Ненавязчиво, интересно, увлекательно

Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является усвоение дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают их и с трудом могут вспомнить события, связанные с ними. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Это, конечно же, скучное и неинтересное занятие. У детей пропадает интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить зубрежку дат и событий в интересное, увлекательное и продуктивное занятие, можно успешно использовать сорбонки — карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти.
Этот учебный прием известен давно. Сейчас, на мой взгляд, он незаслуженно забыт или используется в редких случаях. На уроках истории, особенно на второй ступени обучения, я активно практикую работу с карточками-сорбонками для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием, можно реализовать следующие учебные цели:

  • концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал;
  • экономится время урока на проверку ранее изученного;
  • происходит охват работой всех учеников класса;
  • работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам;
  • используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

Карточки изготовить нетрудно. Для этого применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман), из которой нарезаются карточки размером 10x15 см. Важно, чтобы они были не слишком маленькие, иначе ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной — соответствующее дате событие.

Образец карточки-сорбонки

Начало Великой
Отечественной войны

 

1941 год

Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями, изученными на предыдущих уроках, и карточки с датами изучаемой темы.
Предлагаю несколько способов использования карточек-сорбонок для формирования хронологических знаний и умений.

Способ 1
У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или, напротив, называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.

Способ 2
Как правило, этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы.
Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором — соотношение события и даты. Соответственно, в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором — событиями, даты закрыты.
К первым партам вызываются 2—3 ученика (в зависимости от того, сколько в классе рядов парт). Ученики поворачиваются лицом к классу и раскладывают свои карточки на первых партах. Назовем их — проверяемые.
2—3 других ученика назначаются контролерами. Их функции — внимательно следить за проверяемыми и отмечать на отдельных листочках количество правильных и неправильных ответов. Остальные ребята должны задавать ученикам первой группы вопросы типа: «В каком году произошло … », «Какое событие произошло в … году».
Учитель называет имя ученика, этот ученик задает вопрос. Контролеры отмечают правильность ответа у проверяемых. В конце данной работы подводится итог и оценивается работа ребят первой и второй групп.
Контролеры оценивают проверяемых, а учитель оценивает контролеров.
Нормы оценки можно использовать следующие:
— не допущено ни одной ошибки — «5»,
— одна-две ошибки — «4»,
— три-четыре ошибки — «3»,
— оценка «2» не ставится.

Способ 3
Данный способ используется при работе в парах постоянного или сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.
Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске — планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.

Способ 4
Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала, можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками-сорбонками.
Класс разбивается на группы по 4—6 учеников. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой.
Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями.
Например, учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты, связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями.
Учащиеся в группах контролируют друг друга. Тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону.
Если все ребята справились с заданием, карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.

Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков. При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать важное условие — регулярность тренировок. Другое условие заключается в следующем: необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы, чтобы сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным. И, как итог, ваш ученик будет хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.

Константин АКАТЫНОВ,
учитель истории и обществознания,
Восточненская МСПОШ,
Амурская обл.

TopList