Другая точка зрения
|
Ведущий рубрики
Анатолий БЕРШТЕЙН |
Россия глазами иностранцев и
эмигрантов
Миф о том, что мы не просто другие, но особенные;
что мы не любим и боимся иностранцев; что они
изначально к нам недоброжелательны и, по
крайней мере, ничего не понимают в загадочной
русской (в меньшей степени, славянской) душе, —
старый и самый живучий. Притом ксенофобия и
желание отмежеваться касается и европейцев, и
азиатов. Мы — самобытные. Мы гордимся своей
историей, даже если ее не знаем. Мы не всегда об
этом кричим, но шепотом верим, что мы не просто
другие, а лучшие.
Когда родился этот миф? Вряд ли когда,
рассорившись, славянские вожди пригласили
Рюрика; и не во времена насильственного крещения
Руси, когда князья крутили головой во все
стороны, выбирая чужую религию, и в конце концов
отказались от своего язычества; и не во времена
монголо-татар, когда сначала брат шел на брата, а
потом кто к полякам подался, кто и с монголами
породнился. Вероятнее всего это случилось ближе
к правлению Ивана III: и от Золотой Орды отбились, и
свои земли собрали, а тут и Византия пала — сам
Бог велел Третьим Римом назваться. Выхватили
знамя веры из рук павшего бойца, понесли дальше —
похвально. Но вот когда было провозглашено в
продолжение, что «…Четвертому не бывать», тогда,
возможно, и стало складываться то самое
самосознание исключительности. Россия — оплот
православной веры. Форпост на Западе и на
Востоке. Так формировалась ментальность нации.
Потом был Иван Грозный — войны, внутри и вовне.
Русь прирастать стала Поволжьем и Сибирью. Ее
просторы расширились и становились все
бескрайнее и бескрайнее: при Алексее Михайловиче
с Украиной воссоединились, Петр Великий пробился
к морю с севера, Екатерина Великая — с юга, а
заодно и Польшу поделила, и, наконец, при
Александре I выторговали Финляндию у Наполеона.
Так и возник пресловутый «геополитический
фактор», о котором как о самой нашей главной
исключительности говорил «сумасшедший» Чаадаев.
Огромность территории, ее особое евразийское
расположение, богатейшие природные ресурсы,
многонациональность народов, ее заселяющих,
терпимость, но и государственный патронаж,
ортодоксальность веры — все это стало сначала
чертами, а потом и свойствами русского характера:
широкого до потерянности (даже неловко уже
цитировать Дмитрия Карамазова о широте русского
человека и о желании ее сузить), самобытного в
своей эклектичности, противоречивого в
разнообразии, христианско-языческого,
снисходительного до равнодушия, неспешного до
лени, нежадного, но ничего не ценящего, гордого,
даже кичливого, но порой не уважающего самого
себя, полноценного и тревожного, доверчивого и
непостоянного.
Куда уж пришельцу-иностранцу в России
разобраться, если она сама находится в
постоянной рефлексии (имея в виду образованную и
просвещенную часть населения) и… не дает ответа.
Значит, иноземец тем более ничего правильно
понять не сможет. Особенно тот, кто с
туристической целью, а потом — всякую грязь и
ерунду про несвободу и матрешки. И вообще, он со
своим уставом все норовит учить и переучивать. Не
уважает, получается, обычаи. А таким гостям мы не
рады, мы их боимся и презираем. Вот мы тоже один
раз попробовали их научить, предложили свой
товар — мировую революцию, — так они от нас
железным занавесом отгородились.
Честно говоря, понимают они нас, во всяком случае
показывают, действительно смешно, карикатурно. И
не только в глупых боевиках про русскую мафию или
в комиксах про Джеймса Бонда, но даже в серьезных
фильмах — «Доктор Живаго», например. Мы их как-то
меньше оглупляем и адекватнее представляем.
Но если бы только они о нас так порой
неприглядно и безответственно говорили, а то и мы
сами — только уже там. От перебежчика Курбского
до Суворова, от диссидентов-эмигрантов Герцена,
Алданова до Буковского. Все они в один голос, с
небольшими модуляциями повторяли то, что,
пожалуй, емче всех резюмировал о России
иностранец — маркиз де Кюстин. Вслед за Штаденом
и Герберштейном он сначала вообще позволил себя
писать о России, а потом выяснилось, что позволил
«много лишнего». У него о нас страна фасадов,
«потемкинских деревень», многочисленных
ненужных формальностей; страна чинопочитания;
страна, у народа которой, живущего и желающего
жить без свободы, остаются только инстинкты
вместо разумных чувств; страна, народ которой сам
создает административную систему своего
подавления; страна, где народ-инфант, который не
может без отца и матери, который боится
самостоятельности и не только не помышляет о
независимости, но и всячески противится ей, желая
быть зависимым, но в то же время и защищенным, и
обеспеченным.
Конечно, де Кюстин во многих деталях и фактах
ошибся, был тенденциозен и по-европейски
высокомерен и в ответ получил десятки заказных,
но, возможно, и от сердца написанных
разоблачительных рецензий. Но по существу его
никто не опроверг. А такие, как Герцен, с
сожалением и восторгом отмечали, что это лучшая
книга иностранца о России.
Сам же Герцен был, возможно, лучший
писатель-эмигрант, который знал и понимал многое
о своей покинутой Родине. Именно ему в разгар
спора славянофилов и западников принадлежит
один из самых точных образов России: у ее орла две
головы, смотрящие в разные стороны, но сердце у
них одно. И это не шизофрения. Это прецедент
природы, сиамские близнецы. И никто не собирается
делать операцию по их разделению. Они погибнут
друг без друга.
Россия такая, какая есть. Как и американцы, и
французы, англичане и немцы. Никто ее всерьез
изменять не хочет. (Нельзя же насильственно
лишить ее привычного пространства — никому,
кроме нее самой, этого не удавалось.) Но иногда
создается впечатление, что Россия просто
стесняется своей непохожести на других,
испытывает комплекс неполноценности, как
Гулливер перед лилипутами. И обижается, когда
говорят правду: мол, слишком большая, иногда
неуклюжая, как слон в посудной лавке, и всяких
дров наломать может. Не любит наш Гулливер
критики. Раздражается и готов лилипутов
потоптать. Притом от любви до ненависти у него,
как и у всех больших и неуверенных, один шаг.
Популярнейший в 1950—1960-х гг. певец и актер Ив
Монтан осудил ввод войск в Чехословакию и… сразу
сгинул: с экранов, прилавков, концертов; Петер
Вайс написал пьесу о Троцком и… исчез с
подмостков театра на Таганке и далее отовсюду,
где ранее упоминался; Артур Миллер — пьесы этого
классика американской драматургии шли у нас
почти во всех театрах — выступил в защиту
свободного выезда евреев и… нет такого
драматурга в СССР и никогда не было; бедный Андре
Жид, говорят, когда приезжал в 1930-х, хотел
поговорить со Сталиным о свободе сексуальных
меньшинств — теперь в узких кругах образованной
советской интеллигенции осталось воспоминание
только об Агасфере.
Конечно, не все иностранцы были сознательно
враждебны и близоруки, были и среди них
«ясновидящие»: например, Ромен Роллан, Анри
Барбюс, Эльза Триоле и даже Лион Фейхтвангер,
книгу которого «Москва. 1937 год» к изумлению
многих у нас издали, несмотря на легкую критику
вождя за культ личности (глава так и называлась
«Сто портретов человека с усами»).
Вот так и живет Россия в сознании других, а порой
и в своем собственном, между мифами и пасквилями.
То так самовозвеличиваясь, что и не подойти, то
так самоуничижаясь, что и неловко даже. Всё —
крайности: то отрицание недостатков, то отказ от
очевидных достоинств. А кажется, так все просто,
так ясно, что давно пора успокоиться, смириться
со своей природой, не нервничать, выйти в свет,
навстречу другим и признать очевидное:
самобытность нужна (собственно, она никуда и не
денется), но не нужна исключительность (потому
что она исключает нас из нормальных
взаимоотношений с другими); не обязательно быть
великой Россией (по крайней мере, это нескромно и
об этом должны говорить другие), но обязательно —
богатой и процветающей, и в меру сильной, чтобы
защитить себя, но не пугать соседей; не надо
особых путей развития (параллельно магистрали,
по грунтовке, а то и куда-то вбок — в тупик), а
нужны особенности развития, соответствующие
нашим габаритам, определенный стиль, если угодно
шарм, чтобы отличаться вкусом, а не грубостью;
хватит вечно государство возвеличивать, а то —
«Человека забыли…». И чтобы дышалось у нас
вольно, не потому, что воздуха много, а потому, что
полной грудью и радостно. И чтобы хватало на всех,
и тогда иностранцы-путешественники, уезжая из
России, не будут вздыхать с облегчением при
переезде границы и не станут заканчивать книг о
нашей стране назиданием своим согражданам:
«Когда ваши дети вздумают роптать на Францию,
прошу вас, воспользуйтесь моим рецептом, скажите
им: поезжайте в Россию! Это путешествие полезно
для любого европейца. Каждый близко
познакомившийся с царской Россией будет рад жить
в какой угодно другой стране. Всегда полезно
знать, что существует на свете государство, в
котором немыслимо счастье, ибо по самой своей
природе человек не может быть счастлив без
свободы».
Если Вы хотите высказать свое мнение
или поспорить с автором этой статьи, направляйте
свои письма и реплики по адресу: 121165, Москва,
Киевская ул., 24. Редакция «История», или по
электронной почте Hisred@yandex.ru |