Систематизировать разрозненные знания...

Обобщающие повторения при изучении Отечественной истории.
6-й класс.

Практика преподавания истории в современной школе подтверждает многие теоретические разработки видных методистов 1960—1980-х гг. Особенно это касается классификации типов уроков, созданной А.А. Вагиным, Н.Г. Дайри, П.С. Лейбенгрубом и др. Данная классификация включает в себя следующие типы уроков:
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок проверки знаний.
3. Комбинированный (смешанный) урок.
4. Урок обобщения и повторения.
Нетрудно заметить, что представленная типология уроков основана на целях учебной деятельности: изучении нового или закреплении уже изученного. При этом проведение комбинированных занятий, работа с новым материалом, как правило, не вызывают тех трудностей, с которыми сталкиваются на уроках повторения и обобщения.
Прежде всего стоит отметить, что в отличие от уроков проверки знаний, имеющих своей целью конкретный анализ учителем уровня обученности детей предмету, повторительно-обобщающие уроки призваны систематизировать разрозненные знания учащихся, выстраивать логические связи между различными историческими фактами и событиями. Очевидно, что при этом учитель может осуществлять и работу по анализу успеваемости, т.е. проверить знания.
Н.Г. Дайри считал, что основными задачами повторительно-обобщающих уроков являются:

  • Актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.
  • Упрочение умений и навыков.
  • Создание целостной картины события, процесса, которые раньше изучались по частям.
  • Систематизация, обобщение знаний.
  • Выделение главных процессов, событий изучаемого периода, главных действующих лиц.
  • Рассмотрение новых связей в свете уже известных ранее фактов.
  • Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.
  • Тренировочные работы учащихся.

Безусловно, указанные цели могут реализовываться учителем и на уроках других типов, но именно повторительно-обобщающие занятия создают наиболее эффективные условия для их достижения.
Рассмотрим методику проведения данных уроков на примере изучения Отечественной истории в 6-м классе.
Примерное планирование, основанное на учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, включает в себя 30 часов (уроков), из которых 5 отводятся на обобщение и повторение изученного. Данное количество часов вполне обосновано сравнительно небольшим объемом школьного курса средневековой истории России.
В целом ко второму полугодию 6-го класса учащиеся должны эффективно работать на уроках обобщения и повторения, так как уже имеют опыт изучения Древнего мира и Средних веков. Однако зачастую в связи с отсутствием четкого планирования данных уроков учителем учебно-воспитательный итог занятий бывает крайне низким. Нужно помнить, что успешность подобных уроков зависит от предварительной домашней подготовки, правильного отбора обобщаемого материала, посильного объема повторяемого и, конечно, от эффективной текущей работы учителя и ученика.
Первый урок обобщения материала по истории России посвящен Древнерусскому государству. Объем темы включает в себя 6 параграфов, 41 страницу. Как плодотворно подготовить детей? Прежде всего нужно предварительно наметить день проведения подобного урока и сообщить его ребятам. Также надо продиктовать в тетрадь под запись основные вопросы по теме будущего урока:

  • Причины создания государства у восточных славян.
  • Причины и последствия принятия Русью христианства.
  • Расцвет Древней Руси.
  • Причины распада Древнерусского государства.

Целесообразно сообщить детям и план проведения урока, включающего в себя письменную проверочную работу и устный разбор. Если рабочая тетрадь по истории ведется эффективно: в ней делаются регулярные записи, указываются даты, определения, имена правителей, кратко перечисляются причины и последствия событий и явлений, то подготовка к проверочной части урока будет быстрой и результативной. Заранее зная план устного обобщения, ученики смогут не «разбрасываться» при работе с учебником.
В начале урока учитель ставит перед классом цель: повторение истории Древней Руси. Поясняется, что повторение необходимо для лучшего усвоения дальнейшей истории нашей страны. Учитель просит ребят отложить рабочие тетради и учебники на край стола и приступает к проведению письменного обобщения, призванного проверить знание фактического материала. (Работа проводится в течение 10 минут.) Вопросы могут быть такими:
1. Назовите одну из причин создания государства у восточных славян.
2. С чем связано возникновение и развитие городов у восточных славян?
3. Как звали норманнского князя, приглашенного в Новгород?
4. Где правили Аскольд и Дир?
5. В каком году образовалось Древнерусское государство?
6. Кто был основателем Древнерусского государства?
7. Как назывался объезд киевским князем с дружиной подвластных племен для сбора дани?
8. Представители какого племени убили Игоря?
9. Как назывались места сбора дани, установленные княгиней Ольгой?
10. Какое государство было разгромлено Святославом?
11. В каком году произошло Крещение Руси?
12. При каком князе была принята «Русская правда»?
13. Что такое дружина?
14. Назовите одну из причин распада Древней Руси?
15. Что закрепил Любечский съезд князей?
Все вопросы учитель читает 3 раза. В слабоуспевающих классах рекомендуется раздать листы с данными вопросами на парты, а не читать вслух. Критерии оценки за выполненные задания должны быть дифференцированными с учетом общей подготовки класса.
Собрав выполненные работы, учитель начинает обсуждение по узловым вопросам темы. Каждый вопрос нужно разделить на промежуточные этапы. К примеру, анализируя причины создания Древнерусского государства, рассматриваются факторы развития городов у восточных славян, эволюция земледелия. Работа ведется фронтально, с максимальным вовлечением класса. Безусловно, не всем удастся проявить свои знания, получить отметку, но представление об уровне подготовки учеников учитель иметь будет. В сильном классе, учитывая высокую мотивацию, в обсуждении поставленных вопросов примет участие большинство ребят. В слабоуспевающем учителю придется самому распределять вопросы и постоянно корректировать ответы.
Подобный план применим и на уроке по теме «Народы и государства на территории нашей страны в XIII—XIV вв.», где основной упор нужно сделать на повторение и обобщение материала о татаро-монгольском нашествии, о причинах усиления Московского государства. В данном обобщении особо следует отработать хронологические вопросы, закрепить ключевые даты: 1223 , 1237, 1240, 1380, 1480 гг. и др.
Данные обобщения можно условно назвать текущими. Помимо них примерное планирование предусматривает проведение еще трех повторительно-обобщающих уроков по темам:
1. Этапы истории государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в.
2. Жители Руси на разных этапах развития страны до начала XVI в.
3. Развитие культуры русских земель до начала XVI в.
В работах Н.Г. Дайри, П.С. Лейбенгруба указывается, что основная цель подобных уроков — итоговая систематизация и закрепление изученного материала. Остается добавить, что для проверки фактического материала в итоговом повторении вполне применимы тестовые задания. Отбор вопросов для устного обсуждения следует проводить с опорой на наименее усвоенный материал. В итоговом обобщении, посвященном культуре Руси, следует повысить роль наглядности.
Закрепление при проведении итоговых обобщений имеет особое значение, так как дальнейшее изучение Отечественной истории продолжится лишь во втором полугодии 7-го класса.

Марат САФАРОВ,
учитель истории, г. Москва

TopList