Планирование и содержание
домашнего задания
по истории Древнего мира

Как известно, 5-й класс является одним из важнейших в школьной жизни ребенка. Это связано прежде всего с переходом из начальных классов в средние, где каждый учитель-предметник предъявляет свои требования. Большое значение имеют и особенности развития учащихся в подростковый период, начало которого приходится именно на 5-й класс.

В это время особенно важна деятельность учителя истории. Именно от его педагогического мастерства напрямую зависит дальнейший интерес детей к данному предмету. Стоит учитывать, что наивысший уровень мотивации к изучению истории наблюдается именно в 5—6-м классах. Поэтому задачей учителя, работающего с младшими подростками, является сохранение у учащихся высокой мотивации в условиях постепенного усложнения изучаемого материала. Это во многом зависит от эффективного планирования и содержания домашнего задания.
Концентрическая модель преподавания истории предусматривает изучение в 5-м классе истории Древнего мира. Методика преподавания этого периода всеобщей истории отражена в работах Г.И. Годера, Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец, О.И. Бахтиной и др.
На примере государств Древнего Востока и античного мира пятиклассники усваивают закономерности существования и развития различных политических систем: монархии (тирании, империи), демократии, республики. Особо важно понять и характерные черты цивилизаций древности — изучив этот материал, учащиеся смогут актуализировать свои знания при изучении Средневековья и отечественной истории. Но это все возможно при удачном закреплении материала. При этом закрепление должно происходить не только на уроке, но и дома, что сформирует навыки самостоятельной работы.
Домашнее задание должно быть всегда четко спланировано. Это особенно важно в 5-м классе, так как беспорядочно составленное домашнее задание может быть не выполнено учащимися из-за большого объема или нечеткой формулировки.
Уже в начале учебного года учитель видит уровень успеваемости в классе. Письменные проверочные работы и устные ответы позволяют четко определить и количество неуспевающих. Эти факторы и определят планирование домашних заданий. На практике учитель может заранее на весь учебный год распланировать домашние задания. Следует учитывать, после какого урока нужно дать письменное задание, когда необходимо поработать над контурной картой и т.д. Ежегодно, в зависимости от уровня успеваемости класса, можно корректировать свой план. Все это придает преподаванию системность.
Подавляющее большинство домашних заданий в курсе 5-го класса необходимо выполнять устно. Устная работа позволит углубить навыки чтения, все еще несовершенные у части пятиклассников, развить монологическую речь, приучить к эффективной работе с учебником. Очень полезно задавать на дом чтение параграфа в сочетании с поиском ответа на конкретный вопрос. К примеру, читая параграф 2 «Родовые общины охотников и собирателей» учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой, ученики ищут ответ на вопрос 2, с. 14: «Какие признаки родовой общины выражают слово община? Какие признаки — слово родовая?» Этот вопрос, заданный ученикам, будет базисом проверки домашнего задания, что не исключает работы и с другими вопросами.
Развитию воображения ученика способствует и составление рассказов, в том числе на основе иллюстраций учебника, когда предлагается представить себя жителем родовой общины или древнегреческим земледельцем. Образная реконструкция прошлого, детально проработанная в трудах Г.И. Годера, позволяет придать учебной деятельности творческий характер, развить мышление.
Заметно разнообразят работу на уроке и заранее подготовленные сообщения — биографии видных деятелей древности. Однако подобные задания плодотворно выполнят лишь сильные ученики.
Письменные задания в курсе истории Древнего мира должны быть эпизодическими. Они могут иметь творческий характер, т.е. заключаться в письменном составлении рассказа. Иногда, изучая сложные темы «Зарождение демократии в Афинах», «Устройство Римской Республики», рекомендуется задать на дом письменные задания-вопросы (один-два) к тексту параграфа. Такие вопросы могут иметь как репродуктивный, так и проблемный характер.
Эффективному усвоению материала в сочетании с развитием пространственных представлений учащихся способствует работа над заданиями контурной карты. В данном случае учитель должен опираться на содержание школьного атласа и связывать выполнение карты с изучаемой темой.
Следует подчеркнуть, что работу над устными заданиями, написание рассказа, заполнение контурной карты нужно сначала провести в классе под контролем и при помощи учителя.
Зачастую, планируя уроки с применением проблемного метода, многие учителя проводят проверку домашнего задания не в начале занятия, а в середине. Подобное непривычное для пятиклассников проведение урока нередко приводит к неэффективным результатам. Поэтому в течение первого полугодия 5-го класса типовые уроки рекомендуется проводить по традиционному плану, включающему в себя проверку домашнего задания, объяснение нового материала и закрепление.

Марат САФАРОВ,
учитель истории, г. Москва

TopList