Образ прошлого на Марафоне

Репортаж о Дне учителя истории
Главный редактор ИД «Первое сентября» А. Соловейчик (справа) открывает День учителя истории
Главный редактор
ИД «Первое сентября»
А. Соловейчик (справа)
открывает День учителя истории

Ясным холодным весенним утром 2 апреля учителя истории со всей Москвы и области, да и из других городов России (их насчитывалось более 400) спешили в центр столицы на Пушечную улицу в красивый старинный особняк, где располагается Московский дом учителя. Почти в течение месяца, с конца марта до конца апреля, в этом здании, располагающем набором уютных залов и аудиторий, проходит Третий Московский марафон учебных предметов. В этот день наших гостей ожидала интереснейшая программа во всех залах, где выступали известные специалисты в области педагогики, ученые-историки, которые активно сотрудничают с нашим еженедельником. А в фойе шла оживленная торговля учебниками, новыми методическими пособиями, книгами на исторические темы и, конечно же, номерами нашей газеты.
Выступления в Большом зале начал Игорь Альбертович Карачевцев, признанный лучшим учителем 2003 г. Думается, не случайно лучшим на конкурсе стал именно учитель истории.
Трудная задача стояла перед ним: в другом городе, на сцене, дать шестерым московским школьникам, да и всему залу, показательный урок, громко именуемый мастер-классом. Так, чтобы все сказали: да, это замечательно, да, этот опыт нам понадобится! Заявленная тема мастер-класса: «Интегрированный подход к изучению истории Отечества». «Создать перед учащимися образ прошлого в широкой взаимосвязи исторических, политических, культурных процессов той или иной эпохи — задача школьного учителя истории. Сам курс истории по своей сути — это интегрирующая дисциплина, вбирающая в себя знания, умения, навыки, которые накопило человечество в определенный исторический период», — так предварил свое выступление петербуржец И. Карачевцев.
После вступительной части начался непосредственно урок, который во всем блеске показал мастерство учителя истории. Буквально за несколько минут он завладел вниманием не только школьников, но и всего зала, задавая интересные и неожиданные вопросы, привлекая литературные источники. Не навязывая свою позицию, приводил к искомому выводу.
А тема непосредственно урока была труднейшая — «Образы человека в революционную эпоху 1917—1920 гг.».
По мнению Карачевцева, цель учителя — привести учеников к целостному знанию, выработать личностное отношение к этому знанию. И главное, увлечь учащихся самостоятельно искать это знание и на уроках, и вне их, в различных источниках, которые содержат разную, нередко противоречивую и недостоверную информацию. Все это было убедительно продемонстрировано на мастер-классе. И школьники, и учителя («уважаемые ученики и уважаемые учителя», как обращался к ним Карачевцев), находившиеся в зале, с интересом и удовлетворением восприняли этот урок и, будем надеяться, что его продолжат во многих школах, во многих классах...
Следующее выступление директора Государственного архива России профессора С.В. Мироненко содержало ответ на вопросы, которые часто задают все любители истории, в том числе, конечно же, учителя: насколько достоверна историческая информация в книгах, в материалах СМИ, как представлять ученикам исторических деятелей прошлого, русских царей? Докладчик ярко и убедительно рассказал о роли архивных документов, которые и являются главным источником исторического знания, о многочисленных их подделках, которые можно разоблачить специальной экспертизой. В заключение Сергей Владимирович ответил на вопросы учителей, которые были посвящены различным проблемам установления подлинности источников, например печально известных «протоколов сионских мудрецов», Лесной книги, договора НКВД и германской разведки. Все это — разоблаченные фальшивки.
Лекция профессора Государственной академии славянской культуры А.Н. Ужанкова была запоминающимся анализом знаменитого «Слова о полку Игореве», которое докладчик рассматривал не только как литературное произведение, но и как исторический документ. Ярко и интересно говорил он о символическом ряде «Слова», насыщенном библейскими образами. Слушателям было представлено много новых гипотез, которые могут стать настоящими открытиями в уже устоявшейся классической трактовке «Слова». Постепенно перед мысленным взором участников начал вырисовываться образ автора этого замечательного произведения: ученый-монах, знающий древние языки, осуществивший свой творческий подвиг в знаменитом монастыре под Киевом. Образованнейший человек своего времени, обладающий могучим поэтическим даром…
Темы, обсуждавшиеся в Малом зале, несмотря на камерность обстановки, прозвучали далеко не как частность — и для учебных программ в целом, и для учителей-профессионалов. Что же нового и полезного узнали слушатели, предпочтя эти темы всем остальным? Оказалось, что предложенная им информация не только нова, но и требует анализа, а главное, серьезных размышлений, в некоторых же вопросах — отказа от сложившихся стереотипов.
С первой лекцией — «Христианские мученики и исповедники в школьном курсе истории России ХХ в.» — выступил кандидат исторических наук А.Л. Беглов. Сразу отметим, что она была очень точно методологически выстроена, — учитывая, что для многих присутствующих материал не слишком хорошо знаком, автор лекции в первую очередь рассказал о происхождении самого понятия «мученик» (по-гречески — «свидетель»), обозначающего с первых веков христианства человека, готового следовать за Христом и исповедовать свою веру даже перед угрозой смерти. Первые христианские мученики стали первыми святыми, которых прославила Церковь, а традиция мученичества и исповедничества, как заметил докладчик, сложившаяся в древности, не исчерпала себя тогда же — с окончанием гонений в эпоху императора Константина. После периода относительно мирного существования Православной церкви с X в. снова начались гонения — они могли носить локальный характер, как в Греции XV—XVIII вв.
во время турецкого владычества, в Сербии в годы Второй мировой войны и в 1990-е гг., или тотальный — как в русской Церкви, начиная с 1917 г. до конца ХХ столетия. Но в церковной традиции возникает уже термин «новомученик».
Разумеется, основная часть лекции была посвящена именно русским новомученикам и исповедникам. А.Л. Беглов, сделав уточнение о недостаточной изученности, а главное, теоретическом осмыслении феномена русских новомучеников постарался, тем не менее, ответить на главный вопрос этой темы — в чем особенность их подвига в историческом контексте и какова его важность для Русской православной церкви. Дабы его рассуждения были убедительны, лектор коснулся главных фактов и очертил хронологическую канву темы: рассказал о Декрете 1918 г., национализировавшем церковное имущество, показательных процессах над духовенством, периоде 1929—1931 гг., когда в ходе коллективизации сотнями закрывались храмы и появился статус «лишенца», 1935—1938 гг. — времени Большого террора, когда Церковь оказалась на грани полного физического уничтожения (в ней остались всего 4 епископа!), о «точечных» репрессиях 1940-х гг., «хрущевских» гонениях, когда расстрельные статьи заменили «позорящими».

Во время перерыва в фойе Дома учителя
Во время перерыва
в фойе Дома учителя

Докладчик привел впечатляющие цифры — по сегодняшним подсчетам, к 1941 г. было репрессировано порядка 350 тыс. человек (из них более 100 тыс. расстреляно), до середины 1950-х гг. погибло не менее 300 епископов. Возникает вопрос, кем были русские новомученики — жертвами или героями? Ответ на этот вопрос одновременно выполняет главную задачу избранной темы — попытаться определить особенность их подвига. Беглов считает, что русские новомученики не были ни жертвами, ни героями. Они выбрали третий, единственный в истории христианской Церкви путь — неприятия государственного атеизма и одновременно законопослушности, лояльности к власти, готовности как к добросовестной работе в государственных учреждениях, так и к возможности в любую ночь оказаться в черном «воронке».
Заключительные слова доклада стали и итоговой формулировкой, и ненавязчивой рекомендацией. Его автор считает, что, исключая из отечественной истории жизнь и смерть русских новомучеников, мы игнорируем ее важную страницу — их опыт показывает, что народ был не только безгласной, растерянной жертвой тоталитарного государства, что сопротивление ему может идти (и шло) не только путем политического диссидентства. Православная же Церковь, пройдя через гонения и репрессии во многом благодаря опыту новомучеников, дожила до времени, когда идеологический пресс был разрушен.
Тема второго доклада была более знакома присутствующим — «Региональная история и краеведение: на обочине исторического образования?». С ней выступил кандидат исторических наук В.Ф. Козлов, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ.
Он говорил о том, что интерес к краеведению все возрастает — практически во всех областных, краевых и многих малых городах регулярно проводятся конференции, именные чтения, издаются книги, журналы и альманахи по истории края. Как предмет оно введено не только в программы общеобразовательных учреждений (школ), но и многих вузов страны. Сегодня под краеведением понимается и научная деятельность по изучению прошлого и настоящего какого-либо края (от дома, улицы, до отдельного населенного пункта, города, даже крупного региона), и методические исследования, и широчайшее движение, привлекающее тысячи любителей и профессионалов. Лектор напомнил, что академик Д.С. Лихачев точно назвал краеведение «самым массовым видом науки», а академик С.О. Шмидт отметил, что «краеведение — это всегда и краелюбие». Не случайно сегодня российским краеведением активно интересуются и наши власти. Для них оно во многом — визитная карточка города, региона.
В то же время пришло, очевидно, и осознание не только его великой образовательной, но и социальной силы, основного средства воспитания патриотизма в масштабах семьи, малой родины и государства в целом. Да и в формировании национальной идеи и в процессе создания гражданского общества краеведение должно сыграть не последнюю роль. Видимо, пришло время его государственной поддержки, как это было у нас в 1920-е гг. и как происходит на наших глазах на Украине и в Беларуси.

С.И. Козленко (справа) проводит круглый стол
С.И. Козленко (справа)
проводит круглый стол

В Паркетном зале прошла ринг-презентация мультимедийных образовательных ресурсов по истории России ХХ в. Провел презентацию А.Б. Драхлер. Вниманию учителей были предложены разнообразные мультимедийные разработки, которые можно использовать на уроках. Предложенные программы не являются учебными, т.е. не разработаны специально для школ. Возможно, именно это позволяет сделать урок более интересным. Большинство дисков являются подборкой материалов по какой-нибудь, подчас довольно узкой, проблеме. Один из представленных дисков помогает составить представление об образах детства в 30-е гг. ХХ в., другой повествует о репрессиях с точки зрения репрессированных, третий позволяет взглянуть на события Великой Отечественной войны, на то, чем она была как для советских людей, так и для немцев.
Целью этой ринг-презентации было не столько продемонстрировать компьютерные разработки по истории, сколько показать учителям, как полезны могут быть новые информационные технологии в учебном процессе.
Сходной тематике был посвящен круглый стол «Современные образовательные технологии в преподавании истории в школе», который провел С.И. Козленко, профессор Московского института открытого образования, и его коллеги. Много внимания было уделено компетентностному подходу в изучении истории, что вызвало бурный интерес среди учителей и всех участников круглого стола. Обсуждались также проблемы использования мультимедийных проектов для подготовки и проведения уроков. Были продемонстрированы презентации PowerPoint, подготовленные учителями. Презентации позволяют проиллюстрировать материал урока, а порой могут и заменить рассказ учителя. Неотъемлемой частью компетентностного подхода изучения предметов в школе являются творческие работы или проектная деятельность учащихся. Ведущими круглого стола было показано, что под творческими работами могут пониматься не только рефераты и доклады, но и мультимедийные проекты. Был показан проект, подготовленный учащимися и учителями московской школы № 1215, посвященный 60-летию битвы под Москвой. Все эти новые подходы и наработки отнюдь не отменяют предыдущего педагогического опыта, однако могут его дополнить, сделать среднее образование более современным и уменьшить дистанцию между учителем и учеником, что так важно в концепции «школы сотрудничества», взятой в свой арсенал многими педагогами.
Авторами учебников по истории А.А. Даниловым, Л.Г. Косулиной и И.А. Мишиной был проведен круглый стол «Горячие точки истории России ХХ в. в современных учебниках истории». Новейшая история нашей страны всегда являлась наиболее спорным периодом, преподавание ее связано со множеством других дисциплин, поэтому очень важным является выбор наиболее приемлемого подхода в его изучении. Горячих, спорных моментов в истории ХХ в. нашей страны, действительно, немало. Многие проблемы обострились из-за изменения политической ситуации, пропал историографический канон, согласно которому писалась история. Проблема заключается и в том, что сегодняшним школьникам стало сложнее объяснять советские реалии, которые еще лет десять назад были общепонятны. Очень остро стоит и национальный вопрос: современные учебники истории должны учитывать его, обходя острые углы, с одной стороны, но не закрывая глаза на эти жгучие проблемы — с другой. Большое количество существующих учебных пособий не всегда оказывается положительным явлением, хоть и неизбежным после краха старой идеологической системы, когда стало возможным в школьной программе свободно высказывать свою точку зрения, в том числе и на историю. Оптимальным на данный момент, по мнению ведущих круглого стола, является концентрический метод преподавания истории. Очень важно, чтобы школьники могли работать с комплектом учебников по всем периодам российской истории, написанным в одном ключе. Именно такой комплект, охватывающий весь материал с 5-го по 9-й класс, был написан Даниловым и Косулиной.
Учителя активно участвовали в обсуждении «горячих» проблем современного исторического образования, задавали вопросы и комментировали происходящее.

 Репортаж подготовили
Наталия ГАЛАЙБО,
Анастасия ГОЛОВАТЕНКО,
Ольга ЛАШКОВА

TopList