Боги, правители, изобретения

По страницам истории древних цивилизаций Востока
Урок-игра для 5-х классов.

Цели

Образовательная. Повторить и закрепить у учащихся знание исторических фактов, имен.
Развивающая. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников; дать возможность учащимся проявить находчивость, юмор.
Воспитательная. Укреплять дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование
Плакаты с названием темы урока, с высказываниями об истории древних ученых: Цицерона, Геродота; плакаты с названиями команд; плакат с изображением игрового поля.

План проведения игры

1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
2. Знакомство команд. Представление членов жюри.
3. Командные конкурсы, конкурсы капитанов и болельщиков.

I тур. «Черный ящик» (2 балла).
II тур. Викторина (1 ответ — 1 балл).
III тур. Конкурс капитанов «Что это?» (5 баллов).
Конкурс болельщиков «Замени выражение» (1 ответ — 1 балл).
IV тур. «Что? Где? Когда?» (1 ответ — 1 балл).
V тур. Конкурс капитанов «Восстанови карту» (3 мин) (до 5 баллов).
Конкурс болельщиков «Какая это страна?» (1 ответ — 1 балл).
VI тур. «Отгадай шарады» (1 ответ — 1 балл).
VII тур. «Реставрация» (1 слово — 1 балл, до 10 баллов).
Конкурс болельщиков (1 ответ — 1 балл).
VIII тур. «Чьи слова?» (1 ответ — 1 балл).
IX тур. Конкурс капитанов «Восстанови изображение» (5 мин) (3 балла).
Конкурс болельщиков «Разгадай ребус» (2 балла).
X тур. «Разгадай кроссворд» (5 мин) (до 10 баллов).
Конкурс болельщиков «Выбери правильный ответ» (1 ответ — 1 балл).

4. Подведение итогов, награждение команды-победительницы, отличившихся членов команд и участников из числа зрителей (болельщиков).

Правила игры

1.  В игре участвуют команды из 5 человек от каждого 5-го класса. Команды формируются учителем истории из числа учащихся, отлично и хорошо успевающих по предмету.
2. На подготовку команд к вопросам каждого тура отводится определенное время, о чем оповещает звуковой сигнал.
3. Отвечать на вопросы конкурса первой будет та команда, которая первой поднимет свой плакат с названием.
4. Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, опрашивается другая команда. Если команды не справляются с ответом, на вопрос тура отвечают болельщики. Баллы, заработанные болельщиками, причисляются к баллам команды, которую они поддерживают.
5. В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитается 2 балла.
6. В конце каждого тура конкурса — музыкальная вставка, во время которой члены жюри подводят итоги.
7. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

I тур
«Черный ящик»

1-й ведущий. В черном ящике находится:
Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.
Впервые произведено древними финикийцами.
Изделия, произведенные из него, являются необходимыми в хозяйстве. (Стекло.)

II тур
Викторина

2-й ведущий:
1. Какой напиток называют «китайским лекарством»? (Чай.)
2. Какую страну древние греки образно назвали «даром Нила»? (Египет.)
3. Какие книги не сгорают? (Глиняные.)
4. В какой стране в древности была воздвигнута сохранившаяся и до настоящего времени стена, прозванная «Стеной десяти тысяч ли»? (В Китае.)
5. Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье.)
6. Что называли «священным письмом египтян»? (Иероглифы.)
7. Какая страна является родиной шахмат? (Индия.)
8. Из какой страны на Запад пролегал Великий шелковый путь? (Из Китая.)
9. Какая река дала название древнему восточному государству? (Река Инд дала название государству Индия.)
10. Кого египтяне называли «языком фараона»? (Писцов.)

III тур
Конкурс капитанов «Что это?»

1-й ведущий. Капитаны команд по жребию получают конверты с предметами и отвечают на вопросы, связанные с содержимым конвертов.
Где впервые стали производить этот предмет (изделие)?
Какова история его производства?
(В конвертах: шелк, бумага, лист папируса, стекло и т.д.)
Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс болельщиков.

Конкурс болельщиков
«Замени выражение»

2-й ведущий:
1. Повелитель (царь) Египта. (Фараон.)
2. Статуя, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс.)
3. Области, на которые делилась Персидская держава при Дарии I. (Сатрапии.)
4. «Жилище богов». (Храм.)
5. Большое и могущественное государство. (Держава.)
6. Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явлений природы. (Мифы.)
7. Сбор в пользу государства. (Налог.)
8. Знак на теле раба. (Клеймо.)
9. Служители бога. (Жрецы.)
10. Островки зелени. (Оазисы.)

IV тур
«Что? Где? Когда?»

2-й ведущий:
1. Что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства? (Законы царя Хаммурапи.)
2. Где были изобретены цифры, которыми мы пользуемся? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу пришли через арабов в период Средневековья, поэтому получили название «арабские».)
3. Когда Китай стал единым государством? (В III в. до н.э.).

V тур
Конкурс капитанов «Восстанови карту»

2-й ведущий. Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в далекое и, возможно, опасное путешествие. Проверим, хорошо ли знают карту Древнего мира наши капитаны, смогут ли они правильно определить на карте искомую страну. А для этого им необходимо, вскрыв конверты, собрать из фрагментов карту с изображением страны, название, местоположение и природные условия которой предстоит определить.
Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания.
Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс для болельщиков.

Конкурс болельщиков
«Какая это страна?»

1-й ведущий. Пока капитаны выполняют задание, проверим, насколько наши болельщики знают историю древних стран.
Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока, о своих государствах.
Определите, о каких странах идет речь в этих рассказах.
1. «Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирию и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ярусов. А самым удивительным чудом города являются красивейшие сады, как бы висящие в воздухе». (Вавилонское царство.)
2. «Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы, исполнявшие волю Неба. Например, образованный человек, направляющийся в гости, должен быть готов трижды обратиться к привратнику дома с просьбой впустить его к хозяину, а затем трижды вежливо выслушать отказ. Только после четвертой просьбы, согласно обычаю, хозяин мог принять гостя». (Китай.)
3. «Чужеземцам часто бывает нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длительный сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения до другого, пробираясь через густые заросли и болота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены чудовищами, которых из живых людей никто не видел, кроме разве древних героев и отшельников». (Индия.)

VI тур
«Отгадай шарады»

1-й ведущий. Шарада — загадка; загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1. Первая часть слова — название реки в Южной Азии. (Инд.)
Вторая часть слова — соединительный союз. (и)
Третья — самая хвастливая буква алфавита. (я)
Целое слово — страна в Южной Азии (на полуострове Индостан). (Инд—и—я.)
2. Первая часть слова — заостренный с одной стороны кусок дерева, железа. (Клин.)
Вторая — список учитываемых предметов. (Опись.)
Целое слово — письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока. (Клин—опись)
3. Первая часть слова — характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа». (Па.)
Вторая часть слова — устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения. (Пир.)
Третья часть слова — волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы). (Ус.)
Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение; 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов. (Па—пир—ус.)

VII тур
«Реставрация»

(1 слово — 1 балл, 10 слов — 10 баллов)

2-й ведущий. Представьте, что во время путешествия вы обнаружили древние свитки, местами почерневшие от времени; чернила во многих местах размылись или выцвели. Какую же тайну хранят эти свитки? Об этом вы можете узнать, разгадав (восстановив) содержание текста.
Каждая команда получает текст с описанием истории, культуры, хозяйственной или политической деятельности, природы любой изученной страны Древнего Востока.

«На ... побережье ... моря расположена страна ...
Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ... крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ... деревья. Из ... они выдавливают душистое масло. Славится страна и ... лесом. ..., ... и ... — главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения — ...».

Слова, которые должны вставить ученики вместо пропусков: восточном, Средиземного, Финикия, нет, оливковые, оливок, строительным, Библ, Сидон, Тир, колонии.

Конкурс болельщиков

1-й ведущий. Пока команды восстанавливают текст, проверим, хорошо ли знают наши болельщики географию стран Древнего Востока.
1. На этом полуострове находится государство Индия. (Индостан.)
2. Эту страну в древности жители Африки называли Черной землей. (Египет.)
3. Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье. (Финикия.)
4. Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья. (Ассирия.)
5. На этой земле возникло древнее еврейское государство — Израильское царство. (Палестина.)
6. В какой из стран Востока возведены самые длинные стены? (Китай.)
7. В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты. (Индия.)
8. Эти две реки берут начало в горах Тибета. (Янцзы и Хуанхэ.)
9. Столицу этой страны в древности называли логовищем львов и Городом Крови. (Ниневия, столица Ассирии.)
10. Эти две реки берут начало в Гималайских горах. (Инд и Ганг.)

VIII тур
«Чьи слова?»

2-й ведущий. Зачитывает высказывания известных исторических личностей из трех древних государств Востока. При этом, учитывая возраст учащихся, учитель ограничивается фразами, цитируемыми в учебнике, т.е. наверняка знакомыми учащимся. Необходимо определить:
1) Кому принадлежат эти высказывания?
2) Представителем какой страны он является?

1. «Я, царь великий, царь царей, царь этой земли, говорю: “Мне достались по воле бога 23 страны и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Все, что я им приказывал, — ночью ли, днем ли — они исполняли...”» (Дарий I, правитель Персидской державы.)
2. «Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости. Благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь, коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?» (Конфуций, Китай.)
3. «Я — царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов на севере и юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове... Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное на камне имя и напишет свое имя — будь то царь, будь то простой человек — пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерть». (Хаммурапи, правитель Вавилонского царства.)

IX тур
Конкурс капитанов
«Восстанови изображение»

1-й ведущий. Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания. В каждом конверте содержится разрезанная открытка с изображением (например, войска одной из изученных стран). Необходимо из фрагментов собрать разрезанную картинку и составить по ней рассказ (например, войско какой страны изображено, из каких родов оно состоит и т.д.).

Конкурс болельщиков
«Разгадай ребус»

2-й ведущий. Известно, что ребус — загадка, в которой искомое слово (или фраза) изображено(а) комбинацией фигур, букв, знаков. Запятыми в начале или после рисунка отмечены опущенные буквы слова, обозначающего рисунок. Сколько запятых — столько опущенных букв в слове. За правильную и быструю разгадку болельщик получает 2 балла.
По очереди вывешиваются листы ватмана с ребусами.
1. Отгадайте слово, изображенное комбинацией двух фигур.

[КИТ]

[МАЙКА]

[КИТ—АЙ]

2. Отгадайте слово, изображенное комбинацией трех фигур.

[ОВАЛ]

[ВИЛЫ]

[СЛОН]

[ВА—ВИ—ЛОН]

3. Отгадайте слово, изображенное комбинацией трех фигур.

[ИВА]

[ЕЛЬ]

  [МОРЖИ]

[В—ЕЛЬ—МОЖИ]

X тур
Играют команды
«Разгадай кроссворд»

1-й ведущий:

По горизонтали:

1. Правитель Израильского царства в Х в. (Давид.)
2. Древнеегипетский злой бог-суховей. (Сет.)
3. Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин. (Пурпур.)
4. Знатные люди, царские советники, военачальники. (Вельможи.)
5. Самые высокие горы в мире. (Гималаи.)
6. Еврейский бог. (Яхве.)
7. Подневольный человек. (Раб.)

По вертикали:

1. Большое и могущественное государство. (Держава.)

Конкурс болельщиков
«Выбери правильный ответ»

2-й ведущий зачитывает вопросы, болельщики выбирают правильный ответ.
1. Древнейшей столицей Египта являлся город:
а) Александрия; б) Вавилон; в) Мемфис.
2. Египетские вельможи:
а) не подчинялись никаким приказам; б) считались слугами фараона.
3. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:
а) наемниками; б) живыми убитыми; в) нубийцами.
4. Египтяне считали фараона:
а) богом Солнца; б) сыном Солнца; в) великим человеком.
5. Письменность, возникшая в Древней Финикии:
а) иероглифы; б) буквы; в) клинопись.
6. Материалом для письма в Древнем Двуречье являлись:
а) бумага; б) папирус; в) глиняные таблички.
7. В отличие от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было:
а) торговля; б) ремесло; в) земледелие.
8. Ассирия находилась:
а) в Африке; б) в Верхнем Двуречье; в) в Палестине.
9. Индийские касты:
а) жрецы-брахманы; б) изгои; в) неприкасаемые; г) слуги.
10. В Древнем Китае были изобретены:
а) компас; б) сахар; в) бумага.

  Венера ЮСУПОВА,
учитель истории и обществознания,
СОШ № 33, Астрахань

TopList