Эта «страшная» ересь катаров

В № 35, 36 за 2003 г. была опубликована статья С.Семенихина, посвященная Альбигойским войнам, которая приглашала читателей к дискуссии о значении крестовых походов. Редакция получила материал, в котором высказывается несогласие с позицией С.Семенихина. Нам кажется, что мнение автора этого отклика В.Рыжова достаточно распространено среди преподавателей истории. Поэтому открытое обсуждение этой точки зрения будет полезно как ее сторонникам, так и оппонентам. В следующем номере будет опубликован ответ С.Семенихина на публикуемую здесь статью.

В статье «Крестоносцы: историческая правда и мифология», С.Семенихин сделал попытку нестандартного подхода к освещению Альбигойских войн на уроках истории в средней школе. Данный подход следует признать весьма перспективным: наши ученики, что называется, по горло сыты штампами, которые им навязываются, и потому любой шаг в сторону способен повысить их интерес к изучаемой проблеме. Однако в данной работе автор несколько увлекся и полностью встал на откровенно клерикальную точку зрения, что не может не вызывать удивления: ведь у нас все-таки Церковь пока еще отделена от государства, и газета «История» предназначена для учителей светских школ, а не православных или католических гимназий. Если пойти по этому пути дальше, придется написать хвалебные статьи о походах крестоносцев в Палестину и Египет: ведь мусульманам, как и катарам, тоже была предоставлена возможность выбора, они могли сражаться с европейскими рыцарями, но могли и отказаться от своей веры, сдавшись без боя. Разве можно упрекать катаров и мусульман за то, что они предпочли с оружием в руках защищать свои убеждения?
В многоконфессиональной стране (каковой и является Россия) учитель не имеет права открыто вставать на защиту какой-то одной религии, даже если сам он является искренно верующим христианином, правоверным мусульманином или поклонником древних языческих культов.
Но может быть, альбигойская ересь действительно была ужасна и представляла серьезную опасность для всей западноевропейской цивилизации? В этом случае у папы и крестоносцев действительно не было выбора и жестокие преследования еретиков были жизненно необходимы. Давайте рассмотрим историю возникновения ереси катаров и влияние, которое оказала она на жителей Лангедока, Прованса, Аквитании и Тулузы.
На рубеже новой и старой эры на Востоке с завидной регулярностью появлялись оригинальные философские системы и рождались новые религиозные воззрения (в том числе и христианство). При стабильной ситуации и отсутствии контактов на межэтническом и межконфессиональном уровне новые учения, вероятно, привели бы всего лишь к возникновению изолированных сект типа иудейской общины ессеев. Однако завоевательные походы Александра Македонского, последовательная и неумолимая экспансия Рима, бурное развитие международной торговли привели в движение огромные массы людей, и это имело далеко идущие последствия. Римляне попадали на чужбину в составе армий завоевателей, обитатели Восточного Средиземноморья и Малой Азии — в качестве рабов, многих свободных людей увлекала вперед погоня за выгодой, но были и те, кто совершал далекие путешествия в поисках тайных знаний и Истины.

Дьявол, пожирающий человека. Скульптура. XII в.
Дьявол,
пожирающий человека.

Скульптура. XII в.

Все это приводило европейцев к знакомству с эзотерическими воззрениями чуждых народов, а мистическая окраска восточных мифологических систем не только не отталкивала неофитов, но способствовала повышению их привлекательности и популярности среди завоевателей. Римляне были исключительно веротерпимы: богов завоеванных ими народов они немедленно включали в свой Пантеон и часто те имели в самом Риме не меньше поклонников, чем традиционные боги Олимпа (например, египетская богиня Исида или персидский бог Митра).
Христиане стали печальным исключением из правил: отказ признать богом правящего императора обрекал их на преследование римских властей. Бурные контакты победителей и покоренных народов имели своим неизбежным следствием появление новых синтетических философских систем, в которых тезисы иудейской Библии подвергались переосмыслению с позиций античной философии, а ученые раввины, оперируя понятиями и положениями своих оппонентов, пытались соединить ветхозаветную мифологию с учениями греческих стоиков, платоников и пифагорейцев. Так возникали многочисленные гностические течения христианства.

Р’ Ктесифоне РІ семье последователей РѕРґРЅРѕР№ РёР· таких сект («крестильников») Рё родился Мани (около 210 Рі. РЅ.СЌ.). Будущий РїСЂРѕСЂРѕРє был воспитан РІ атмосфере мистики Рё религиозного фанатизма, РІ молодости принимал участие РІ таинствах, посвященных персидскому Р±РѕРіСѓ Митре, Р° позже стал христианским пресвитером. Изучив современные ему философские системы, Мани сделал первую попытку создания собственной доктрины Рё РїРѕРґ именем Параклеита начал проповедовать РїСЂРё РґРІРѕСЂРµ персидского царя РЎРїРѕСЂР° (Шапура I). Затем РѕРЅ совершил путешествие РІ Индию Рё Китай, РіРґРµ познакомился СЃ даосскими Рё Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёРјРё представлениями Рѕ РјРёСЂРµ. РќР° обратном пути Мани попал РІ плен, РЅРѕ был выкуплен богатой РІРґРѕРІРѕР№. Отсюда происхождение прозвища, которое получили последователи РЅРѕРІРѕРіРѕ РїСЂРѕСЂРѕРєР°, вЂ” Дети РІРґРѕРІС‹. Результатом этого путешествия стала новая философская система, представлявшая СЃРѕР±РѕР№ синтез христианства СЃ Р±СѓРґРґРёР·РјРѕРј Рё культом Заратустры.

РЎРІРѕРё космогонические представления Мани изложил РІ «Книге гигантов» Рё «Шахнуракано», краткое содержание которых известно РїРѕ В«123 беседе Севера, патриарха Антиохийского» (V—VI РІРІ. РЅ.СЌ.). РџРѕРґРѕР±РЅРѕ всем гностикам, Мани рассматривал РјРёСЂ как область Р±РѕСЂСЊР±С‹ света Рё тьмы. Область света олицетворяло «древо жизни», которое осеняло три стороны света — север, запад Рё восток. РќР° СЋРіРµ же (СЃРёРјРІРѕР» бесплодной пустыни) росло «древо смерти». РћС‚ него непрерывно отпочковывались РІСЃС‘ новые Рё новые побеги, которые были исполнены ненависти Рє материнскому дереву Рё РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ Рё потому тут же вступали РІ жестокую РІРѕР№РЅСѓ между СЃРѕР±РѕР№. Р’ конце концов побеги этого страшного дерева достигли области света Рё тогда объединились для Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ РЅРёРј. Порождение мрака — материя вЂ” захватывает частицы светоносного эфира Рё мучает РёС…. Такими частицами божественного света Рё являются человеческие души.
Дьявол в учении Мани признается силой, по могуществу равной Богу, его диалектической противоположностью, необходимой для существования Вселенной. Бог и дьявол сражаются за господство над миром, душа и тело человека являются полем этой великой битвы. Состоящая из света душа устремлена к Богу, но тело его тянется к дьяволу.
Христос же РЅРµ является РЅРё Богом, РЅРё человеком, РћРЅ вЂ” Ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь Рє спасению через полное отрешение РѕС‚ материального РјРёСЂР°. Прекрасный, сотканный РёР· света облик Христа окружает Рё терзает беспросветный мрак. Эта СЃРєРѕСЂР±СЊ божественного начала Рё является символом крестной РјСѓРєРё, которую, конечно, РЅРµ РјРѕРі испытывать принявший человеческий образ бесплотный Ангел. Поэтому крест был для Мани РЅРµ символом искупления, Р° орудием РїРѕР·РѕСЂРЅРѕР№ казни, подвергнуться которой состоящий РёР· света Христос РЅРµ РјРѕРі РїРѕ определению. Крещение Мани РѕР±СЉСЏРІРёР» РЅРµ имеющим смысла Рё бесполезным: ведь производится РѕРЅРѕ над несмышлеными детьми Рё потому РЅРµ предохраняет РѕС‚ будущих грехов.
Целью человеческого существования Мани объявил постепенное освобождение божественной сущности (души) от пут материи посредством самоотречения и воздержания. В конце царствования Шапура I Мани вернулся в Персию и в марте 276 г. был распят по доносу местных жрецов (магов). Но учение его не умерло. Спаянные строгой дисциплиной и тайными ритуалами последователи Мани часто выступали под знаменем изначального христианства, извращенного «лицемерными и развратными» иерархами официальной Церкви.
Р’ конце IV РІ. манихеи появились РІ Испании, столетием позже — РІ Византии, РіРґРµ РёС… называли павликианами. Однако жестокие гонения заставили манихеев уйти РІ подполье. Несколько веков спустя РѕРЅРё РІРЅРѕРІСЊ вышли РЅР° свет РІ Болгарии Рё Чехии. Там РѕРЅРё приняли РёРјСЏ богомилов. Р’ XI РІ. проповедники СЃ востока принесли манихейскую ересь РІ Ломбардию, Аквитанию, Прованс Рё Лангедок, оттуда идеи катаров («чистых») проникли РІ Орлеан Рё Фландрию.
К XII в. в Европе сформировалась иерархия катаров: они имели своих епископов и даже папу, резиденция которого находилась где-то в Боснии. Проповедников катаров называли ткачами, т.к. именно эту профессию чаще всего избирали они для натурализации на новом месте. Их можно было узнать по бледным лицам, изможденному виду и глазам, горящим особым светом. Это были «совершенные» — учителя, подвижники веры, основной заповедью которых являлся запрет проливать чью-либо кровь.
Иерархи Католической церкви забили тревогу: целые области Европы выходили из под контроля Рима из-за секты, проповедовавшей какой-то не вполне христианский аскетизм. Самым страшным казался покров тайны, окружавший еретиков: «Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны» — гласил кодекс чести катаров. Доверенный сотрудник папы римского Иннокентия III Доминик Гусман отправился в Лангедок, чтобы личным примером укрепить авторитет Католической церкви — и начисто проиграл «совершенным» соревнование в аскетизме и красноречии. Озлобленный неудачей, Доминик доложил своему патрону, что страшную ересь катаров можно сломить только военной силой, и вопрос о вторжении крестоносцев в Лангедок был решен. Этот недостойный поступок, однако, не помешал канонизации Доминика.

Аквитания, Лангедок, Прованс вЂ” РІ то время это были самые цветущие Рё культурные области Европы, резко выделявшиеся РЅР° фоне всеобщего фанатизма Рё невежества. Здесь появились первые певцы любви — трубадуры Рё менестрели, звания которых добивались самые знатные вельможи. Герцоги Аквитании Рё графы Пуату вставали СЃ трона, чтобы встретить «короля поэтов» — трубадура Бертрана РґРµ Вентадорн, простолюдина, сына то ли пекаря, то ли истопника. Здесь родился воспетый РІ рыцарских романах культ Прекрасной Дамы, лицезрея которую (опасный для официальной религии прецедент!) герой испытывал райское блаженство Рё СЂСЏРґРѕРј СЃ которой РЅРµ оставалось места даже для Бога.

Лишь позовите — и помощь подам
Из состраданья к вашим слезам!
Платы не надо — ни ласк,
                                     РЅРё речей,
Даже обещанных вами ночей, —

обращался к Прекрасной Даме Пейре де Барджак. «Я не думаю, что Любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя», — сказал Арнаут де Марейль. А в старофранцузском «Романе о розе» описан сказочный замок, стены которого увешаны эмблемами, разгадать смысл которых мог только истинный поэт — певец любви. Перед ним и открывались ворота замка.
Наиболее полное отражение рыцарские идеалы получили в романах Кретьена де Труа (жил в Провансе во второй половине XII в.) — «Рыцарь телеги, или Ланселот», «Повесть о Граале, или Персеваль» и другие. Это был пример, страшный своей привлекательностью, и возможность принципиально иного развития западноевропейской цивилизации — без торговли индульгенциями, без инквизиции, без охоты на ведьм и без костров, на которых сожгли Яна Гуса и Джордано Бруно. И вот на эти очаги просвещения и изысканной культуры и двинулись толпы невежественных обскурантов.

Крестоносцы в подавляющем большинстве были людьми неграмотными и понятия не имели о нюансах богословия, но, чтобы заслужить вечное блаженство и прощение всех грехов, они в любое время суток готовы были грабить дома богатых купцов, насиловать беззащитных женщин, убивать детей. Чтобы успокоить совесть честных людей, которые все-таки попадали и в армию Симона де Монфора, катаров, которые проповедовали аскетизм и половое воздержание, обвинили в разврате и совокуплениях с демонами; «совершенных», считавших грехом убийство любого животного (кроме змеи), объявили кровожадными разбойниками и каннибалами...
Куртуазные рыцари, защищавшие Безье, стреляли РёР· баллист РІ кресты, установленные РІ лагере РЎРёРјРѕРЅР° РґРµ Монфора... Это ужасно Рё отвратительно, кто возьмет РІ СЃРІРѕРё СЂСѓРєРё перо, чтобы защищать таких людей?! РќРѕ как же должны были относиться РѕРЅРё Рє символу, РІРѕ РёРјСЏ которого враги жгли РёС… РіРѕСЂРѕРґР°? Ведь Рё свастика вЂ” это всего лишь безобидный солярный знак, известный РјРЅРѕРіРёРµ тысячи лет. Однако РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ голову упрекать советских солдат, которые РІ поверженном Берлине топтали ногами ненавистных «пауков». Где-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ Тибете, возможно, это вызвало Р±С‹ возмущение.

Наш император мнит,
Что всюду он царит,
Король свой трон хранит,
А граф владычит с ним
И с рыцарством своим, —
Поп правит без парада,
Но поп неодолим... —

писал в то время трубадур Пейре Карденаль. «Певцы любви» возглавили движение сопротивления католической экспансии: «Рим! держи ответ, не жди себе прощенья», — такую песнь сложил куртуазный рыцарь Гильом Фигейра. Однако силы были слишком неравными.
До нашего времени дошло жуткое описание штурма альбигойского РіРѕСЂРѕРґР° Безье, которое оставил Цезарий Гейстербахский: «Узнав РёР· возгласов, что там (РІРѕ взятом РіРѕСЂРѕРґРµ) вместе СЃ еретиками находятся Рё православные, РѕРЅРё (РІРѕРёРЅС‹) сказали аббату (Арнольду-РђРјРѕСЂРё, аббату цистерианского монастыря Сито): «Что нам делать, отче? РќРµ умеем РјС‹ отличить добрых РѕС‚ злых». И РІРѕС‚ аббат (Р° также Рё РґСЂСѓРіРёРµ), Р±РѕСЏСЃСЊ, чтобы еретики РёР· страха смерти РЅРµ прикинулись православными, Р° впоследствии опять РЅРµ вернулись Рє своему суеверию, РїРѕ преданию, сказал: «Бейте РёС… всех, РёР±Рѕ Господь признает СЃРІРѕРёС…В». После этого крестоносцы, согнав оставшихся РІ живых горожан Рє церкви Святого Назария, перебили 20 тыс. человек.
Последним оплотом катаров стал замок Монсегюр. Среди его защитников было всего около сотни солдат, остальные были «совершенными» и не имели право сражаться с врагами. Тем не менее 10 тыс. крестоносцев осаждали этот замок целый год. В марте 1244 г. Монсегюр пал, 274 «чистых» взошли на костер, а уцелевшим воинам враги предложили сохранить жизнь, признав Святую Троицу, таинства и папу. Часть из них согласились, но некий монах велел привести собаку и стал предлагать альбигойцам ударить собаку ножом, чтобы доказать истинность отречения. Никто из них не пролил крови невинного существа, и все они были повешены...
Почти 50 лет свирепствовали на альбигойской земле крестоносцы. За это время цветущие города превратились в прах, поля заросли травой и лесом, поэты и ученые были повешены либо сожжены на кострах. Последний очаг культуры погас, и Европа на долгие десятилетия погрузилась в мрак невежества, рассеянный лишь в эпоху Возрождения.

Валерий РЫЖОВ

TopList