Страна, загадочная, как Сфинкс

Урок-презентация на тему «Искусство и наука Древнего Египта». 5-й класс. Материал прислан на конкурс «Я иду на урок истории»,
номинация «Информационные технологии на уроке истории».

Цель урока
Познакомить учащихся с наукой и искусством Древнего Египта.

Задачи
Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление ранее изученного, рассмотрение нового материала.
Познавательная: развитие информационной культуры учащихся, знакомство с возможностями ПК.
Воспитательная: содействовать воспитанию уважения к культуре других стран.
Оборудование: компьютер + проектор; несколько компьютеров, объединенных в сеть (при отсутствии проектора); CD — «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (значительная часть текстового, графического материала может быть взята отсюда).
Урок строится по классической схеме презентации. В ходе представления урока-презентации новый материал чередуется с вопросами повторения ранее изученного.
В конце урока в игровой форме проводится мини-викторина по новому материалу.
Содержание презентации служит наглядным рядом, позволяющим оживить рассказ учителя и организовать в ходе урока обсуждение тех или иных проблем. Основу урока составляют слайды с текстом и графикой, видео и аудиоматериал, которые используются совместно, что позволяет более полно и наглядно раскрыть тему урока.
Вся презентация состоит из 17 слайдов, разбитых на темы в соответствии с основными частями урока. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Компоновка материала презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта.

План урока

1. Введение.
2. Архитектура

гробницы фараонов;
сфинкс;
храмы.

3. Скульптура и живопись.
4. Литература.
5. Музыка.
6. Наука

письменность;
медицина;
математика;
астрономия.

7. Мини-викторина «Вопросик???»
8. Домашнее задание

 

ХОД УРОКА

1. В начале урока учитель знакомит учащихся с темой урока, его целями и задачами.

Для создания необходимой атмосферы урока («вхождения» в эпоху) демонстрируется заставка: слайд-фильм с картинами из жизни Древнего Египта, сопровождающийся музыкой с египетскими мотивами. После того как мы стали «чуть-чуть ближе» к этой эпохе, переходим к основной части урока.

2. Учитель рассказывает о древних гробницах фараонов — пирамидах.
Учитель. Пытаясь сохранить свои тела и после смерти, фараоны строили громадные гробницы. Все работы выполнялись тысячами рабочих вручную. Существует два вида пирамид — ступенчатая и гладкая (классическая). И та и другая построены из каменных блоков. Но стены ступенчатой пирамиды выложены подобно лестнице, а стены гладкой пирамиды — ровные и гладкие. Как правило, внутри пирамиды было предусмотрено два помещения. В одном из них лежала мумия погребенного человека, а во второе складывали драгоценности, оружие, утварь и другие предметы. Лабиринт, или система внутренних переходов, был предназначен для защиты пирамиды от грабителей. Пирамиду строили в течение всей жизни фараона. Фараон мог потребовать, чтобы в день его смерти всех, кто принимал участие в строительстве пирамиды, захоронили вместе с его телом. После того как мумия фараона помещалась внутрь, пирамиду замуровывали, хороня и ее строителей, и ее секреты. Самая древняя пирамида Египта построена фараоном Джосером (2780—2720 гг. до н.э.), а самая известная пирамида построена фараоном Хуфу (Хеопсом) (2558—2551 гг. до н.э).
Рассматривается слайд с изображением пирамиды Джосера.
Ученики отвечают на вопрос: почему гробница построена в виде ступеней? После обсуждения делаем вывод о символической лестнице, ведущей фараона на небо.
Рассматривается слайд с изображением пирамиды Хеопса.

Пирамида фараона Джосера (ступенчатая)

Пирамида фараона Хеопса (глaдкая)

Пирамида фараона Джосера
(ступенчатая)
Пирамида фараона Хеопса
(глaдкая)

Учитель приводит факты о масштабе этого сооружения: площадь — 54 тыс. кв. м; высота — 146,5 м; длина каждой стороны — 233 м; количество каменных блоков — 3,2 млн весом в 2,5 т каждый; общий объем пирамиды — 2,5 млн куб. м. Гробница была разграблена, по-видимому, еще во II тысячелетии до н.э. Неподалеку от пирамиды в 1925 г. была открыта гробница матери Хеопса Хетепхерес, в которой сохранился весь погребальный инвентарь. Поражают не только размеры пирамид, но и совершенство работ — качество, с которым пригнаны друг к другу гранитные глыбы, облицовочный камень и его зеркальная шлифовка.
Учащиеся отвечают на вопросы: что позволяло фараонам строить подобные сооружения десятилетиями? Какие знания необходимы для строительства подобных сооружений?
Вспоминаем о власти правителей Египта и их «божественном» происхождении.
После ответов учеников о знаниях, необходимых для сооружения пирамид, учитель отмечает, что к вопросу о научных знаниях египтян они еще сегодня вернутся.

Учитель. Проблема разграбления царских гробниц волновала Древний Египет на всем протяжении его истории. Фараон Мерикар признавался своему сыну примерно в 2000 г. до н.э.: «В погребальных камерах началась драка, и гробницы были ограблены. Я тоже совершил подобное». Ограбление могил приобрело колоссальные масштабы. Пирамиды часто подвергались разграблениям и, начиная с Тутмоса I (1506 г. до н.э), фараоны предпочитали быть захороненными в гробницах, высеченных в толще скал в Долине Царей.
Царский некрополь находился в Фивах, в так называемой Долине Царей, которая располагалась в двух долинах неподалеку от Нила. Восточная долина была основным некрополем царей — 58 гробниц, в то время как в Западной долине находилось только 4 гробницы.
В целом в Долине Царей насчитывается 62 гробницы, датирующиеся с 1550 по 1069 гг. до н.э. Наиболее известный из захороненных здесь царей — молодой фараон Тутанхамон. Его захоронение уникально потому, что гробница уцелела от разграбления и была исследована в 1922 г.
Долина Цариц была некрополем царских жен и сыновей некоторых фараонов Нового Царства. Большая часть жен царей были захоронены поблизости от гробниц своих мужей в Долине Царей. Здесь находится
75 гробниц, самая ранняя из них принадлежала жене Рамсеса I (1295—1294 гг. до н.э.) Сатре. Тем не менее наиболее знаменитое захоронение в долине — это гробница Нефретари, главной жены Рамсеса II (1279—1213 гг. до н.э.). Ее усыпальница, вне всякого сомнения, является самой изящной и изысканной среди погребальных сооружений этого некрополя. К сожалению, гробница значительно пострадала.
Царские гробницы состояли из ряда коридоров и камер, которые вели вниз, в глубь скалы. Их стены и потолки были со вкусом украшены изображениями культовых сцен и созвездий.
Рассматривается слайд с изображением Долины Царей.
Ученики отвечают на вопрос: почему с XVI в. до н.э. фараоны перестали строить пирамиды, подобные гробницам Джосера или Хеопса, и не могли предотвратить разграбления?
В ходе обсуждения приходим к выводу об ослаблении власти правителей Египта.
В заключение учитель говорит о загадках древних пирамид и различных версиях ученых.

Карнакcкий храмовый комплекс
Карнакcкий храмовый комплекс

Учитель. Еще одним величественным памятником Древнего Египта является Сфинкс. Обращенный загадочным лицом к востоку, возлежит он на высоком пьедестале перед пирамидой Хефрена.
Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена в верхний, в самом ее начале была оставлена грандиозная глыба известняка, напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком каменоломни, откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды. Именно таково, по мнению египтологов, происхождение Большого сфинкса. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе — царском платке.
Таинственный образ Сфинкса, обращенного лицом к восходящему солнцу, на протяжении столетий возбуждал умы ученых и был предметом самых разнообразных толкований. Сфинкс стал синонимом загадочности и таинственности. Что еще поражает — в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифические надписи донесли до нас имена строителей пирамид. Известны имена архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы статуи Сфинкса науке неизвестны. Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника — «шепес анх», что означает «живой образ». Логического объяснения этому наука не нашла. Еще позже египтяне вдруг стали отождествлять Сфинкса с богом Хармахисом — рождается легенда, повествующая, что этот громадный человеколев вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Источником его силы является космос... В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...
Рассматривается слайд с изображением Сфинкса.

Сфинкс стал синонимом загадочности и таинственности...
Сфинкс стал синонимом
загадочности и таинственности...

Учитель рассказывает еще одну легенду — якобы когда Сфинксу что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или увлечения чужими идолами, он спрыгивает с пьедестала и уходит ночью в Ливийскую пустыню. В качестве доказательства «правдивости» этой легенды обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 г. до н.э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей «Истории», в которой записал «все, что видел и слышал в Египте», грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же он не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!
Ученикам предлагается ответить, почему.
После выдвижения различных гипотез учениками учитель рассказывает о том, что пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса, и со временем на поверхности виднелась только одна голова. По всей вероятности, он давно выглядел таким, каким увидели его солдаты армии Бонапарта. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который воздвиг между его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти своих покойных предков. Этот же фараон приказал построить вокруг Сфинкса стену из кирпича-сырца. Песчаные бури, однако, по-прежнему засыпали каменную статую, которую неоднократно приходилось расчищать. Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам.
Можно задать вопрос ученикам: где они могли видеть сфинкса в нашей стране? Например, две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 г. набережную Невы у Академии художеств в Петербурге...
Учитель. Жилища богов —храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а посетители имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками. До нашего времени дошли развалины храмов в Луксоре и Карнаке в честь бога Амона-Ра.
Рассматривается слайд с изображением Карнака.
Учитель приводит факты, свидетельствующие о грандиозности Карнакского храма: два обелиска во дворе храма имеют высоту 30 м и вес 1000 т; зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 статуи; 12 центральных колонн имеют высоту 21 м и 10 м в обхвате.
Рассматривается видеосюжет, посвященный Карнакскому храмовому комплексу.

3. Учитель. В гробницах, храмах, при раскопках древних сооружений найдено множество прекрасных произведений искусства. Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим правилам. Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишенная надписи, теряла свою силу.
Рассматриваются слайды:
 Нефертити — жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). XIV в. до н.э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты.
 Принц Рахотеп с супругой, принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце — простое ожерелье с амулетом и фартук.
Рахотеп, вероятно, был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г. до н.э.

 Статуэтка писца Каи. III тысячелетие до н.э.

Фараон Эхнатон. Скульптура из храма Гематон в Карнаке

Царица Нефертити, жена Эхнатона Бюст из Археологического музея Флоренции

Фараон Эхнатон

Скульптура из храма
Гематон в Карнаке

Царица Нефертити,
жена Эхнатона

Бюст
из Археологического музея
Флоренции

Учитель. При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих — они приняли ее за живого человека. Когда в темноту гробницы проник луч света, взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В древние времена глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.

Писец из дома Каи
Писец из дома Каи

Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах, изображенных на росписях. Фигуры изображались так, как будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках-остраконах.
Рассматриваются слайды:
Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. XIII в. до н.э. (храмовая фреска).
Танцовщица. XII в. до н.э. (рисунок на остраконе).

4. Учитель.  Египтяне создали богатую и древнейшую в мире литературу. Корни литературы Египта восходят к IV тысячелетию до н.э., когда были созданы первые литературные записи. Нам известны многие жанры египетской литературы: сказки («О правде и кривде»), поучения («Поучение Аменемхета I»), биографии («рассказ Синухета»), религиозные тексты («гимн Ра») и народные песни («погонщика быков»).
Учитель может привести отрывки некоторых текстов.

ГИМН АТОНУ

Когда ты заходишь на Западе
в Земле Заката,
Земля погружается во мрак
и как будто умирает.
Земля оживает, когда ты восходишь
в Земле Восхода,
Когда ты, Атон, сияешь днем.
Потому что ты рассеиваешь мрак,
потому что посылаешь свои лучи.
Две земли веселятся. Пробуди их,
чтобы они встали на ноги.
Очищены тела их и одеты. Их руки
приветствуют твое появление.

ИЗ ПЕСНИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЙ НИЛ

Слава тебе, Нил,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена,
Если гневен он, гроза по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он — и ликует земля
И все живое от радости.
Приносящий хлеб, обильный пищей,
Творящий все прекрасное,
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя, как царя.

ПЕСНЯ АРФИСТА

Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь.
Свершай свои дела на земле
По велению своего сердца,
Пока не придет к тебе день
оплакивания.
Причитания никого не спасли
от могилы.
А потому празднуй прекрасный день
И не изнуряй себя.
Никто не взял с собой своего
достоянья.
Никто не вернулся обратно.

Учитель. Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мертвых». Это не книга в нашем понимании, а сборник магических формул и заклинаний, которые должны помочь умершему человеку в совершении путешествия по подземному миру, в результате которого он должен достичь тростниковых полей.
«Книга» состояла из 200 заклинаний, или «глав». Первоначально она предназначалась исключительно для царей и высекалась или записывалась на стенах гробниц. Впоследствии эти тексты были записаны на папирусе или нацарапаны на амулетах: это позволило пользоваться ими и простым людям.
Благодаря тому что в гробницах многих умерших богатых египтян имелись такие книги, они сохранились в большом количестве экземпляров. «Книгу» помещали в гроб умершего или даже в бинты мумии. Важной частью книги являлась «Исповедь отрицания», которая произносилась умершим перед судом Осириса. В «Книге мертвых» много иллюстраций, которые описывают загробный мир.
Демонстрация слайдов «Книга мертвых».
Ученики рассказывают о религиозных воззрениях египтян.

5. Учитель. Многочисленные изображения музыкантов, певцов и танцоров на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке и танцам. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Египетская музыка и танцы были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи.
Рассматриются слайды с изображением арфисток, музыкантов; музыкальных инструментов: систр, медных тарелок, флейт.
Учитель. Египтяне играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных (систр, медные тарелки). Прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, в Лувре, в Британском музее. Однако никакого вида «нотной» записи не существовало, музыка входила в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя.
Учащимся предлагается прослушать фрагмент египетской музыки и определить, какой музыкальный инструмент является ведущим, а какие лишь создают фон.
Ученики точно определяют ведущую
флейту; фон — медные тарелки и арфа.

6.  Учитель. Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Основой такого письма было рисуночное письмо. Оно состояло из набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов, поясняющих смысл слова. Такие знаки получили название иероглифы, а египетская письменность — иероглифика. Если записи делались рукописным курсивом, то знаки видоизменялись — такое письмо получило название иератика. Количество знаков было более 700, а позднее — несколько тысяч. Писать в иероглифических текстах можно было как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Причем отсутствовали и пунктуационные, и пространственные указатели начала и конца высказывания. Иероглифы могли читаться слева направо или справа налево в зависимости от того, куда смотрят фигурки.

Древний папирус. Фрагмент из «Книги мертвых». Слева — иератическое письмо, справа — иероглифическое

Древний папирус.

Фрагмент из «Книги мертвых».
Слева — иератическое письмо,
справа — иероглифическое

Материалом для письма служили: камень (стены сооружений, стелы, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус — бумага из стеблей растения папирус. Впервые успешно расшифровать эти иероглифы удалось в 1922 г. Это сделал Жан-Франсуа Шампольон.
Рассматриваются слайды: иероглифика на камне и рукописный текст на папирусе.
Учитель.  Репутация египтян как блестящих медиков дошла до наших дней. Известно, что у врачей была специализация: одни занимались глазами, другие — зубами, третьи — внутренними органами и т.д.
Рассматривается слайд «Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения» (XIII в. до н.э).
Учитель приводит факты, свидетельствующие о развитой медицине:
Папирус Эберса с рецептами и предписаниями для лечения различных болезней.
Папирус Херст с описанием болезней костей и суставов.
Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения.
«Книга сердца» с описанием лечения сердечных заболеваний.
Медицинский папирус из Кахуна с описанием женских болезней и акушерских проблем.
«Книга глазных болезней» с предписаниями о лечении.
 Берлинский папирус с трактатами о кровеносных сосудах и ревматизме.
Мумификация.
Учитель. В лечении заболеваний важную роль играли молитвы. В медицине древних египтян тесно сплелись наука и религия. При храмах жили врачи, которые были одновременно и жрецами.
Учитель сообщает, что если древнеегипетский врач при лечении, допустим, вывиха лишь вправил сустав на место и не прочел молитву, то пациент счел бы себя обманутым.
Отрывок из молитвы, которую должен был произнести пациент:

К ИСЦЕЛЯЮЩЕМУ БОГУ

О Хонсу, Ясноликий,
Могучий целитель,
К тебе я взываю, чтобы был ты
со мной сейчас,
К тебе, кто изгоняет все болезни,
К тебе, кто побеждает нездоровье
и страдание,
К тебе, изгоняющему невзгоды
и несчастья,
О Хонсу, Рассекающий Столетья,
Возлюбленный всеми людьми,
Ясный в храме своем,
Раствори двери свои передо мною,
Освети душу мою светом своим,
Проникни глубоко в дух мой, исцели
все мои недуги.

Рассматривается слайд «мумия».
Учитель. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в строении человеческого тела. У них была разработана уникальная система бальзамирования и мумификации умерших. Связано это с религиозными представлениями о смерти и переходе в иной мир.
Если есть время, учитель рассказывает принципы бальзамирования и мумификации, т.к. ученики, как правило, все время пытаются спросить об этом. Можно заранее дать кому-либо из учащихся задание подготовить сообщение по этому вопросу.

 Учитель. Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений. В папирусах можно найти также задачи, связанные с переводными коэффициентами.
Рассматривается слайд «Математический папирус Ринд» (1700 г. до н.э.).
Учитель приводит факты, свидетельствующие о значительных достижениях египтян в математике:
Имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел.
Решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария.
Производили сложные геометрические построения.
Определили «золотое сечение» и активно его использовали в архитектуре и изобразительном искусстве.
 Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра.
Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни.
Умели вычислять площадь поля, объем (корзины, амбары и т.п.).
Обладали знаниями об арифметической и геометрической прогрессии.
Еще раз вспоминаем о строительстве грандиозных сооружений.
  Учитель. Египтяне проявляли большой интерес к астрономии. Различали звезды и планеты. Свои знания о небесных светилах они воплотили в создании календаря. Самой главной звездой считался Сириус, который египтяне называли Сопдет. Именно с этой звездой и связано появление первого древнеегипетского календаря.
Различные созвездия изображались египтянами в виде божеств, и, конечно, можно сказать, что представления египтян о вселенной были фантастическими.
Демонстрация слайда «Египетский зодиак».
Учитель рассказывает о достижениях египтян в астрономии:
 Составление солнечного календаря, состоящего из 365 дней и подразделявшегося на периоды: «половодье», «выхождение» и «сухость».
 Изобретение водяных часов с градуировкой времени на внутренней стенке сосуда.
 «Привязка» календарного нового года к астрономическому явлению (появлению Сириуса на утреннем небе) и началу разлива Нила 19 июля.
  Группировка звезд в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых напоминали («быка», «скорпиона», «крокодила» и т.п.).
 Установление дневного времени по солнечным часам.
 Создание звездных таблиц, с помощью которых определялось время ночью.
Ученики отвечают на вопрос: почему многие изобретения египтян в астрономии так тесно связаны с Нилом? Вспоминаем значение этой великой реки для жизни Египта.

7. Игровая мини-викторина «Вопросик???»

Учитель. Переходим к заключительному этапу урока.

Задание 1. Показать форму древнейшей египетской пирамиды.

Задание  2. Кто и когда произносил следующий текст:

Я не совершал несправедливостей
против людей.
Я не притеснял ближних.
Я говорил лишь правду.
Я не делал того, что неугодно богам.
Я не брал чужого.
Я был почтителен к родителям...

Варианты ответов:

 Фараон при вступлении на престол.
Умерший перед судом Осириса.
 Вельможа перед судом фараона.

Задание  3. Определить вид письма и способ прочтения.

Иероглифика.
Иератика.
Справа налево.
Слева направо.

Иероглифика.
Иератика.
Справа налево.
Слева направо.

Так как викторина сделана в презентационной программе, то ответы выбираются специальным указателем — «пальчиком». При ответе отвечающий «перебрасывается» на дополнительные слайды. На этих слайдах анимационные и звуковые эффекты показывают правильность ответа.

8.  В конце урока учащиеся получают домашнее задание:

Прочитать раздел учебника «Искусство и научные знания в Древнем Египте». На основе нового материала попытаться составить кроссворд или ребус.
 Найти дополнительный материал и сделать сообщение о мумификации и бальзамировании в Древнем Египте (для двух учеников).

Сергей ДОЦЕНКО,
Маслянинская
общеобразовательная школа № 2,
Новосибирская обл.

TopList