«Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена, чтоб душу, влажную от сна, с утра ожечь ползучим ядом», – так писал о газетах начала XX в. поэт Максимилиан Волошин. И действительно, что может дать современная пресса или, говоря расширительно, СМИ нашему уму и сердцу? Лишнюю порцию ненависти, гнева, ужаса? Но, с другой стороны, без объективного, непредвзятого, своевременного информирования современный человек в условиях информационного общества и повсеместных техногенных катастроф, разгула насилия и терроризма обойтись уже не может. Все дело, наверное, в том, чтобы уметь правильно пользоваться этими потоками, морями, океанами информации, знать и грамотно применять нормы «техники безопасности» при работе с ней. Потому что эта вполне неосязаемая и как бы нематериальная субстанция может калечить, убивать, вызывать войны и катастрофы, перемещать массы людей… Значит, нам, учителям, необходимо готовить наших детей правильно обращаться с ней, всесильной госпожой Информацией.
Мне иногда задают вопросы: какова роль историка-профессионала в современных СМИ? Нужно ли журналисту уметь работать с исторической информацией? Пригодятся ли журналистам исторические знания? Сразу кратко и убежденно отвечаю на последний вопрос: да, пригодятся! Еще как пригодятся! Сколько раз мы «ловим» того или иного журналиста на том, что он путает исторические факты, перевирает их, не знает популярных исторических деятелей прошлого. Второй вопрос сложнее. Что значит «работать с исторической информацией»? Сидеть в архивах и библиотеках? Выискивать неизвестные документы и свидетельства? Последнее, кстати, тоже не возбраняется. Вспомните, к примеру, замечательную журналистку из «Известий» Эллу Максимову: сколько она за свою жизнь «накопала» уникальных фактов, сколько вытащила на свет Божий биографий, забытых, искореженных забвением, похороненных в спецхранах…
И самый сложный вопрос: какова роль историка в современных СМИ? Так с ходу на него и не ответишь… Впрочем, можно и кратко: читайте наш еженедельник «История»! В нем мы пытаемся давать не просто исторические факты, не только комментировать их и распространять опыт ваших коллег – учителей истории, но стараемся нащупать и осмыслить место исторического знания в наш калейдоскопично-острый информационный век.
Давайте вместе делать «Историю»!

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList