная...»

Архитектурно-парковый ансамбль Кузьминки

Окончание. Начало в № 31/2004

II. Пешком по Кузьминкам

Р’ настоящее время РІ Кузьминках сохранилось более 20 памятников архитектуры. Рљ сожалению, среди РЅРёС… мало построек, полностью восстановленных Рё отреставрированных. Однако несмотря РЅР° РІСЃРµ потери Рё утраты ансамбль имения сохранил уникальность своей структуры Рё планировочную целостность. Территория РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє имеет РјРЅРѕРіРѕ РІС…РѕРґРѕРІ, расположенных СЃ разных сторон. Однако тому, кто придет посмотреть усадьбу впервые, лучше всего воспользоваться главным въездом, находящимся РІ начале РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕР№ улицы — бывшего Влахернского проспекта (Влахернская прешпектива). РћРЅ начинается РѕС‚ белокаменного восьмигранного обелиска — единственного паркового памятника РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє, дошедшего РґРѕ наших дней. Вероятнее всего, РїРѕРІРѕРґРѕРј для его сооружения стал РІРёР·РёС‚ РІ имение, 29 июля 1837 Рі., великого РєРЅСЏР·СЏ Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Автор обелиска неизвестен; РёРј могли быть как Рђ.Рћ. Р–илярди, работавший тогда РІ Кузьминках, так Рё его ученик Рњ.Р”. Р‘ыковский (РІ документах фамильного архива Голицыных обелиск упоминается только СЃ 1840-С… РіРі.). РќРµ сохранились находившиеся СЂСЏРґРѕРј СЃ обелиском Чугунные ворота, РєРѕРїРёСЏ РІРѕСЂРѕС‚ «Любезным РјРѕРёРј родителям», установленных РїРѕ проекту Рљ.И. Р РѕСЃСЃРё РІ Павловске — имении императрицы Марии Федоровны (РІ отличие РѕС‚ РЅРёС… ворота РІ Кузьминках были увенчаны РЅРµ государственным гербом вЂ” двуглавым орлом, Р° отлитым РїРѕ СЂРёСЃСѓРЅРєСѓ скульптора И.Рџ. Р’итали гербом князей Голицыных СЃ грифонами-щитодержателями).

Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта. Фото начала XX в.
Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта.

Фото начала XX в.

Сразу же Р·Р° обелиском РїРѕ левую сторону РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕР№ улицы начинаются регулярные аллеи Звезды (РѕРЅР° же Роща 12-ти прешпектив, или Часы), созданной РІ 1765 Рі. садовником И.Р”. РЁРЅРµР№РґРµСЂРѕРј (Шрейдером). РџРѕ правой стороне улицы расположена английская, то есть пейзажная часть РєСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕРіРѕ парка, называвшаяся Нижним садом. Работы РїРѕ ее созданию начались РІ 1811 Рі. Рё были продолжены после окончания Отечественной РІРѕР№РЅС‹ 1812 Рі. Сейчас здесь сравнительно РјРЅРѕРіРѕ старых деревьев — мелколистной липы (РѕРЅРё РЅРµ очень крупные Рё практически РІСЃРµ больны), Р° ближе Рє улице — гладкого РІСЏР·Р°.
РќР° территории Нижнего сада, примерно РЅР° половине пути Рє усадьбе, находится Садоводство. Ближе всех Рє СѓР»РёС†Рµ стоит Флигель садовника: деревянный РґРѕРј СЃ мезонином, РёР·-Р·Р° своего цвета имеющий еще РѕРґРЅРѕ название — Серая дача. Первоначально РѕРЅ был сооружен между 1829 Рё 1831 РіРі. для тогдашнего РєСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕРіРѕ садовника Рђ.И. Р“РѕС…Р°, скорее всего РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди, РЅРѕ РІ 1976—1979 РіРі. был отстроен практически заново после пожара. Сейчас РІ этом здании находится музей-центр писателя Рљ.Р“. РџР°СѓСЃС‚РѕРІСЃРєРѕРіРѕ.
Р—Р° Серой дачей расположены РґРІР° очень похожих РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР° двухэтажных кирпичных РґРѕРјР°, напоминающие английские коттеджи. Это садовые флигеля, РІ которых жили рядовые садовники, РёС… ученики, служители Рё садовые рабочие, обслуживавшие большое оранжерейное хозяйство. Сначала, РІ 1840—1841 РіРі., Рђ.Рћ. Р–илярди выстроил восточный флигель, РІ котором находились квартиры (РЅР° четыре семьи) служителей Рё казарма для рабочих. Рђ РІ 1845—1846 РіРі. РѕРЅ же параллельно поставил аналогичный РїРѕ архитектуре западный флигель, РіРґРµ поселились непосредственно садовники. После этого РѕР±Р° здания были соединены между СЃРѕР±РѕР№ кирпичной оградой, которая РЅРµ сохранилась. Теперь РѕР±Р° помещения занимает РјРёРЅРё-школа — негосударственное образовательное учреждение.

Восточный садовый флигель
Восточный садовый флигель

РЎ СЋРіР° Рє школьной территории примыкает глухой деревянный забор. Р—Р° РЅРёРј находятся бывшие оранжереи Садоводства, сооруженные РІ первой трети XIX РІ. РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди. РћС‚ РЅРёС… уцелело около трети первоначального объема, ныне находящегося РІ Р°РІР°СЂРёР№РЅРѕРј состоянии.
Р—Р° Садоводством, РЅР° острове РІ центре Китайского (или Щучьего) РїСЂСѓРґР°, РєРѕРіРґР°-то стоял выстроенный РІ 1820-С… РіРі. Р”.И. Р–илярди павильон Березовый РґРѕРјРёРє. Р’ нем хранились лодки, РЅР° которых княжеские гости отправлялись РІ путешествия РїРѕ РєСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРёРј прудам. Ставший бесхозным, павильон был сожжен гуляющими РІ 1923 Рі. РќР° месте разрушившихся РѕС‚ времени мостиков устроены современные металлические. РќР° РґСЂСѓРіРѕРј берегу РїСЂСѓРґР° находился памятник императрице Марии Федоровне — ее бронзовая статуя РІ РІРёРґРµ аллегории РјРёСЂР° СЃ пальмовой ветвью РІ СЂСѓРєРµ была выполненна скульптором И.Рџ. Р’итали. Кто-то РёР· местных дачников РІ конце XIX — начале РҐРҐ РІ. умудрился отломить императрице палец. Поэтому, чтобы спасти статую РѕС‚ местных вандалов, ее спрятали. Дальнейшая ее СЃСѓРґСЊР±Р° неизвестна. Первоначально памятник находился внутри сооруженной РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди шестнадцатиколонной деревянной ротонды СЃ куполом, увенчанным государственным гербом — двуглавым орлом. Р’ 1852 Рі. обветшавшую ротонду заменила необладающая видимыми стилевыми признаками трехчастная чугунная беседка, спроектированная Рњ.Р”. Р‘ыковским. После Октябрьского переворота ее сдали РІ металлолом.
РћС‚ Китайского РїСЂСѓРґР° можно вернуться РЅР° РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєСѓСЋ улицу или РѕРґРЅСѓ РёР· параллельных ей тропинок Рё пойти РІ сторону усадьбы. РџРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ вЂ” РЅР° той же стороне, что Рё Садоводство, — встретится большая поляна, РЅР° которой находился памятник Петру I, сооруженный РІ 1844 Рі. РїРѕ проекту Рњ.Р”. Р‘ыковского. Это был чугунный обелиск, увенчанный золоченым государственным гербом — двуглавым орлом. Его пьедестал украшала надпись: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого», РЅРѕ теперь очевидно, что специально сооруженного для Петра I РґРѕРјР° РІ Кузьминках РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существовало. Р’СЃРєРѕСЂРµ после Февральской революции обелиск лишился двуглавого орла, Р° РІ конце 1920-С… РіРі. разделил СЃСѓРґСЊР±Сѓ беседки над памятником Марии Федоровне.

Памятник императрице Марии Федоровне. Фото начала XX в.

Памятник императрице
Марии Федоровне.

Фото начала XX в.

РћС‚ места, РіРґРµ стоял обелиск, тропинка РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє берегу Нижнего РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕРіРѕ, или Мельничного РїСЂСѓРґР°, который начали сооружать РІ 1789 Рі. Именно РІ него впадает канал, идущий РѕС‚ Китайского РїСЂСѓРґР° Садоводства. РќР° Нижнем РїСЂСѓРґСѓ находится островок, РєРѕРіРґР°-то соединявшийся СЃ берегами мостиками. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС…, Проволочный, или Висячий РјРѕСЃС‚ имел еще РѕРґРЅРѕ характерное название — Трясучка — довольно любопытное инженерное сооружение (несшее Рё эстетическую нагрузку), устроен РІ 1826—1828  РіРі. РїРѕ проекту Р”.И. Рё Рђ.Рћ. Р–илярди Рё РїСЂРё участии механика Девиса. После Октябрьского переворота его также сдали РІ металлолом.
Недалеко, РЅР° том же берегу Нижнего РїСЂСѓРґР°, Р·Р° современным металлическим забором находится РЅРёР·РєРёР№ белокаменный цоколь, РЅР° котором стоит колонна, устремленная РІ РЅРёРєСѓРґР°. Это отдаленно напоминает СЂСѓРёРЅС‹ античного храма. Еще РЅРµ так давно здесь стоял РѕРґРёРЅ РёР· парковых павильонов вЂ” Мыльная, сооруженная Р”.И. Р–илярди РІ 1816—1817 РіРі. РІ стиле ампир.
Чтобы добраться РґРѕ самой старой постройки РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє — дошедшей РґРѕ наших дней Церкви Влахернской РёРєРѕРЅС‹ Божьей Матери, Рє которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты РІ ансамбле имения, нужно перейти РЅР° левую сторону РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕР№ улицы. Церковь сооружали РІ РґРІР° этапа. Р’ 1759—1762 РіРі. были выстроены церковное здание, первоначально имевшее барочный декор, Рё отдельно стоявшая деревянная колокольня. РќР° основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору РЎ.И. Р§РµРІР°РєРёРЅСЃРєРѕРјСѓ, РїРѕ проекту которого РІ то время шло строительство РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Пречистенского РґРѕРјР° Рњ.Рњ. Р“олицына (ныне Волхонка, 12). Автором проекта церковной колокольни, выполненного весной 1760 Рі., был И.Рџ. Р–еребцов. РљСЂРѕРјРµ придела Александра Невского, центральную часть церкви окончательно отделали Рё освятили только РІ 1774 Рі., РЅРѕ достаточно СЃРєРѕСЂРѕ Рњ.Рњ. Р“олицын перестроил здание, получившее новые завершение Рё обработку фасадов РІ формах зрелого классицизма, Рё СЃРѕРѕСЂСѓРґРёР» РЅРѕРІСѓСЋ колокольню вместо прежней. Эти работы были предположительно проведены РїРѕ проекту Р .Р . РљР°Р·Р°РєРѕРІР° РІ 1784—1785 РіРі. Какое-то участие РІ РЅРёС… принимал Р’.И. Р‘аженов, его РёРјСЏ значится РІ смете РЅР° необходимый строительный материал. РљСЂРѕРјРµ того, нужно отметить, что эта церковь очень близка Рє РєСЂСѓРіСѓ работ архитектора Р•.РЎ. РќР°Р·Р°СЂРѕРІР°, хотя его РёРјСЏ Рё РЅРµ упоминается РЅРё РІ каких документах Рѕ Кузьминках. Р’РёРґРёРјРѕ, Рё РјРЅРѕРіРёРµ проекты Р•.РЎ. РќР°Р·Р°СЂРѕРІР°, Рё церковь РІ Кузьминках имеют какой-то общий прототип, несомненно, западноевропейского происхождения.
Р’ РѕРґРЅРѕРј РёР· церковных приделов вЂ” преподобного Сергия Радонежского вЂ” 13 С„евраля 1859 Рі. был похоронен владелец РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє РЎ.Рњ. Р“олицын. Его могилу Рё убранство интерьеров уничтожили после закрытия церкви РІ 1929 Рі. Рђ после перестройки здания РїРѕРґ Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности РІРѕ второй половине 1930-С… РіРі. РѕРЅРѕ почти совершенно утратило прежние черты. Только РІ 1994—1995 РіРі. РїРѕ проекту Р•.Рђ. Р’оронцовой был проведен комплекс работ РїРѕ восстановлению церкви, Р° водонапорная башня, находившаяся РІ ее Р·РѕРЅРµ, была ликвидирована.
Р—Р° церковью находится небольшое одноэтажное, круглое РІ плане здание Ризницы СЃ чуть наклонными стенами, выстроенное РІ 1829—1830 РіРі. Р’ ней Р”.И. Р–илярди повторил СЃРІРѕРµ более раннее произведение — часовню РїСЂРё Павловской (ныне 4-Р№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№) больнице РІ РњРѕСЃРєРІРµ (СѓР». Павловская, 25).
Кузьминская улица заканчивается Сѓ собственно усадьбы Голицыных вЂ” Парадного РґРІРѕСЂР°, первоначально называвшегося РІ документах «большим» или «передним», Р° РІ начале РҐРҐ РІ. — Главной площадкой. Это горизонтальная, частично подсыпанная терраса, лежащая РЅР° РѕРґРЅРѕРј СѓСЂРѕРІРЅРµ СЃ улицей. РЎ севера его ограничивает СЂРѕРІ, через который перекинут арочный мостик, Рё ограда СЃ РїРѕРґРїРѕСЂРЅРѕР№ стенкой, облицованной кирпичом. Через правильные интервалы решетка ограды прекрасного классического СЂРёСЃСѓРЅРєР° прерывается каменными тумбами, Р° через РґРІРµ-три тумбы РІ состав ограды включены пьедесталы, РЅР° которых лежат чугунные львы — старинные символы силы Рё могущества. Мостик Рё ограда были сооружены РІ 1811—1812 РіРі., возможно, РїРѕ проекту Рђ.Рќ. Р’РѕСЂРѕРЅРёС…РёРЅР°, РЅРѕ облик, близкий Рє современному, РѕРЅРё приобрели только РІ 1833—1838 РіРі. после капитальной реконструкции, произведенной Рђ.Рћ. Р–илярди. РўРѕРіРґР° РЅР° мостике установили четыре чугунных фонаря-канделябра (СЃ богато орнаментированными стволами), отлитых РїРѕ модели Р–. РљРѕР»РѕРјР±Рѕ. РЈ подножия каждого РёР· РЅРёС…, как Р±С‹ охраняя РІС…РѕРґ, СЃРёРґСЏС‚ четыре грифона, словно сошедшие СЃ СЂРѕРґРѕРІРѕРіРѕ герба династии Романовых. Первоначально гипсовые львы ограды были заменены чугунными, Р° старые решетки ныне существующими. Наиболее РїРѕР·РґРЅРёР№ РїРѕ времени элемент ограды — ведущие РІ Парадный РґРІРѕСЂ ворота, выполненные РІ РґСѓС…Рµ так называемого «второго СЂРѕРєРѕРєРѕВ», приходящегося примерно РЅР° 1870-Рµ РіРі.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках

Ризница

Церковь Влахернской иконы
Божьей Матери в Кузьминках
Ризница

Р’ центре Парадного РґРІРѕСЂР° ныне стоит статуя Ленина, интересная лишь СЃРІРѕРёРј постаментом РёР· красного гранита. РћРЅ остался РѕС‚ памятника императору Николаю I, СЃ 1856 Рі. находившегося РЅР° островке Верхнего РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕРіРѕ РїСЂСѓРґР°. Р—Р° статуей открывается, казалось Р±С‹, типичная усадебная композиция: РІ центре большой Господский РґРѕРј СЃ портиком, Р° перпендикулярно ему — слева Рё справа — РґРІР° одноэтажных флигеля. Однако это всего-навсего иллюзия, которая РЅРµ может обмануть внимательного зрителя. Дело РІ том, что здание, похожее РЅР° РіРѕСЃРїРѕРґСЃРєРёР№ РґРѕРј, РЅР° самом деле РёРј РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ являлось. РћРЅРѕ сооружено РІ 1927—1931 РіРі. РЎ.Рђ. РўРѕСЂРѕРїРѕРІС‹Рј РЅР° фундаменте сгоревшего РіРѕСЃРїРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РґРѕРјР° Голицыных Рё РІ схеме повторяет его объемное решение, закрепляя положение РІ ансамбле. РќР° главном фасаде этого здания установлены мемориальные РґРѕСЃРєРё РІ память сотрудников института, погибших РІ 1941—1945 РіРі., Рё видных ученых, здесь работавших: РЎ.Рќ. Р’ышелесского, И.И. Р˜РІР°РЅРѕРІР°, РЇ.Р . РљРѕРІР°Р»РµРЅРєРѕ, Рљ.И. РЎРєСЂСЏР±РёРЅР°. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РІС…РѕРґ РІ РєРѕСЂРїСѓСЃ украшают РґРІР° чугунных египетских льва, очевидно перенесенные РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· флигелей.
РћР±Р° флигеля — небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные РІ классицистических формах, первоначально были сооружены РІ 1814—1815 РіРі. РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди. Документы называют восточный флигель «флигелем княжны Елены Михайловны», РїРѕ имени жившей РІ нем незамужней сестры РЎ.Рњ. Р“олицына. Рљ РЅР°СЃС‚оящему времени РѕРЅ сильно обветшал Рё никак РЅРµ используется. Западный флигель, сгоревший вместе СЃ РіРѕСЃРїРѕРґСЃРєРёРј РґРѕРјРѕРј, был воссоздан РЅР° прежнем месте РїРѕ проекту Рћ.Рњ. Р“олубевой только РІ 1953 Рі. — уже РЅРµ РёР· дерева, Р° РёР· силикатного кирпича.
Южнее его находятся РґРІР° грота — небольшие искусственные пещеры РІ РЅР°СЃС‹РїРЅРѕРј холме. РџРѕ числу РІС…РѕРґРѕРІ РёС… условно называют Трехарочный Рё Одноарочный. Р’СЃРµ элементы гротов выложены декоративной кладкой, РІ РєРѕС‚РѕСЂРѕР№ чередуются невысокие СЂСЏРґС‹ гладко тесаного белого камня СЃ более высокими рядами ноздреватого декоративного. Гроты были созданы между 1811 Рё 1830 Рі. Первая РёР· этих дат — время начала создания РЅР° территории имения английского, то есть пейзажного парка (сада), РІ общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Часть его, находившаяся РІРѕРєСЂСѓРі Парадного Рё Красного РґРІРѕСЂРѕРІ, называлась Верхним садом. Сегодня РѕР±Р° грота запущены Рё постепенно разрушаются.

Мостик, ведущий на Парадный двор. Канделябры с грифонами

Ворота Парадного двора

Мостик, ведущий на Парадный двор.
Канделябры с грифонами
Ворота Парадного двора

Лев у входа в Господский дом на Парадном дворе

Лев у входа в Господский дом
на Парадном дворе

Рљ ограде Парадного РґРІРѕСЂР° СЃ востока примыкает несоразмерно длинный двухэтажный РґРѕРј РІ классицистическом стиле. РќР° самом деле РѕРЅ состоит РёР· РґРІСѓС… зданий — Приказчикова Рё Людского флигелей, сооруженных РІ 1808—1812 РіРі. Хотя РёС… архитектор неизвестен, можно СЃРѕ значительной долей вероятности предположить, что РёРј был И.Р”. Р–илярди, РІ С‚Рѕ время постоянно работавший РІ РљСѓР·СЊРјРёРЅРєР°С…. Р’ 1929—1930 РіРі. РЅР° месте ограды между РЅРёРјРё соорудили небольшой архитектурный объем СЃ С„ронтоном, объединивший РѕР±Р° здания РІ РѕРґРёРЅ длинный РєРѕСЂРїСѓСЃ, Р·Р° которым СЃ того времени закрепилось название «Соединение». Возможно, автором проекта реконструкции флигелей был РЎ.Рђ. РўРѕСЂРѕРїРѕРІ.
Приказчиков Рё Людской флигеля являются северной границей хозяйственного Красного РґРІРѕСЂР°, примыкающего СЃ востока Рє Парадному РґРІРѕСЂСѓ Рё имеющего форму правильного четырехугольника. РљРѕРіРґР° создавались флигеля, названия Красный РґРІРѕСЂ еще РЅРµ существовало. Р’ документах РѕРЅРѕ встречается только начиная СЃ 1820-С… РіРі., хотя фактически этот РґРІРѕСЂ (состоявший РёР· жилых РґРѕРјРѕРІ для дворовых Рё различных хозяйственных сооружений: каретных сараев Рё конюшен, погребов Рё РґСЂ.) начал складываться лет Р·Р° пятьдесят-шестьдесят РґРѕ того. Р’СЃРµ постройки Красного РґРІРѕСЂР° объединены кирпичной оштукатуренной оградой, везведенной РІ 1837 Рі. Рђ.Рћ. Р–илярди. Ее западная часть СЃРѕ временем была разобрана. Р’ 1955 Рі. ограда была реставрирована РїРѕ проекту Рћ.Рњ. Р“олубевой, Р° ее несуществующие Рє тому времени части выстроили заново.
Подлинный фрагмент ограды, Р·Р° долгие РіРѕРґС‹ утративший штукатурку Рё завершение, связывает Соединение СЃРѕ стоящей перпендикулярно ему РЅРµ менее длинной маловыразительной двухэтажной постройкой. Это Конюшня, или Конюшенный РєРѕСЂРїСѓСЃ СЃ СЃР°СЂР°СЏРјРё Рё погребами, сооруженный РІ 1837—1838 РіРі. РїРѕ проекту Рђ.Рћ. Р–илярди. Р’ нем находились княжеские экипажи Рё лошади для РЅРёС… (породистые скаковые лошади содержались РЅРµ здесь, Р° РЅР° специально сооруженном для РЅРёС… РљРѕРЅРЅРѕРј РґРІРѕСЂРµ). Первоначально Конюшня была одноэтажной, РЅРѕ РІ 1920—1930-Рµ РіРі. ее капитально реконструировали Рё надстроили вторым этажом, возможно РїРѕРґ руководством РІСЃРµ того же РЎ.Рђ. РўРѕСЂРѕРїРѕРІР°. Сегодня это здание занимает организованная Институтом ветеринарии гостиница для кошек Рё собак, Р° СЃ СЋРіР° Рє нему примыкает участок, обнесенный современным забором. Раньше там находился хозяйственный РґРІРѕСЂ института, Р° теперь расположен гараж. Однако это место тоже заслуживает посещения. Ведь РІ глубине участка РїРѕРґ открытым небом хранится СЂСЏРґ любопытных декоративных элементов: звено решетки РѕС‚ ограды Парадного РґРІРѕСЂР°, РґРІР° больших чугунных фонаря-канделябра Рё РґРІР° египетских льва, РєРѕРіРґР°-то украшавших РІС…РѕРґС‹ РІ восточный флигель РЅР° Парадном РґРІРѕСЂРµ.
Согласно документам, Рє Красному РґРІРѕСЂСѓ относится Рё Померанцевая оранжерея (Оранжевая дача), формально находящаяся Р·Р° его территорией. Это РѕРґРЅРѕ РёР· самых интересных зданий РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє, сооруженное РІ 1811—1815 РіРі. Архивные документы РїРѕРєР° РЅРµ позволяют утвердительно ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, кто является автором ее проекта: И.Р”. Р–илярди, Р”.И. Р–илярди или Рђ.Рќ. Р’РѕСЂРѕРЅРёС…РёРЅ. Вышка, возведенная над центральным круглым залом оранжереи, РІ котором Рё находились кадки СЃ померанцевы-РјРё деревьями, появились только РІ 1836 Рі. РїСЂРё перестройке здания, предположительно проведенной РїРѕ проекту Рђ.Рћ. Р–илярди. Р’ отделке зала использованы мотивы древнеегипетского зодчества — РѕРґРЅРѕР№ РёР· стилеобразующих тенденций ампира. Сохранились украшающие его колонны СЃ папирусообразными капителями Рё потолочные СЂРѕСЃРїРёСЃРё РІ желтых Рё бледно-розовых тонах. Р’ настоящее время РІ Померанцевой оранжерее находятся лабораторные помещения Рё уникальная библиотека Института экспериментальной ветеринарии.
РћС‚ оранжереи можно пройти Рє еще РѕРґРЅРѕРјСѓ сооружению Красного РґРІРѕСЂР° — РљСѓС…РЅРµ, которую обычно называют Египетским павильоном. Ее здание, сооруженное РІ 1813—1815 РіРі., было поставлено РІ РѕРґРЅСѓ линию СЃ РіРѕСЃРїРѕРґСЃРєРёРј РґРѕРјРѕРј. Гладкие скошенные стены Рё суживающиеся кверху РѕРєРЅР° придают зданию непривычный для глаза РІРёРґ Рё действительно напоминают памятники древнего Египта. Экзотика усиливается РґРІСѓРјСЏ пальмообразными колоннами портика. РћРЅ завершается классическим фронтоном, РЅР° поле которого изображена голова сфинкса, поддерживаемая крылатыми женскими фигурами. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РѕР± авторстве памятника РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ решен окончательно. Известно, что строительство завершал Р”.И. Р–илярди. Однако РёР· документов РЅРµ следует, что РѕРЅ является автором проекта здания, хотя Рё это РЅРµ исключено. Некоторые исследователи РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє приписывают идею его создания Рђ.Рќ. Р’РѕСЂРѕРЅРёС…РёРЅСѓ. РќРѕ Рё его авторство РїРѕРєР° тоже РЅРµ подтверждено документально. Сейчас сильно обветшавшее здание РљСѓС…РЅРё, искаженное пристройкой 1930-С… РіРі., никак РЅРµ используется.

Западный флигель на Парадном дворе

Восточный флигель на Парадном дворе

Западный флигель на Парадном дворе
Восточный флигель на Парадном дворе

Между кухней Рё маловыразительным одноэтажным зданием погребов 1830-С… РіРі., ограничивающим Красный РґРІРѕСЂ СЃ СЋРіР°, находится РїСЂРѕС…РѕРґ РЅР° его непосредственную территорию. РЎ Р·Р°РїР°РґР° РІ ограду РґРІРѕСЂР° встроен флигель, первоначально сооруженный РІ 1830-С… РіРі. РїРѕ проекту Рђ.Рћ. Р–илярди для княжеской прислуги. Р’ 1955 Рі. РїРѕ проекту Рћ.Рњ. Р“олубевой РѕРЅ был выстроен заново, СѓРІС‹, РІСЃРµ РёР· того же силикатного кирпича.
Далее можно либо вернуться обратно прежним маршрутом, либо напрямую пройти через парк Рє Слободке, расположенному восточнее Парадного Рё Красного РґРІРѕСЂРѕРІ ансамблю невысоких зданий. Это комплекс для дворовых людей Голицыных, ежегодно превращавшийся РІ гостиницы РІРѕ время гуляний 2 июля. Дорога, проложенная вдоль Слободки, называется Тополевой аллеей. Р’ 1837 Рі. вдоль нее было посажено 100 тополей, купленных Сѓ садовника Рљ. РЈРЅРіРµР±Р°СѓРµСЂР°, что Рё дало ей такое название. Р’ документах начала РҐРҐ РІ. Тополевая аллея называется Большой.
РЎРѕ стороны церкви линию застройки Слободки замыкает Священнический флигель, или Дом причта, построенный РїРѕ проекту Рђ.Рћ. Р–илярди РІ 1835—1837 РіРі., — двухэтажное прямоугольное РІ плане кирпичное здание РІ стиле ампир. Р’ нем жили местные священники, дьячки, пономари Рё псаломщики вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё семьями, первоначально занимавшие только второй этаж, РЅР° первом этаже РґРѕ начала 1870-С… РіРі. помещалась богадельня. Теперь РІ здании находится местная воскресная школа. РЎ РґРІСѓС… сторон Рє Дому причта примыкает ограда, сооруженная РІ 1832—1838 РіРі. Рђ.Рћ. Р–илярди. Первоначально РѕРЅР° соединяла РІСЃРµ здания Слободки, Р° затем РїРѕРґ прямым углом проходила позади РЅРёС…, образуя замкнутую территорию, разделенную РЅР° РґРІР° хозяйственных РґРІРѕСЂР°.

Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)
Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)

Следующее здание Р·Р° Домом причта РїРѕ Тополевой аллее — Служительский, или Большой слободской флигель, сооруженный РІ 1830—1833 РіРі. для четырнадцати семей дворовых людей. Это РѕРґРЅРѕ РёР· последних произведений Р”.И. Р–илярди РІ Р РѕСЃСЃРёРё, окончательно завершенное уже после его отъезда РЅР° СЂРѕРґРёРЅСѓ РїРѕРґ наблюдением Рђ.Рћ. Р–илярди. Р’ 1999 Рі. РїРѕ решению правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РІ так называемом Слободском флигеле был организован музей Государственного историко-культурного Рё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ рекреационного комплекса «Кузьминки вЂ” Р›СЋР±Р»РёРЅРѕВ» (Тополевая аллея, 6). Первоначально музей имел статус временной выставки. Сегодня РѕРЅ РіСЂРѕРјРєРѕ Рё красиво называется Музей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ усадебной культуры, являясь филиалом Музея истории РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹.
Следующее здание Слободки — Прачечная, или Прачечный флигель. Это здание выстроено РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди РІ 1827—1828 РіРі. Первоначально предполагалось, что РѕРЅРѕ будет одноэтажным СЃ мезонином, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ таким же, как РЅР° находящемся Р·Р° РЅРёРј здании больницы. Однако уже РІ процессе строительства проект был изменен, Рё флигель стал целиком двухэтажным. Р’ нем находилось помещение для сушки белья, колодец, сток для РІРѕРґС‹, там жили Рё сами прачки. Р’ конце 1970-С…  РіРі. здание частично отреставрировано РїРѕ проекту Р’.Рђ. Р•СЂРѕРїРєРёРЅР° Рё Рњ.И. РЁРёС€РєРѕРІР° Рё приспособлено РїРѕРґ административные Рё служебные помещения Экспериментальной специальной научно-производственной мастерской, ныне Экспериментальный специальный научно-реставрационный производственный центр «Реставратор РҐРҐI века», занимающий Рё последнее РЅР° территории Слободки здание, РЅРѕ первое РїРѕ времени возникновения, — Больницу, или Больничный флигель (РґСЂСѓРіРѕРµ название — Белая дача), сооруженный РІ 1808—1809 РіРі., возможно, РїРѕ проекту И.Р”. Р–илярди. Это деревянный одноэтажный РґРѕРј СЃ мезонином Рё РґРІСѓРјСЏ выступающими РїРѕ краям ризалитами. Больница, ставшая РѕРґРЅРёРј РёР· наиболее старых подмосковных лечебных заведений, была открыта РІ 1809 Рі. Рё обслуживала дворовых людей Голицыных. Р’ 1869 Рі. здание было арендовано РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј уездным земством Р·Р° 700 СЂСѓР±. РІ РіРѕРґ для лечебницы Влахернского лечебного участка, официально охватившего территории четырех волостей РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ уезда: Выхинской, Нагатинской, Пехорской Рё Царицынской (большая часть РёС… территорий теперь РІС…РѕРґРёС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ черту). Р’ этой лечебнице 29 мая 1882 Рі. Рё скончался художник Р’.Р“. РџРµСЂРѕРІ. Мезонин, РІ котором прошли его последние РґРЅРё, был относительно недавно воссоздан реставраторами. РћРґРЅРѕ время РЅР° здании находилась мемориальная РґРѕСЃРєР°, посвященная художнику.

Большой Служительский флигель (ныне Музей русской усадебной культуры)

Большой Служительский флигель
(ныне Музей русской усадебной культуры)

Перспективу Тополевой аллеи замыкает большой комплекс полуразрушенных зданий РІ псевдоготическом стиле. Это Скотный РґРІРѕСЂ, который РїРѕ СЃРІРѕРёРј размерам, методам СѓС…РѕРґР° Рё содержания скота РІ СЃРІРѕРµ время считался РѕРґРЅРёРј РёР· лучших образцовых заведений такого СЂРѕРґР°. Правда, литр молока РѕС‚ содержавшихся РЅР° этом скотном РґРІРѕСЂРµ племенных йоркширских РєРѕСЂРѕРІ, привезенных РёР· самой Англии, обходился РЎ.Рњ. Р“олицыну несколько дороже литра шампанского.
Скотный РґРІРѕСЂ, сооруженный РІ 1836—1838 РіРі. РїРѕ проекту Рђ.Рћ. Р–илярди, РІ плане представляет СЃРѕР±РѕР№ замкнутое пространство, ограниченное корпусами Рё фрагментарно сохранившейся чугунной оградой. РћРЅРѕ состоит РёР· собственно скотного РґРІРѕСЂР°, РєСѓРґР° входили конюшня, РєРѕСЂРѕРІРЅРёРє Рё отделение для телят, РґРІСѓС… двухэтажных флигелей, РІ которых жили РєРѕРЅСЋС…Рё Рё скотники, Рё крестообразного РІ плане павильона, предназначавшегося для РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· племянников РЎ.Рњ. Р“олицына. Эту постройку отделали СЃ роскошью: ее большие комнаты получили паркетные полы Рё голландские печи, Р° стены двухсветной гостиной РЅР° втором этаже были обтянуты фламандским полотном. Р’ 1845 Рі. слева Рё справа РѕС‚ павильона, РЅР° ограде между РЅРёРј Рё флигелями, были установлены скульптуры быков, РІРёРґРёРјРѕ выполненные РїРѕ моделям скульптора барона Рџ.Рљ. РљР»РѕРґС‚Р° фон Юренсбурга (возможно, это те самые, которые сейчас находятся РЅР° территории РњРёРєРѕСЏРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ мясоперерабатывающего завода. Р’ конце 1880-С… РіРі. РЅР° средства РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ уездного земства Рё РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· местных дачников — потомственного почетного гражданина Р’.Р’. РџРµРіРѕРІР° — здания скотного РґРІРѕСЂР° были реконструированы РїРѕРґ лечебницу (Больницу), переведенную СЃСЋРґР° СЃРѕ Слободки. Р’ 1990-С… РіРі., после вывода больницы, опустевшие постройки РЅРµ раз горели Рё превратились РІ СЂСѓРёРЅС‹.
Дорожка, идущая РїРѕ левому берегу РїСЂСѓРґР°, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє расположенным Сѓ РІРѕРґС‹ крупным тесаным блокам РґРёРєРѕРіРѕ камня — остаткам пристани РЈ РџСЂРѕРїРёР»РµРµРІ. РћРЅР° была обязана СЃРІРѕРёРј названием павильону Пропилеи, поставленному выше ее РЅР° берегу. Р’ 1830 Рі., то есть одновременно СЃ пристанью, его выстроил Р”.И. Р–илярди вЂ” РґРІСѓС…СЂСЏРґРЅСѓСЋ колоннаду, бывшую РѕРґРЅРёРј РёР· основных сооружений декоративной парковой архитектуры РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє. Пропилеи просуществовали РґРѕ 1943—1944 РіРі., РєРѕРіРґР° были разобраны РЅР° РґСЂРѕРІР° сотрудниками Института экспериментальной ветеринарии.

Померанцевая оранжерея

Конюшня на Конном дворе

Померанцевая оранжерея
Конюшня на Конном дворе

Скотный двор

Скотный двор

Далее РЅР° этой же дорожке находятся СЂСѓРёРЅС‹ Горбатого, или Арочного моста, РІ 1845 Рі. перекинутого через так называемую канаву — неглубокую короткую лощину, РїРѕ весне превращавшуюся РІ РѕРґРёРЅ РёР· стоков РІ Верхний РїСЂСѓРґ. Этот РјРѕСЃС‚, сооруженный РїРѕ проекту Рњ.Р”. Р‘ыковского, РІ 1996 Рі. раздавил въехавший РЅР° него самосвал.
Р—Р° остатками моста расположено самое известное сооружение РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє — Конный РґРІРѕСЂ, сооруженный РІ 1819—1823 РіРі. РїРѕ проекту Р”.И. Р–илярди РІ РІРёРґРµ замкнутого каре, состоящего РёР· двухсветного здания конюшни Рё примыкающих Рє нему фуражных Рё каретных сараев, Р° также флигелей, расположенных Рџ-образно РІРѕРєСЂСѓРі объединенного СЃ РЅРёРјРё оградой Музыкального павильона — сцены, РЅР° которой выступал домашний крепостной оркестр РЎ.Рњ. Р“олицына, РІ праздничные РґРЅРё увеселявший С…РѕР·СЏРёРЅР° Рё РµРіРѕ гостей СЂРѕРіРѕРІРѕР№ музыкой. Рљ сожалению, подлинный павильон сгорел РІ 1978 Рі., Рё теперь здесь стоит его точная РєРѕРїРёСЏ. Рљ РІС…РѕРґСѓ РІ здание ведет широкая лестница, РїРѕ сторонам которой СЃ 1846 Рі. расположены чугунные скульптурные РіСЂСѓРїРїС‹ «Укротители коней», отлитые РїРѕ моделям скульптора барона Рџ.Рљ. РљР»РѕРґС‚Р° РЅР° голицынских Пашийских заводах (самые известные отливки «Укротителей» украшают Аничков РјРѕСЃС‚ РІ Петербурге).
Недалеко РѕС‚ РљРѕРЅРЅРѕРіРѕ РґРІРѕСЂР° находится полуразрушенное кирпичное здание — Птичий РґРІРѕСЂ (птичник), сооруженный РІ 1805—1806 РіРі. РїРѕ проекту И.Р’. Р•РіРѕС‚РѕРІР°. Рљ настоящему времени — это единственная спроектированная РёРј Рё хоть РІ какой-то степени сохранившаяся постройка РІ Кузьминках. Р’Рѕ время Отечественной РІРѕР№РЅС‹ 1812 Рі. РІСЃРµ экзотические птицы, находившиеся РЅР° птичьем РґРІРѕСЂРµ, были убиты, увезены французами Рё, разумеется, съедены. Оставшиеся без использования постройки РІ конце 1810-С… — начале 1820-С… РіРі. были перестроены Р”.И. Р–илярди РїРѕРґ кузницу.

Музыкальный павильон Конного двора
Музыкальный павильон Конного двора

РќР° плотине между Верхним Рё Нижним прудами находятся остатки Мельницы, ранее объединявшей РІ своем составе несколько сооружений: РјРѕСЃС‚ РЅР° плотине, несуществующий ныне РґРѕРј мельника СЃ хозяйственными постройками Рё собственно мельницу. РџСЂРё РЎ.Рњ. Р“олицыне Мельница была ликвидирована, РЅР° ее цокольном этаже, оставшемся РѕС‚ здания 1810—1811 РіРі., РїРѕ проекту Рњ.Р”. Р‘ыковского РІ 1843—1844 РіРі. был поставлен так называемый Мельничный флигель — деревянный двухэтажный РґРѕРј, декорированный СЃ использованием мотивов ренессанса, РІ котором размещались княжеские гости (РІ литературе Рѕ Кузьминках его обычно называют Дом РЅР° плотине). Р’ 1995 Рі. Мельничный флигель настолько сильно пострадал РѕС‚ пожара, что восстановление его обгорелых СЂСѓРёРЅ оказалось невозможным. Теперь РЅР° его цоколе поставлен новодел.
Одновременно СЃРѕ строительством Мельничного флигеля обветшавший РјРѕСЃС‚ был заменен Рњ.Р”. Р‘ыковским ныне существующим — РІ РІРёРґРµ пологой приплюснутой арки, облицованной белым камнем. РќР° концах моста установили белокаменные столбы СЃ чугунными фонарями, воссозданными РІ 2002  Рі.
Итак, наше краткое путешествие РїРѕ Кузьминкам закончено. РќРѕ его можно продолжить: если двигаться РЅР° запад, можно добраться РґРѕ Люблино вЂ¦ РёР· РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕРє.

Михаил КОРОБКО

Фото автора
(кроме указанных особо)

 

Проезд: ст. метро «Рязанский проспект», далее автобусом № 29 или маршрутным такси 29К до конечной остановки «Кузьминский парк»; ст. метро «Кузьминки» или «Текстильщики», далее троллейбусом № 38 до конечной остановки «Ветеринарная академия»; ст. метро «Кузьминки», далее пешком до ул. Юных ленинцев и кинотеатра «Высота», затем троллейбусом № 38
(см. выше).

TopList